Бабушкин буфет Глава 15 Жребий брошен

Глава 15
 Жребий брошен

Вернувшись со смены и открыв утром почтовый ящик, Юрий вынул письмо из Консульства США. В письме сообщалось, что он выиграл «Грин-кард». Теперь ему надо уплатить консульский сбор и придти на собеседование.
Юрий постоял в раздумье. Если честно, он не ожидал, что выиграет в этой лотерее и заполнил анкету просто, чтобы не мучила совесть, что он не воспользовался шансом в один процент.
Уехать в Америку? На ум сразу пришли пять «за» и пять «против».
Надо ехать, потому что:
1. Открыли границы, и он выиграл лотерею, опередив 99 конкурентов, как не воспользоваться такой удачей?
2. В США, возможно, он найдет следы своего деда и новых родственников.
3. Развалился Советский Союз, запрещена коммунистическая партия, свою деятельность прекратил съезд народных депутатов СССР, жизнь пошла кувырком. Все бурлит, многие считают, что возможна гражданская война.
4. В городе безработица, с досок научных институтов и заводов исчезли объявления «Требуются».
5. Началась рыночная экономика. Цены растут, и его малинских денег хватит ненадолго.
Ехать не надо, потому что:
1. Он живет в замечательном городе, а что его ждет в США? Трущобы Нью-Йорка, где селятся иммигранты?
2. У него отличная квартира в престижном районе.
3. У него есть работа, чтобы пережить это смутное время. А потом все наладится.
4. Скорее всего, деда он не найдет. Наверное, дед давно умер, иначе сообщил бы о себе.
5. Ему всего сорок шесть, в этом возрасте люди становятся президентами, и он не пропадет.
А что, если бросить жребий?
Юрий достает гривенник и подбрасывает его вверх. Орел – поеду, решка – остаюсь.
Монета кружится в воздухе и падает на пол. Решка. Поеду.
Он стучится к соседу.
– Максим Петрович, ты очень занят?
– А что?
– Надо обсудить одно дело. Есть «Агдам».
Юрий выставил вино и закуску, показал письмо.
– Что ты решил?
– Поеду. Квартиру пока оставлю, ты присмотришь, если не понравится, вернусь. Завра обменяю рубли на доллары и отнесу консульский сбор. Говорят, открыли обменный пункт на Витебском вокзале.
– Туда не ходи.
– Что так?
¬– Ты читал «12 стульев»?
– Читал. Давно.
– Ты помнишь, сколько Остап Бендер знал сравнительно честных способов отъема денег у населения?
– Кажется 400.
– А я тебе расскажу про 401-й.
Наверное, под влиянием выпитого, он приукрасил однажды случившуюся с ним историю, в целом, она выглядела так.
Петрович зашел на Витебский вокзал и, отстояв небольшую очередь, обменял свои рубли на доллары. Он засунул бумажник поглубже в боковой карман и поспешил в валютный магазин «Березку». Договорился с сыном: сын получит настоящие джинсы «Леви Страус» и перестанет курить.
Не успел Петрович пройти пару десятков шагов, как от его ноги в сторону отлетел какой-то кошелек.
– О, простите, это я нечаянно, – сказал Петрович и хотел поднять кошелек, но его опередил идущий рядом прилично одетый парень. Он поднял кошелек, протянул его Петровичу с доброжелательной улыбкой.
– Возьмите ваш кошелек. Не стоит разбрасываться деньгами!
– Это не мой кошелек, – сказал Петрович.
– Не ваш? А чей же это кошелек? – растерянно спросил парень, загораживая дорогу и оглядываясь по сторонам.
– Не знаю, – сказал, остановившись, Петрович.
– Значит, его потерял какой-то растяпа! – засмеялся парень, – раз уж мы его нашли, отойдем в сторонку и посмотрим, что там внутри!
Они отошли в сторонку, и парень открыл кошелек.
