Лекция - модный гардероб Петра I
Различные портреты Петра 1, созданные художниками и его кинематографические образы очень сильно ущемляют царя в одежде, представляя его крайне нетребовательным, довольно простым и даже, наверное, не следящим за модой. На самом деле всё было совсем не так. И лектор очень сетовала на кинематографистов, потому что они при создании фильмов не утруждают себя желанием не только прийти к историкам и спросить о костюмах исторической эпохи, которую они снимают, но и пошивом правдивых костюмов эпохи Петра I, тем самым вводя зрителей в заблуждение и поселяя невероятную печаль в сердцах историков и реставраторов, которые по крупицам восстанавливали и восстанавливают одежду того периода.
И всё это они делают для того, чтобы любой желающий мог прийти и не по наслышке увидеть знаменитый гардероб Петра I, который на сегодняшний день насчитывает 320 предметов одежды. Хотя изначально предметов одежды было 508. Вдумайтесь! С 1765 года удалось сохранить 320 предметов одежды! Да честь и хвала реставраторам за их невероятный труд!
Прослушанная лекция полностью разрушила сложившийся в моём сознании образ Петра, и я посмотрела не только на царя, но и на эпоху его царствования по-новому. Лекция была столь увлекательной, что 1,5 часа пролетели как одно мгновение.
На примере только гардероба Петра 1, т.е. одного единственного человека мы проследили историю мужского костюма первой четверти 18 века.
Все сохранившиеся предметы одежды относятся к мужскому костюму европейского покроя. А вот одежды в русском стиле практически не сохранилось. Не потому что не хотели этого делать, а в связи с некоторыми особенностями.
Одежды у царя, как вы понимаете было много, и вот каждые полгода, специальные люди, присматривающие за его гардеробом, этот самый гардероб пересматривали. Одежда была хорошая, сделанная из дорогих тканей, украшена жемчугом, драгоценными каменьями, мехом. Так зачем эти люди её пересматривали? А на предмет- что из оного носить царь будет, а что нет. То, что попадало в категорию – носиться не будет – подлежало утилизации, дабы освободить место для новых вещей. Хотя слово «утилизация» отдаёт каким-то зверством, не волнуйтесь и не пугайтесь, с одеждой поступали весьма разумно. Её выставляли на продажу или просто дарили. И теперь фраза «шуба с барского плеча» для меня приобретает некоторый смысл. Чтобы добро не пропадало его дарили. И получается очень даже интересно, наше качество души дарить одежду, которую мы не носим, и она хорошая идёт из глубины веков и не от кого-либо, а от царей!
Купить выставленную на продажу одежду мог любой желающий, правда если ваши средства позволяли такую покупку сделать. А если дарили одежду, то по большей части в церкви. Ну а там уже новые хозяева могли из царского платья сделать что желали. Вот таким образом гардероб молодого Петра сохранил лишь крестильную рубаху, выполненную из китайского красного шёлка.
А вот после смерти Петра его гардероб направо налево не раздавали, и пытались как-то сохранить. Пытались средненько, спустя рукава. Постоянно куда-то перевозя или храня в не очень подобающих условиях.
Например, при Екатерине хранили в Летнем дворце. Не очень подходящее место, если учесть, что летом в нём проживали придворные, и им самим где-то одежду надо было хранить. Ну а зимой в помещениях никто не жил, и они плохо протапливались – тоже не лучший вариант для хранения одежды.
Гардероб периодически просматривали, но не особо тщательно. И только в 1812 году осмотр одежды был учинён особо, на предмет целостности вещей. Как говорится «руки дошли». Пересмотр устроили, что ветхим стало – убрали с глаз долой, а что относительно крепким ещё было опять в сундуки положили до 1840 года, когда Николай I, в память о Петре повелел создать музей и на этот момент от гардероба осталось 350 предметов, которые и поместили в музей.
Если одежда находилась в относительно хорошем состоянии, то с обувью всё оказалось весьма плачевно. Она, не пережив многочисленные переезды и прочие катаклизмы, не выдержала испытание временем и пришла в полную негодность настолько, что 47 пар обуви пришлось просто напросто выкинуть.
В созданный музей мог прийти любой желающий, купить входной билет и посмотреть не только на гардероб Петра, но и на его вещи, которые он использовал в работе и в повседневной жизни. Особенностью музея был тот факт, что купленный вами входной билет не мог остаться у вас, а после посещения возвращался обратно в музей на выходе, так как сам являлся экспонатом.
В музее одновременно могло находиться не более 20 человек. Но даже при таком малом количестве посетителей и зорком за ними наблюдением, посетители умудрялись воровать экспонаты и весьма успешно.
