Страшно зелёные глаза

1

День Победы!
На столе портреты дедушек и бабушек, которые воевали или пережили ту страшную войну, горит свеча, в углу перед иконами – лампада. Дедушка, как всегда сказал серьёзную речь.
Он сказал:
- Это Великий Праздник, который празднуют не только россияне, но и все здравомыслящие жители нашей планеты. От всей души поздравляю всех с этим торжественным настроением! Желаю всем здоровья, мира, любви, хорошей, интересной жизни и добросовестного самочувствия!

«Добросовестное самочувствие» – интересно, что он имел в виду? Сейчас спрошу.
- Дедушка, что значит «добросовестное самочувствие»?
- Не понимаешь?
- Нет.
- А знаешь, почему не понимаешь?
- Почему?
- Потому, что не входишь в глубину слов, не видишь их сакральные смыслы.
- А этому можно научиться?
- Можно.
- Как? Научи!
- Могу предложить два упражнения. Первое – не спешить обращаться за помощью, пытаться самой разобраться во всём. И только когда у тебя сформируется своё мнение, посмотреть, что говорят другие источники. Это понятно?
- Вроде, да. А что второе?
- Второе – писать сочинения.
- Как в школе – на заданную тему?
- Как угодно. Главное, почувствовать вкус этого интереснейшего, полезнейшего занятия. А когда войдёшь во вкус и станешь получать вдохновение на письмо, оно само полетит в развитие.


2

И правда, это какое-то волшебство! Когда просто так рассматриваешь событие, вроде ничего особенного, обычная жизнь, но стоит начать писать сочинение, как тут же всё изменяется – столько всего интересного обнаруживается.
Даже не знаю с чего начать.
А, будь, как будет – просто начну и пусть оно само катится, и само вьётся.

Итак, мы приехали на девятое мая к бабушке с дедушкой в деревню. Мы – это я, моя сестра и наши родители – мама и папа. Наши тётя, она же крёстная, её муж дядя Альбер, и двоюродные братья с сестрой и морской свинкой Джонни, приехали накануне ночью. Погода была ужасная: холодный, колючий ветер гоняет по небу тучи туда-сюда, то снег, то град, то солнце светит. Пока ехали в машине, было тепло – папа хорошо настроил обогрев. Но кода приехали и вышли из машины, просто окоченели, тряслись, как цуцики. Особенно мы с сестрой, особенно я. Даже в доме, где было тепло, у нас, что называется, зуб на зуб не попадал. Кстати, кто знает, кто такой «цуцик»? Странное слово – выскочило само собой, никогда прежде я его не употребляла. Впрочем, не надо, не напрягайтесь – в интернете посмотрю.


3

- Кому овчинный тулуп?! – увидев наше страдание, весело воззвал дедушка, – Это мой армейский тулуп! Я в нём зимой охранял пост номер два!
- А что это за пост? – спросил Женя, ему это очень нужно, он в армию собирается.
- Пост номер два – это стратегически важные складские помещения!
- А пост номер один тогда что?
- О, это самое важное – боевое, красное знамя полка!
- Красное?
- Да, тогда оно было красное, а теперь, наверное, полосатое – точно не знаю, врать не буду.

«Тулуп» – странное слово: ту – два по-английски, луп – наверное лупа, увеличительное стекло... получается пальто с двумя увеличительными стёклами, да ещё из овчины – прикольно, да? Короче, от тулупа все отказались, а вот шерстяные носки надели.


