Эту школу жизни я прошел...

Друзья!
Из Сети.

"Почти все мы имеем глубинные корни в крестьянстве. Когда в памяти возникают солнечные пятна детства, то видишь, чувствуешь, осязаешь как наяву: запах талого снега и луговых трав, лица родителей и лица давно ушедших людей…
Своих пращуров мы знаем не дальше дедушек и бабушек. Попробуйте назвать имя и отчество ваших прабабушек и прадедушек. Почти наверняка не вспомните. Время унесло их в вечность. Даже мысленно всё труднее попасть в навсегда ушедший мир детства. Иногда хочется представить всех своих ближайших предков за одним длинным фамильным столом.
…Потемневшие стены старинных домов, в которых жили мои далекие предки, из поколения в поколение осваивавших и холивших земли по берегам великой российской реки Волги, но ставшие столь родными для моих далеких предков из Германии, увидели бы сидящих на лавках землепашцев. Степенные мужики в холщовых рубахах с заскорузлыми ладонями вечных трудяг, добрые и покорные глаза их жен, становящихся старухами в сорок лет, рожавших часто прямо на меже.
Сегодня я жалею о том, что слишком мало знаю об истории нашей семьи. И чем дальше я продвигался в изложении своих воспоминаний, тем больше крепло во мне желание лучше знать свои корни и быт нашей семьи. Неоценимую помощь в воссоздании особенностей бытия нашей семьи оказала мне моя сестра Аня. Старше меня на 14 лет, она до мелочей помнила нашу совместную жизнь до выселения нас с берегов Волги и щедро делилась со мной своими воспоминаниями. Эти воспоминания, наверное, нужны не столько для меня самого, сколько для внука моего Александра и внучки моей Сонечки. Мы все должны помнить о том, откуда мы произошли и кто наши предки. Очень важно для самосознания чувствовать гордость за свершения предков. Это, мне кажется, обязанность всякого нормального человека. Но до начала горбачевской перестройки сделать это было невозможно, так как доступ к архивам был запрещен, на историю российских и советских немцев было наложено строгое табу. Благо, сейчас это стало возможным.
Устные рассказы о том, как жили родители, обычно хорошо запоминаются детьми, но уже частично и выборочно помнятся внуками. Если не ведется никаких семейных летописей, правнуки уже, как правило, мало что знают о жизни прадедов и прабабушек и, главное (за малым исключением), мало этим интересуются. А это уже очень печально. Владеть информацией о семейном генеалогическом древе своей семьи - это часть истории и дань уважения к своим предкам.

Мысли к юбилею

Нет более унизительного состояния в жизни, чем праздность. Мои будни всегда были насыщенными, иначе бы меня стали мучить угрызения совести из-за лени. Или того хуже – безделье могло бы привести к депрессии.
Так уж вышло, что к своему 75-летнему юбилею у меня чисто спонтанно получился своего рода творческий отчет перед собой и перед общественностью Краснотурьинска. Накануне этой даты мне удалось в бумажном варианте изготовить четыре книги своих трудов. Более того, эти книги вместе с десятком диском своих работ мне удалось переслать в дар краеведческому музею и городской библиотеке Краснотурьинска. Тематика моих работ – это результаты многолетних исследований растительного мира Северного Урала и обобщение своего опыта работы по экологическому образованию и краеведению школьников – нового направления в современной педагогике. Все мои труды адресованы учителям, школьникам, краеведам и просто любителям природы Северного Урала – этого сурового, но удивительно красивого края.
А то, что я хотел бы себе пожелать к своему юбилею – 75-летию – это, в первую очередь, не терять свое здоровье. Слово „юбилей“ в целом принято ассоциировать с понятием ликования, празднования. Но в таком солидном возрасте буйное веселье – это слишком большая роскошь для меня и очень несерьезная затея. И вообще, свойство становиться старше – это само по себе не заслуга и не достижение человека. Просто это некая данность природы человеку, избежать которой пока что никому не удавалось.
Планы на ближайщее будущее?
Когда человеку столько лет, то совершенно естественно, что он возвращается к прошлому, этап за этапом анализирует основные вехи своей жизни, не хочется всё уносить с собой. Результатом этих раздумий является то, что он тянется к перу, точнее, к клавиатуре компъютера, и мыслями возвращается в далекое прошлое.
Вот и мне надо начать и завершить краткое написание воспоминаний о своей жизни в Поволжье, в Сибири, куда наша семья была выслана в сентябре 1941 года, в Краснотурьинске, куда нам разрешили приехать к отцу, который там был в качестве трудармейца, годы учебы и другие периоды своего бытия. В этой части своих воспоминаний я заканчиваю событиями 1976 года, годом переезда нашей семьи на север Свердловской области, в город Краснотурьинск. О двадцати годах жизни и работы в Краснотурьинске и о жизни в Германии постараюсь осветить во второй части своих воспоминаний. Кратко о работе в средней школе № 1 Краснотурьинска можно ознакомиться в моей книге „Экологическое краеведение школьников“.

