Мой первый третий класс

      После окончания мною педагогического училища судьба распорядилась так, что пришлось работать мне в сельской школе, недалеко от нашего городка.Хотя директор 14-ой городской школы, в которой училась я,Петр Евдокимович Казбан звал меня в родную школу. Жизнь меня не баловала, и я решила по - другому. В сельской школе мне обещали оплачивать аренду жилья , коммунальные услуги и 25% прибавку к зарплате.Так довелось молодой городской <<училке>> научиться топить печку,варить на не пищу, чистить снег, носить воду на коромысле и копать огород.
     Итак, конце августа я переехала в частный дом, вышла замуж и приступила к работе как молодой специалист.Было мне на тот момент девятнадцать лет.К сожалению, мне достался третий(выпускной в начальной школе) класс. Их первая учительница ушла в декретный отпуск. Сказать, что это оказался очень трудный класс – это ничего не сказать!
      Минуло тридцать пять лет с тех пор,как я переступила порог той школы. Была всего одна параллель. Естественно, что все дети учились в одном классе, и сильные,и слабые, и с зпр. Почти тридцать человек.
      Отличница всего одна. Хорошистов – человек десять. Один ребенок с инвалидностью, к тому же, из неблагополучной семьи.И девочка с заторможенностью психического развития. Это слово (диагноз)в то время только появился , и ребенок тогда должен был бы учиться в коррекционной школе. Но ее мама трудилась в этой же школе завхозом.
И мне неоднократно приходилось терпеть ее присутствие на уроках.Нужно отдать должное этой женщине, что она занималась со своей дочкой. Но ошибку природы, увы, не исправишь.А я всего лишь учитель начальных классов обычной средней школы.
        Зато на некоторых детишек родители, похоже , вовсе не обращали внимание.Регулярно приходили с невыученными домашними заданиями. Двойки не подстегивали, ни детей, ни родителей.Больше половины класса еле -еле читали по слогам.Кстати, после уроков на дополнительное объяснение  я оставляла отстающих ежедневно.
    Училась в классе девочка Алеся Дахтина из семьи, где пятерых детей, брошенных матерью, растила неграмотная бабушка.Позже, и ее братик Антоша попал ко мне в первый класс.С ними тоже приходилось контролировать выполнение <<домашки>> мне самой.
        В то трудное,<<перестроечное>> время , был повальный дефицит всего. Обычные тетради нам выдавали на каждого ученика. И на учете была каждая испорченная страничка.А попортили они их немало. Как и моих нервов.
Дети привыкли к постоянному повышенному тону своей первой учительницы. И на мои спокойные замечания не реагировали. Я же орать на них не собиралась.Отъявленных хулиганов было человек пять.      
       Но особенно отличился один герой – Саша Косарев. Кстати , он приходился племянником завучу школы, Надежде Федоровне Лариной. Что только он не вытворял и на уроках, и после уроков, и на переменах. От одного не понравившегося ему слова вспыхивал,  хватал, например, скамеечку, стоявшую в классе около доски,и размахивал ею, как жонглер.Он был упитанным и сильным.
        В обязанности учителя входил сбор денег на питание в столовой. Некоторые дети не приносили вовремя и приходилось расплачиваться своими собственными.
        Собирали на подписку детских газет и журналов.Многие отказывались.А с нас требовала администрация.
       Уроки длились сорок пять минут. Учились в одну смену. Все предметы вела сама, кроме физкультуры и музыки, которую преподавал мой муж.Он был совместителем.
        В кабинете полы мыли сами дети. Дежурили по четыре человека. Иногда приходилось отлавливать тех, кто не хотел это делать.
