О черновластелинстве

Сплошь и рядом встречаются случаи, когда человек убежден, что он крутой астралетчик или медиум, но на деле разговаривает со своим воображением. Эти люди объективно здоровы, при том не подвергают увиденное сомнению. Таких людей можно назвать «черновластелинами». От них можно услышать рассказы о несуществующих событиях, якобы произошедших с ними в астрале, или о контактах с существами, запах (см. глоссарий, статья «О терминологии») которых выводит только на самого автора. Иногда они считают себя демиургами других миров, родственниками Люцифера и гоэтических демонов, и вообще кем угодно. На что фантазии хватит. На просьбу как-нибудь продемонстрировать свои способности они обычно отвечают, что их держали в астральной тюрьме несколько тысяч лет/за ними охотится инквизиция/силы слишком огромны, чтобы их достать. Как правило, такие люди впечатлительны, также им нечасто присуща способность переосмысливать свои действия и отслеживать свое поведение. Возник вопрос: что может участвовать в частом воспроизведении одних и тех же образов?

Однажды мой коллега и я наткнулись на коллекцию описаний, составленных женщиной, называвшей себя медиумом. В них не было запахов, сами по себе они не имели ничего общего с объективной реальностью, но в них прослеживалась определенного рода система. Она выдавала их за собственный реальный опыт, не допуская мысли о том, что что-то из них могло не соответствовать действительности. Как ни странно, ее род деятельности (историк) никак не способствовал анализу и переосмыслению таких рассказов. Автора интересовали мистические истории и городские легенды. Ее отличали впечатлительность и тщеславие вместе с некоей драматизацией собственного образа жертвы обстоятельств (по ее словам, она не хотела контактировать с духами) в обращениях к читателям.

Конечно же, нас заинтересовал механизм формирования повторяющихся мотивов. На одном из подпланов, имеющих отношение к ее сознанию, мы обнаружили то, что напоминает плотный клубок шерсти для вязания. От этого клубка шли ниточки-связи к зонам, ответственным за восприятие информации. Самыми активными в ее случае были те, которые имеют отношение к восприятию зрительных образов и чужой устной речи. В моменты, когда наблюдаемая настраивалась на нужное ей состояние, связи подтягивались. Сам клубок представляет собой совокупность заранее записанных данных.

Также данные клубки тесно связаны с объектами во внутренних пространствах (см. глоссарий), соответствующими сильным впечатлениям и травмам. Можно отследить довольно тонкие каналы, уходящие в пространства владельца клубков. В момент обработки информации, связанной с конкретным значимым событием или травмирующим переживанием, во внутренних пространствах возникает объект, имеющий отношение к травме. Разумеется, объекты и деформации не могут возникнуть на пустом месте, даже если событие со стороны кажется малосущественным.

Рассмотрим пример из литературы. Наверняка много кому в детстве попадались сказки Эрнста Гофмана. Но у него есть и произведения, которые детям читать категорически нельзя. В немецкой культуре давно существует образ Песочного человека. Он может иметь как положительную окраску — это доброе существо, успокаивающее шалунов и навевающее добрые сны, — так и отрицательную — это злое, враждебное существо, навевающее непослушным детям кошмары. Его изображения еще недавно встречались даже в детских садах. У Э. Гофмана есть одноименная новелла, главным героем которой является мальчик, которому няня рассказывает «темную» версию легенды о Песочном человеке, интерпретируя ее так, будто бы он придет к нему и ослепит его своим песком, а потом утащит к себе в гнездо. Со временем уже выросший мальчик постоянно сталкивается с образом Песочного человека, который постепенно разрушает его жизнь. Некогда эта новелла привлекла внимание Фрейда, и он опубликовал ее обзор в очерке «Жуткое». По его мнению, вытесненный страх постоянно возвращался в сознание героя. Разумеется, почти во всех «взрослых» книгах Гофмана присутствует элемент гротеска, но пример сам по себе ярок и нагляден. Почти каждый слышал в своем детстве страшные сказки или мистические истории, но не у всех это становится значимым/травмирующим переживанием. В случае женщины-медиума подобные рассказы сыграли роль в формировании ее мелких травматических объектов во внутренних пространствах, а в дальнейшем и клубков.

Важную роль в этом процессе играют соответствующие свойства личности и сфера интересов самого человека, а также этнокультурный фактор. В случае женщины-медиума большое значение имело то, что с детства ее интересовали городские легенды, распространяемые ближайшим окружением. Еще она любила арты специфической направленности (в то же время отрицая собственный интерес к мистике, приписывая его кому-то внешнему. Именно внешний был заинтересован в том, чтобы она приобретала подобный опыт). Определенную роль сыграла этнокультурная принадлежность — в отдельно взятых рассказах прослеживались мотивы славянской мифологии.

Мы рассмотрели группу людей со схожей предысторией, и обнаружили у них подобные клубки разного размера и сложности. Все они были достаточно впечатлительны и внушаемы. Количество и направленность связей зависят от того, что доминирует в наборе образов, возникающих у конкретного наблюдаемого.


Рецензии