Глава 4. Капитан первого ранга Лилье

1904 год Владивосток

К вечеру в магазине " Кунста и Альберса" посетителей становится немного меньше, чем днем.

Один из первых универсальных магазинов, который располагался во Владивостоке на углу Светланской и Суйфунской улиц, как правило обслуживал образованный и обеспеченный класс общества города из офицерства и администрации.
 
Здесь можно было купить  не только хорошее вино, кофе, конфеты, колбасы, сыры, но и парфюмерию, предметы для дома.

Владимир Александрович после службы зашел, чтобы купить конфеты для детей.

Его заметила госпожа Элеонора и  окликнула.

- Как я  рада вас видеть, Владимир Александрович! - С неподдельной радостью прозвучало ее приветствие.

Офицер поцеловал даме руку.

- Конфеты решил купить и бутылочку хорошего вина. Скоро у меня День Рождения, с женой хочется скромно отпраздновать. В нынешнее время не до веселья.

- Понимаю вас. Подождите немного. У меня есть для вас кое-что.

Дама исчезла и через некоторое время вернулась с пакетом в руках.

- Князь Лев Сергеевич Голицин прислал несколько ново-светских бутылок своего шампанского с нового завода "Абрау Дюрсо"  - "Коранационное", изготовленное специально для приемов императора.

Владимир Александрович не ожидал такого предложения.

- Мадам, Элеонора. Неудобно вас спросить :  поданную Америки, как  на русский манер называть Вас
Полное имя у Вас Элеонора Лорд Прей. Что означает "Лорд"?

- Называйте меня Элеонора. Мне будет приятно. А, что означает "Лорд" - это я Вам расскажу при удобном случае.

Элеонора протянула пакет с покупками Лилье.

- Это вино достойно такого офицера, как вы. Тем более, командира флагманского корабля "Россия". Вы знаете, мне очень нравится русская  флотская традиция - День Рождение корабля. Я была на таком празднике. На "Громобое" 3 декабря в прошлом году. Нас пригласил доктор Александр Когстантинович Штейн. За бой в Корейском проливе он получил "Анну" 3-й степени с мечами. Командир корабля, Николай Дмитриевич Дабич, нас угощал в кают-компании. Команда показывала спектакль Гоголя " Женитьба". Играли матросы! И как играли, особенно смешно у них получались женские образы.
 
Голос Элеоноры погрустнел. Она продолжила:

- Я часто смотрю из своего окна на бухту. Нет "Рюрика" на горизонте.  Какая потеря, Владимир Александрович. Какая беда для всех нас. Русские корабли особенные. Как же они прекрасны  эти железные  гордые  морские птицы, которые умеют жить, любить и сражаться, как настоящие воины.

- Благодарю Вас за такие прекрасные слова в адрес наших броненосцев. Это время непростое. Даст Бог - мы выиграем войну.

- Дай Бог! -  Произнесла Элеонора, -  Передавайте низкий поклон, Анне Александровне, супруге вашей. Давно она к нам не наведывалась.

- Девочки болели. Но сейчас уже здоровы.

Взяв покупки, распрощавшись с мадам Прей, командир броненосного крейсера " Россия", капитан первого ранга Лилье Владимир Александрович, направился к своему дому.

***

Еще не утих Владивосток в своей скорби. Еще все болит и не дает принять произошедшее, хотя прошло уже три месяца, как не вернулся с боя "Рюрик". Напряжения, в котором город прожил в ожидании, хватило бы на целую жизнь.

Провожать корабли в бой - невыносимо тяжело, но встречать их после  проигранного боя, да еще с потерей - это тягостно настолько, что описание эмоционального состояния людей - невозможно.

Все, кто стоял в Золотой Бухте во время возвращения крейсеров, помнят, как посредине толпы стояла вся в черном Анна Александровна Трусова с дочерью и только повторяла без конца: "Сашенька! Сашенька мой! Вы не скажете: там Сашеньку моего не видно?".

