Ермак и Владимир

  (ст."Ермак Тимофеевич.Племянник князя Владимира,безрассудный и молодой бога-тырь",Сокол-корабль,20240 "Ермак Тимофеевич известен как герой,расширивший гра-ницы Рос-сии.Но на самом деле он ещё и является героем русского эпоса– былин.И сегодня мы ознакомимся с образом былинного Ермака и увидим,чем он отличается от историческо-го.Исторический Ермак Тимофеевич.Начнем с коротенькой исторической справки – Ермак Тимофеевич казачий атаман и герой Ливонской войны, был приглашен уральскими промышленниками Строгановыми охранять их предприятия от постоянных набегов сибирских татар хана Кучума. Однако, только защищаться было не с руки – русское государство было готово расширяться на восток, роду Строгановых были нужны новые барыши, а казаки хотели стяжать боевую славу и добыть дорогой хабар. С заинтересованности всех причастных и начался сибирский поход Ермака.Поход шел с 1581 по 1585 г.– сибирские улусы и города покорялись отряду казака,станови-лись «русскими подданными» и начинали выплачивать ясак(натуральный налог,кото-рый Россия собирала с сибирских и северных народов преимущественно пушниной).
Закончился поход вместе с гибелью своего предводителя.6 Августа 1585 г.под покр-овом ночи, пока казаки крепко спали на берегу в устье реки Вагай, хан Кучум со своим войском налетел на дружину Ермака в которой к тому моменту было всего 50 человек. Согласно легенде, описывающей те события, Ермак пытался спастись– для этого ему нужно было доплыть до стоящих на реке стругов. Однако подарок царя– две тяжелые кольчуги потянули казака на дно.И,как поется в известной народной песне:«На камне надпись– в Иртыше глубоком,Ермак могучий,непробудно спит…».Был-инный Ермак Тимофеевич, отличия исторического Ермака от былинного.В былинах Ермак не называется казачьим атаманом или покорителем Сибири.Он молодой богат-ырь,часто описывается почти ребенком.Встречается Ермак Тимофеевич в единственной былине,которая существует в нескольких вариантах «Илья Муромец,Ермак и Калин-царь».И в этой былине происходит противопоставление мудрости и опыта старого богатыря Ильи Муромца и безрассудства молодого Ермака.Самого Ермака былины называют племянником князя Владимира:
«Ай же ты, любимый мой племянничек,
Молодой Ермак Тимофеевич!
Не дам тебе прощеньица-благословения
Повыехать в раздольице чисто поле,
Поотведать силушки поганого:
Ты, Ермак, младешенек,
Младешенек, Ермак, глупешенек.
Молодой Ермак, ты лет двенадцати,
 На добром коне-то ты не езживал,
В кованом седле ты не сиживал,
Да и палицы в руках не держивал;
Ты не знаешь сноровки богатырской:
Тебя побьет литва поганая;
И не будет-то у нас богатыря,
То нам не на кого будет понадеяться».     Текст былины взят из сборника Рыбникова (песнь № 7).Увы, уговоры князя не убеждают молодого богатыря и он всё равно отправляется в чистое поле на сражение с литвой. Литвой в былинах часто называют вообще вражеское войско или государство, такая седая древность на редкость хорошо сохраняется в фольклоре.В слепой ярости к врагу Ермак сокрушает полки поганых целые сутки без отдыха, дважды другие богатыри пытались остановить его фразой «Ты Ермак позавтракал, дай нам теперь пообедать», но молодой герой просто не обращал на них внимания.Лишь на третий раз, когда уже лично Илья Муромец приехал остановить героя, Ермак всё-таки заканчивает сражаться. И в этот момент его молодое разгоряченное сердце не выдерживает и лопается от перенапряжения.И это единственное, что связывает исторического и былинного Ермака Тимофеевича – они оба находят конец своего пути в неравном сражении.В мировом фольклоре есть много примеров схожих сюжетов. Один из них история Ахилла и Патрокла, когда молодой герой заменяет собой более старого и терпит поражение.Заканчивается былина победой богатырской дружины и местью за Ермака:
Тут старый казак Илья Муромец
Ехал он на Скат-гору высокую,
Брал свою дружинушку хоробрую,
Двенадцать богатырей без единого,
Сам-то Илья во двенадцатых.
Поехали раздольем чистым полем:
От них литва поганая в побег пошла."
   
  (ст."Романтика и любовь в былинах.Богатырки и поляницы берут всё в свои руки!" ,Сокол-корабль,2024) "Даже удалые поляницы хотят услышать,что их любят.В суровых былинах о подвигах богатырей,казалось бы,откуда взяться романтике и любви? Одн-ако она там есть и такое прекрасное чувство как любовь вовсе не чуждо героям др-евних песен.И так,вашему вниманию предоставляется 3 самых романтических моментов из былин.Современные мужчины довольно скупы на чувства, часто заветное «я тебя люблю» из них приходится просто вытягивать клещами. И вы будете удивлены, но и в древних сюжетах чаще всего романтические действия и инициативу проявляют… красавицы-богатырки.1. Как Настасья Микулишна на себе Добрыню женила.И так, с точки зрения Добрыни происходит жаркий бой с великаншей – он атакует её и так, и эдак, даже выламывает с корнем столетний дуб, чтобы удостовериться в том, что он всё ещё «в силе». Но не смотря на все старания, удалой полянице всё нипочем, только почесывает места, куда наносит удары Добрыня, да задумчиво произносит – «Да, русские комарики сегодня часто покусывают…»А потом и вовсе ловит «комара» и запихивает в кожаный мешок на своем седле. Лишь благодаря своему коню, который протестует и отказывается везти двух могучих богатырей, она понимает, кого на самом деле поймала. Она достает боевой трофей из мешка и… влюбляется в Добрыню с первого взгляда! Если это не романтично,то я уже не знаю, что тогда.2. Василиса Микулична и её намеки Ставру Годиновичу.Как минимум по советской мультипликаци-онной экранизации многие знакомы с былиной о богатырке Василисе Микулишне,кото-рая спасла своего мужа из погребов осерчавшего Князя Владимира.Ради возлюблен-ного она остригла свои прекрасные волосы,нарядилась в мужское платье и выполняла сложные задания,которые ставил перед ней князь.Она боролась с богатырями и побе-дила,оказалась лучшей по стрельбе из лука во всем стольном граде и даже переиг-рала в шахматы самого хитреца Владимира.Однако по мужу она уже успела соскучи-ться и как только Ставра выводят из темницы перед её ясные очи она сразу же(ос-таваясь всё ещё замаскированной под ордынского посла) начинает делать мужу любо-вные намеки:
«Ты помнишь ли, Ставер, да памятуешь ли,
Мы ведь вместе с тобой в грамоты учились:
Моя была чернильница серебряная,
А твое было перо позолочено?
