Светлые нотки. Моршанские турбазы в Крюково

В дни моего детства, было много интересного, но скорее всего непонятного нынешней молодежи, потому как произошла масштабная глобализация, заполонившая нашу жизнь многоразличными гаджетами, отвлекающих нас от реальной жизни. Да, порой все это помогает нам проще общаться на расстоянии, находить ответы практически на все вопросы, но мы запираем нашу жизнь в эту маленькую коробочку, не видя красоты Божьего мира. Так вот, вернусь к нашему ушедшему доброму времени.
Очень часто с родителями и родственниками, мы собирались, чтобы в выходные съездить на турбазу. На нашей любимой Цне, на том берегу реки, располагались турбазы разных предприятий. Проплывая на лодке вдоль берега, можно было наблюдать домики Химмаша, Горторга, Суконной и Табачной фабрик, и так далее. Домики были простые и неприхотливые, чаще всего деревянные, а вот за ними, ближе к лесу уже были видны и двухэтажные дачи частников.
Когда я был совсем маленький, мы ездили на папиной лодке на рыбалку, но я этого совсем не помню. Спустя годы, лодка появилась у Зебревых, и дядя Сережа с удовольствием брал нас покататься, да и на турбазу мы передвигались на лодке, так как это было целым приключением.
Тетя Люба, жена дяди Сережи, моя крестная Надя, моя мама, семья Кариных, дядя Сережа и тетя Лена, почти все были с детьми и это было очень весело.
Мы плыли на лодке по нашей широкой, извилистой Цне, пахло рекой, солнце сильно жарило, а мы довольные пели песни и весело брызгались водой. Иногда дядя Сережа давал мне порулить лодкой, и я как взрослый держал руль лодочного мотора и крутил газульку. Это было незабываемо.
Однажды, мы вот так собрались ехать на турбазы, но в лодке не оказалось бензина, по этому мы решили идти за ним в сарай, где стояли полные канистры. Возле самого сарая, дядя Сережа вдруг обнаружил, что нет ключей от замка, оказывается они остались у тети Любы, но идти обратно на пристань было далеко. Решили так. Я, как самый мелкий, должен был пролезть между крышей и стеной в лаз, найти внутри сарая бочку и попробовать перелить бензин в пустую канистру. Сказано, сделано, и вот я уже спускаюсь в темный сарай. Глаза постепенно привыкают к полумраку и я нахожу бочку с топливом. Там за дверью, оба дяди Сережи дают мне инструкции что нужно делать, а я так ответственно старался, что чуть не упал в обморок, когда стал высасывать бензин из шланга в канистру. Этиловые пары зашли в мои детские легкие, и у меня так сильно закружилась голова, что я просто уселся на какой-то ящик и долго не мог прийти в себя. Дядьки мои перепугались не на шутку, и вот спортивный дядя Сережа уже стоял возле рядом, теребя мне мочки ушей. Постепенно, я стал приходить в норму, а дядя Сережа уже перелил топливо в канистру и передал ее на улицу.

- Ну что, ты как? - улыбался дядька, — Будем выбираться отсюда?

- Ага. Я уже в нормально.

Мы по очереди выбрались из горячего сарая, и мое лицо освежилось легким ветерком, от которого захотелось глубже дышать, наслаждаясь этим великим даром.
Не долго думая, дядьки, подхватили канистру с топливом и меня вприпрыжку, уже словно летели на пристань. Не прошло и получаса, как мы уже мчались на нашей "казанке" рассекая волны могучей реки, поторапливаясь к заждавшимся нас родственникам.
А там уже ждали нас разгорячённые
солнцем и напитками родные, уже изрядно загоревшие и повеселевшие, они жарили шашлык и весело играли в волейбол, ну а детвора конечно же резвились на берегу, ныряя с мостика в реку. Больше всего, после езды на лодке, мне нравилось нырять в маске на глубину за раками, и наблюдать как плавают по песчаному дну рыбки. Иногда мы ловили множество ракушек, и вскрыв их, жарили на костре мясо, которые теперь называется мидии.
Уже постарше, лет 14, я попробовал прокатиться на водных лыжах, вот это был драйв, такое захватывающее дух состояние, когда ты летишь по водной глади на скорости, разрезая волны, оставляемые лодкой. На следующий день у меня ужасно болели все мышцы, потому что, чтобы поехать и встать на лыжи, приходилось прилагать немалые усилия.
Позже на реке появились скутеры, водные мотоциклы, на которых богатая молодежь, катаясь, вытворяли безумные трюки.
С утра, как правило, мы с папой или дядей Сережей, маминым братом, направлялись с удочками к пристани, чтобы отплыть от берега на приличное расстояние, привязаться к кольям, закинуть снасти и надеяться на долгожданный клев.
Наловив рабы, часов в 10 утра мы уже снимались с кольев и плыли к берегу. Обед на природе, это непередаваемо, а тем более с горячей ухой, это вдвойне приятно ведь рыбка поймана тобой.
Так же, неотъемлемым развлечением у отдыхающих был волейбол, почти на каждой базе была своя площадка, но бывало, что собирались и играли команда на команду, вернее база на базу. В волейбол я играл с раннего детства, по этому почти всегда принимал участие в играх даже со взрослыми. Часто взрослые были веселы от крепких напитков и вытворяли смешные моменты во время игры, но было весело, никто не ругался и не требовал от тебя супер игры, люди все понимали, отдыхали сами и давали отдыхать другим.
В начале 90 х годов, практически все турбазы были заброшены, из-за окончания обеспечения государством. Люди стали сами строиться на арендованных участках и жить обособленно. Конечно, это уже были не те Моршанские турбазы, а просто дачный поселок на том берегу Цны, но добрые воспоминания о былом советском времени остались навсегда в моем сердце.


Рецензии