Сравнивая свое детство и юношество с детством нынешних детей и подростков, невольно приходишь к мысли, что хоть у нас не было тех условий, в которых живут современные дети и подростки, видно, что наши детские годы были хоть и трудными, но счастливыми, они были наполнены разнообразными, насыщенными, имеющими определенный смысл занятиями: мы жили, учились, трудились, отдыхали и радовались одной дружной семьей.

В детстве и юности было очень важно обладать искусством выживания, нужно было суметь выстоять, выдержать все то, что обрушилось на голову моего поколения. Эту школу жизни я прошел. Некоторым это удалось лучше, другим – хуже. А что касается жизненной позиции, люблю честность, справедливость. Жить согласно этим понятиям всегда было моим правилом. Об этом и многом другом речь пойдет в этих незамысловатых записках, которые я хочу оставить внуку Александру и внучке Сонечке.

Январь 2012 г. Германия, Halver".

http://rasfokus.ru/vptaigin62178


...Други!
Русский душою немец Александр Фёдорович Меркер
в начале 2000-х годов сам нашёл меня в Сети, где я часто публиковал свои этюды о природе.А потом он написал тёплое предисловие к моей книге"Песнь и плач Матери-Земли!".Она вышла в эл. и бумажном форматах в Уральском провинциальном издательстве Сергея Чумакова в городе Верхний Тагил.
Уже нет с нами ни Сергея Викторовича, ни Александра Фёдоровича! С обоими этими людьми я был знаком только по интернету. Но судьба приввела меня к ним, чтобы осталась долгая память о светлых Духах- великом Учителе и воине Культуры, живших на Урале.