А я-то помакивал тогда-всегда,
А ты-то помакивал всегда-всегда?»     3. Как Забава Путятична сама себя просватала.Один из самых, наверное,романтичных и мирных былинных сюжетов повес-твует о том,как на своем корабле к племяннице князя Владимира приехал красавец-жених – Соловей Будимирович.Он привез множество даров, чтобы умаслить князя, а чтобы произвести впечатление на невесту – за ночь выстроил в её вишневом саду три терема с золотыми маковками. Забава Путятична отправилась осматривать терема сама и наткнулась в первом на молящуюся за своего сына матушку Соловья, во втором обнаружила сундуки полные дорогих подарков, а в третьем самого Соловья играющего что-то на гуслях. Для тех времен это наверное было как встретить во дворе того самого парня с гитарой, поэтому Забава моментально влюбляется в молодца и в обход всех обычаев сама предлагает ему взять себя в жены! Соловей удивляется такой решительности, но на предложение не отказывается, хотя и собирался сделать его сам.Конечно, в былинах нет ничего похожего на современную или классическую романтику. Рыцари не декламируют поэмы дамам своего сердца, юноши с лютнями не распевают серенады под балконами, и даже цветов друг другу никто не дарит. Но есть что-то особенное в этой древней романтике, которая не пытается ввести в заблуждение– конечный выбор всё-равно остается за богатыркой."

  (ст."Марья лебедь белая.Самая жестокая ведьма Руси",Сокол-корабль,2023)
"Тихо кипит в котле сонное зелье,на столе лежит маленькая подзорная труба,а на поясе висит бесценная склянка с мёртвой водой– Марья лебедь белая снова готовит-ся к столкновению с ненавистным мужем,которого ей никак не удается победить,но возможно после этой встречи она наконец-то станет честной вдовушкой…В предыдущих статьях мы познакомились с героическими женскими образами русских былин– с Васи-лисой Микулишной,спасшей мужа,с Настасьей Микулишной.Ознакомились и с трагичес-ким образом жены Дуная-Ивановича– Настасьей-королевичной.Но следующая былинная красавица отличается своим коварством,лживостью и волшебным могуществом.Прекрас-ная,но жестокая Марья лебедь белая.Царевна Иного мира.Те,кто придерживаются «ми-фологической» трактовок былинного эпоса видят в Марье отражение богини смерти Мары – такое же имя носят злые духи несущие кошмары из славянской мифологии, а имя Морана или Моржана носят ритуальные куклы, которых сжигают западные славяне, чтобы прогнать зиму. Однако схожесть имен нам не важна, гораздо важнее схожесть образа– Марья лебедь белая несет ужас,и она напрямую связана со смертью.Её родн-ая страна – «корба тёмная, грязь чёрная», то есть тёмный бурелом и болота.Эти места связаны со смертью, с чужим пространством, Иным миром.Народная фантазия населяет болота чертями, ведьмами и другими чудовищами, одна из пословиц нашего народа о болотах звучит так «Было бы болото,а черти найдутся».И отец Марьи здесь царь.Она дочь правителя Иного мира.Ведьма-царевна одарена способностью к оборот-ничеству и по своим владениям она плавает в виде белой лебеди.Марья Лебедь Белая является главным антагонистом в былине о Михайле Потыке,одной из самых больших и сюжетно развитых эпических песнях.Бессмертная колдунья.Став женой Михайло Потыка она берет с него клятву «Если умру раньше тебя,то ты за мной в землю сырую пойд-ешь». Прошло совсем немного времени с того момента, как клятва была дана и Марья умирает. Однако верный муж, спустившись за женой под землю возвращает её с того света с помощью мёртвой воды.В этот момент Марья лебедь белая становится знамен-ита на весь белый свет под прозвищем «бессмертная».И эта смерть и возрождение ещё раз подтверждают её мифологическое родство с потусторонней богиней смерти.
Помимо оборотничества в арсенале колдуньи есть ещё несколько волшебных средств:
1.Марья лебедь белая умеет варить сонное зелье – сон иногда называют малой смертью. И погружать своих врагов в сон любимое средство бессмертной ведьмы. В разных вариантах былины она поит своего мужа сонным зельем по крайней мере три раза.2.Она способна превратить человека в камень – когда Марья лебедь услышала от своего нового любовника отказ убить спящего Михайло Потыка, ведьма взяла жизнь богатыря в свои руки и с помощью колдовства превратила бывшего мужа в кам-ень. Защититься от этого страшного заклятия нельзя – спасти от окаменения может только божественная сила.3.Нечеловеческая красота – последнее в нашем списке, но далеко не последнее в арсенале ведьмы. Обманчивая красота и елейные речи раз за разом заставляют Михайло Потыка забывать о том,что он имеет дело с опасной ведь-мой, которая уже несколько раз травила его и превращала в камень.Лишь помощь другой,искренне любящей девушки,помогает преодолеть этот морок..Однако самым страшным в Марье является её невыносимая жестокость.
Марья лебедь бела, царевична,
Приказывает его да ко стене прибить,
Колотила ему гвозди железные
Во белы руки и в резвы ноги.
И пошла она тут во кузницу,
Хотела она сковать длинный гвоздь,
Забить ему да во белую грудь.    Эта жестокость,коварство,колдовство и делают Марью самой жестокой ведьмой на всей Руси."