4

После завтрака все стали смотреть праздничный парад, а я пошла в бабушкину комнату заниматься с репетитором. Разумеется, онлайн. По математике. Я собираюсь поступать в МГУ на факультет фундаментальной медицины, а там помимо биологии, химии и русского языка, нужно знать математику. А у меня с математикой беда бедейшая. Школьный преподаватель Лидия Карловна очень пожилой человек. Чтобы вам легче было представить ситуацию, я совершила маленькую хитрость. Когда Лидия Карловна велела всем сдать ей телефоны, я сдала, включив диктофон, и весь урок записался. Вот послушайте:

«Здравствуйте, дети! Садитесь… А почему никто не встал? Это неуважение к учителю!.. Ну хорошо, я тоже сяду… Что у нас сегодня?.. Понедельник!.. Я знаю, что понедельник, Митюхин… я спросила, какой предмет будем рассматривать?.. Математика, Лидия Карловна... Понятно… а тема какая?.. Правильно, тему я вам сейчас сама назову… Итак, тема сегодняшнего занятия… Тема сегодняшнего занятия… Кто скажет, какая тема сегодняшнего занятия?.. Кто хочет получить пятёрку?.. Никто не хочет?.. Странно… Тогда по журналу… К доске пойдёт… К доске пойдёт… (стук в дверь) Можно?.. «Можно» дома тапком муху на стене, а здесь школа, а не проходной двор!.. Выйди, и зайди, как положено!.. (вышел, стучит, входит) Разрешите войти, Лидия Карловна?.. Ну вот, можешь ведь, Семёнов! Почему опять опоздал?.. Я это… Ну, короче там… пробка была огромная… Какая пробка, Семёнов – ты живёшь в двух шагах от школы… Кстати, вот тебе штрафное задание: к следующему уроку посчитаешь сколько шагов от твоего дома до школы… Но вы же сами сказали, два шага… Не умничай, Семёнов! Главное, опоздал и ещё стоит умничает!.. А иди-ка ты за родителями, вот что я тебе скажу!.. Да понял, я понял… А откуда и докуда считать?.. От кровати до парты! Задача ясна?.. Да.. Но почему всё-таки ты опоздал, Семёнов?.. Лидия Карловна, но вы же сама опоздали!.. А тебя Писторина не спрашивают!.. Кстати, вот ты и ответишь по теме сегодняшнего урока – иди-ка, милочка, к доске!.. (звонок) Ну вот, опять ничего не успели…»


5

Другое дело Андрей Алексеевич. Это мой репетитор. Он математику знает от и до. Он говорит, математика лежит в основе всего мироздания. Взять хотя бы число Фибоначчи. Вообще, куда ни глянь всюду числа и цифры: экономика, финансы, статистика и прочее, прочее, прочее. Цифровизация – самая актуальная на сегодняшний день задача, стоящая перед человечеством.

Правда, дедушка с Андреем Алексеевичем не согласен. Он говорит:
- Ваша цифровизация – это уже даже не каменный век, это уже даже не смешно… И вообще, никаких цифр в природе не существует!
- А что тогда? – спрашиваю я, удивлённо.
- Кванты. Элементарные частицы. Бозоны Фигса. В природе всё держится на квантах и в голове у нас не цифровой компьютер, а квантовый. Поэтому, если хотите шагать в ногу со временем и дошагать до новой светло-счастливой эры космического будущего, которая для посвящённых уже началась, квантуйтесь!

Так сложно. Подумала, вот здесь он точно шутит. Никогда не знаешь, шутит он или говорит всерьёз. Потом я проверила – никакого Фигса в интернете нет. Есть Фик Адольф Евгений – немецкий физик и физиолог, а Фигса нет.


6

Что? Почему я решила поступать на медицинский?
Причины две. Первая – у меня болит шея. Кстати, мои школьные проблемы математикой не заканчиваются. Ещё танцы. На выпускном вечере мы будем танцевать вальс на сцене актового зала. Меня поставили с Димкой Ларичевым. Он такой странный – такие вещи мне говорит, просто ужас. Но вам я этого сказать не могу. Танцует он хорошо – занимается в секции бального танца, но меня почему-то два раза уронил. Да нет, не сильно. Просто в шею отдаёт, неприятно.
 
Дедушка сказал:
- Надо править атлант.
- А кто будет править? – смутилась я.
- Сама ищи своё здоровье. – развеял моё смущение дедушка.

