Не забыть

Мелькают дни за днями. Вот и день Победы прошёл. Это незабываемый день. У меня самого погибли два дядя. В честь одного из них меня назвали. У третьего дяди  сын умер от голода в блокадном Ленинграде. А вспомнил я об этом, увидев в нашей районной газете, кстати не люблю, когда ее называют районкой,  статью об эскадрилье Нормандия- Неман.
Эскадрилья эта действительно героическая и многим известна. Кто забыл, пусть посмотрит фильм Нормандия- Неман, услышит слова незабываемого вальса.  Я волнуюсь, заслышав француз\скую речь.......Статья в районной газете всколыхнула мою память. Тем более, так говорилось, что мало, кто помнит, когда был создан музей эскадрильи. Я же отлично помню  = кто, где, когда.  Вот только точной даты не назову. Было это примерно в в конце семидесятых годов . Прошлого века, конечно.  Третий секретарь райкома Павлова Роза Андреевна послала меня- инструктора райкома отдела пропаганды и агитации на слет  поисковиков, исследователей страниц истории эскадрильи. Слет должен быть проходить в Подборской школе- интернате. И слет этот считался международным. Туда должны были приехать делегации из разных городов- Смоленска, Тулы..... И в историческом музее школы уже тогда существовала страница пребывания эскадрильи на  козельской земле. Руководил школой тогда заслуженный учитель Камынин Виктор Федорович. Он=то, по моему и является первооткрывателем музеев такого рода. И слет был посвящен этой эскадрилье. Большого значения этому слету Павлова не придала и послала меня тогда туда, рядового инструктора приветствовать участников слета.
А на слет приехзал не кто - ни будь, а маршал Советского Союза , правда довольно пожилой, но так и полагается, очевидно, маршалу. Маршалом был Голиков Филипп Иванович. Он рассеяно поглядел на меня и я понял- нужно звонить в райком. Павлова сориентировалась быстро и через сорок минут уже выступала в зале школы. Через час-полтора мы поехали на открытие монумента в деревню Хатенки, где раньше находился аэродром эскадрильи. Это в километрах 8-10- от Козельска близ Плюскова. Еще сохранились ангары, куда загоняли после прилета самолеты.. В этих овражках мы затем, спустя десятилетия собирали грибы, заодно вспоминали войну  . А монумент был деревянный в виде усеченной четырехугольной пирамиды классического вида с маленьким самолетом наверху. На слете также присутствовал представитель из Франции, кажется из министерства иностранных дел, или как по ихнему, не знаю. Вот эти дня, я считаю и есть начало всем музеям, посвященным этой героической эскадрильи. А первой средней школы города сегодня функционирует замечательный музей  того времени, музей эскадрильи Нормандия- Неман. 


Рецензии