  (ст."Почему существа из русской мифологии выглядят скучно?",Сокол-корабль, 2024) "Кажется,будто мифология соседних народов полна невероятных существ–разно-образных химер,полулюдей и многоголовых гидр.А у русских все существа так или иначе похожи на людей– например,леший,лесной хозяин блуждающий по лесу в образе юноши или старичка.Отличить его от других людей можно лишь по приметам– нет од-ного глаза или уха(карнаухий леший)или обе его ноги левые.Потусторонние существа русской мифологии.На самом деле существа низшей мифологии у большинства людей так или иначе человекоподобны.Тут работала простая логика человека традиционной культуры и мифологического мышления– «они нас похожи,но на самом деле совсем другие».Люди не живут в лесу или в реке– люди живут за высокими оградами в своих домах.Порог дома– граница между своим миром и миром других людей.Городские воро-та– и вовсе портал в потусторонний мир,где нужно быть особенно осторожным,чтобы не попасться в лапы нечисти.Однако даже там нас чаще всего ждут люди,просто «ин-ые».Например,Русалки– опасные юноши и девушки,голые,с распущенными волосами. Отбиться от них можно просто придав им облик нашего мира– натянуть на них рубаху (часто вывернутую на изнанку)и повязать на поясе кушак.И вот вместо опасной русалки перед нами безопасное,что-то схожее с человеком(так же есть версия,что в более древние времена русалками называли просто духов разных мест,которых зада-бривали подарками).Правда,приводить этих существ домой всё равно нельзя– иное внутри них всё равно возьмет своё.и русский крестьянин взявший в жены летавицу (немую красавицу-вампиршу,которую очень легко спутать с человеком),однажды про-сыпался от мучительного чувства,что кто-то постепенно вытягивает из него жизнь через аккуратную ранку на теле.Создание образов мифологических существ.Конечно, есть исключения – чудовищные змеи, крылатые кони, летающие огненные шары.Но где же захватывающие и будоражащие воображение образы? Где кентавры,минотавр,сатиры , тролли,йотуны?Ведь они так отличаются от людей.Но на самом деле нет– человече-ское воображение,конечно,может совместить элементы животного и человека,порож-дая чудовищ и химер,но чаще всего мифологические существа либо антропоморфны, либо зооморфны.У нас в мифах и эпосе таких существ тоже много– полкан (человек-бык),соловей-разбойник(человек-птица),разнообразные злые змеевичи.Конечно,их часто изображают в виде людей.И мы подходим к основной мысли статьи.Создание визуального образа потусторонних существ чаще всего прерогатива не самого наро-да-носителя эпических и мифологических знаний.А в первую очередь творческих и особенно талантливых людей.Древние статуи,фрески и рельефы изображающие античных чудовищ известны нам именно в таком виде,не потому что у художника или скульпто-ра было четкое описание этих существ.Древние мифы и эпосы,на самом деле,очень скупы на портретные или детальные описания.А потому что мифы и легенды будораж-или его воображение,вдохновили создать именно такой визуальный образ кентавра, цербера,минотавра.До 19 в.сонмы троллей и цвергов скандинавской мифологии описы-вались как наши лешие- немного другие люди.И лишь благодаря мастерам-иллюстра-торам эти существа вошли в современную культуру в своих узнаваемых образах.А у нас нет таких ярких и интересных внешне существ,просто потому,что никто из худо-жников не взял на себя ответственность создать этот образ,на который сказки и былины только намекают.И вот человек-птица Соловей-разбойник превращается просто в человека,который зачем-то сидит в гнезде на дереве.Тугарин Змей,превращается в обычного обжору,а не в жуткого человека-змея.Однако постепенно всё меняется и наши чудовища приобретают собственное узнаваемое лицо благодаря работам соврем-енных художников.Попсуев,Гилев и многие другие.А вот что бросает тень и уводит русскую мифологию в сторону маргинализации,подальше от популярности– работы худ-ожников,рисующих иллюстрации к сомнительным произведениям нью-эйдж учений.Русы, сражающиеся с инопланетными ящерами на гигантских космических кораблях это не то,что ожидают люди от былин и мифов.Русская культура и без этих выдумок богата и интересна,но чтобы она стала популярной нужно прикладывать усилия."

  (ст."Марина Игнатьевна.Древнерусская ведьма и жрица любви",Сокол-корабль,2023) "Приятно трещат поленья в камине,на столах стоят золотые чаши с хмельными напит-ками,и всюду горят яркие свечи.Юноши и девушки забыв обо всем на свете милуются между собой,а в центре хором,приобняв одной рукой Змея,восседает хозяйка этого «храма страсти»,ведьма Марина Игнатьевна.Завистники и враги называют её пренеб-режительно– Маринка.Одиннадцать раз верные князю богатыри пытались изгнать её из города и каждый раз Маринка страшно расправлялась с молодцами…В предыдущей ста-тье мы познакомились с другой могущественной и опасной древнерусской ведьмой–Ма-рьей Лебедью Белой.Но эта былинная ведьма является полной противоположностью же-стокой Лебеди,она отнюдь не жестока,а вполне себе любвеобильна.Жрица забытого бога.Мифологическая трактовка былинного эпоса говорит о том, что Маринка может являться олицетворением славянской богини смерти Мары. Однако прекрасные хоромы Маринки с разукрашенными витражными окнами и лежащими всюду мягкими пуховыми перинами намекают нам,что Маринка связана не со смертью,а с любовью.Она жрица любви,служащая божеству,которое никогда не называется напрямую.В былине,которая претерпела христианское влияние известно только то,что Маринка «знается с нечи-стым».Её роскошный языческий храм находился в самой столице Руси.На загадочной «улице Игнатьевской,переулке Маринкином»(у советской поэтессы Марины Цветаевой есть великолепная поэма-сказка,как раз посвященная ведьме Маринке «Переулочки»). И это не привычный для славянских ведьм маленький домик на курьих ножках,это по-ражающее своей красотой здание:
У той у ведьмы Маринки у Игнатьевной
Хорошо ли терема были раскрашены,
У ней терем-от со теремом свивается,
Серебром, жемчугом пересыпается.              Марина Игнатьевна является главным антагонистом в былине «Добрыня Никитич и Маринка»,одной из самых древних и напо-лненной мифологическими элементами эпической песне.Оборотень, сводящая мужчин с умаК моменту начала былины, Маринка уже успела прославиться на всю Русь тем, что она кружит молодцам буйные головы и те загадочно исчезают.И благочестивым бога-тырям теперь говорят держаться от её дома подальше.Однако мало кого это останав-ливает, на «вечерки» и вечеринки к Маринке приходят многие юноши и девушки.Сама Марина проводит вечера в компании Змея, или богатыря-Змеевича, в некоторых вариантах былины её любовника называют просто «нечистый».Однако и без своего грозного друга в арсенале ведьмы есть множество колдовских средств: Маринка Игнатьевна может превратить человека в быка – неудавшихся героев, которые пытаются изгнать ведьму из города, ждет одна незавидная судьба. Маринка навсегда превращает человека в животное, которое становится частью её стада. Собирает коллекцию из проклятых богатырей и для красивого числа 12 ей не хватало только Добрыни.Она способна приворожить к себе любого мужчину – когда Добрыня не поддается на женские чары Маринки, та срезает ножом следы богатыря и сжигает их в печи, произнося слова заговора-заклинания:
«Сколь жарко дрова разгораются
Со темя следы молодецкими,
Разгоралось бы сердце молодецкое
Как у молода Добрынюшки Никитьевича.