Вл.Назаров
**************

Жизнь, отданная Природе!..
Александр Меркер и его «поросль».
                -1-
…Я долго думал, с чего начать этот очерк. Потом внезапно блеснула мысль: «Экологический Макаренко!». Да, да, мой новый друг Александр Федорович Меркер именно был и остается воспитателем- наставником юных душ, только не в тесной, скучной колонии, а на широких просторах нашей Матушки- земли!.. Заповедным полем, многозвучной лабораторией его педагогических опытов и усилий была и есть сама необъятная Божественная Природа!
Конкретно же—природа хорошо знакомого и родного мне Северного Урала! Горные реки и речки Шегультан, Сосьва, Вижай, Турья, Каква, начинающие свой бег с горных склонов Седого Урала и продолжающие его далее на восток по равнинной уже части Урала и Западной Сибири- к великой Оби, к Северному Ледовитому океану!..Вершины гор- Конжаковский, Серебрянский, Косьвинский, Денежкин Камни!..Ныне погибающие, уходящие в историю деревни ссыльных- переселенцев—Сосьва, Денежкино, Маслово, Марсяты, Петрово, Андриановичи, Филькино, Романово и другие!..
В этой необъятной, необозримой лаборатории присутствовали и птицы, звери, растения, облака, солнце, луна, звезды, грозы и молнии, проливные дожди, кусачий гнус; а еще тяжелые рюкзаки,  большие надувные резиновые лодки, палатки, топоры, ведра, научные приборы, полевые дневники, фотоаппараты и видеокамеры…
Сам великий Космос, Вселенная настойчиво прорывались ночами  к ребятам, зовя их души в полет! В Вечность и Беспредельность Сущего!..
И был он- мудрый, много повидавший и испытавший Учитель со своими учениками из средней школы №1 города Краснотурьинска, Свердловской области. В лихие первые месяцы войны его родители-немцы из Поволжья-  с малыми детьми были высланы в Сибирь, в самую дикую глухомань. А потом судьба всех их забросила на строительство Богословского алюминиевого завода на севере Урала, на берегу глухой таежной речушки Турья, где потом возник образцовый социалистический город Краснотурьинск. Инвалид (из- за перенесенного в детстве костного туберкулеза, почему и не сгибалось правое колено), но сильный и упрямый, жаждущий делать добро людям и стремящийся к знаниям, Александр Федорович Меркер только в 1962 году стал учителем биологии и химии в сельской школе,  а до этого работал станочником, агрономом-полеводом...  И все время пропадал в тайге, среди любимых скал, рек и речушек... А в 1976 году  был принят  учителем биологии в среднюю школу №1 города Краснотурьинска.
А в сорок один год, будучи уже не  новичком в учительстве, он взял в поход группу своих старшеклассников. Уехали всего на два дня, но с настоящей ночевкой, костром, песнями и задушевными разговорами при свете меркнущей вечерней зари. И хоть потом его ученикам едва не поставили «неуды» (не успели выучить уроки), буквально вся школа (полторы тысячи) валила в кабинет биологии А.Ф.Меркера, тоже просясь в романтические, с разными приключениями, путешествия по родному краю. (Только в детстве мы можем на всю оставшуюся жизнь почерпнуть от природы всю ее прелесть и красоту!-В.Н.).
Отсюда и началось их  экологическое краеведение, выросло школьное научное общество «Юный эколог», первое не только в Краснотурьинске, но, пожалуй, и во всей Свердловской области.
Через семь лет Александр Федорович Меркер станет Действительным членом Географического общества СССР при АН СССР (ныне снова- Русское Географическое общество). Еще через десять лет ему вручят знак «Отличник народного просвещения». И было тогда моему герою уже 58! А в 59- он уедет с семьей в Германию, в городок Halver, что в сорока километрах южнее Дортмунда. Уедет не по своей воле, а по настоятельным советам врачей: стали отказывать ноги, а жена (тоже учительница, русская) тяжело болела гипертонией и сахарным диабетом.
Нового «экологического Макаренко» в Краснотурьинске не нашлось, и научное общество «Юный эколог», благополучно просуществовавшее 18 лет, распалось. Но добрые семена, посеянные учителем- биологом высшей категории А.Ф.Меркером в душах своих учеников, дали хорошие всходы!..



