Холодное сердце

Отчего так 6бывает: человек верующий, церковный, старающийся служить делу Божию своими руками... а сердце у него холодное? Правда не все, совсем не все слышат это холодное дыхание, исходящее от человека. Не всем дано различать духовно добро и зло, энергии Божии и энергии демонические, дыхание духовного холода и дыхание духовного тепла.

 Истинное духовное устроение человека сокровенно. В нашем внешнем поведении - множество обманок, лукавства, которые даже сам человек давно в себе не замечает, поскольку едва родившись, начал учиться усыплять в себе голос совести. Часто ли нынешние дети совестливы, жалостливы к чужой боли, смущаются ли на свои грубости и детские проявления жестокости?

Однако есть некое человечкое проявление,  которое способно делать все тайное явным - это слово человека словесного, сколько бы слово его не изощрялось в лукавстве и упрятывания себя истинного.  Однако слышание и различение духовного подлинника человека ( хотя бы в основных параметрах) - удел совершенных.

В чем оно, духовное совершенство? В чем святость человека ( что почти одно и то же)? Святоотеческий ответ: в пронизанности человека дыханием Духа Святаго, в наученности человека Самим Духом.  "Утешитель же Дух Святой, Которого Отец пошлет вам ради Меня, научит вас всему", - говорит о том Сам Господь в Прощальной беседе с учениками (Ин. 14:26). Не случайно и Серафим Саровский видел путь совершенствования человека как стяжание Духа Святаго. Но КАК Дух стяжевается? КАК совершается эта "купля"? На этот вопрос дает ответ все святоотеческое наследие. Те, кто сами шли по этому многострадальному пути, дают нам ответы от опыта. "Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу, - наставлял Мотовилова Серафим Саровский, - и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: Купуйте, дондеже прииду, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф.5:6 ), -  то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа".

Этот драгоценный опыт обретается на пути исполнения заповедей евангельских. А они, по словам святых, для человека вышеестественны и требуют великого пересиливания человеком самого себя - своей самости. Смиряйся, не хвались, кайся, уступай, проси прощения первым,  не садись на первое место, не осуждай других грешников как фарисей, не тщелавься и не угодничай перед людьми, жди помощи только от Бога, прощай обидчиков до донышка сердца, молись за собственных врагов, твори им истинное, не показушное добро, не лукавь, не лги,
 не жадничай, не занимай Божие место в сердце никем и ничем, отрекайся от своей воли ради послушания Богу, смиряйся... Круг замкнулся, хотя в нем еще множество заповедей - кто сколько сможет вместить.

На несовершенный взгляд человеческий внешнее благочестие (и в слове тоже) надежно скрывает от нас истинное состояние другого сердца. Почему так? Ведь тот, другой все вроде правильно говорит, и кажется, и делает правильно, и живет чисто, и умеет быть ласковым и чувствительным, и даже приятным во всех отношениях человеком, но холодом от него так и разит. Да вдобавок еще и сокровенной надменностью, и самовлбленностью, самоуверенностью... Не духовной строгостью за которой самоотверженная готовность бежать на помощь немощному брату, блюсти его пользу духовную; не замкнутостью и молчаливостью отреченного жития, за которым - чистое смиренное сердце, но именно холодом разит от такой души.

Как же определить природу этого холода, его источник, причину этой холодности?
Наверное, ответ прост: сколько не святи гордого софитами, сколько не ублажай его, сколько не согревай его в своих объятиях, сокровенная гордость его не пропустит ни свет, ни тепло. Или как говорил наш старец: поприжми человека и увидишь, что за духовные вериги на нем, не маскировка ли они? 

Церковь всегда напоминает нам, что гордого исцеляет только Бог. Правда, если человек поверит умом в то, что гордость живет в нем, а еще лучше - почует ее в себе сердцем, воспылает ненавистью к своей испорченной душе, то к нему расположится Бог и начнет помогать через обстоятельства жизни, через людей, благодатными прикосновениями Утешителя и Наставника Духа Святаго.

Великие отцы Православия и сами опытно пришли к знанию того как и чем стяжевается Дух Святой, и другим помогали богатеть в Бога. К примеру, наш незабвенный старец-владыка часто напоминал, что Господь стучится к нам, когда нам совсем невмоготу. Когда сами мы больны и немощны, а другой требует внимания, утешения, заботы и притом нимало не озабочен, а что и как с нами; когда ты нищ во всех отношениях как та вдова, и отдаешь Богу свои последние две лепты... Как то делал, к примеру, великий Московский Батюшка Алексей Мечев, раздавая нуждающимся свои скуднейшие семейные копейки, а своих детей лишая утешения к празднику; когда по смерти любимой супруги по благословению Иоанна Кронштадтского поставил себе как путь жизни - взятие на свое сердце скорбей других - он называл это "разгрузкой" страданий других, и отдавал себя всем безжалостно.

И вот чудо истинной христианской жизни - он стал не только великим старцем - опытным наставником духовной жизни и печкой духовной для множества несчатных современников в первые послереволюционные годы, но и по сей день - он открыт для всех к нему со слезными просьбами припадающих. Вот только все ли способны понять, что батюшкина помощь придет не просто к слезно просяшему, но к тому, кто, как и он, готов все отдавать ближнему: готов уступать, щадить их немощную совесть, жалеть их, молиться о них...

О том говорил, между прочим, и наш владыка-старец, когда близкие просили молитв об одной непрестанно болящей душе: "Она всех на себе носит, - отвечал владыка, потому и болеет все время, - а Господь дарует ей благодатную помощь, хотя ей все равно и больно, и очень трудно порой, но зато в ней свершается невидимое, то, великое, что называется Божиим преображением в Духе".

Святоотеческая аскетика стоит на твердом постулате: главная нечистота человека в гордости, в самости (своеволии), эгоизме, любови к себе на первом месте (и все это -гордость), хотя на словах и даже в делах внешнего благочестия окружащие не всегда это в нем усматривают. Но гордость, живущая в нас, дышит в мир холодом. Теплом духовным дышат только те, кому Бог помогает за их произволение очищаться от этого демонического наследия.  А какова эта "очистка", мы знаем: даждь кровь и приими Духа. А без этого любые внешние приятности холода духовного в человеке не сокроют. Правда, от опытных и трезвенно внимающих, и тех, кто все это уяснил хотя бы головой и верой, и терпеливо учится, вИдение этой болезни ближних все-таки обнаруживает себя.

...А в тепле-то куда как хорошо всем. Только следует помнить и понимать, что струится животворящее тепло как из образов Богородицы, Матери нашей, так и с наших - вслед за Господом,  - крестов. Только так.


Рецензии
Очень хорошо написано! Со многим согласен. Всего вам самого доброго! Спаси Господи!

Сергей Вельяминов   05.06.2024 13:59     Заявить о нарушении
Премного благодарна! Такой отзыв не может не согреть сердца, особенно если оно не сходит со креста. Дай Вам Бог здоровья и всех благ - как мирных, так и премирных!

Екатерина Домбровская   05.06.2024 22:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.