Китайский синдикат

       Из-за нарастания противостояния между Китаем и США, которое вовлекает в себя другие страны, резко возрос интерес к устройству китайского общества. С одной стороны у власти в Китае стоит компартия, которая провозглашает построение социализма, с другой стороны Китай  интегрирован в мировую капиталистическую систему и имеет значительный частный сектор в своей экономике. Подобное сочетание противоречивых свойств вызвало в левой среде две противоположных точки зрения на Китай.
       Согласно первой точке зрения в Китае строится социализм, а наличие частного сектора является временной мерой для увеличения благосостояния общества. После того как частный сектор сыграет свою роль в развитии экономики, то он будет ликвидирован. (Эта точка зрения близка официальной доктрине КПК)
       Вторая точка зрения заключается в том, что Китай является типичной капиталистической страной, а власть компартии является лишь ширмой скрывающей реальную ситуацию господства буржуазии. Поэтому увеличение могущества Китая и его противостояние с США представляет собой схватку молодого империалистического хищника с гегемоном капиталистической системы.
       Обе этих точки зрения являются ошибочными в силу своей однобокости и не учета всех сторон созданной в Китае социальной системы.
После захвата КПК власти после победы в гражданской войне руководство партии решило создать в Китае социально-экономическую структуру сверхкорпорации (реальный социализм) по образцу СССР. Благодаря ей КПК надеялось повторить успех Советского Союза по переходу к индустриальному обществу, но этом пути Китай ждал провал. Причинами неудачи стали неспособность китайского руководства выстроить директивное планирование экономики и регулярные авантюрные политические компании, инициируемые Мао Цзэдуном, которые дестабилизировали управление страной. Поэтому после смерти Мао Цзэдуна из-за дискредитации прежней политики, которая привела к серьезному общественному кризису, перед китайским руководством встал вопрос о необходимости выбора нового пути развития страны.
С этой целью в ходе реформ Дэн Сяопина начался демонтаж единой социально-экономической системы сверхкорпорации.  Государственные предприятия получили хозяйственную самостоятельность и стали действовать в рамках рыночной экономики. Был также образован частный сектор, который со временем стал все более расширяться. Конечно, государство сохранило за собой командные высоты в экономике, но методы регулирования экономики, немногим отличаются от способов управления, применяющихся при госкапитализме. Если принять во внимание только эти факты, то действительно складывается впечатление, что Китай стал типичной капиталистической страной пусть и с большим государственным сектором и значительным вмешательством государства в экономические процессы. Вот только госкапитализм является довольно нестабильной системой из-за стремления буржуазии сбросить с себя любые ограничения со стороны государства. Госкапитализм возникал обычно из-за серьезного кризиса общества вызванного либо социальными противоречиями, либо военным конфликтом. Как только кризис разрешался, то чрезвычайные меры государства отменялись, а буржуазия вновь возвращала себе полный контроль над обществом. Между тем созданная в Китае социально-экономическая система просуществовала уже сорок лет, что доказывает её отличие от обычного госкапитализма. Кроме того несмотря на наличие крупного частного капитала КПК не допускает его вмешательства в политическую сферу жизни общества. Любая подобная попытка немедленно пресекается с печальным исходом для такого капиталиста. Это означает, что китайская буржуазия находится под полным контролем партийной бюрократии. Из-за этого некоторые левые аналитики считают существующую в Китае социальную систему чем-то вроде затянувшегося НЭПа, когда ВКП(б), в силу невозможности сразу перейти к индустриальному обществу в условиях господства аграрного способа производства, была вынуждена допустить существование частного сектора и рыночных отношений. Эта гипотеза близка к первой точке зрения в левом движении на существующую китайскую социальную систему.  Вот только в период НЭПа хотя и существовал частный сектор, но там не было крупного частного капитала, а социально-экономическая  система носила переходный характер, что означает ошибочность данной теории. Из всех этих фактов можно сделать однозначный вывод, что  китайская  социальная система является новым общественным устройством.