А и Божья крепко, вражья;то лепко»           Оборотничество– помимо того,чтобы превращать других людей в животных,ведьма Маринка и сама свободно меняет личины. Она способна превращаться в птиц и змей и пользуется этой магией,чтобы сбежать от опасности.Например,от другой ведьмы.Маринке не страшны богатыри,и единстве-нная угроза для неё– кто-то более ведающий в колдовстве.Скорее всего,хоромы Мар-инки были последним мифическим пристанищем язычества в столице древней Руси.
Молода Марина Игнатьевна!
У тебя в высоких хороших теремах
Нету Спасова образа,
Некому у тя помолитися,
Не за что стенам поклонитися…      И двенадцатый посетивший эти хоромы богатырь, пусть и не своими руками,но разрушил этот языческий храм."

  (ст."Русские сохранили то, что не смогли "культурные" европейцы. Традиционный русский эпос и сказительство",Сокол-корабль,2023) "У большинства европейских народов эпос сохранился исключительно в зафиксированных памятниках,эти эпосы находятся где-то между устной традицией и литературой.Древнегреческая «Илиада» и «Одиссея»,французские и испанские песни о рыцарях и их подвигах,скандинавская «Старшая Эдда» и германская «Песнь о Нибелунгах».Всё это известно нам из книг и мы не знаем,как эти народы пели свои эпические песни.Испанцы,немцы,французы,исл-андцы.Все эти народы давно утратили знания о том,как жил и бытовал их собствен-ный фольклор.Тогда как эпос русских в момент его открытия учеными активно быто-вал по всему русскому северу.Нашему народу удалось сохранить живые сказитель-ские традиций,а звучащие исполнения былин хранятся в фонограмархивах по всей ст-ране.Как русский народ смог сохранить свой эпос, свои былины?Мир богатырей и змеев,прекрасных княгинь и мудрых ведьм,который казался давно забытым достоянием древних времен,оказался каким-то чудом сохранен в памяти самого народа.Имена князя Владимира,Добрыни,Алёши(Александра)Поповича,известные просвещенным и гра-мотным людям из летописей и других письменных текстов,оказались хорошо известны крестьянам, которые на протяжении бесчисленных лет передавали друг другу песни о своем великом эпическом прошлом.Каким же образом русскому народу удалось сохран-ить то,что другими европейскими народами было давно утрачено?Русский север оказ-ался благодатным для этого местом– соседство с многими другими народами созда-вало постоянное напряжение,которое вылилось в активное этническое самоутверж-дение(в одной деревне Олонецкой губернии,например,могли жить карелы и русские,и культурный обмен можно проследить в песнях,сказках,но в эпосе– никогда),которое и выступило своеобразным консерватором эпической традиции.Но были и другие при-чины сохранения былин– здесь почти отсутствовало крепостное право,довлеющее над крестьянами центральной России,сохранились древние общинные устои(жизнь северно-го крестьянина в XIX в.имело не так много кардинальных отличий от жизни кресть-янина в той же местности в XV,а может даже и в X веке).Способствовала сохранению эпоса и особая духовная культура– многие крестьяне севера были старообрядцами, для которых характерно чуткое и уважительное отношение к «старине».Былины– еди-нственный жанр песен, которые,помимо духовных стихов,можно было услышать в крес-тьянских домах в среду и пятницу(которые считались постными днями)и во время це-рковных постов.Исполнение лирических и веселых скорых песен считалось грехом в эти дни.Хотя в отличие от других русских народных песен, для которых характерно исполнение хором русский эпос был достоянием отдельным личностей– сказителей. Держащие в своей памяти сотни стихов (А иногда и всю тысячу),талантливые мужчины и женщины раз за разом воссоздавали в своем пении эпический мир,в который они погружали окружающих себя людей. Былины звучали во время промыслов морского зверя на берегу моря, на совместных работах по плетению сетей или длительных морских плаваниях. Звучали они иногда и на вечеринках и беседах.Знание былин являлось показателем грамотности среди крестьян.И сказители старались не упус-кать возможность поделиться этим знанием,воссоздать в песне правду нашего прошл-ого.Сказать старину стародавнюю."
