Глава 9. Якорь с красными крыльями

Наконец выдался выходной день, когда Влад мог полностью посвятить семье.
Первым делом,  Ольга заявила, что никому не позволит помешать долгожданному  отдыху  и поэтому предложила уехать на острова.
Майское солнце заигрывало  с волнами, от чего брызги отреагировав на его лукавость, превратились в обработанные алмазы, аквамарины, голубые топазы,  которые как в бесконечном калейдоскопе, каждую минуту меняли блеск своей императорской  тиары.
Бриошь - это дворовый кот, который утром пришел за своим завтраком. Он уже  месяц определил свое "квартирование", и, судя по всему, не ошибся. Ольга всегда находила различные вкусняшки и с большим удовольствием наблюдала за этим пушистым чудом, у которого были чуть раскосые глаза.
Удивительно, что почти все коты в квартале имели такую особенность. С чего бы это?
Бриошь, доев все из миски, смачно облизался и сел на балкон кухни , поджав хвост к лапам.
- Что это ты так его необычно назвала? - Спросил Влад Ольгу.
- Бриошь - сдобная булочка по-французски.
- И, что сие значит? Звучит, как "бритая мышь".
- Хорошо. Пусть будет просто Бри. Кстати, читала вчера  Тургенева. Так в давние времена коки на судне делали необычную прическу, в которой главный элемент был взбитый чуб.
- Накормить вовремя команду - взобьется не только чуб! - Ответил Влад, поглядывая, как Ольга заворачивает бутерброды и складывает их в сумку.
Бри чувствовал, что говорят о нем. Он повернулся и тихонько мяукнул - типа:" Да, да. У меня шикарный хвост и я сам весь  прекрасен!".
Залив Петра Первого - самый большой и живой в Японском море. Лазурные бухты, фантастические подводные ландшафты, невообразимой красоты скалистые мысы причудливых форм - все это неповторимая природа таинственных островов разбросанных среди морских волн.
Самым излюбленным местом Ольги и Влада была бухта Астафьева. Она находится между бухтами Спасения и Сивучьей на северном берегу острова Громова.
Яхту, которую обычно арендовал Влад на личные маршруты, Ольга любила особенно. Она относилась к ней, как равноправному члену семьи и ее фотография красовалась в позолоченной раме на стене у камина.
Удивительным в этой истории был момент  ее выбора.
- Вот это да! Лухмановская "Сатанелла"! - Воскликнула Ольга, совершенно не сдерживая своих эмоций, видя скромную яхту среди стоящих друг за другом "кадетиков".
- Мадам! Название судна - " Светлана"! - Уточнил владелец, добавив - На борту же написано.
- Мало-ли , что там написано! У вашей "Светланы" латинская буква "L" повернута немного влево и она старательно "изображает" букву "N".
- Вы читали "Соленый ветер"?
- Мне кажется, что тот, кто  море по-настоящему любит, не может не прочитать эту книгу. "Сатанелла" - это яхта, которую капитан дальнего плавания Лухманов пытался приобрести для нужд нашего пароходства в Японии и у него ничего не вышло, кроме пережитых приключений и  сердечных расстройств. Это он переделал название "Сатанеллы" в "Светлану" переставив буквы в другом порядке. А не хватающую букву "н" он заменил перевернутой буквой "л".
- Мадам, может вы мне тогда еще и скажите:  в какой книге этот факт был описан другим писателем?
Ольга чуть не подпрыгнула.
- Андреем Некрасовым в своей знаменитой книге " Капитан Врунгель". Как же ! Там " Победа" стала " Бедой". А ученики Дмитрия Лушманова - Андрей Вронский и Иван Манн стали прототипами капитана Брунгеля и помощника Лома, которые в реальной жизни было очень интересными моряками с вечными приключениями. Их реальные истории переплелись в выдумкой автора на радость мальчишкам и девчонкам.
Капитан протянул руку Ольге.
