То, что вспомнилось в Светлую Субботу

Под занавес Светлой Седмицы хорошо бы и о Папиных родителях слово сказать. Дедушка Петя и Бабушка Маша. К слову, я назван в честь Папиного Папы - Дедушки Пети. Думаю, постоянство в трудах - то, что Папа мой в одном месте всю жизнь проработал - это от дедушки Пети. Трудолюбие и четкость. Дедушка Петя не был сильно привит к Храму, как, например, Дедушка Вася, но вот Папа рассказывает, что перед тем, как войти в борозду, он всегда говорил: "Господи, благослови!" В борозду - это значит на тракторе перед началом работ в поле. С ним Папа с молодых ногтей технику и осваивал - трактора, комбайны и все примыкающее к ним.

Баба Маша была верующей, но в Храме бывала редко. Все ждала, когда откроется некогда закрытая в селе церковь. И дождалась. Последние годы жизни походила. Папа Бабушки Маши - Григорий - когда закрывали Храм, забрал одну из икон, спрятав ее под бушлат. Другие, как рассказывали, ругались над иконами - кто на полы коням, кто еще как - а потом страшно и странно умирали. Этой иконой он потом и благословил Петра и Марию на брак. Но мне вот что хотелось бы отметить. Вскоре разглядели икону. И обнаружили, что это святцы за октябрь. А мои родители как раз в октябре и повенчались и расписались. Как знать - может, за этот поступок Деда дал Бог Папе жену...

Мама говорит, что каждый год - "Да всегда как вовремя!" -  Бабушка Катя присылала посылки с пуховыми вещами. Лично я помню варежки на всех, носки на всех, шали да еще и клубки шерстяных ниток, чтобы можно было самим вязать, что необходимо. Они с Дедушкой держали животину и сами все делали. У Бабушки была прялка - вот она на всех и делала все. Мама говорит, что Бабушка Маша всем всегда подарки делала: "Шали были у всех!" Вот так невидимо они стояли рядом с нашей семьей и помогали. Мои родители тоже всегда стараются помогать своим детям. Иные традиции, иные подходы к жизни.

Во время войны Бабушка Маша трудилась санитаркой. Вывозили раненых. Папа помнит, что дошли они до Румынии аж. Есть предание в семье нашей, что могла она погибнуть. Поменяли расписание составов. И ушел другой поезд, не тот, где Баба трудилась. И его разбомбили. Баба осталась жить. Это то, о чем я говорил - что наши жизни, наше счастье - это еще и пути-дороги наших Родителей, а потом их Родителей и так далее. И за всем этим стоит Неисследимый Промысл Божий. Поэтому надо жить в Благодарности Богу всегда, и помнить, что было, и тогда не получится унывать и расстраиваться.

Мне вспоминается, как Бабушка сидит у моей кровати и что-то рассказывает. Кажется, это были сказки. Вот это иногда надо. Когда в семье родители рассказывают духовное, хорошо сказки - когда кто-то. Дополнения хороши. Именно хорошо в таком варианте. Если ты родитель и хочешь в центр поставить духовное. Конечно, бывает по-всякому, и исключения бывают, но порядок есть порядок. Мама моя знала, что сказки расскажут все, а духовное преподнести - не каждый сможет. Родитель - он потому и родитель, что призван Богом привить Духовное в душу.

Еще есть сестра у Бабы Маши - Баба Шура. С ней очень хорошие отношения были всегда. И вот ее помню тоже, как она приехала в гости и читала мне красивую такую книгу. Потом я вырос. И все искал такую книгу. Что же это за книга такая. Зря искал. Потому что дело не в книге. А в тепле. Зачем я об этом пишу? За тем, чтобы сказать, что каждый может оказаться другому к месту и ко времени. Обогреть, дать внимания, немного тепла. И не надо смотреть, что ты не Мама и не Папа. Вот поставил тебя Бог рядом, дай, если нужно. Я навсегда запомнил эти моменты.

Когда нам чего-то не дают. Или когда нам делают больно. Мы вправе повернуть все в себе. И сказать: "Я буду делать иначе". А когда мы встречаем такое теплое, хорошее, прекрасное, мы просто обязаны сказать в себе: "Буду делать так же, но минимум в два раза больше". Я не учу, просто предлагаю. Так жить будет полегче всем. Потому что если приглядеться, то всем живется одинаково тяжело. Просто кто-то считает, что ему тяжелее. А раз кто-то так считает, то можно ведь облегчить, не так ли? И не надо говорить: "А вдруг никогда не поймет". Помолись - поймет. Не жди - и увидишь, как быстро это произойдет!

