Тайна погибшего звездолёта

Яркий прожектор пробил мутную воду. Что-то блеснуло в пучке белоснежных лучей, и Зденек повернул камеру. Это была энергопоглощающая эмаль - тёмно-зелёная, сверкающая крупинками Д-частиц. В круглом пятне показалась золотистая надпись "КЛЯЗЬМА-601".
Багровый индикатор блока связи моргнул, и по тесной кабинке разнёсся звонкий голос Радмилы Миклашевской, начальницы экспедиции.

- Это он! Переключи зонд на скан.

Щёлкнул тумблер, и в голографическом кристалле начала вырисовываться модель. Уже появились хвостовые обтекатели, погнутые планетарные крылья, перекошенная от сильного удара кабина. 


***


Игорь осмотрелся. Люк среднего тамбура задраен, и просто так открыть его не получится - схема наверняка обесточена. Включить кистевой дизассемблер? Пожалуй, придётся - иначе внутрь не попасть.
Лимонный луч пробил тьму. Песок взметнулся, заволок окуляры видеокамер. Через миг мощный удар свалил робота с ног.
Игорь погасил кристалл излучателя и попытался подняться. Прямоугольник проёма пылал тусклым аварийным светом.

"Что за бред..." - подумал нейрооператор - "Или не бред? Мог же я активировать резервный пульт!"

Старенький "Витязь-401" поплыл к звездолёту. Титановая кисть ухватилась за невысокий порожек, и робот ввалился в салон.

Внезапно сенсорный датчик спины почувствовал волну. Донёсся резкий скрежет, и Игорь попытался выплыть на улицу. Не успел - бронелюк закрылся прямо перед фальшлицевой панелью. Глухо щёлкнул запорный аппарат.

Вода уходила. Под полом тарахтел компрессор, заполняя тамбур стандартной атмосферой. Моргнул индикатор, и внутренний люк с тихим скрипом открылся. Под потолком узенького коридора горели защищённые светильники, тлели рыжие линии напольных указателей.
Пискнул вмонтированный в стену терминал интеркома.

- Приветствую вас!

Игорь опешил.

- Кто это!?

- Я искин звездолёта "Клязьма-601". Вы спасатель?

- Да.

- Люди в криокамерах, в третьем отсеке.


***


Тускло горели аварийные плафоны. Обшитые псевдошпоном двери были распахнуты, и везде Игоря встречали опустевшие, запылённые каюты. Казалось, что звездолёт лежит на дне уже не первый десяток лет.
Третий отсек обнаружился в голове, через тридцать метров от реакторного блока. Просторная комната была уставлена воронёными цилиндрами криокамер. Впрочем, почти все они были пусты - "Клязьма" шла по "нулевому" маршруту.
Пилоты нашлись в пятом ряду. Теперь можно возвращаться на сушу - больше никого на корабле не было.

Внезапно что-то пробежало по титановой ступне робота. Игорь попытался дёрнуть ногой, но управление словно пропало. Вспыхнул сигнал тревоги, и восприятие будто бы раздвоилось.
Прямо перед глазами мерцали разноцветные гирлянды индикаторов. Основное человеческое тело неподвижно лежало в амортизационнном кресле капсулы управления. В это же время старенький "Витязь-401" стоял на потёртом стеклометаллическом полу. Бронированный корпус окутывала странная, непонятная рыжая пелена. Сервоприводы судорожно дёргались - вычстанция посылала сотни команд на все узлы.
Сознание металось между двумя оболочками, каждую секунду перескакивая то на мобильный пункт киберконтроля, то в затонувший космический корабль.


***


Игорь поднялся. Андроид ощущался не как подключённая к мозгу машина, нет - сам информационный массив личности лежал на квазигенетических блоках памяти.
Внезапно появился голос. Судя по работе датчиков, он возник прямо в тракте УНЧ блока камер.

- Ты меня слышишь?

- Это кто!?

- Не беспокойся. Я искин звездолёта. Пойми, без тебя мне не обойтись - слишком уж критична ситуация.

- Какая ситуация?

- "Клязьма" везла колонию опытных ассемблерных наномашин. После удара о воду контейнер разбился, и... - синтетический голос запнулся - Словом, нужна помощь разумного существа.

- Что именно я должен сделать? - спросил Игорь. 

- Сначала переложи криокамеры в жидкостные зонды, и отправь их как можно дальше от космолёта.

- Дальше?

- У тебя же есть кистевой дизассемблер? Подключи к нему кологовый усилитель и размонтируй корабль. Делай всё из кабины - так точно не останется даже нитки.

- А почему ты не можешь сделать всё своими силами?

- Три Закона. Они прописаны в микросхеме базовой памяти, и дополнительно защищены участками спецкода. Я не могу ввести ремонтных ботов даже в предбанник третьего отсека.


***


Проём перегородил бесформенный, полупрозрачный сгусток материи. Он перетёк на стену, обволок терминал интеркома. Словно кусок сахара в горячем чае синтхитиновый корпус стал таять. Погас экран, алюминиевые клавиши посыпались с рамки.

"Колония..." - подумал Игорь - "Она добывает сырьё для производства новых единиц!"

Луч с воем вонзился в цель. Поднялаясь белоснежная, похожая на пепел пыль - это были разделённые атомы. Под потолком загудела вытяжка климат-контроля. Уже через минуту от угрозы не осталось и следа. Но кто знает, сколько ещё наномашин скрывается под панелями отделки, в кабель-каналах, за плинтусами?
Робот перешагнул невысокий порожек. Жидкостные зонды походили на огромных бацилл - продолговатый корпус без единого окна, длинные тросы движителей. Как поместить в них криокамеры?

- Клязьма! - выкрикнул Игорь - Как я могу доставить пилотов сюда?

- Очень просто. За стеной станция линии пневмометро. Подключи захват, возьми капсулы и отправь их сюда. Панель контроля на стене, возле двери.

"Витязь" в два прыжка пересёк комнату. Интерфейс ничем не отличался от системы любого транспортника - программное обеспечение на всех земных кораблях было унифицировано.
Мощная клешня подхватила тяжёлые цилиндры. Уже через минуту прозрачная крышка закрылась, и где-то далеко басовито загудел насос.


***


Зонды уплывали. Совсем скоро они состыкуются с пристанью... Но сейчас нужно действовать - с каждой секундой наномашин становится всё больше.
 Андроид выпрыгнул на главный коридор. Щёлкнули регуляторы силы двигателей, наконец машина подпрыгнула, и рванула вперёд. Над головой мелькали указатели - 4, 3, 2, 1... Дверь кабины оказалась заблокирована. Это уже не играло роли - из указательного пальца правого манипулятора вылетел лимонный луч. Похожий на раструб старинного граммофона усилитель осветился, вспыхнул, и...

Игорь очнулся. Что это было? Причудливый сон, галлюцинация? Но контакт с роботом был потерян, потерян безвозвратно. Может, опять блок трансляции барахлит?


Рецензии