Существует запись в полицейском протоколе о похищении набалдашника трости, произошедшего во время посещения группы юнкеров. Молодёжь во все времена молодёжь, бойкая, шумная, шустрая и всё внимание смотрителей музея было сосредоточено на молодых юнкерах. А тем временем ситуацией воспользовался кто-то из свободных посетителей и безнаказанно совершил кражу упомянутого выше набалдашника.
Музей хранил гардероб и предметы, связанные с Петром без малого 100 лет, пережив свержение самодержавия, Первую мировую войну, революции, создание советского государства и его становление и только к 1941 году за музей взялись основательно. Но Вторая мировая война опять внесла коррективы в музейную жизнь и сохранность предметов гардероба Петра I. Но какие бы события не обрушивались на нашу страну, большую часть гардероба Петра удалось сохранить и у музейных работников есть возможность демонстрировать его не только специалистам, но и простым гражданам, с высоким чувством любознательности.
Гардероб Петра в основном представлен мужским платьем европейского покроя. А как же Пётр стал носить европейские платья? А многому положил начало в жизни молодого Петра, в том числе и моде, его наставник Франц Лефорт.
Всем наверняка известно наличие Немецкой слободы в Москве, места, где проживали не только немцы, а все иностранцы, находившиеся на тот момент в Москве. Пётр очень любил бывать в Немецкой слободе и в особенно в доме Лефорта. Посещая Немецкую слободу Пётр приобщался и к европейской моде, постепенно. Главное слово здесь – постепенно. Потому что сразу, после длиннополой одежды, почувствовать себя комфортно в европейском мужском платье, с его короткими штанами и наполовину голыми ногами, даже Петру требовалось время на привыкание. А при условии, что рост Петра был более 2 метров, привыкание шло медленно и первые кафтаны были очень длинными, закрывающими наполовину оголённые ноги. И именно поэтому случилась конфузы с первыми кафтанами в отношении карманов. При увеличенной длине кафтана, карманы, как вы понимаете, оказывались несколько ниже положенного места на бедре, намного ниже. Получалось весьма комично. Но что было, то было.
Постепенно Пётр привыкал к европейскому платью и поехав с посольским визитом по Европе в довольно длинных нарядах, вернулся он уже с вполне сформировавшимся собственным мнением по поводу одежды. И это мнение оказалось на стороне одежды голландских моряков, которая покорила его раз и навсегда.
Что же так покорило Петра?
Штаны, которые в отличии от французских, были свободны и давали «жизнь». Не менее интересной и практичной была курточка – бострог. Она была всегда по фигуре, и зимой, и летом, хотя летняя нательная рубаха, как вы понимаете, по толщине отличается от зимней. Так как же курточка была всегда по фигуре? А всё благодаря пуговичкам, которые два раза в год перешивались. Как мы с вами переходим с зимнего на летнее время, так и курточка переходила, смещая пуговки. Но кто-то, глянув на курточку резонно заметит, что пуговок там оооочень много! Неужели их надо все перешивать? - подумает швея и мысленно упадёт в обморок. Не надо падать в обморок. Голландские женщины были нормальными, ну хотя бы в отношении курточек и придумали себе, как сейчас выражаются «лайфхак». Они делали планку с прорезями для пуговиц, вставляли в прорези пуговки и с обратной стороны через ушки пуговиц продевали шнурок. Концы шнурка закреплялись сверху и снизу планки с пуговицами. А на сам шнурок пришивали вторую полоску планки. Затем готовая планка с пуговицами пришивалась на курточку и всё!
Что ещё сказать про курточку? Являясь верхней одеждой и основной одеждой моряков, она специально обрабатывалась, чтобы уберечь её от морских брызг и воды. Например, она натиралась воском или пропитывалась оливковым маслом. Такие куртки, как понимаете не стирались, но чистились по мере загрязнения. Ну а когда приходил ей, что называется «срок», её просто выбрасывали.
А теперь остановимся на таком аспекте голландцев, как обеспеченность. Как показать, что вы обеспеченный человек? Конечно одеждой. Однако никаких кружев и тому подобного, как у французов. Всё сводилось к пошиву одежды не вычурной, но очень хорошо подчёркивающей ваш социальный статус. Такой статус можно было подчеркнуть тканью с вышивкой. Особой вышивкой. Саардамская вышивка. Суть её заключалась в использовании простого белого холста в количестве 2-х штук, между которыми укладывался узор из шнура, такой, какой вы сами себе придумаете, и соединение всех трёх компонентов потайными стежками. В результате получался очень красивый узор на белом фоне, за счёт выпуклости шнура. Я восхитилась мастерством и терпением вышивальщиц. Такой кропотливый труд и какое белоснежное великолепие получается.Не смог устоять перед такой красотой и Пётр,заказав себе костюм из такой вышитой ткани.