                --2—




В конце 80-х годов прошлого века слово «экология» никто не произносил, заменяли другим- «экономика». Но от этого земля, реки и воздух не переставали отравляться, а люди- болеть: раком, туберкулезом и другими тяжелыми болезнями.
Быстро разрушалось и тело самой земли- многочисленными рудниками, карьерами, отвалами, дорогами, скважинами. Леса сводились, частые лесные пожары довершали дело. В почве, в воде накапливалось все больше ядовитых токсинов…
Надо было что- то делать! И Александр Федорович рассудил так: все страшное экологическое невежество и все его грозные последствия для живой природы коренятся в малом сознании, в заскорузлых сердцах и душах людей, не оплодотворенных с детства нужными знаниями и любовью к природе, ко всему ее красочному разнообразию. Начинать надо с детских садов, школ, где учатся будущие «преобразователи, покорители», от простого тракториста- до министра включительно. Все наши дети проходят через руки рядового школьного учителя, и то, что он сумеет заложить в их юные души, в их еще чистые сознания, оно и прорастет- Добром или Злом для Матери-Земли!..
Сам он сеял щедро! Не знал никогда ни праздников, ни выходных, тем более пустого времяпрепровождения у телевизора, на мягком диване с детективом—все минуты, часы, сутки и месяцы его жизни всецело отдавались школе, его любимым ученикам! Он так старался приобщить их к знаниям, к труду, привить любовь к природе, сделать достойными гражданами России!..
Я не буду перечислять все, сделанное Александром Федоровичем за 18 лет существования школьного научного общества «Юный эколог» (в течение которых он и являлся его бессменным руководителем). «Вспахано» и «засеяно» много- сотни и сотни ребячьих душ!..Все  они прошли через природную лабораторию уральского «экологического Макаренко»!..
Десятки раз в учебном году они все вместе совершали двухдневные походы в окрестности города Краснотурьинска и поселка Марсяты, сплавлялись по рекам, взбирались на высокие горные вершины. А летом, в каникулы, проводили самые настоящие экологические экспедиции, для которых заранее определялся маршрут, место для стоянки лагеря, перечень всех необходимых научных приборов и инструментов. Готовились с ребятами всю зиму и весну!..
Поначалу у общинников- экологов ничего не было, кроме пары ведер да куска рваного брезента. Учителю и ребятам помогали всем миром- местные промышленные предприятия, гороно, родители, достававшие, покупавшие метеорологические приборы: барометры, гигрометры, анемометры, термографы, метеорологические теодолиты; водные и почвенные термометры и многое другое, до палаток, лодок, продуктов питания включительно.
В школьном научном обществе «Юный эколог» имелось девять секций: ботаники, фенологии, зоологии, гидрологии, метеорологии, охраны памятников природы и другие. Каждый учащийся мог выбирать занятие по душе! Сотни школьников средних и старших классов прошли через руки и сердце Александра Федоровича Меркера, воспитавшего целые семьи краснотурьинцев! Кстати, никто из ребят в смутные и дико- капиталистические, лихие 90-е ельцинские годы так и не стал «кооператором», «лавочником», не наживал торговлей бешенные деньги- все «юннаты» благополучно поступили учиться в вузы и техникумы, окончили их!..
Сказывалось влияние не только учителя, классного руководителя, но и частые встречи членов научного общества с учеными Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской Академии наук- академиками В.Н.Большаковым и П.Л.Горчаковским, сотрудниками этого же института М.М.Сторожевой, Е.А.Шуровой, Н.П.Салминой, В. Ипполитовым, П.А.Косинцевым; кандидатами биологических наук- преподавателями педагогического института (университета) З.Г.Щенниковой и М.Н. Куприяновой, наставником учителей биологии Свердловской области Э.Э.Волковой, действительными членами Географического общества Н.Н.Подгайским и О.В.Штраухом (г.Ивдель), уральским писателем Б.Рябининым и многими местными старожилами.
Каждый из них был оригинальной личностью, настоящим кладезем житейской мудрости и…неисчерпаемым источником краеведческих знаний!
Происходило усиленное интеллектуальное развитие краснотурьинских мальчишек и девчонок! Они получали прекрасный стимул к активизации и поиску новых форм своих исследовательских и практических работ по изучению и охране природы Северного Урала.
Опыт работы А.Ф.Меркера по экологическому образованию был изучен и одобрен министерством просвещения Российской Федерации и рекомендован для использования по всей стране; школьное научное общество «Юный эколог» дважды становилось лауреатом Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве.
Одновременно с интенсивной преподавательской деятельностью А.Ф.Меркер проводит и большую общественную работу. Выступает с докладами по проблемам экологического образования и краеведения на различных конференциях в Москве, Владимире, Екатеринбурге, Челябинске, Красноярске, Казани, Уфе, Иркутске и других городах России. Печатается в городской газете «Заря Урала», в областных и республикнских газетах и журналах, где всесторонне рассматривает животрепещущую задачу: сбережение, охрана окружающей среды. Он активно разрабатывает методические и учебные пособия по краеведению Северного Урала. И…ходит с ребятами в новые и новые походы. Река Чусовая, хребет Кваркуш в Пермской области, низовья Оби- это тогдашние их маршруты, кроме обычных- по Сосьве, Турье, Какве.
А однажды летом, в июле, на песчаном обском берегу они повстречали земляков- другую экспедицию школьников из Краснотурьинска: возглавлял ее молодой учитель биологии и географии из школы №15  Алексей Усов, бывший воспитанник А.Ф.Меркера и активный член научного общества «Юный эколог»! Днем они занимались каждый своими научными делами, а вечерами собирались большой веселой группой у костра, расходясь только после полуночи. Да, и ночи-то не было под Салехардом: солнце едва касалось северного края ночного неба и снова восходило!..
…Уже давно нанесены на самодельную топографическую карту верховья Сосьвы: грозные каменные утесы и скалы Полуденный, Поворотный, Усть-Вагранские, Стрелебский, Кабачек, Косяковские Ворота; уже не раз они сплавлялись по Сосьве от Шегультанского моста; уже опрошены все местные жители окрестных деревень, поселков Глухарный, Марсяты и Самы. Юных исследователей интересует все: история своего родного края, названия скал, ручьев, речек, озер.
Девиз «Знать! Беречь! Множить!»- их научного общества девиз!..
У пытливых юных ботаников, гидрологов, топографов, метеорологов, зоологов, почвоведов, фенологов,членов секции охраны памятников природы накапливается все больше научного материала, который перерабатывается в статьи, доклады, книги, карты. На счету «Юного эколога» уже три научных открытия- точно определены новые ареалы растений: коломии линейной, ветреницы отогнутой и кувшинки четырехгранной. По результатам многолетних эколого- краеведческих экспедиций члены н.о. подготовили первую на Северном Урале цветную рукописную «Красную книгу охраняемых растений Северного Урала», издали типографским способом четыре серии плакатов охраняемых растений и один- по ядовитым растениям Северного Урала; составлены уникальные карты рек Каквы и Сосьвы с указанием перспективных памятников природы этих рек (потом местная власть закрепит их своим решением).
Материалы краеведческих экспедиций, фотографии и видеофильмы, отснятые юными исследователями природы, постоянно используются ими при беседах и лекциях для школьников и взрослых. Тридцать рукописных томов- итог проведенных краеведческих исследований! На базе н.о. ежегодно проводятся семинары по экологическому образованию подрастающего поколения- для учителей и директоров школ города и области. Члены н.о. также ежегодно становятся победителями городских, областных и всероссийских олимпиад, конференций и слетов юных исследователей природы.