  (ст."Герои древней Руси для детей.Знакомим ребенка с национальными героями древности.Обзор книги с прекрасными иллюстрациями",Сокол-корабль,2023) "Как выз-вать у ребенка интерес к истории родной страны? Думаю,что один из лучших способ-ов– почитать ему вслух занимательную книгу с яркими картинками.Конечно же,никто никогда не будет читать своему чаду «Повесть временных лет» или оригинальные записи былин.Но тут на помощь приходят книги с художественными пересказами древ-них сюжетов.И одной из таких книг является «Герои Древней Руси для детей» изда-тельства АСТ(от неизвестной мне редакции «Вилли Винки»).Книга состоит из 3 бол-ьших разделов – Герои былинные, Герои народные (по мотивам «Повести временных лет») и Герои сказочные.Все тексты даны в пересказах Леонида Львовича Яхнина, известного мастера пересказов. Он стал известен благодаря пересказам на русском языке сказок разных народов – сербов, македонян, немцев и других. И на этот раз он взялся пересказать русские былины и летописные легенды.Скажу сразу– получи-лось неоднозначно.А за иллюстрации и оформление книги взялась современная худож-ница Анастасия(Крапива)Кардашова,которая до этого не была даже знакома с больш-инством представленных в книге сюжетов и произведений.Однако,ознакомившись,сражу же тонко почувствовала и былинную гиперболизацию и патриотическую идею летописи и создала великолепные иллюстрации,которые перекрывают некоторые странности пер-есказов.Герои былинные.Русские былины.Их сюжеты способны занять не только ребен-ка,но и взрослого– героические подвиги русских героев,их веселые приключения и сражения с ужасными чудовищами.Былинные сюжеты отличаются цельностью и при чтен-ии книги «Герои Древней Руси» иногда возникает ощущение,что Леонид Яхнин слишком уж привык пересказывать сказки с их иногда рваным повествованием и вставными эп-изодами,которые могут вполне свободно появляться и исчезать в сказочных сюжетах. Возможно,пересказчик не совсем внимательно углубился в материал.Например,в пере-сказе былины «Добрыня и Змей Горыныч»,он зачем-то заменил племянницу,князя,кото-рую похищает Змей,Забаву Путятичну на невесту Добрыни Купавну(кто это и куда де-лать Настасья Микулична,жена Добрыни из былин,ответа не будет).При этом в сере-дине сюжета Добрыня встречается с неизвестной поляницей,которая его побеждает(в былинах этот сюжет как раз и является моментом знакомства Добрыни со своей нев-естой)и проигравший в бою богатырь просто сбегает от неизвестной великанши.Ни к селу,ни к городу этот фрагмент.Возможно,было бы лучше не смешивать эти два прик-лючения в одно?К странностям этого раздела можно отнести и названия сюжетов.Вме-сто узнаваемых и известных «Добрыня и Змей»,«Михайло Потык»,«Алёша Попович и Ту-гарин» мы видим загадочные «Купавна и Змей»,«Лебедь белая– золотое перо»,«Кали-ка перехожий».Испугались,что древние сказители предъявят авторские права на кла-ссические названия?Герои народные.В этом разделе идут пересказы наиболее интер-есных по мнению составителей книги сюжетов из «Повести временных лет»- древнего летописного памятника,в котором собраны исторические легенды о древнерусском го-сударстве.При прочтении возникло ощущение,что пересказчик немного растерялся– с одной стороны нужно сделать пересказ занимательным и интересным в первую очередь для детей,с другой стороны нужно уважительно отнестись к первоисточнику,наша ис-тория всё-таки.А получилось,как получилось– часть легенд,например «Кисельные ко-лодцы Пересмеха» и «Кожемяка и печенежин» пересказаны остроумно,интересно,ребен-ок слушает с интересом и самому читать приятно.А вот «Книги и меч» и «Вражья ловушка и клятва Мономаха» представляют собой сухие пересказы текстов летописи современным языком,такое неинтересно ни слушать,ни читать.Однако находится в этом разделе и подлинных шедевр,в котором была тонко прочувствована идея произ-ведения.Это стихотворный пересказ былины «Авдотья Рязаночка»(почему она попала в этот раздел,а не в былинные герои вопрос отдельный).Ответ Авдотьи на вопрос хана ,кого она хочет спасти– мужа,сына или брата,хочется положить на музыку:
Любимого даст милосердный наш Бог.
Будет муж и родится малютка сынок.
Но останусь навек сироткою я,
Если сгинет мой братец, кровинка моя.   Всё это произведение пробирает до костей ,хотя я и не уверен,что оно подходит для маленьких детей.С другой стороны кончи-лось ведь всё хорошо и спасены были все.Герои сказочные.Очень маленький раздел по сравнению с остальными.Тут упомянут всего один герой из лубочных русских ска-зок– Еруслан Лазаревич.Хотя казалось бы– есть где разгуляться.К месту пришлась бы Василиса Премудрая и богатырь Иван Быкович.В этом же разделе коротко написано (буквально в двух предложениях),что когда-то у славян был бог-громовик.А ведь само издательство делало рекламный пост в социальных сетях,что в книге будет в понятной для детей форме дан ответ на вопрос «кто такие Сварог и Даждьбог?» Одн-ако тут же находится подраздел,озаглавленный как «роман-сказка о славном и силь-ном богатыре Бове королевиче и прекрасной княгине Дружневне».И тут мастер пере-сказов сказок развернулся насколько смог– текст сказки живой,интересный,она оче-нь большая и её можно как сериал читать ребенку перед сном в течении нескольких дней.Бова королевич попадает в самые разные приключения– сражается со злыми бог-атырями и их армиями,знакомится с волхвами и принцессами,заводит дружбу с чело-веком-быком Полканом,а в конце возвращает трон,который был отнят у него злым кн-язем Додоном.Тут пересказчик во многом проявил себя как полноценный автор,ведь оригинал– древнерусская лубочная сказка,довольно скупа на подробности.В целом, не смотря на несколько не особо удачных пересказов и странные названия былин,в этой книге есть и прекрасные тексты.А в иллюстрации Крапивы невозможно не влюби-ться.Думаю,для начального ознакомления ребенка с национальными героями нашей др-евности эта книга подходит великолепно."