Для пошива мужского костюма и не только Петра 1 снималось 40 мерок. Шили для него одежду в Европе. Как вы понимаете, ездить каждую неделю на примерку Пётр не мог. Поэтому, на основании мерок делались выкройки, с достаточными припусками и отправлялись в Россию, где из этих выкроек шили одежду, как только в ней была необходимость. 40 мерок и припуски позволяли идеально посадить платье по фигуре, даже если вы малость поправились или исхудали.
Немного отвлечёмся от одежды и вспомним, что во времена Петра вся знать ходила в париках, ибо так повелел Пётр. Хотя сам, он эти самые парики ненавидел и не носил. Исключения составляли моменты, когда требовалось соблюсти этикет на встрече с иностранными послами. Тогда Пётр забирал парик у своего ближайшего сподвижника Меншикова на период короткой встречи с послами, а потом в раздражении возвращал сей ненавистный атрибут моды Меншикову.
Каким боком влезли в моё повествование парики? А таким, что именно парики повлияли на воротники в одежде Петра и всей остальной знати. Отсутствие парика у Петра позволяло ему шить одежду с отложным воротником. В то время как наличие париков у других вельмож заставляло иметь воротник стойку, чтобы парик за него не цеплялся. Пётр всё-таки царь, имел право себе позволить роскошь. Вот так, казалось бы, простой парик повлиял на модель воротника.
Ну а теперь опять вернёмся к одежде и посмотрим на одну её очень значимую деталь – карман! Отношения Петра с карманами были чисто деловые и крайне практичные. Никаких шелковых и невесомых подкладок в карманах Петра не было отродясь. Всё было основательно и бесполезный, с точки зрения практичности шёлк, заменяла – кожа. Зачем? – спросите вы. Да затем, что карманы Петру нужны были для складывания всех необходимых ему вещей, вплоть до подзорной трубы. Его карманы можно сравнить с «дамской сумочкой», в которой можно обнаружить всё и на все случаи жизни.
Вы думаете Пётр носил только однотонную, без всяких украшений одежду? Как бы не так. Он совершенно не был чужд красоте. Посмотрите на одну из фотографий, на которой представлена домашняя одежда голландского типа с невероятно красивой вышивкой. Вот вам и царь- плотник!
А что надевали поверх домашней одежды? Конечно же халаты. Они были без застёжек, без поясов, очень длинные и имели А-образный силуэт, т.е. расширялись к низу. Вы просто надевали его на себя поверх домашней одежды. Ткани такого халата были и дорогие и очень красивые. Не только верх халата был красивым. В силу того, что халат не застёгивался, то и подкладка тоже показывала себя во всей красе. В таком халате хозяин встречал гостей. А при высокой к вам благосклонности, вы тоже могли получить такой халат, придя в гости. И в такой одежде беседа имела уже несколько иной, менее официальный характер.
А как вам нательное бельё, которое называлось фуфайка, с амурчиками? Не верите, что Пётр такое носил? Носил, будьте уверены.
Скажу несколько слов о парадном костюме Петра, с вышивкой серебряными нитями. Раньше ходила легенда, что костюм вышивала супруга Петра вместе со своими фрейлинами. Однако при реставрации костюма эта легенда была полностью опровергнута найденной простенькой вышивкой на подкладке, явно принадлежавшей ручке супруги Петра. Миленькая корона с ромашками очень не вяжется с благородной вышивкой серебряными нитями. Тогда кем же создавалась столь сложная и невероятно красивая вышивка? Вышивальщиками! Да, вы не ослышались, занимались вышивкой серебряными нитями именно мужчины! Ибо они в процессе работы думали о вышивке, а не о посторонних предметах. На лекции лектор посмеялась над этим фактом и все присутствующие вместе с ней. А вот на следующий день, вспоминая о лекции я пришла к выводу, что мужчины действительно лучшие вышивальщики. Ведь лучшие портные – мужчины. Коко Шанель, исключение. Может кто-то со мной не согласится, но это его право. А я отдаю дань уважения европейским вышивальщикам, которые создали великолепный костюм Петра.
И напоследок чуток коснусь работы реставраторов, о секретах которой поделилась с нами лектор. На одной из фотографий вы можете видеть, в каком плачевном виде предстал перед работниками реставрационного цеха один из кафтанов. Можно лить горькие слёзы глядя на это, а можно по крупицам вернуть вещи если не былое величие, то хотя бы презентабельный вид. Честь и хвала реставраторам за их невероятное трудолюбие. Ведь только на чистку, вернее сказать на вакуумную чистку какого-либо предмета гардероба уходит от одного до трёх лет! По сантиметру, очень осторожно, по технологии запатентованной нашими специалистами ведётся восстановление, казалось бы, невозможного!
Лекция очень сильно обогатила меня, дав возможность увидеть столько прекрасного и восхитительного.
Свидетельство о публикации №224051000526