               
                --3—





Нужно сказать, что все научные исследования велись по заданиям ученых Уральского научного центра, Института экологии растений и животных, областного и городского обществ охраны природы. Деятельность н.о. «Юный эколог» неизменно получала высокую оценку названных организаций.
Помимо того, что опыт н.о. дважды представлялся на ВДНХ СССР в Москве (где ребята становились лауреатами), юные краснотурьинцы получали путевки во Всесоюзный лагерь отдыха «Орленок» и заграничные туры. Около тридцати членов школьного научного общества «Юный эколог» закончили Малую лесную Академию в Екатеринбурге, более 60 школьников, начав путь к своей профессии в научном обществе, нашли свое призвание в качестве учителей биологии и географии, врачей, биологов- охотоведов, топографов, лесоводов, цветоводов, метеорологов.
Так, воспитанница А.Ф.Меркера Марина Мильбергер (Политова) -- кандидат сельскохозяйственных наук (Марина была президентом н.о. в 1988- 89 г.г., с отличием закончила Тимирязевскую сельскохозяйственную Академию, защитила кандидатскую диссертацию, преподавала в этой же Академии, а сейчас является ведущим специалистом в российско- германском научном журнале, имеет свыше 150 научных работ, в том числе несколько учебников по генетике).
 Слава Смирнов, Дима Жуковец, Олег Отрадных,  Андрей Микрюков и другие  стали топографами; Олег Панов закончил Лесотехнический институт, Дима Ковшарь стал охотоведом, Женя Кондылева после окончания  университета  стала сотрудником Института экологии растений и животных; Алексей Усов, Неля Лисицкая, Наташа Афанасьева и другие закончили биолого- географический факультет педагогического института.  Киселев Толя (мозговой центр общества) сейчас занимает должность главного энергетика Богословского алюминиевого завода. Саша  Устинов является  заместителем главы города Краснотурьинска. Многие из тех, кто во время экспедиций исполнял обязанности санитаров и медсестер, закончили медицинские колледжи и институты.  Некоторые бывшие члены «Юного эколога» сейчас, кроме своей основной работы, участвуют в работах поисково-спасательного отряда.
В северном городе алюминщиков у Александра Федоровича есть  друг –Павел Леонидович Попов (его трое детей учились у Меркера), он страстный турист, природолюб, краевед с широким диапазоном интересов. «Мы с ним скооперировались- сообщает мой герой-  и сейчас заняты интересным проектом: я посылаю ему материалы о природе (в основном, о растительности Северного Урала), об экологии Северного  Урала, а он делает из него электронную книгу, добавляя свой краеведческий материал. Получается диск с огромным познавательным потенциалом.  В конце августа по моему поручению он провел его презентацию для учителей биологии города. Эффект был ошеломляющий: все  были в восторге от этого богатейшего материала и просили, как можно быстрее размножить этот диск.  Пока же мы продолжаем наполнять диск. Я ему написал, чтобы он не распылялся и помещал на диск материалы только по Северному Уралу. Это будет отличнейшая помощь учительству по своему краю.  В основу этого диска положены мои рукописи «Растительный мир Северного Урала», где я освещаю экологические факторы и экологию растений, а также даю краткие характеристики основных наших ценозов: луг, лес, водоемы, болота, прибрежные скалы, растительность гор. В конце этой рукописи я поместил «Краткие методические рекомендации школьникам и программы по изучению некоторых растительных ценозов Северного Урала».
В Краснотурьинске же сегодня успешно  ведут кружки экологов учителя Т.Ф.Мануковская (СШ-19) и Т.Ф.Постникова (СШ-32); в городе есть неплохая станция юных натуралистов, где директором Л.М.Бабурина. Все это…добрые  всходы семян, посеянных  А.Ф.Меркером!..
«Меня всегда поражала степень любви к природе Меркера А.Ф.,- пишет заслуженный учитель РФ, начальник управления образования г.Краснотурьинска В.В.Зверев.- бережное, даже трепетное его отношение к каждому, даже небольшому, растению, цветку, насекомому, умение передать это свое отношение учащимся. Все это красной нитью пронизывало деятельность научного общества школьников. Результат был высоким…Школьники, посещавшие общество, менялись на глазах. Активное участие в постановке и решении экологических проблем родного края, изготовление плакатов и выставок по охране природы, постоянные  выступления в средствах массовой информации- вся эта деятельность плодотворно воздействовала на развитие личности школьника и формировала его активную гражданскую позицию». ( И, соответственно, никаких  «плохих дел» за воспитанниками А.Ф.Меркера никогда не замечалось!).