  (ст."Прорицание вёльвы.Как викинги видели начало и конец мира?",Сокол-корабль, 2023) "Имира плоть стала землей,стали кости горами,небом стал череп холодного турса,а кровь его морем…Источников информации по мифологии древних викингов до нас дошло не так много.Скандинавия начала принимать христианство примерно в то же время,что и Русь и многие потенциальные источники знаний о прошлом были унич-тожены рьяными последователями новой веры.Однако кое-что у нас таки осталось.Ст-аршая Эдда и пророчество вёльвы.Одним из главных источников о скандинавской миф-ологии является «Старшая Эдда»– древнеисландское собрание эпических песен о бог-ах и героях.Именно из этой рукописи нам известно, что мир людей– Мидгард,Локи– хитрец и лучше с ним не шутить,а конец мира называется Рагнарок.И первой песней «Старшей Эдды» является «Прорицание вёльвы».Эта песня состоит из 66 восьмистиший и скорее всего,была сложена скальдами(певцами-поэтами)в X веке,как раз во време-на активной христианизации Скандинавии.И эта песня важнейший источник знаний о видении мифологической истории мира.В песне описывается сотворение мира,первые люди и карлики,первая война между родами богов,и гибель мира– Рагнарок(иногда транскрибируется как Рагнарёк).И рассказчиком этой истории является Вёльва– мог-ущественная женщина,помнящая всё прошлое мира от самого его рождения и видящие его будущее до самого конца.О существовании у германских племен почитаемых жен-щин-провидиц писал ещё древнеримский историк Тацит,и скорее всего эта традиция не прерывалась на протяжении многих столетий.Начало мира в скандинавской мифоло-гииНачинается прорицание Вёльвы с того,что к этой ведающей женщине обращается всеотец Один,стремящийся узнать будущее и вспомнить прошлое.
Внимайте мне все
священные роды,
великие с малыми
Хеймдалля дети!
Один, ты хочешь,
Чтобы я рассказала
О прошлом всех сущих,
О древнем, что помню.     Дальше прорицательница рассказывает о том, как мир был сотворен из тела великана Имира– первосущества.А Асы(так скандинавы называли род богов,обитающий в Асгарде),сидя на тронах могущества дали имена временам суток,
создавали хозяйственные орудия, играли в тавлеи и в этот благодатный век начала времен всё было сделано из золота.

Описываются сотворение первых людей – Аска и Эмблу, что переводится дословно как «Ясень» и «Ива».

Они не дышали,
В них не было духа,
Румянца на лицах,
Тепла и голоса:
Дал Один дыханье,
А Хёнир – дух,
А Лодур – тепло,
И лицам румянец.           Что интересно,люди в «старшей Эдде» часто называются «Детьми Хеймдалля»,хотя это божество не участвовало в создании людей.Да и в цел-ом Хеймдалль является одним из самых загадочных скандинавских богов,о котором известно только то,что он страж богов,рожден от девяти матерей-великанш и именно ему суждено возвестить о начале конца времен звуками своего рога.Конец света в скандинавской мифологии.Дальше в песне описывается конец золотого века. Первая война между Асами и Ванами и их примирение,закончившееся женитьбой Одина и Фригг (владычицы Ванов).Перечисляются мудрые девы норны и валькирии,описываются разные миры и постепенно взгляд Вёльвы из прошлого и настоящего устремляется в будущее – во времена когда начнется Рагнарок.И звучит её страшное предсказание:
Братья начнут
Биться друг с другом,
Родичи близкие
В распрях погибнут,
Тягостно в мире,
Великий блуд,
Век мечей и секир,
Треснут щиты,
Век бурь и волков
До гибели мира,
Щадить человек
Человека не станет         Именно так викинги представляли себе конец света – погаснет солнце и начнется кровопролитное сражение всех со всеми.Со своих цепей срывается волк Фенрир– сын Локи,а сам его отец в окружении великанов(йотунов) и мертвецов плывет на ладье,имя которой Нагльфар.Рагнарок можно перевести как «судьба богов» или «сумерки богов», день, когда им суждено погибнуть вместе со всем миром. Всеотец Один падет в бою с Фенриром, Тор сразит мирового змея, но сам падет от ядовитых ран. Люди и великаны будут падать один за другим, пока все не окажутся у порога царства Хелль.Но, чаще всего в языческом представлении история мира движется по кругу или по спирали, это не уходящая в бесконечность прямая авраамических религий.Конец одного это начало другого.И даже после конца света мир ожидает обновление и новое рождение.
Видит она (Вёльва):
Вздымается снова
Из моря земля,
Зеленея, как прежде,
падают воды,
орел пролетает
Рыбу из волн
Хочет он выловить.
Заколосятся
Хлеба без посева,
Зло станет благом,
Бальдр вернется."
  (ст."5 главных подвигов Добрыни Никитича.Все подвиги русского героя,о которых вы могли не знать",Сокол-корабль,2024) "Добрыня Никитич один из главных героев Владимирского цикла русских былин.Образ этого богатыря монументален и стабилен – он всегда выступает дипломатом и лишь в крайнем случае берется за оружие.Этот могучий богатырь,так или иначе,участвует в большинстве былинных сюжетов на втор-ом плане– он всегда рядом с Ильей Муромцем,его дипломатические способности исп-ользуются в былинах о богатырской заставе и сорока каликах.Однако былин,в кото-рых Добрыня выступает главным героем всего 7,в двух из которых он не совершает никаких подвигов.Давайте же поближе рассмотрим 5 главных деяний Добрыни Никити-ча.)Добрыня Никитич и Змеи.Эта былина так же известна,как «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»,и по своему содержанию её относят к наиболее древним и архаичным произведениям русского эпоса.Сюжет о змееборстве считается одним из первых,соз-данных людьми.Он известен уже в Махабхарате и Эпосе о Гильгамеше.Однако,сохра-няя древнюю основу змееборства,этот сюжет иначе переродился в русской культуре.