– О, – сказал он, – тут деньги! Смотрите-ка, и рубли, и доллары! И какой-то железнодорожный билет. Что мы будем делать? Может, просто поделим деньги между собой? Я сейчас посчитаю. Он вынул их кошелька деньги, и в этот момент к ним подбежал пожилой мужчина.
– Ребята, вы не нашли случайно мой кошелек! Я доставал из кармана носовой платок и он, видимо, выпал! О, вы нашли его! Спасибо! Огромное спасибо! Мне надо уезжать, сейчас мой поезд, а в нем все: и последние деньги, и мой билет.
– Возьмите ваш кошелек, – сказал парень, – ваше счастье, что вы встретили порядочных людей. И не теряйте больше!
С этими словами парень передал мужчине кошелек и уже вынутые из него деньги.
– Большое спасибо, – сказал мужчина, – я вам так благодарен. Подождите, но тут не все мои деньги. Вы уже что-то взяли себе? Пожалуйста, отдайте. Это мои последние деньги.
– Это что, вместо спасибо? – возмущенно сказал парень, – за кого ты нас принимаешь?
– Лучше отдайте, – повторил мужчина, – здесь не хватает и рублей, и долларов! Или я сейчас начну кричать и вызову милицию!
– Вот и делай людям добро, – разозлился парень, – мы только что подняли ваш кошелек и не взяли из него ни копейки. Смотрите, вот мой бумажник – это что ваши деньги?
С этими словами парень достал из кармана бумажник, открыл его и протянул мужчине. Мужчина посмотрел, вернул бумажник обратно, и повернулся к Петровичу. Петрович тоже достал свой бумажник и открыл его. 
– Тут у меня доллары, – сказал Петрович, – я их только что обменял в банке. Вот квитанция.
Мужчина взял его бумажник, посмотрел деньги и сказал:
– Нет, у меня были другие купюры. Извините, ребята. Видно кто-то уже успел поднять кошелек до вас. Пожалуйста, извините. Я опаздываю, побегу.
И он побежал к вокзалу.
После этого они разошлись.
Смеясь над незадачливым растяпой, Петрович ускорил шаги, но когда в магазине «Березка» он пересчитал доллары, половина денег исчезла.
– Петрович, ты запомнил этих людей?
– Не запомнил. Обыкновенные люди, было уже довольно темно. Недаром меня зовет жена неудачником. Говорят, неудачникам отказывают даже резиновые женщины. Жене ничего не рассказывал, только тебе, по секрету. Еще по рюмочке?
Следуя совету Петровича, Юрий менять деньги на Витебский вокзал не пошел. А вдруг эти ребята там устроили свой наблюдательный пункт, и по-прежнему высматривают «лоха»? Он выбрал солидный банк на Невском проспекте, отстоял небольшую очередь и, обменяв деньги, поспешил домой.
Не успел пройти пару десятков шагов, как от его ноги в сторону отлетел какой-то кошелек.
– О, простите, это я нечаянно, – сказал Юрий и хотел поднять кошелек, но его опередил идущий рядом прилично одетый парень. Он поднял кошелек, загородил дорогу и протянул его Юрию с доброжелательной улыбкой:
– Возьмите ваш кошелек. Не стоит разбрасываться деньгами!
Как вовремя он услышал от Петровича про 401-й способ отъема денег! Что делать? Связываться не стоит, у них наверняка все продумано.
– Гражданин, дайте мне пройти! – так громко, что оглянулись прохожие, сказал Юрий.
Он обошел парня и ускорил шаги. За ним никто не пошел. Слава Богу, обошлось.
В списке дел еще было посещение Кабинета Фауста, он им обещал что-то привезти из Малина. Юрий принес им фотографии, сделанные в музеях Малина и Коростеня, а особую благодарность получил за шесть обгорелых кусков пергамента. Он рассказал, где и когда найдены эти куски, вспомнив, что, по словам бабушки, среди этой же золы нашли также сребреник Святополка Окаянного.
– Наши специалисты попробуют восстановить тексты, загляните к нам через пару месяцев и вы, возможно, узнаете, что там написано, – пообещал хранитель отдела рукописей.


Рецензии