Да, Александр Федорович зажег сердца своих юных воспитанников любовью к природе, и огонь этот продолжает гореть и сегодня, не оставляя никого равнодушным!
В одном из последних научных сборников (2006 г., Екатеринбург) А.Ф.Мерекер поместил, можно сказать, «программную» статью, касающуюся не только собственно экологического краеведения, но и…педагогики выживания, трудовой педагогики, развития интеллекта школьников, наличия межпредметных связей в юной научной общине (обществе), формирования коллективизма. Ведь н.о. «Юный эколог» на самом деле было общиной единомышленников, где каждый твердо знал свое место, где старшие помогали младшим. Президент н.о. избирался из самих же школьников – и на альтернативной основе. Это- то нежное, но и  твердое плечо и помогало учителю- наставнику в его многолетней напряженной работе!..
О педагогике выживания. Она вырабатывалась самой жизнью, в течение долгих десятилетий, в ходе сотен и сотен походов в лес, в горы, на реку. Кстати, за 18 лет существования «Юного эколога» никто из ребят не пострадал, не заболел. Наоборот, наступало чудесное исцеление от всяких хворей, недомоганий, слабости! Крепли и тело, и мускулы, и дух ребят!..Они вместе с руководителем могли идти десятки километров по бездорожью с тяжелыми рюкзаками, пробивались сквозь пургу, ночевали у костра- нодьи в январский мороз; питались съедобными растениями, ягодами, кедровыми орехами, подручной живностью (рыбой и даже…лягушками!?). Они запросто определяли без всякого компаса стороны света, высоту скал, ширину реки и т.д. То есть на практике применяли знание законов тригонометрии, и иногда…с опережением преподавания этого предмета в школе.
Никто из них не ныл, не стонал от трудностей, тяжелой работы. Наоборот, все стремились помочь друг другу в нелегких ситуациях. И выходили всегда победителями из всех жизненных и походных коллизий!
Тон задавал, конечно, сам неутомимый и энергичный, не знающий уныния и усталости Александр Федорович Меркер, закалявший и тренироваввший ребят лучше всех учителей физкультуры!
Но, на мой взгляд, главным для ребят было все же развитие их интеллекта, воли к победе, собственно всех их лучших духовных качеств!!!
«Юные исследователи природы умели отлично обращаться с различными приборами и снаряжением во время экспедиций,- пишет в своей программной статье А.Ф.Меркер,- они умели фотографировать, производить видеосъемку, делать рисунки растений и птиц. Обработка материалов экспедиции, подготовка докладов, выпуск стенгазет, плакатов и экологических бюллетеней, беседы с младшими школьниками и своими сверстниками о необходимости охраны природы, активное участие в многочисленных слетах, конференциях, олимпиадах, телепередачах, проведение различных открытых мероприятий на школьном, городском и областном уровнях также способствовали расширению кругозора школьников- членов научного общества «Юный эколог».
Это общество воспитывало ребят быть инициативными, отстаивать свою точку зрения, уметь генерировать новые идеи, разрабатывать различные проекты, аргументированно защищать их и внедрять после в практику. В научном обществе подростки учились быть деловыми, что столь необходимо людям в новых (рыночных) условиях.А.Ф.Меркер ввел в работу н.о. так называемые «часы размышлений», когда каждый юный эколог во время экспедиций ежедневно  всецело погружался в раздумья, в созерцание явлений природы и мог затем точно отразить их на бумаге. Так подростки овладевали глубинной сутью языка- возможностью отразить мир и выразить чувства в самых точных и ярких словах, какие они только могли найти!
Сам Александр Федорович, русский душою, великолепно, с подробными деталями и тончайшими нюансами пишет лирико- поэтические статьи об уральской природе, о быте исчезающих северных деревень, о цветах, птицах, насекомых, красавице- реке Сосьве, о вечерних и утренних зорях, о людях, встреченных в походах. Чего стоит описание им нарядной деревянной резьбы на деревенских избах или целительных русских банек, выстроенных на огородах или на берегу  глубокой холодной уральской реки!..