Все уже знали, что муж ее, капитан первого ранга Евгений Александрович Трусов погиб вместе со своим кораблем, а судьба сына пока неизвестна.

Многие женщины  падали в обморок от напряжения и неизвестности.

Прошло уже  три месяца после тех событий. В бухте  стояли русские военные корабли осиротело и печально. При малиновом  закате казались ,что они сошли с каких-то полотен и застыли в этой тревожной красоте так реалистично  переносимой неизвестным гениальным  автором в реальность.

Военный оркестр исполняет музыку - молитву " Боже, царя храни" во время спуска флага.

Ледокол "Надежный" весь день "вальсировал" на льду возле доков, и до полудня он "изрисовал" всю бухту. Теперь  лёд плавает по ней тонкими "осколками" словно стекло.
 
Что-то в этом было не просто тревожное, а зловещее, нависшее не проходящей тяжестью над городом.

После страшного августовского дня 1904 года, все в  городе один день стали молчаливыми и замкнутыми,  старались сторониться от  разговоров на тему войны и проигранного сражения.

Империя найдет со временем причину случившегося : накажет или не накажет виновных в поражении военачальников руководивших этой военной баталией и тех, кто не посодействовал вовремя своими дополнительными усилиями исполняющим свой ратный долг перед Отечеством.

Но  тогда, в суровый  декабрьский день,  с какой-то обидой  и укором младший брат Владивосток смотрел  в сторону старшего брата Петербурга за то, что Балтийский Флот имея новые, более современные корабли,  не направил вовремя их в помощь в качестве Второй Тихоокеанской эскадры.

Прибыв они тогда  вовремя, возможно ход всей истории был  бы другой и итог противостояния  завершился бы нашей победой, а не триумфом врага.

Поражения правдивыми никогда не бывают. Слишком трагически эмоциональные события бушуют, как штормы, в которых все перемешивается и всклочит в одном водовороте страстей не позволяющие объективно и рассудительно смотреть на вещи.

История крейсерского отряда Первой Тихоокеанской эскадры, которая приняла бой 14 августа ( 1 ст.ст) 1904 года в Корейском проливе оказалась пятичасовой схваткой на переломе веков.

Броненосные крейсера "Рюрик", " Россия","Громобой" вступили в сражение с четырьмя японскими крейсерами.

Эскадренная доктрина морской войны, выдвинутая Адмиралтейством как стратегия, не принесла победы нашим кораблям. В результате один корабль был потерян, а два других жестоко израненных, с большими человеческими потерями вернулись во Владивосток.

Все надо делать вовремя. Незавершённость военно-стратегической подготовки, удалённость театра военных действий от главных центров страны и армии, чрезвычайная ограниченность сетей коммуникаций и технологическое отставание царской России от своего противника - привело к печальному финалу.
 
Капитан первого ранга Лилье Владимир Александрович принял крейсер  через два месяца после боя в Корейском проливе у острова Ульсан.
Корабль был весь израненный с  48 убитыми и 166 ранеными.

10 октября капитан первого ранга   Андреев Андрей Парфенович, командир крейсера "Россия", отбыл  по причине болезни в Петербург на четыре месяца. Но на следующий день  Высочайшим приказом по Морскому ведомству № 574, без каких либо объяснений  был   отстранен от должности.

Лилье приступил к своим обязанностям понимая, что за восстановление корабля, теперь отвечать ему.

Крейсер стоял в доке на ремонте. Предстояло на верхней палубе вместо 6х75-мм орудий верхней палубы установить 6х152-мм, ютовые орудия перенести в нос, погонное орудие - на верхнюю палубу, чтобы увеличить сектора обстрела.  Необходимо было установить  импровизированную щитовую защиту открытых орудий из стальных сетей и матросских коек, а  со временем заменить эту "самодеятельность" на более современную защиту.

Всю зиму кораблю предстояло  быть плавучим фортом с целью флангового обстрела побережья Амурского залива при возможной атаке Владивостока со стороны бухты Новик.