- В таком случае, мадам, яхта в полном вашем распоряжении. Но, с вашего разрешения,  хочу пригласить вас в каюту.
Пока Ольга и капитан вели "советско-морскую" беседу, Влад смотрел другие яхты. В момент, когда он вернулся, Ольга уже шла по трапу.
Разместившись в каюте , капитаном было предложено кофе.
- Я бы хотел рассказать историю этой яхты. Она отличается тем, что сделана моим дедом и отцом полностью своими руками от и до. Мой дед, Николай Александрович Корчагин, был учеником Дмитрия Афанасьевича Лухминова, когда учился в Ленинградском морском техникуме в 1925 году. Вы правильно подметили, Ольга Владимировна, что это лухмановская яхта. Название - названием, но настоящая     "Сатанелла " была другой. А это - полная копия первой советской яхты " Красная звезда".   Дмитрий Лухманов, будучи преподавателем в этом техникуме , поддержал  идею своих курсантов : построить самостоятельно своими силами яхту и обойти на ней вокруг света. За основу был взят прототип норвежский парусный  лоцманский бот конструкции Колтна Арчера. Недалеко от техникума, на 22 линии Васильевского острова, ребята подняли стапель и работа закипела: сначала корпус, потом рангоут,такелаж, яхтсменский тузик и так далее. Больше года кропотливой работы и яхта подняла паруса. Конечно, дальше Финского залива ее никуда не пускали, но она дала ребятам возможность почувствовать и ощутить  корабль руками!       "Красная звезда" погибла в годы Великой Отечественной войны от зажигательной бомбы. Так вот. Мой дед и отец полностью воссоздали яхту и назвали ее " Светлана". Почему - вы уже знаете. Яхта крепкая, испытанная, и, самое главное - надежная.
***
Вот так в жизни Ольги и Влада появилась " Светлана".
Направляя яхту по знакомому маршруту, Ольга задала вопрос Владу.
- А, что там? - Она рукой указала в сторону, противоположную курса.
-Мама-саха. Переводится, как черный берег под одинокой звездой. Это холм Попова.  Он имеет высоту 158,5 метров. А там - остров Елена, омываемая водами бухты Новак, Амурского залива и Босфор- Восточного пролива.
- Остров Попова в честь кого назван?
- В честь адмирала Андрея Александровича Попова. Кстати, в бухте Алексеева работают океанологи. Там потрясающие места. Надо будет съездить туда с детьми, когда приедут.
Ольга задумалась.
- Как удивительно в этом мире все. Словно все связано моментами взаимосвязанных в одну цепочку. Недавно прочла, что у этого адмирала Попова были три дочери.  Старшая дочь была замужем за Ковалько, а средняя перед самой войной вышла замуж за Михаила Лаврова. Просто немыслимо!
- Что немыслимо, Оля? - Переспросил Влад.
- Ну, как же. Это все история моей моей таинственной  куклы и воздушного шара. Мы когда разместимся на пляже, я тебе все подробно расскажу. Но скажи мне, а кто такой был этот адмирал Попов, что в честь него назван остров. Он его открыл?
- Знаешь, я твердо убежден в том, что  достойно и почетно для любого мореплавателя, географа, капитана или морского офицера - это, когда его имя нанесено на географическую карту. Нет, Попов не открыл этот остров. Прошлое название его было Рында. Но вклад Андрея Александровича в развитие флота было огромно. Его мысли опережали время. Поиск новаторских и нестандартных идей в области корабельного ремесла у него практически не имело границ. Не все получалось, конечно, но ничего его не останавливало. Даже прогнивший насквозь чиновничий царский аппарат. Адмирал шел своей дорогой уверенно.
Яхта "Светлана" приближалась к бухте.
- Как обычно, бросим якорь у Двух братьев и от яхты до буйка кто первый? - Поинтересовался Влад, зная заранее, что получит положительный ответ.
Как только якорь был на " своем месте",  азарт соревнования по быстроте заплыва, уже бушевал по крови.