       Предпосылками возникновения нового социального устройства индустриального общества стали: трансформация социального кластера «сверхкорпорация», господствующее положение корпораций в экономике к концу 20 века, китайская историческая традиция, мировой политический расклад сил, процесс глобализации в мире.
       Успешная трансформация сверхкорпорации в новую социально-экономическую систему в Китае была осуществлена в ходе постепенных плановых изменений. Каждое изменение проверялось сначала на практике в низовых структурах и только затем распространялось на всю страну. Решающую роль в этом плановом демонтаже сыграло КПК, которая контролировало процесс трансформации, чтобы не допустить возникновения неуправляемых процессов грозивших погрузить общество в хаос. При этом, так как переход осуществлялся от полностью государственной экономики, то КПК получила возможность сохранять за государством те рычаги влияния, которые давали возможность управлять развитием экономики в нужном направлении.
Определяющим фактором становления новой модели стало превалирование в мировой экономике корпораций. Если в 19-нач. 20 века мелкое частное производство играло огромную роль в экономике и социальной структуре общества, то к концу 20 века корпорации являются квинтэссенцией современной экономики. Поэтому китайскому руководству с помощью опосредованного управления удалось не потерять контроль над экономическим развитием, так как контроль над экономическими объединениями гораздо проще осуществлять, чем за миллионами мелких хозяйств.
       Важнейшим фактором создания нового социального строя стала китайская культурная традиция. Китай сотни лет развивался в рамках кластера социостазиса (один из видов социально-экономического устройства традиционного общества). В его рамках бюрократия приобрела имидж лучшей части общества заботящейся обо всех младших членах семьи-общества согласно идеологии конфуцианства.  Поэтому после прихода к власти КПК,  вновь сформированную бюрократию население стало воспринимать, как продолжение традиции управления Китаем просвещенными учеными-бюрократами, которые обладают видением пути развития государства. Главное же сама китайская номенклатура, обладая высоким престижем в обществе, не соблазнилась (при переходе к рыночной экономике) возможностью присвоения государственной собственности, как это, к сожалению, произошло в России. В результате КПК не только сохранила власть, но и стала стержнем новой социально-экономической системы.
       Благоприятным фактором для развития Китая в рамках мировой капиталистической системы стало использование КПК  политического противостояния между сверхдержавами. На первом этапе, когда сохранялось противостояние СССР и США китайское руководство осуществило раскол социалистического лагеря под предлогом отступления советской элиты от идеалов коммунизма. (В какой-то степени Мао Дзедун был прав в этом отношении, но в дальнейшем при Дэн Сяопине китайское руководство также занялось ревизионизмом.)  При этом Китай все больше сближался с США и проявлял враждебность к СССР, что привело к заключению негласной сделки между США и Китаем.  Китай выбросил на мировой рынок свою дешевую рабочую силу, которую стал использовать Запад для увеличения прибылей корпораций, ослабления рабочего движения в странах метрополии, давления на СССР. После распада СССР сделка продолжала действовать, что позволило Китаю привлечь капитал из стран золотого миллиарда. открытые  рынки Запада обеспечили огромный поток дохода, заинтересованность Запада в Китае, как мировой фабрике дало возможность китайским корпорациям постепенно заимствовать технологии производства. Все это обеспечило феноменальный экономический взлет Китая.
       Закрепил взлет Китая процесс глобализации, который осуществлялся Западом для увековечивания своего господства. Его конечным итогом стало бы превращение Запада в вечную метрополию. Вот только открытие  рынков стран периферии в рамках навязываемой политики  неолиберализма позволило также и Китаю войти на них со своими товарами. В результате китайские товары стали конкурировать с западной продукцией, а в последние годы даже вытеснять их с рынков стран периферии. Это означало не только крах политики Запада по выстраиванию иерархии стран в рамках разделения труда, но и поставило под угрозу его статус центра капиталистической системы. Отсюда все возрастающая враждебность Запада по отношению к Китаю, которая неизбежно приведет к конфликту.