- Владимир Александрович!
 
Лилье оглянулся. Его окликнул мичман Гудим.

Представившись, как положено, офицеры пожали друг другу руки.
- Рад вас видеть, Николай Александрович. Не ожидал вас здесь увидеть.
 
- Да, вот, собирался сам к вам, как прослышал, что вас на "Россию" назначили, а вот, встретились.
 
Лилье был искренно рад увидеть  молодого мичмана, судьба с которым столкнула его два года назад в Севастополе, когда он проводил инспекцию на минном крейсере "Казарский", где тогда служил Гудим. Николай Александрович был из тех немногих офицеров, которые любили службу за бесконечно расширяющийся горизонт возможностей в самореализации, а не за ступени карьерного роста. Яркий, статный, сын генерал-майора, получивший завидное образование, начав его в Московском кадетском корпусе и продолжив дальнейшее образование в Морском корпусе, он с неутомимым рвением осваивал все новаторское, что давала эпоха в период  расцвета научно-технического прогресса.

Лилье запомнился молодой мичман, который с упоением рассказывал  в кают-компании о том, что воздухоплавание - это начало новой виды разведки. Что вслед, пойдут аэропланы, как основная ударная сила в предстоящих войнах. Он рассказывал о своем приятеле по корпусу Сергее Сикорском, у которого брат увлекается  воздухоплаванием и желает в будущем строить русские аэропланы.
- Вы, Николай Александрович, побольше  сейчас вниз смотрели бы, если служите на минном крейсере. А то вверх засмотреться можно и ненароком с кораблем, не дай Бог, в воздух взлететь, - поучал командир "Казарского" капитан второго ранга Тягин Александр Алексеевич.

Гудим не унимался.

- Вернемся на базу, рапорт напишу. Пойду учиться в воздухоплавательный отряд военного ведомства.

- Идите, идите, голубчик,  с великим удовольствием подпишу. Полетайте, коль уже наплавались! - Александр Алексеевич произносил эти слова с усмешкой.

И вот Тихий океан за бортом, а не Черное море.

- Я здесь сейчас совмещаю две должности и нахожусь в распоряжении Командующего Первой эскадры  флота Тихого океана - помощник начальника воздухоплавательного парка и вахтенный начальник ледокола "Надежный".

Лилье улыбнулся.

- Я так понимаю, что курсы все-таки окончили.

- Да, Владимир Александрович. Хочу просится к вам, на "Россию".

Зная характер Гудима, Лилье не удивился.

- В качестве кого? У меня, вроде, корабль, а не аэростат!

- Мне надо проверить взлететь с палубы корабля. У меня есть проект.

- В таком случае, подавайте рапорт и будем с контр-адмиралом Безобразовым П.А. обсуждать возможность вашей авантюры. Да, Николай Александрович, приходите ко мне в выходной, если будите свободны от службы. Познакомлю со своим семейством. Повод есть небольшой. Конечно, не время, но кто знает, что нас всех ждет впереди.
Офицеры простились.

"Интересный человек. Что-то в нем есть . Он не боится открыто говорить о том, что хотел бы сделать и берется за любую трудную работу, порой фантастическую. В освоении неба, Россия отстает от Европы и кто знает, может вот такие молодые офицеры - будущее страны?  А кому, как не им предстоит по-новому смотреть на развитие армии и флота.", - думал Лилье поднимаясь по лестнице на второй этаж.

Зимка уже открывала дверь, потому, как слышался звук тяжелой дверной цепочки.
Владимир Александрович Лилье вошел в дом.

Жена вышла к нему навстречу.

- Володя, сегодня в два часа нынче днём город обстреливался с восточной стороны семь японских крейсеров. Мы подумали, что это всё лишь учения на батарее. Говорят в городе много погибших.

Владимир Александрович старался не вносить панику дополнительными своими рассказами, понимая, что это только усугубит ситуацию.