Дедушка Петр и Бабушка Мария повенчались в Канске в 1975 году во время визита к нам. Здесь есть очень интересное замечание у Мамы. Комментарий, так сказать. На таких комментариях и воспитывался я. Посередине Венчания с треском упал крест с аналоя. Аналой - это столик такой покатый для икон, книг, креста. Мама говорит, что священник тот был недоволен оказанной милостью денежной. Но когда крест упал, тогда тот успокоился. Что хотела сказать Мама, снова и снова с определенной периодичностью рассказывая мне в отрочестве этот рассказ? Ничего. Бог ей так клал на душу. А меня Бог кое-чему учил, пока я слушал это семейное предание. 

И раз здесь речь о Бабе Маше, то кое-что можно добавить и о Бабушке Кате. Точнее - об ее отце - Максиме. Получается, это мой прадед. В 1943 году он приходил с фронта. Видимо, по ранению. И ему предлагали остаться. Он умел катать валенки - пимокатчик, так эта профессия называлась. Но по скольку станок поставили в Храме, он отказался. Ушел на фронт, но уже не вернулся. От таких историй кости ломит да скулы сводит. Что тут сказать. Уверен, что у многих было так. Но я больше делаю акцент на Вере. На том - что было сделано ради Христа. Тон немного иной.

Я пишу и рассказываю это не для того, чтобы кого-то назвать праведником или даже святым. Все равно это решает Бог. Я пишу это только для того, чтобы немножко напомнить, что жить по Евангелию можно. Сложно, но можно. И то не сложно. Просто. Сложно поначалу - пока перестраиваешься от старого стиля жизни к новому. Вообще, нерв всегда один и тот же. Переживания за себя. За то, как будешь выглядеть. А как только примешь решение хотя бы немного пострадать Христа ради, то становится уже легче. А со временем можно и чуть больше. Опять же - уже из Любви, не из необходимости.

Я это пишу и для личной дисциплины. Пока пишется, немного картина складывается. Немного что-то переосмысляется. Чему-то подводится итог. Что-то вскрывается. Вот вспоминаю я о дедушках-бабушках, накладываю на свою жизнь, и понимаю, что люди все разные, и каждый делает такой выбор, какой может. Но самое главное вот что понять. Что порцию зла в определенные моменты Бог разрешает поднести лукавому. Но Бог не благословляет зло. Бог позволяет ему быть до времени. И Бог верит и надеется, что мы сможем устоять. Что мы призовем Его на помощь. И так победим.

Все мы призваны стать похожими на Христа. Христос - это все-человек. И каждый из нас приближается к Богу Отцу через Иисуса Христа. Нужно смотреть, как жил Он и стараться тянуться к Евангелию. В ту меру, в какую сегодня можешь. Не нужно ломаться, но идти внатяг хорошо. Я знаю, что мои родители, если прочтут это, застесняются. И скажут, не надо все это писать. Но скажут это по определенным причинам. А я скажу, что надо, не ради себя, а ради того, чтобы еще раз сказать, что каким бы ни был мир, без Евангелия он погибнет. Потому что люди всегда одни и те же. Человек всегда таков.

Конечно, через все приходится проходить, пока тебя воспитывают в Православии. Но не надо этого пугаться. И не надо это делать поводом, чтобы не воспитывать. Например, я знаю, что многие, хлебнув страданий, держат подальше своих детей от церкви. Но жизнь показывает, что это зря. Самое главное - это иммунитет. Что я имею в виду? Если все поставить на своим места ребенку, то он потом все и пройдет. В любой ситуации сможет сориентироваться. Может быть, он не будет знать всего, но, как говорят опытные педагоги, он будет знать, где найти.

Это как с позвоночником. Я много видел людей, которые страдают от болей в нем. Если хоть немного кость не на месте, невозможно пошевельнуться даже. Так и в жизни. Если нет духовных основ, то как жить-то? Если человек не научен в ответ на зло творить добро, то что ты будешь делать, если этим кем-то, на кого направлено зло, окажешься ты? А если этот поток зла чрезвычайно силен? Только силой Христовой можно остановить это в себе. Потому что сил может просто не хватить выдержать боль и страдания, причиняемые зачастую ни за что. И если нет у тебя Христа, то боль твоя тупая и бессмысленная, и ты просто озлобишься.