Вторая причина, по которой я решила поступать на медицинский, заключается в том, что этого настоятельно желает дедушка.
- Вот внучечка, открываю тебе страшную тайну. Ты можешь тайны хранить?
- Могу. – однозначно заверила я.
- Ты хочешь, чтобы я жил долго?
- Конечно, хочу. Очень хочу.
- А как долго ты хочешь, чтобы я жил?
- Ну-у-у, лет сто... Да хоть и сто двадцать, как Моисей!
- Мало. Мне этого мало.
- А сколько тебе надо?
- Двести шестьдесят минимум, как тот китаец.
- Понятно - ты опять шутишь.
- Нет, не шучу.
- Хорошо, а чем я тебе могу помочь?
- Выучишься и станешь моим личным доктором, и мы с тобой вместе доживём до скончания века.
- Этого века – двадцать первого?
- Двадцать второго. И, даже двадцать третий захватим немного…

Короче, я дала слово. Теперь все смотрят военный парад, а я, по цифровому компьютеру, с Андреем Алексеевичем разбираю число Фибоначчи.


7

Обедать сели в начале пятого по полудни. Пока шашлык пожарили, пока салатов наделали, пока картошку сварили… Кстати, правильно говорить именно «шашлык», а не «шашлыки».
Пока готовился обед, папа и дедушка разбирали шкаф в дедушкином кабинете. Ему стало тесно. Он говорит, хорошему звуку нужен простор.

- И что это будет? – спросила бабушка.
- Увидишь… И услышишь… – многозначительно ответил дедушка.
- А вещи куда?
- Я соберу шкаф в другой комнате. Да не волнуйся ты – всё будет хорошо!
- Понятно – ничего хорошего. Господи, у людей праздник, а тут…!

Дело в том, что мы привезли дедушке большое белое кресло, очень красивое и очень удобное. В нём можно качаться, можно поднимать себя и опускать – не кресло, а ковёр самолёт.
Зная, что я умею хранить тайны, он поведал мне по секрету.
- Это будет Hi-End релакс-студия…

Когда всё было готово, дедушка по одному приглашал в студию, и мы слушали хорошую музыку, в хорошем звучании. Мне очень понравилось: лежишь в этом чудесном, белом кресле, ноги лежат на другом кресле, чёрном, у которого он отвинтил спинку с подлокотниками – ощущение непередаваемое. И колонки белые с чёрным, и сабвуфер белый с чёрным, и усилитель чёрный – гармония безупречная… Валера даже уснул, да так, что его с трудом разбудили. А ещё мне очень понравились бардовые шторы и голубоватые мерцающие гирлянды на потолке, словно ночное звёздное небо...

Когда сели за стол, дедушка спросил:
- Ну как вам студия?
- Огонь! – сказал Валера, выставив кулак большим пальцем вверх.
Все согласились. Дедушка сделал паузу, а потом объявил.
- Первый сеанс бесплатно. А дальше, сами понимаете… Можно перечислять на карточку.
- Кому? – серьёзно поинтересовалась Юля.
- Бабушке. Это будет наш маленький, чисто семейного круга, бизнес… – и пропел: «Всё быстрей, Мчится время всё быстрей, Время денег и страстей, Мчится всё быстрей…»


8

Обед длился до ночи. Было очень много интересного. Но дедушка говорит, пиши короче – читать длинные тексты никто не любит. Скажу только, что в это время звонила тётя Таня, хотя нет – она нам внучатая бабушка… Что, я что-то не так сказала? Ну, может быть… Короче, она родная сестра бабушки Лены – да-да, та самая, которая надоумила дедушку сочинить страшное кино. Так вот, у бабушки Тани, по словам дедушки, неземной глубины чувство юмора и чудовищного огня энергетика – минут сорок все умирали со смеху. И наша семья, и семья бабушки Тани – на том конце. Да – мы общались по видеосвязи.