                ***************


Переехав на местожительство в Германию, Александр Федорович сохранил российское гражданство. Часто бывает в родных местах, встречается со своими, уже взрослыми, воспитанниками и их детьми.
В своем маленьком, далеком немецком городке Halver ученый- биолог и страстный природолюб и краевед А.Ф.Меркер имеет «планов и дел громадье»! Все они, конечно, направлены на изучение и пропаганду охраны хрупкой североуральской природы!
--За прошедшие одиннадцать лет разлуки с Уралом,- пишет Александр Федорович автору этих строк,- я четыре раза был в Краснотурьинске, дважды побывал на Конжаковском камне, несколько раз сплавлялся по Сосьве и Какве, бродил по их берегам и окрестностям Краснотурьинска и поселка Марсяты (мои прежние маршруты), провел четыре встречи- семинара учителей биологии в Краснотурьинске и Екатеринбурге, встречался с сотрудниками нескольких музеев, имел большую беседу о современных экологических проблемах и об экологическом образовании подрастающего поколения с директором Института экологии растений и животных, академиком В.Н. Большаковым.  И, конечно же, были организованы теплые встречи с моими бывшими учениками и членами нашего школьного научного общества- теперь уже отцами и матерями семейств.
Во время этих пребываний на Северном Урале А.Ф.Меркер собрал большой краеведческий материал!
В Германии он переработал все накопленное- и все рукописи («Растительный мир Северного Урала», «Классификация растений Северного Урала», «Экологическое краеведение школьников», «По Сосьве- реке», «Мы пишем, о нас пишут») в апреле 2006 года посылкой (получилось…десять килограммов!) отправил в Краснотурьинский краеведческий музей.
В июле с.г. получил известие, что карпинские учителя начали использовать его материалы и собираются дополнить «Фотогербарий» (там более 300 видов растений и более 600 фото). В своем «Фотогербарии» А.Ф.Меркер все растения распределил по сообществам: растения леса, луга, болот, растения гор и прибрежных скал и т.д.
…И вот уже глубокой осенью 2008 года А.Ф.Меркер со своим сыном переслал в Краснотурьинск три красочных тома «Атласа растений Северного Урала» и книгу «Скальное ожерелье Сосьвы». (Печатает книги на свою небольшую пенсию!).
Богатая и незаурядная творческая личность Александра Федоровича Меркера, уникальный опыт работы руководимого им в 70-90- е годы ХХ столетия научного общества «Юный эколог» еще нуждаются, по- моему, в глубоком осмыслении!
А  богатое творческое наследие моего героя- во всемерной нашей пропаганде и поддержке, в том числе со стороны руководства Уральского Федерального округа и губернаторов областей, в него входящих!..



