Черкасский Казбулат Мунцалович, Князь

В историю терских и кубанских казаков прочно вписано имя кабардинского князя Касбулата Мунцаловича Черкасского.

В Москву Касбулат впервые приехал вместе с отцом Муцалом Сунчалеевичем в 1648 году. Отец хотел представить его царскому двору как своего будущего наследника. В посольских книгах сохранились записи об их приеме царем Алексеем Михайловичем. После продолжительного разговора с гостями из Кабарды царь наградил их позолоченными кубками, слуги преподнесли по два ковша «с красными и белыми медами»… Царь Алексей Михайлович дал гостям важное поручение. Еще в конце XVI века по просьбе сына Темрюка Идарова Мамстрюка у впадении реки Сунжи в Терек был возведен острог, который простоял там около 20 лет. Потом его гарнизон из терских казаков и русских служилых людей был переведен в Терки. Князьям Черкасским царь поручил восстановить заброшенное укрепление и дал на помощь 200 стрельцов. Муцал и Касбулат Черкасские энергично взялись за дело. К лету 1651 года Сунженский острог вновь был отстроен.

Но осенью того же года персидские отряды, объединившись с союзными им кумыкскими мурзами, двинулись к вновь отстроенному острогу, чтобы его разрушить. Гарнизон крепости состоял из пятисот воинов. К ним на помощь поспешили казаки гребенских городков. Вовремя подоспели стрельцы. Целую неделю держали они оборону и разбили неприятельские силы. Среди убитых оказался родной брат предводителя союзников персов кумыкский воевода Амаратхан-Мурза.

При обороне Сунженского острога свое боевое крещение получил и молодой кабардинский князь Касбулат Муцалович Черкасский, который вместе с младшим братом Кантемиром в составе сводного отряда состоявшего из кабардинцев, ингушей, чеченцев и ногайцев, сражался под командованием своего отца Муцала Черкасского.

Через десять лет после тех событий старый князь умер, а Касбулат стал князем всех проживающих в Терской крепости черкесов. Так в жалованной грамоте Алексея Михайловича князю Касбулату говорилось: «В Терском городе, над Охочаны и над Черкасы, которые нам, великому государю, служат на Терке, быти князем и их в ратном строеньи и во всех наших делах ведать и судить».

«Самого главного теперешнего черкесского князя, резиденция которого в городе Терки, зовут Касбулат Муцалович», — писал Николай Витсен в книге «Северная и Восточная Татария», вышедшей в Амстердаме.

В самом начале своего княжения в 1662 году Касбулат Муцалович со своим сводным полком, в котором две трети составляли терские и гребенские казаки, прибыл из Терского города на помощь донским казакам, отражавшим нашествие Крымских татар и ногайцев.

Касбулат Муцалович пользовался большим авторитетом не только у казаков, но и у Астраханского и Терского воевод, у князей и мурз Северного Кавказа. Его хорошо знали и с его мнением считались при дворе русского царя и в Посольском приказе. Именно поэтому, когда было принято решение о перенесении Терского городка на более удобное место близ устья Терека, царь Алексей Михайлович назначил Касбулата одним из главных исполнителей своего приказа. Письмо царя кабардинскому князю заканчивалось заверением: «А служба твоя и радение у нас, великого государя, никогда забвены не будут».

Подробнее на сайте: https://rusorel.info/knyaz-kasbulat-cherkasskij-v-ist..


Рецензии