Когда обед завершился и попили чай с тортом, который приготовила крёстная, на дворе было уже темным-темно, а на часах – 21:37. Я специально посмотрела на часы – дедушка посоветовал. Он сказал, когда собираешь материал для письма, не пренебрегай мелочами – в мелочах вся соль красоты.
А тогда, сразу после обеда, он выступил с предложением:
- Если хотите иметь здоровый, ярко-красочный, остросюжетный сон, совершайте длительные вечерние прогулки!

Дети согласились. Взрослые остались сидеть за столом, перед телевизором. А зря – на улице случилось самое интересное.


9

Оделись по погоде.
- Разбирайте фонарики! И угощенье для собак не забудьте! – скомандовал дедушка.
- Нам не надо. – промычали братья, не отрываясь от гаджетов.
- Я сказал, угощение для собак.
- А мы про фонарики. У нас в телефонах они есть – если что, включим.
Они так всю прогулку и провели за игрой в телефонах – как маньяки. Впрочем, за исключением тех моментов, когда было особенно интересно и страшно.

Вышли на улицу. Прошли световой круг столбового фонаря и оказались в кромешной тьме. По небу медленно плыли рваные тучные образования, в прогалах мерцали звёзды. Прямо как в дедушкиной студии. У земли ветра не было, но морозец прихватывал.
- Давайте пойдём побыстрее… а то я уже начинаю мёрзнуть… – попросила я.
- Включить фонари! – скомандовал дедушка, будто не услышал моей просьбы.
- А можно мы не будем включать – вашего света вполне достаточно? – попросили мальчики.
- Можно. Но раз вы такие умные, ответьте на вопрос: что есть, по вашему разумению, свет – какова его природа?
- Свет – это поток фотонов. – уверенно ответил Валера.
- А что есть фотон – волна или частица?
- Частица! – выстрелил Женя.
- И волна, и частица одновременно. – уточнил Валера. И добавил, – С нулевым зарядом и без массы.
Девочки молча слушали – это не наша тема.

Дедушка подсветил лицо фонарём снизу. Часть света запуталась в бороде. Все рассмеялись.
- То есть, ты хочешь сказать, что фотон – это точка, вернее период времени, в котором волна переходит в частицу?
- Да.
- И что, этот твой фотон летит сюда миллионы лет из другой галактики и ничего с ним по пути не случается, ни что его не тормозит, не убивает?
- Именно так, поскольку он живёт только в движении, скорость которого равна скорости света…
- Давайте уже пойдём! Холодно! – не выдержала я.
- А мне не холодно. – сказала Юля. – Я очень тепло оделась.
- Молодец, Юленька. Взвод, слушай мою команду! Наша задача – обнаружить зелёные, светящиеся глаза и опознать их владельца.
- Какие ещё глаза? У меня пальцы окоченели!
- Потерпи немного – будет жарко, уверяю тебя.


10

Мы все переглянулись. Дедушка продолжил.
- У кого пятёрка по биологии?
- У меня. Я на медицинский готовлюсь.
- Отлично. Ответь нам, почему у зверей глаза светятся в темноте, когда на них попадают фотоны, а у людей нет?
- Всё дело в особом строении глаз. Это связано с тем, что у них есть особый слой - «тапетум». Тапетум у животных представляет собой некое «зеркало», которое покрывает глазное дно. Сам по себе этот слой похож на перламутр. Состоит он из гуанина и различных пигментов, благодаря которым получается зелёный, синий либо жёлтый оттенок…
- Достаточно. Одним словом, биохимия.
- А какое это имеет отношение к нашей прогулке? – не отрываясь от виртуальной пальбы спросил Женя.
- Всякий раз, или почти всякий раз, гуляя на сон грядущий вокруг деревни, и освещая округу фонариком, я нахожу в темноте пару зелёных моргающих глаз. Они словно следят за мной. Но луч фонаря не достаточно силён, чтобы можно было осветить и опознать зверя.
- Да всё понятно! Идёмте уже! – наверняка, вы догадались, чей этот голос.