                *********

P.S.

Цитирую строки одного из последних писем А.Ф.Mеркера:
«Владимир Поликарпович, заглянул сейчас в свой архив и увидел старую фотографию, которую я сделал 15 октября 1995 г.  Это воскресный день. В субботу 14 октября после уроков мы (мой 10-й класс) через Карпинск отправились на Какву.  День был солнечный, теплый- «бабье лето».  А ночью пошел снег. Перед шатром и костром снег вытоптан, а на деревьях он виден.  Крайний справа стоит Леня Симонов, мой бывший ученик и член н.о., отслужил в армии,  работал на Богословском алюминиевом заводе, в очередной раз принял участие в нашей вылазке в природу, чтобы зафиксировать осенние явления. После моего отъезда в Германию он пытался продолжить работу «Юного эколога» на общественных началах, после своей работы на заводе, но ему не разрешили – «нет педагогического образования» -был ответ.    Несколько лет назад он умер от рака (выбросы завода и ТЭЦ!!!).
О его смерти мне сразу же позвонили из Краснотурьинска. 
Рядом с Лёней стоит девушка, а рядом с ней (с открытым воротом) стоит  Сережа Чаплыгин.  Отслужив в армии и закончив техникум,
он служил в городском спецназе.  Однажды ему поручили сопровождать почтальона-женщину, мать двоих детей, которая разносила по домам пенсию старикам.  Войдя в один из подъездов пятиэтажки, они столкнулись с вооруженным бандитом, который поджидал их  с целью грабежа.  Бандит вскинул ружье, но Сергей успел оттолкнуть женщину, бросился на бандита, но не уберегся, попал под выстрел бандюги. Почтальонка успела выбежать из подъезда и спаслась. А Сережа погиб на месте, рана оказалась смертельной.      
Эти оба парня облазили весь Северный Урал, с тяжелыми рюкзаками поднимались в горы, сплавлялись по бурным рекам, стойко переносили все тяготы походной и экспедиционной жизни, помогали младшим и уставшим, а погибли один от бандита-подонка, а другой - от убийцы-завода.
Грустные истории, очень грустные...

     26 октября 2008 г.».


                *************************


…Читатель! Не хочется на грустной ноте заканчивать этот очерк о прекрасном учителе А.Ф.Меркере. Он не забыл ни одного из своих воспитанников, которые ему стали…как родные  дети! Сердце Александра Федоровича не зачерствело от собственных жизненных невзгод!  Бессмертною душою своею и духом он всегда рядом и с Сережей, и с Леней Симоновым! Они – снова воплотятся, если их ждут тут, на Земле!..
Придёт сюда и он сам, ушедший от нас в феврале 2020 года.
Вл.Назаров
Из  моей книги "Не замай планету!"
www.biodat.ru


Рецензии