       Все эти факторы в совокупности способствовали формированию новой социальной системы. Её основными свойствами стали: превращение КПК в центр управления экономического развития страны, гегемония в рамках данного социального устройства бюрократии, создание динамичного социального баланса.
       После демонтажа сверхкорпорации (социально-экономического треста, который как каждая корпорация управляется директивными методами) перед КПК встала проблема управления самостоятельными экономическими субъектами. Перед обычными капиталистическими странами в силу превалирования над интересами общества эгоистических интересов буржуазии регулярно возникает проблема её деструктивной деятельности. В странах периферии это выражается в формировании компрадорской буржуазии, которая становится помощником грабежа своего народа со стороны стран центра капиталистической системы.  В странах центра буржуазия из-за стремления снизить издержки переводит промышленность в другие страны, что привело во время глобализации к запуску процесса деиндустриализации Запада. Для недопущения развития подобных негативных процессов КПК превратилась в единый центр регулирования экономики. В результате возникла децентрализованная экономическая система с единым управляющим центром, то есть китайская система фактически приняла форму синдиката. Такое устройство общества в виде экономического синдиката позволило Китаю направлять развитие частного сектора на благо обществу и пресекать попытки капиталистов продвигать свои эгоистические интересы.
       В рамках синдиката особое значение в социальном плане сохранила партийно-государственная бюрократия. Конечно в отличие от сверхкорпорации, из-за децентрализации экономики,  партбюрократия утратила часть власти. Тем не менее, она осталась ведущей частью общества, то есть осуществляет свою гегемонию над всеми слоями общества в отличие от обычной капиталистической страны. Буржуазия хотя и обладает властью над частью экономики, но не обладает полной свободой по распоряжению собственностью и возможностью навязывать свои интересы государству. В результате образовалась социальная система, напоминающая социостазис, но образовавшаяся на основе нового способа производства в рамках  индустриального общества.
       Отличительной особенностью современного социального устройства Китая стало создание динамичного социального баланса, который стал нужен из-за быстрого развития производительных сил на протяжении двух последних веков. В таких условиях выигрывает та страна, которая наиболее быстро развивает промышленное производство.
Это диктует совершенно другое поведение бюрократии в отличие от социостазиса, где аграрный способ производства приводил к формированию консервативного баланса. В его рамках бюрократия сдерживала аристократию и контролировала крестьянство. Если аристократия захватывала много земли или разрастался частный сектор, то это приводило Китай к социальному кризису, который заканчивался массовыми крестьянскими восстаниями или вторжением кочевников. Поэтому бюрократия всячески старалась поддерживать социальную стабильность в обществе. Обратной стороной этой стабильности было крайне медленное развитие общества, что привело к отставанию Китая от Запада.
В рамках современного общества китайская бюрократия вынуждена не сдерживать развитие частного сектора, а направлять его для ускоренного развития экономики. При этом бюрократия должна контролировать, как буржуазию, так и наемных работников для предотвращения дестабилизации системы. В этом заключается слабое место социальной системы Китая. Без КПК как единого управляющего центра общества вся социально-экономическая конструкция синдиката рухнет, так как партийная бюрократия управляет многими процессами без законодательного оформления в «ручном режиме». Поэтому при попытке демократизации общества Китай может превратиться либо в типичное капиталистическое общество с господством буржуазии, либо ввергнуться в тяжелый социально-политический кризис с угрозой распада страны.
       Подводя итог можно констатировать, что в Китае в ходе демонтажа корпорацизма  (реального социализма) была создана новая социальная система. Переход от государственного треста (единой фабрики по Ленину) к децентрализованной экономике с формированием частного сектора в Китае привел к созданию синдиката, где корпорации находятся под контролем КПК. Эта социальная система в условиях глобального рынка и использования дешевой рабочей силы позволила Китаю стать первой экономикой мира, что привело к краху проект создания вечной метрополии Запада. Реакцией Запада на это стала усиливающееся противостояние с Китаем, которое неизбежно приведет, после череды конфликтов, к распаду мирового рынка на зоны влияния великих держав.


Рецензии