Дедушка убрал фонарь из-под лица и направил в сторону леса, через поле, утыканное молоденькими сосенками.
- Значит так девочки, вся надежда на вас.
- Как в фильме «А зори здесь тихие»…
- Точно. У нас четыре фонаря. Двое «прочёсывают» левую сторону, двое – правую. Задача ясна?
- Да.
- Вперёд!
- Ну, наконец-то… – вздохнула я.


11

Шли энергично. Я скоро согрелась. Сперва залаял, потом выскочил на дорогу Пушок. Мы угостили его овсяным печеньем, погладили, пожелали спокойной ночи и пошли дальше.
- Видели, как горели глаза этого зверя? – спросил дедушка.
- Видели. – в один голос ответили мальчики.
- Чем это вы видели? – усмехнулся дедушка.
- Периферийным зрением. – Женя оторвался от телефона и посмотрел на дедушку так, словно тот ничего не знает об этом феномене, а он, Женя, молодец – знает.

Я вдруг поймала себя на том, что держу фонарик двумя руками. Пальцы уже не мёрзли – я вспомнила, что у меня в карманах есть флисовые перчатки, надела их. Почему-то очень хотелось первой увидеть эти зелёные глаза, о которых говорил дедушка. Да-нет, вовсе не от того, что искала дедушкиного или всеобщего одобрения. Это скорее спортивное, состязательное – азарт, адреналин.
Но увы, меня опередили.
- Есть! Вижу! – закричала Юля.
- Где?
- Где?
- Всем смотреть по лучу Юлиного фонаря, остальные выключить!
- Есть выключить фонарь! – улыбнулась я.
Дедушка тоже улыбнулся и пожал мне руку. Я невольно ответила:
- Служу Отечеству!


12

Где-то в конце пучка Юлиных фотонов, там, где свет уже теряет свою силу, рассеивается, и разглядеть что-либо невозможно, действительно горели два огонька. И они действительно, реально моргали. И что особенно меня взволновало, они, словно переливались разными цветами, как та звёздочка на небе. Кажется, Сириус.
Женя и Валера отодвинули игры и тоже внимательно вглядывались в эту таинственно мигающую даль.
Опять становилось зябко.

Дедушка нарушил тишину.
- Кто это может быть? У кого какие соображения?
- Может это морская свинка? – улыбаясь, предположила Юля.
- Аха-ха-ха… Где ты здесь видишь море?
- Я пошутила. Между прочим, морские свинки с морем никак не связаны, невежда!
- Знаю – я тоже пошутил.
- Молодцы ребята – шутка снимает напряжение. И всё-таки, кто это может быть? Судя по всему, до объекта метров сто пятьдесят.
- Думаю, больше – двести.
- Хорошо, допустим двести. Теперь давайте попробуем определить размер головы этого зверя. Юля, не своди с него луч, иначе уйдёт!
- Постараюсь. У меня рука устала.
- Терпи – терпение и труд всё перетрут!
- Может это медведь?
- Сам ты медведь!
- А что, прошлым летом в лесу, возле кирпичного завода, люди видели медведя…
- Не пуржи, Валера – не конкретно медведя, а нечто похожее на медведя, чувствуешь разницу?
- Не ссорьтесь, мальчики! А вы знаете, что в древней Руси людей способных приручить медведя почитали как святых, таковыми были Серафим Саровский, Сергий Радонежский и многие другие?
- Может это Йети?
- Да какое там Йети, лиса… максимум рысь!
- Ладно, хватит гадать. Что будем делать? – серьёзно спросил дедушка.


13

Честно говоря, мне было и холодно, и страшно. Я уже не хотела никаких прогулок, никаких зверей – я хотела домой. Но если об этом прямо сказать, засмеют. Я сказала зигзагом.
- Пока вы тут стоите, я быстренько домой сбегаю… в туалет очень хочется.
- Вот и первый дезертир! – Женя даже отшатнулся от меня.
Букет моих неприятностей увеличился. Думаю, всё – это предел, надо рвануть чеку и пусть граната взорвётся. И я рванула.
- А что мы тогда встали, как вкопанные? Вперёд! Смело подойдём и на месте разберёмся.
Меня поддержал Валера.
- Точно, надо идти! На крайняк у меня ножик есть…
И мы пошли первыми. Остальные за нами.
- Тогда ты и свети, пожалуйста, а то у меня уже рука отваливается! – взмолилась Юля.

