Социалистический реализм. Народность

1. Народность придумал немецкий мыслитель Гердер. В его понимании народность это как раз и была национальность. В XVIII веке, когда этот Гердер и жил, альфой и омегой искусства была антика. Античное искусство, оно не просто хорошо, успорял Гердер, а очень хорошо. Но не нужно думать, что оно единственный свет в окошке. Есть и другие народы, у них совсем другое искусство, основанное на других принципах. И оно также заслуживает внимания и изучения.

Гердер, в частности, настаивал на правах своего немецкого, исконно германского искусства, образцы которого он находил в древних сагах, разных там сказаниях о нибелунгах, песнях, сказках. То есть Гердер сводил народность к национальности.

2. Гердеровское представление о народности пошло гулять по свету и дошло до России. И здесь стали искать и находить народное, блатное, хороводное. Но народность в русском истолковании сразу же перешла в простонародность. Чему способствовали исторические особенности нашей страны. У нас тогда различались первое сословие -- то есть дворяне и третье, куда попадали крестьяне, мещане и прочие купцы.

Первое и третье сословие отличались не только по материальным возможностям (многие купцы были на порядок богаче дворян), но и обычаями, нравами и даже языком. Первое сословие изъяснялось исключительно на французском наречии, третье на русском. Таким образом национальное -- русское -- автоматически перешло в разряд простонародного. Заметим, еще до Белинского и демократов. Первыми закоперщиками народности у нас выступили Булгарин, Сенковский, Надеждин и др.

3. Народность это хорошо, народность это наше фундамент, поэтому нужно плясать не от печки, а от народности, решил Белинский, основоположник русской литературной, и не только мысли, который поистине жил, будет жить. По крайней мере, при всем нынешнем либерализме и западничестве жив до сих пор. Да вот только народ у нас, какой-то не такой попался. Все несет с базара не Пушкина и Гоголя, а милорда глупого да сериалы.

То есть получается, что "Выжигин" -- это народно, а "Евгений Онегин" не народно. И Белинский придумал особый род народности. Народность это не сарафанность с самоварностью, не национальность и не балаганность, телевизионность. Народность -- это то, что отражает народную суть, чаяния народные.

А поскольку в советские времена

     Народ и партия едины,
     Что скажет партия, то сделает народ

то народность быстро скорешовалась с партийностью и означала не что иное, как ориентация в художественном творчестве на решения партийных съездов.


Рецензии