Главным оружием Добрыни выступает шапка земли греческой,либо бел-горюч камень Алатырь.Два очевидных религиозных атрибута– православный и языческий соответст-венно.И победа Добрыни над Змеем может трактоваться как победа новой культуры над какой-то древней,неизвестной нам.2)Добрыня Никитич и Василий Казимирович. Менее известная былина.Молодой богатырь Василий Казимирович высказал желание от-везти дань в Золотую Орду,думая,что это будет для него почетный подвиг.Однако быстро понял,что это скорее позорное задание.Помочь молодому богатырю сохранить лицо вызывается наш Добрыня– он клянется,что не Русь повезет дань в Орду,а рус-ские богатыри вернутся из Золотой земли с богатой добычей.В этой былине Добрыня проявляется все свои лучшие богатырские качества– надежность,образованность и силу.Он побеждает ордынского хана во всех испытаниях,которые тот устраивает для богатырей– обыгрывает того в шахматы,обстреливает в стрельбе из лука,показывает свой талант в игре на гуслях и в старом добром поединке на кулаках.И,конечно же, в конце Добрыня и Василий привозят в столицу Руси богатые дары из Орды.3)Пое-динок Добрыни с Ильей Муромцем(Бой Добрыни с Ильей Муромцем).Одно на Руси красн-ое солнышко– один на Руси могучий богатырь.Так говорили сказители про Илью Мур-омца,старого казака.И один из главных подвигов Добрыни,подтверждающих его богат-ырство,является его победа над Ильей Муромцем.Добрыня понимает Илье подняться. Добрыня в былинах предстает хранителем культуры и традиций– а почтение и уваже-ние старших одна из его добродетелей.И Добрыня признает старшинство Ильи,не смо-тря на свою победу.Сражаться с другими русскими богатырями– своеобразное хобби Добрыни.Точно так же он сражался с богатырем Дунаем Ивановичем,но бой остановил Илья Муромец,поэтому неизвестно,кто бы одержал верх.4)Добрыня Никитич и Маринка.
Наиболее яркой и интересным сказанием о Добрыне является былина о том,как злая ведьма Маринка превратила его в быка.Но,даже оказавшись в такой личине,Добрыне удается привлечь внимание своей могучей родственницы– доброй ведьмы,которая в разных вариантах является то тётушкой,то сестрой богатыря.Не в силах справиться с более опытной коллегой по колдовству,злая ведьма Маринка обещает расколдовать Добрыню,если он жениться на ней.И Добрыня обещает повенчаться с ведьмой.Ведьма и не подозревала,что обещания данные нечисти,можно не выполнять.Как только Добрыня был превращен обратно в человека,он расправился с ведьмой.Но не стоит сочувство-вать Маринке– перед этим она выпила кровь и погубила множество других русских богатырей.5) Добрыня и Алёша (Неудачная женитьба Алёши Поповича, Возвращение Добрыни).И ещё один подвиг, отсылающий нас к древнейшим мифологическим сюжетам и современным анекдотам.Муж возвращается из командировки.Одиссей возвращается из похода на Трою и обнаруживает,что его жену уже обложили новые женихи и воздыха-тели.И царь Итаки расправляется с поклонниками своей благоверной.И в русских бы-линах есть такой сюжет.По заданию князя Добрыня отправляется на 12 лет в далекие странствия,а своей жене Настасье Микуличне он наказывает– если не вернусь,може-шь выйти замуж за кого хочешь,кроме Алёши Поповича,он мне крестный брат,наруше-ние традиций получится(по моральным правилам тех времен,это и вовсе инцест).Спу-стя 12 лет Настасья играет свадьбу с Алёшей Поповичем,а не третий день свадеб-ного пира из чистого поля возвращается никем не узнанный Добрыня.Конечно,жена узнает настоящего мужа по его игре на гуслях и на коленях просит у него прощен-ия.Добрыня прощает жену,но не прощает крестного брата– в половине вариантов этой былины Добрыня таки губит Алёшу Поповича."
  (ст."Добрыня Никитич.Вежливый богатырь",Сокол-корабль,2024) "Колпак земли гре-ческой на голове,под седлом– верный богатырский конь,а внимательные,полные мудр-ости глаза устремлены далеко-далеко.Куда на этот раз и с какой задачей пошлет ласковое солнышко Владимир своего верного богатыря? Объявлять войну в качестве грозного посла,или ехать сговариваться о свадьбе в качестве свата? В любом слу-чае,среди богатырей нет никого,кому можно было бы доверить поручение с кем-то договориться или что-то узнать.Ведь Добрыня– вежливый богатырь.Богатырь Добрыня.
Добрыня Никитич является одним из главных и известнейших героев русских былин.В его характере выражены те качества,которые наш народ называл «вежеством» или«ве-жливостью».Он вежлив,дипломатичен,владеет грамотой и игрой на музыкальных инстр-ументах– подобно Садко,Добрыня играет на гуслях:
А и молодой Добрынюшка,
Заиграл в гусельки яровчаты,
Он наигрыши выигрывал хорошие.
Так тут все на пиру прислушались,
Молодые скоморохи призадумались,
«А ведь жили мы, братцы, век по веку,
А такой игры ведь на свете не слыхано,
Да и не белом ещё не видано».     И выполняя задачи Князя или отправляясь на защиту русской земли,он всегда показывает полное превосходство в культуре над литовцами и ордынцами,но и когда дело доходит до боя он проявляет лучшие воин-ские качества:
Сам схватил татарина Добрыня за ноги,
Да как начал он татарином помахивать,
Начал он татар поколачивать,
А он силу бьет так, как траву косит,
А ведь сила в нем не уменьшилась.           Одним из наиболее известных подвигов Добрыни является победа над Змеем Горынычем.И даже этот подвиг,не смотря на то, что кажется типичной победой героя над чудовищем,снова является победой право-славной культуры,над какой-то другой,древней и хаотичной. Подробнее в одной из наших предыдущих статей..Добрыня Никитич существовал в реальности?Считается,что прототипом нашего былинного Добрыни является реальное историческое лицо– дядя князя Владимира Святославича,Добрыня Малкович.Однако в былинах Добрыня не являе-тся дядей Владимира.Само имя Добрыня было очень распространено на Руси и с таким же успехом историческим прототипом можно назвать рязанского воина Добрыню Злат Пояс,а из берестяных грамоток и летописей известно не меньше 100 человек,носив-ших такое имя,среди которых были воеводы,посадники и просто славные витязи.Были-нный Добрыня Никитич– не конкретное историческое лицо,а образ культурного героя, созданный народом.Есть ли у Добрыни слабости?Однако,не смотря на все свои полож-ительные качества,сам Добрыня в былинах может сомневаться в своих силах,сравни-вает себя с другими богатырями.Например,в былине «Добрыня Никитич и Василий Каз-имирович»,наш герой вызывается помочь богатырю Василию Казимировичу заставить ордынского хана платить дань Руси(да,в былинах всё наоборот,не Русь платит Орде, а Орда– Руси).Однако потом он понимает,что взял на себя невыполнимое задание и идёт к своей маме жаловаться,что он к нему совершенно непригоден,на что матушка отвечает:
«Ай же ты чадочко мое любимое,
Молодой Добрынюшка Микитинец!
