Стройотрядовская юность

                Стройотрядовская юность
                Рассказ-воспоминание
                Всё нам было нипочём,
                Мы работали отважно.
                Только случай с кирпичом
                Вышел вот какой однажды.
                (Почти по Твардовскому)
   Окончив десятилетку, я поступил в Ижевский механический институт. Не знаю, как сейчас, а в то время кроме двух учебных семестров для студентов первого и второго курсов существовал ещё и третий, трудовой семестр. Кто-то для получения зачёта отрабатывал необходимое количество часов на заводе, а я по своей психологии был «стройотрядовским».
   Как то в коридоре института повстречал я одного из своих земляков, с которым учились в одной школе. Мой товарищ был старше меня на год и заканчивал уже второй курс. Оказалось, что его избрали командиром стройотряда «Энтузиаст», и он пригласил меня в свой отряд. Мы учились на разных факультетах: он был «эМТэшником», а я был «эМшником». «Труд есть труд, не имеет значения, с каким факультетом ты работаешь. Зачёт тебе, конечно же, поставят», – резонно убеждал товарищ. Уговаривать меня не было нужды, я с радостью воспользовался подвернувшейся удачей.
   И вот, я – боец стройотряда «Энтузиаст-71»! И мы – на строительстве коровника в деревне Старый Утчан. Парни для меня незнакомые, но у студентов не бывает чужаков! И ещё, с самого начала один случай помог мне стать своим в отряде.
   Привезли нам бетономешалку с бензиновым двигателем. Стали мы её заводить. В каждом коллективе есть самые активные люди, «неформальные лидеры», как говорят психологи. Один за другим парни пытаются завести агрегат, но он «капризничает». Двигатель бетономешалки был схож с мотоциклетным – обычный, двухтактный, с таким же карбюратором. В  нашей семье, в которой я вырос, был мотоцикл «Ковровец», К-125, затем купили ещё и более мощный мотоцикл, ИЖ-49. Мы с отцом перебирали и двигатели мотоциклов, приходилось регулировать и зацепление шестерён в коробке передач, устранять неисправности в электрооборудовании наших «стальных коней». Так что, с мотоциклом я был на «ты». Мой опыт здесь как раз и пригодился. Выкрутил свечу, просушил её, проверил искру. Залил в цилиндр несколько граммов бензина и закрутил свечу. Двигатель завёлся «с пол-оборота».
   Мой земляк-командир назначил меня «механиком» бетономешалки. Конечно, при необходимости я принимал участие и в других работах, но основной обязанностью было приготовление замесов раствора.

   На следующий год я, уже бывалый боец стройотряда, вновь поехал с теми же друзьями. В этот раз наш «Энтузиаст-72» был направлен в деревню Заречный Граховского района для строительства мастерских. Надо отметить, что состав отряда несколько изменился. Командиром был уже другой парень, поскольку мой земляк к тому времени «перерос» стройотрядовский возраст. Появились и среди бойцов новые люди. Познакомился я тогда с девушкой, которая впервые поехала в стройотряд.
   По-прежнему моим главным делом были замесы раствора, но, конечно же, приходилось выполнять и самые разные работы. Однажды прибыла машина с кирпичом. Мы с этой девушкой отправились разгружать. Она из кузова бросает мне кирпичи, а я ловлю их и аккуратно, чтобы не поломать, складываю в кучу. Вот мы разгрузили машину. Весь кузов передо мной как на ладони, я вижу, что кирпичей больше нет. Я расслабился, полностью отключился от работы. И тут она нашла откуда-то последний, «завалящийся» кирпич. Я до сих пор не могу понять, откуда она его взяла! Я далёк от мысли, что она держала кирпич за пазухой. Совершенно верно – она его бросила. Причём, бросила мастерски, в процессе разгрузки она наработала изумительную точность движений – кирпич упал на козырёк моей кепки, а потом упал мне на ногу. При этом кирпич летел ровно, строго в горизонтальном положении. Если бы я ловил его, мне достаточно было просто выставить вперёд ладони, и кирпич лёг бы мне прямо в руки. Именно так, слаженно, мы и разгружали машину.
   Кстати, в своё время София Ротару пела:
          Прямо в руки легло,
          Только этого мало.
          Только, только, только
          Этого мало.
   Так вот, эта песня как раз про то, как мы разгружали машину с кирпичами. Далее в песне есть слова:
          Понапрасну ни зло,
          Ни добро не пропало.
          Всё горело светло,
          Только этого мало.
   Эти слова тоже про наш стройотряд. Друзья, уверяю вас, что не только эта песня, добрая половина всех советских песен – это песни про наш стройотряд!
   А с той девушкой мы до сих пор поддерживаем взаимоотношения. Время от времени созваниваемся по телефону, иногда помогаем друг другу. Она ведёт активный образ жизни. Две её дочери вышли замуж за немцев и живут теперь в Германии. Она изучает немецкий язык и ездит к дочерям в гости. В первое время сокрушалась, что плохо владеет немецким и не может найти общий язык с зятем.
   – Зять ведёт себя не по-мужски, командует в кухне, в то время как кухня является «вотчиной» женщины, – пожаловалась она однажды. Я в меру своих познаний немецкого языка посоветовал:
   – Если зять начнёт шибко выпендриваться, скажи ему строго-строго: «Гитлер капут!»
   Свою книгу «Остров перелётных птиц» я подарил и этой девушке. Когда надписывал книгу, у меня появилось четверостишие:
          Наши судьбы неслись чересчур параллельно.
          И бурлила река, волны дыбились ввысь,
          Бушевала гроза, всё затмив беспредельно.
          Чуть касаясь крылами, наши судьбы неслись…

   Вручая книгу, я припомнил ей тот кирпич. Она уже ничего не помнит! Память-то девичья! Прошло всего лишь полвека, а она уже всё забыла!
   Друзья, если теперь вы станете звать меня «это тот, которому кирпич упал на голову», я нисколько не обижусь, потому что воспоминания юности всегда приятны!
   5 мая 2024 года.
   
          


Рецензии