Я включила свой фонарь. Теперь мне уже не было страшно, хотя по мере приближения, глаза становились всё больше. Я чувствовала ответственность за друзей, которые дышат мне в спину. Валера подобрал палку, достал из кармана нож и стал затачивать её на ходу. Он шепнул мне:
- Если этот медведь, или кто бы там ни был, бросится на нас, я поставлю ему на встречу это копьё, и он сам себя им пропорет.
- Правильно, Валера, Молодец! – шепнула я в ответ.
- Что вы там шепчетесь? – спросил дедушка.
- Мы всё решили.
- А мы вам ещё нужны? – съехидничал Женя.

Я обернулась. Луч фонаря ушёл в сторону.
- Ну вот, всё кончено! Я же сказал, держите глаза на мушке!
- А может не ушёл? – я стала водить фонариком в том направлении, где были глаза. И нашла их, и вздохнула с облегчением. – Да вот же, никуда он не ушёл!
Дедушка, как-то странно улыбнулся и сказал.
- Думаю, это человек…
- У людей строение глаз другое, дедушка, – они не светятся. Мы это уже обсуждали. – возмутилась я, как отличник по биологии и как будущий врач.


14

Перечитывая написанное, я вдруг заметила, что пишу в дедушкином стиле. Ничего удивительного – я прочла все его произведения, или почти все. А хотя нет, далеко не все – он говорил, что у него их порядка трёх с половиной тысяч, не считая тех, которые были написаны давным-давно, ещё на печатной машинке. Ну, не важно, все или не все – вполне достаточно для того, чтобы получить примерное влияние. Думаю самое время перефразировать его напутствие: краткость – сестра таланта. Погодите, а кто это сказал в оригинале? Ладно, потом посмотрю в интернете.

Короче, когда мы подошли к глазам вплотную, это действительно оказались глаза человека…


15

Точнее, следы человека. Это были застрявшие в ветках кустарника пустые пивные банки – ха…ха…ха...

Разочарованы были все. Кроме дедушки. Он пожал каждому руку и торжественно произнёс.
- Дорогие друзья, запомните этот миг! Это была не просто вечерняя прогулка перед сном, но настоящее приключение. Вы только что, можно сказать, прошли боевое крещение. Вы совершили подвиг, победив самых ужасных, самых коварных врагов человечества – страх и невежество. И хотя эта победа не окончательная, а только, выражаясь спортивным языком, промежуточный финиш, этот опыт вам поможет в дальнейшей жизни, ибо жизнь прожить – не поле перейти. Поздравляю всех с Днём Победы! – и ещё раз каждому крепко пожал руку.


Рецензии
16

Немного болит спина. Пояснично-крестцовый отдел позвоночника. Но этим утром произошла маленькая победа. Не окончательная, а промежуточный финиш: я дочитал рассказ "Страшно зелёные глаза". А всё потому, что любопытен вечно не в меру. Вот теперь придётся тащить с собою в туманное будущее знание об особом слое глазного дна некоторых животных, названном по латыни "тапетум", с его гуанином и пигментами, образующими жёлтый или зелёный отсвет, совсем не страшный (когда знаешь).
Ну всё, мне пора что-нибудь пожевать, пока есть чем. Таблетку-то я уже выпил, ещё до прочтения пятнадцати-шагового рассказика.

Владимир Деев 2   12.05.2024 07:41     Заявить о нарушении
Поздравляю!
У Вас есть ещё чем жевать...
.
Спасибо

Матвей Корнев   12.05.2024 08:11   Заявить о нарушении
не пугайте читателей

Нина Тур   16.05.2024 17:12   Заявить о нарушении