- Раз, два, три! - Скомандовал Влад и вместе они спрыгнули в воду.
Бухта Астафьева - это лучшее место на всем земном шаре. По крайней мере, в Приморском крае - это кусочек Рая, который был создан Богом, чтобы люди могли собственными глазами увидеть  - какое оно,  место праведников на небесах.
Обнаружена бухта была сто шестьдесят пять  лет назад К.Ф. Будогосским во время его экспедиции и только через сорок лет была названа в честь поручика  Корпуса Флотских Штурманов Российского Императорского Флота Якова Тимофеевича Астафьева. Участник гидрографических экспедиций по изучению акватории Тихого океана, который служил на корвете "Новак" и на нем отправился от Кронштадта вокруг Мыса Доброй Надежды на Дальний Восток к устью Амура. В честь него названы: бухта, остров, гора и четыре мыса.
Бухта имеет  около четырех километров береговой линии и наибольшая глубина двадцать метров.
В западной части пляж их светлого кварцевого песка, а все склоны сопок покрыты дубовыми лесами.
Если пойти тропкой на северо-запад, то обязательно наткнешься в чистейший ручей.
Эта местность относится к заповедной зоне. Купаться у берега здесь запрещено, но на берегу можно погреться на песке или посидеть в красивых беседках прикрываясь от летнего жаркого солнца.
Ольга выиграла соревнование. Хотя Влад всегда поддавался, давая первенство одержать Ольге. Ее восторг от победы был настолько эмоционален, что ради этого мгновения стоило уступить. В глазах загорались маяки, а от улыбки исходили радиоволны полнейшего  женского счастья.
Присев в беседке, Влад спросил:
- Так, что ты мне хотела рассказать про дочь адмирала Андрея Александровича Попова?
Ольга посмотрела в сторону бухты, где на волнах слегка покачивалась "Светлана".
- Ты знаешь, в последнее время, благодаря этой находке в морском магазине, я над многим задумалась. На некоторые вещи я взглянула под другим углом исторических событий. Как-то даже интересно. Представляешь, неожиданно, то, что вчера было далеким и не интересным, стало значимым и важным. Судьбы  людей, которые жили и погибали на переломе судьбы Российской Империи, заставили меня заглянуть в саму себя и задать себе самой вопросы: Кто я? Полезна ли я для своего отечества? В полную меру ли я использую свои природные способности?
- Ну, красота моя, ты замахнулась на "диогеновы" рассуждения!
- Влад, посуди сам. Вот ты спросил про дочь адмирала Попова. Вот представь себе. Незадолго до начала русско-японской войны, во Владивосток приезжают два друга Николай Гудим и Лавров Михаил, которые познакомились в Севастополе, где занимались испытанием воздухоплавательных аппаратов в военных целях. Военное ведомство посылает молодых людей организовать на востоке страны строительство воздушных шаров для разведки в помощь артиллерии и слежке над кораблями противника.
- Ты назвала имя Николая Гудима? Я правильно услышал?
- Ты правильно расслышал. Гудим Николай Александрович, позже станет командиром подводной лодки "Акула" и погибнет во время второй мировой войны. Но я говорю о том периоде, когда он увлеченный небом, вместе со своим другом и командиром поднимают в небо Приморья дирижабли.
- А ты точно уверенна, что это именно тот Гудим? Что-то странно получается: то море, то небо, то глубина.
- Влад, а что странного. Человек пришел на флот во времена, когда внедряются новые технологии. Человечество стоит на пороге рождения авиации и подводного флота.
- Логично. Но, что побудило Гудима отказаться от неба в пользу подводного плавания?
- Не забегай наперед.