- Аннушка, не переживай. Сейчас городу ничего не угрожает. Как девочки? Хотел тебе сказать приятную новость. У нас есть повод выпить шампанского немного.

Владимир протянул жене пакет с вином и конфетами.

- Я удостоен ордена Святого Владимира Третьей степени!

- Орден Владимира Владимиру почти к Дню Рождения! - Анна стала целовать в щеки мужа.


Рецензии
Владимир Александрович Лилье (1855—1925) — офицер Российского императорского флота, полярный исследователь, участник русско-японской войны, председатель Морского технического комитета, вице-адмирал. Его именем назван мыс на западном берегу Новой Земли.

Биография

Родился 16 декабря 1855 года. В 1873 году поступил в Морской корпус, в 1876 году был произведён в гардемарины, а в 1877 году получил первый офицерский чин — мичмана. До 1880 года служил на Балтике, окончил Артиллерийский класс. В 1881 году совершил заграничное плавание на клипере «Опричник». Затем был переведён на Дальний Восток. В 1882 году произведён в лейтенанты и назначен командиром миноносца. С 10 августа 1887 по 31 июля 1889 года командовал канонерской лодкой «Кореец», на которой участвовал в кругосветном плавании.

Был переведён на Балтику. 18 октября 1891 года назначен командиром миноносца «Нарва», а затем на мореходную канонерскую лодку «Отважный» старшим офицером. В 1892 году прослушал курс в Минном офицерском классе в Кронштадте, после чего получил квалификацию минного офицера 1-го разряда. 28 марта 1893 года произведён в капитаны 2-го ранга. В 1894 году окончил Николаевскую морскую академию.

В 1895 году был назначен командиром военного транспорта «Самоед», на котором охранял русские промыслы в морях Ледовитого океана вдоль Мурманского берега от норвежцев. В 1895—1896 годах на борту «Самоеда» экспедиция от Академии наук и Географического общества под руководством А. Ф. Бухтеева обследовала побережье острова Новая Земля и вела там промеры. В честь командира «Самоеда» В. А. Лилье был назван западный выходной мыс губы Белушьей и навигационный знак. Участникам экспедиции, командиру и всем офицера «Самоеда» по возвращении в Санкт-Петербург было объявлено монаршее благоволение.

В 1896 году получив квалификацию артиллерийского офицера 2-го разряда, командовал броненосцами береговой обороны «Броненосец», «Адмирал Лазарев» и « Адмирал Чичагов». С 1898 по 1902 год исполнял обязанности главного инспектора минного дела Морского ведомства. 1 апреля 1904 года был произведён в капитаны 1 ранга. С 1902 по 1904 год был командиром учебного судна «Европа».

Участник русско-японской войны. 10 октября 1904 года назначен командиром броненосного крейсера «Россия» в составе Владивостокского отряда крейсеров. Зимой 19041905 годов крейсер использовался в качестве плавучего форта с целью флангового обстрела побережья Амурского залива при возможной атаке Владивостока по льду, для чего был вморожен в лёд у входа в бухту Новик. После окончания войны перешёл на крейсере в Кронштадт, произведён в контр-адмиралы. 20 ноября 1906 года назначен начальником учебного минного отряда Балтийского флота.

В 1908—1910 годах исполнял должность главного инспектора минного дела. 18 апреля 1910 года произведён в вице-адмиралы, а 26 апреля того же года назначен председателем Морского технического комитета. До 1911 года был членом особого комитета по организации прибрежной обороны. 5 ноября 1911 года вышел в отставку. Являлся действительным членом «Русского Собрания». Проживал в Санкт-Петербурге.

После Октябрьской революции уехал в Архангельск. В мае 1920 года был назначен флагманским минёром Штаба Наморси.

Умер Владимир Александрович Лилье в 1925 году.

Александра Вежливая   10.05.2024 15:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Александра! Эта заметка о многом говорит. Но, самое главное - Какой Человек стал Героем моего рассказа.
С уважением, Лидия

Лидия Сикорская   10.05.2024 18:30   Заявить о нарушении