Если б знала над тобой эту невзгодушку,
Я б не так тебя, несчастного, спородила.
Я бы силушкой тебя спородила
Во того бы в Святогора во богатыря,
Я бы долею-участью тебя спородила,
А во старого казака Илью Муромца,
Красотой бы я тебя спородила
Во ласкового князя во Владимира,
Я бы смелостью тебя спородила
Во того бы во Алёшку Поповича,
Я б походочкой тебя спородила
В того бы Ваську Долгополого,
Я б поездочкой тебя спородила
Во того бы во Михайлу да во Потыка,
Я б богатством тебя спородила
Во того бы во Дюка во Степанова,
Я б прелестием тебя спородила
Во того ль во Чурилушку да во Пленковича
Я бы вежеством в Добрыню во Никитича,
Только эти статьи есть, а других Бог не дал,
Других Бог статьей не дал да не пожаловал».      Однако Добрыня находит в себе силы и с честью выполняет задание.В целом Добрыня является одним из наиболее це-лостных героев наших былин.Его характер остается неизменным даже в былинах,в ко-торых он выполняет второстепенную роль.А второстепенную роль он играет чаще чем другие богатыри,присутствуя почти во всех русских былинах– он всегда находится рядом с Ильей Муромцем на богатырской заставе,помогает Дунаю Ивановичу в его за-даче сосватать невесту Владимиру,именно его посылают,чтобы дипломатично перегов-орить с перехожими каликами или с чужими заезжими богатырями."

 (ст."Как люди утратили бессмертие из-за змей? Эпос о Гильгамеше",Сокол-корабль, 2024) "Змеи в мировой культуре и фольклоре предстают перед нами как неоднознач-ный образ.Они сочетают в себе добро,зло,хаос.Змеи считаются символом вечной жиз-ни и обновления не просто так и ответ вполне очевиден–они сбрасывают свою кожу. Люди замечали это с древних времен и в своих легендах наделяли самих змей бессм-ертием.Змея считается олицетворением древних и подземных сил,воды и даже небес-ного огня.Змея,свернувшаяся кольцом,во многих культурах является символом беско-нечности,круга жизни,бесконечного обновления.Один из старейших известных нам си-мволов,чье происхождение установить доподлинно до сих пор невозможно– Уроборос.
Змей, свернувшийся в кольцо бесконечно поедающий сам себя и бесконечно растущий за счет этого.Одно из главных его значений– первородный хаос,начальная точка многих мировых мифологий.В разных уголках мира люди поклонялись змеям,как благо-стным божествам,которые несут дожди на посевы,указывают путь к тайным знаниям. Однако не меньше было мест,где змей считали воплощением зла,изображали их в виде похитителей,слуг злых потусторонних сил.Устные предания разных народов не подда-ются какой-то четкой хронологической датировке.Однако до нас дошли глиняные таб-лички с древними легендами о героях и богах,что на целую тысячу лет старше знам-енитой Одиссеи Гомера.И что же может рассказать нам о змеях древнейшее дошедшее до нас литературное произведение созданное людьми– Эпос о Гильгамеше?Змеи украли у людей бессмертие.В 11,заключительной таблице Эпоса о Гильгамеше,главный герой этого произведения– собственно сам царь Гильгамеш добывает из глубокого колодца в самом центре подземного царства мертвых волшебный цветок.Для тех,кто не знаком с этим эпосом очень коротко перескажу сюжет– жестокий к своему народу царь Гиль-гамеш встречает дикаря Энкиду.Энкиду– дикого человека,Боги создали равным по си-ле этому царю,чтобы хоть немного его присмирить.Однако вместо того,чтобы уничт-ожить друг-друга Гильгамеш и Энкиду становятся друзьями и совершают несколько славных подвигов.Но вскоре по воле Богов Энкиду погибает и Гильгамеш становится одержим идеей добыть цветок бессмертия– чтобы больше никогда ему не пришлось ис-пытать горечь разлуки.Царь Гильгамеш отправляется по пути Солнца,вслед за ним, туда,куда оно уходит каждый день на закате– в подземный,потусторонний мир.Влады-ка подземного мира Уршанаби рассказывает,что он и сам был человеком,но достиг бессмертия совершив славный подвиг.Он был избран,чтобы спасти людей после вел-икого потопа,который устроили боги в ходе бесконечного противостояния Аннунаков и Игигов(это два рода божеств древних шумеров,аккадцев и других народов междуре-чья,земные и небесные божества соответственно).За свои подвиги и Гильгамеша ждет обожествление,но ему нужно бессмертие для всех людей и владыка Уршанаби указыва-ет царю путь к нему.Но заполучив цветок бессмертия царь Гильгамеш не смог его сохранить:
Увидал Гильгамеш водоем, чьи холодны воды,
Спустился в него, окунулся в воду.
Змея цветочный учуяла запах,
Из норы поднялась, цветок утащила,
Назад возвращаясь, сбросила кожу.      И вот, бессмертие, которое Гильгамеш хотел подарить людям, получили змеи. Змея сбросила кожу – обновилась, начала новую жизнь. Этот миф, как и миф о всемирном потопе, скорее всего, перешел в Ветхозаветные легенды именно из Эпоса о Гильгамеше. Ведь и люди, жившие в Эдемском саду, были бессмертны, но поддавшись хитрости змея, потеряли своё бессмертие.Гильгамеш горько плачет:
«Для кого же кровью истекает сердце?
Себе самому не принес я блага,
Доставил благо льву земляному!»      Однако жизнь продолжается,подобно бесконе-чному движению Уробороса по кругу.И эпос О Гильгамеше заканчивается тем,чем он и начинался.Восхищением красотой Урука овчарни– города,в котором правит герой пер-вого дошедшего до нас эпоса,созданного людьми."


Рецензии