Обратите внимание. Я однажды обратил. Вроде, и есть у человека деньги, а он злой. Не всегда, конечно, но в определенные моменты. Поцарапай бизнесмену его мерседес, и увидишь, какой он счастливый. Нет, я не призываю. Я говорю в общем. Видел. Испорти шубку жене бизнесмена, и все узнаешь о себе, что она думает. И так далее. Помню, как в Семинарии было жалко брюки. Во время Великого поста очень много поклонов. И помню, как первое время даже платочки носил, чтобы не протереть. Стараешься же быть по форме и по красоте одетым. А потом перестал.

Да, у меня не было лишних денег на другие штаны. Но потом вдруг удалось посмотреть на эту картину маслом с другой стороны. "Что? Тебе жалко штанов ради Бога? Не Он ли тебе их дает?" И я перестал. И много раз еще так себя ловил. Что жалко мне для Бога чего-то. То одно, то другое ставишь причиной. А на самом деле, просто жалко для Бога. А Он молчит. А Он ждет. Молча и терпеливо. И это в Боге меня бесконечно удивляет. Очень люблю библейские слова Христа о Себе: "Се стою и стучу, и жду, пока отворят". Цитирую по памяти. Найдите и прочтите, пожалуйста, поточнее. Это, кажется, из книги Откровения.

Так и с Богослужением было. Казалось, не надо Богу наших ненужных мучений по пять часов. Это я о Богослужениях Великого поста. А потом подумал, подумал. И вдруг мысль голову разорвала. "Тебе же приятно, когда тебе время дарят". И еще с другой стороны посмотрел. Сколько мы времени проводим за чем-то. А Богу сколько отдаем? И Бог этим всем доволен. А потом, спустя годы, еще резче вдруг зрение. И ты понимаешь, что это тебе. Тебе. Тебе надо. Не Богу. Бог рад. И Ему тоже надо. Но в первую очередь, тебе. Бог - это полнота твоей жизни. И вот приходит покой. И оставляешь книжку. И стараешься во время молитвы ум настраивать. И удерживать. Не получается. И снова получается. И так с годами потихоньку продвигаешься.

Я видел в Семинарии, что мне легче. Мне было очень тяжело. Но мне было легче, чем другим. Потому что была подготовка. А были ребята, кто лишь пару лет назад приобщился. Но опять же, все зависит от твоего расположения и Божьего ответа на него. Я видел тех, кто давно в Православии, но далеко не прошел. А видел тех, кто недавно, но они продвинулись дальше. От чего это зависит? От смирения - первое, от ощущениЯ своего недостоинства, от осознания себя последним перед Богом. Затем - от решимости. Быть с Богом. Следовать Ему. Служить Ему. И как же это важно - хранить внутри это ощущение недостоинства, как бы высоко Бог тебя ни поднял! Как говорится, чем выше стоишь, тем больнее падать.

Однажды я обратил внимание, что у моей Мамы нет подруг. Есть разные дамы, с которыми она общается. В основном, по Храму. Вот была она регентом на клиросе, была у нее ответственность, собирала она певчих, и вот общались они. Или приходили некоторые, когда им нужно было поговорить. И Мама выслушивала их. Кажется, и сейчас, когда уже немощная, не может не открыть двери. Я как-то думал, откуда во мне это желание выслушать, посидеть на лавочке, уделить внимание. Конечно, Бог родил его во мне. Но ведь где-то я должен был видеть прототип. И вспомнил, что все на поверхности. Все детство на виду у меня была эта картина.

Так вот. Заметил я, что Мама моя дружит, в основном, с людьми, которые постарше ее. Представьте себе, дал Бог мне, тогда отроку, задаться этим вопросом. Многие мысли не были моими. Но сейчас не об этом. И поначалу я застеснялся этого. А потом подумал получше. Все верно. Надо ведь опыт черпать. Надо ведь совет иметь. А если просто подружку, то что? Вон много таких, о которых мы слышим, что собираются. А что делают, я не буду писать, ибо зачем. Все всё прекрасно знают. За что мне такое богатство? Как ответить Богу? Как поблагодарить? Как быть благодарным всегда? Не знаю. Но быть может, эти закорючки Бог засчитает немножко. Чтоб другие знали. Чтоб не боялись исповедовать. Чтоб не стыдились, а только и хвалились, подобно апостолу Павлу, Христом и Его Крестом, а также, раз Пасхальная Седмица, - Его Воскресением!

Вот и день шестой - Светлая Суббота. Время завершения этих воспоминаний. Быть может, другие будут. А на этом пока все. Завтра уже Антипасха, Фомина Неделя, 2024. Публикую тоже сразу. Проверю на ошибочки, как и вчера, чуть позже. Прошу простить. Христос Воскресе!


Рецензии