       Помню, девочка Марина Панова, дочь учительницы этой же школы,сидевшей на тот момент в <<декрете>> внаглую заявила мне, что не хочет  мыть и пожалуется на меня своему дяде, который вел уроки труда у мальчиков старших классов.И что меня тогда уволят.А что я должна была делать в такой ситуации? Вместо нее полы мыть?Не мною заведено, не мне и отменять.Кстати, в следующем году, когда у меня были первоклашки, первое время я мыла сама.Ремонт кабинета летом тоже делала сама. Красила стены. полы, парты. Конечно. муж мой помогал мне во всем.
      Однажды зимой к нам в полночь заколотили в ворота.Мы с мужем вышли.Пришли завуч и мама Димы Желнова, у которого порок сердца был.Пропал вместе с двоюродным братом лет пяти. Блин, откуда мне знать, где ваш ребенок гуляет ночью? Спрашивают, не ставила ли я ему двойку за поведение.Надо сказать, что с поведением у него тоже было не очень. Хочет – пишет, не хочет, не пишет. И несколько учеников ежедневно,по договоренности с родителями, получали в дневник оценку за поведение. Слава богу, что в этот злополучный день я ему поставила четверку. Так что,к пропаже мальчика я не имела никакого отношения. А ведь могли свалить на меня, если что!
      Надо сказать, он тоже приходился родственником завучу. Подняли шум. И тогда Саша Косарев , признался, что заманил их, своих двоюродных братишек, еще вечером в заброшенный домишко, и подпер дверь доской.
      Но это не все. Жаль, конечно мальчика. Нет его уже давно в живых. Я тогда еще слишком молодая была. В диагнозах не разбиралась. Мальчик был очень худенький, маленький. Кожа синюшная.А мама родила еще двух сыновей от другого мужчины и регулярно бросала их на него, уезжая с новым кавалером.
     Надо сказать, что тех детей, живя еще в Советском Союзе мы принимали в пионеры. Шел 1990 год.Как обычно, самые старательные ученики удостаивались этой чести чуть раньше , в день рождения Владимира Ильича Ленина. 22 апреля.Остальным красные галстуки повязывали 19 мая, в день Пионерии.Конечно, ими стали отличница Лена Попытаева и несколько хорошистов. Дима в этот список не входил.
      И вот, на следующий день, на совещании директрисса
Анна Ивановна Баукина(Харькина)  предъявила мне претензию: почему я не приняла в пионеры больного ребенка. Он видите ли,расстроился. Но менять было уже поздно, даже если бы я это захотела. Линейка уже прошла. Не принимать же его одного,да и за какие заслуги?За плохое поведение и не менее отвратительную плохую учебу!?Остальные дети были бы шокированы.
      Весной его мама, наконец, увезла в Уфимский кардиологический центр.Честно говоря,не знаю, возила ли она его на консультацию к кардиохирургам раньше и как он дожил в таком состоянии до десятилетнего возраста.
      Уже летом, когда приехав в село, повстречались мы с завхозом нашей школы,родительницей девочки с зпр, она мне ехидно так говорит:  Аннета Алексеевна, а ведь Дима умер во время операции... Видно, очень уж хотелось кому - то  сделать меня виновной...
      Отчасти им это тогда  удалось...
    Все проходит, прошёл и тот год . И,совсем другое дело – мой первый класс. Свой, родной. Ведь для первоклассников первый учитель - царь и Бог.Хотя и тут мне насолили: сформировали два класса.Хотя никакого уговора не было. И отгадайте с одного раза, каких детей мне подсунули?
      А для того, третьего класса я была , увы, не первой учительницей. Многих из тех учеников уже нет в живых. Люди не меняются. Каков человек в десять лет – таков он и в пятьдесят.Саша сгинул где - то на просторах нашей великой Родины.Не зря говорится:<<Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу!Если человек не научился в детстве подчиняться правилам, он не сможет подчиняться законами, став взрослым. А это, как известно, чревато весьма неприятными  последствиями.
        Сейчас им, моим первым ученикам уже за сорок. Я старше их всего на девять  - десять лет.Но для меня, в моей памяти они навсегда остались детьми.


Рецензии