- И Гудим и Лавров - оба из дворянских семей, отцы которых воевали и заслуженно дослужились до генеральских чинов. Оба закончили морские корпуса, правда не в одно время, после окончания которого  были призваны на флот. Оба, как я уже говорила, после переподготовки на  воздухоплавательных классах, были направлены в Севастополь, а потом во Владивосток. Преподавал им воздухоплавательное дело - Ковалько Александр Матвеевич. Под его руководством была сначала сформирована Команда военных аэронавтов, которая потом была переформирована в Учебный воздухоплавательный парк. В русско-японскую войну он командовал 1-м Сибирским воздухоплавательным батальоном, организовал боевое применение привязных аэростатов для корректирования артогня и наблюдения за противником. С 1910 года командовал офицерской воздухоплавательной школой, в которой были подготовлены первые лётчики в России. Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем — пять самолётов.
- Я так понимаю, что это Ковалько был непосредственным начальником Гудима и Лаврова.
- Да. Так вот Ковалько Александр Матвеевич был женат на старшей дочери адмирала Попова Андрея Александровича. Будучи как-то в гостях у четы Ковалько, Лавров Михаил увидел там Вареньку, родную сестру  жены Ковалько. Он влюбился и  она  становится  его женой. После свадьбы, через несколько недель, Лавров оставляет молодую жену у своего отца в имении под Псковом и срочно отправляется на Дальний Восток. Больше он ее никогда не увидит, потому, что погибнет защищая гору Высокую в Порт Артуре.
- Да, война много приносит горя. Оля, но почему тебя так взволновали  судьбы этих людей? Это как-то связано в куклой, которую ты купила?
- Связано и очень даже. Влад, представь себе только: тяжело раненый Михаил Лавров, пишет последнюю свою волю - похоронить его в железном гробу, чтобы позже семья могла его перезахоронить на его родине в имении Великие Луки. Я навела справки. Просьба выполнена не была. Как прожила жизнь его жена Варя - тоже неизвестно. Вот там - остром названный именем великого флотоводца, а мы ничего не знаем, как жили и умирали здесь же, на этих землях, его дети. Когда погибнет Михаил Лавров, его брату Георгию будет четырнадцать лет. Именно ему предстоит стать первым летчиком-испытателем самолета Игоря Сикорского "Илья Муромец". Он тоже погибнет. Кто-то подпилит шасси и самолет разобьется при посадке.
- А Гудим?
- Гудим на воздушном шаре, с высоты птичьего полета увидит подводную лодку и навсегда для себя решит, что это и есть его последний и окончательный выбор- подводная лодка!
Влад слушал внимательно и задумчиво.
- Человеческие судьбы. Кто в них может что-либо разобрать через столько лет, но то, что это были люди истинные патриоты своей отчизны - бесспорно.
- Знаешь, я всегда считала, что  первые "ростки" морской авиации необходимо считать  от первого полета Станислава Дорожинского над эскадрой кораблей Черноморского Флота. А сейчас думаю, что ее рождение надо считать от полета первых дирижаблей. А, по большому счету, надо считать 7 августа Днем морской авиации, когда в 1902 году лейтенант Лавров вместе с контр-адмиралом Вирениусом и полковником Ковалько совершили полет на воздушном шаре "Генерал Войновский" с двумя флагами -  Андреевскими и воздухоплавательным.
Влад улыбнулся.
-  Воздухоплавательный флаг!  И какой он был?
-  Вот не поверишь: в левом верхнем углу белого полотна гюйс, а в правом нижнем - якорь с красными крыльями.
-  Ну почему. В небе белый флаг сливается с облаками и кажется, что якорь летает. Дорожинский из подводников ушел в авиаторы, а Гудим из авиации ушел в подводники.
- Влад, не смейся.
- Да кто смеется! Кстати, я еще курсантом в библиотеке видел его книгу " Тактика подводных лодок". Даже запомнил год издания - 1911. Удивительно, что в то время он предвидел будущее деление лодок на классы: стратеги, многоцелевики и лодки специального назначения. Непростые люди были. Думающие не только о сегодняшнем дне, а и на десятилетия вперед. Ладно, пора возвращаться на яхту. Поплыли. Солнце начинает прятаться за горизонт.


Рецензии