Места души моей 37

Физическая усталость - это  усталость приятная по сравнению с другими ее видами (рутинной работы, выгорания от постоянного вынужденного общения на работе и прочее), но когда ты засыпаешь и только звенящая тишина стоит  вокруг, то плывет перед глазами события прошлого и лица близких людей: мужа и детей твоих. И память возвращает образы детей в разных возрастах и ты вздрагиваешь, просыпаешься и думаешь: зачем я здесь? И начинается внутренний диалог.
- Да потому что я хочу быть здесь...
-Почему ты тогда так скучаешь?
- Так я же человек и у меня есть семья.
- Зачем тебе эти горы, если ты хочешь быть с семьёй?
- Я не могу без этих гор, но мои близкие вполне могут...
-Тогда есть только один вариант: ехать одной.
- Ну, вот я его и реализовываю каждый раз...
И так происходит каждый вечер...
 Следующий день я посвятила отдыху.  Я снова прогуливалась по экотропе "Чегет- Азау" и размышляла и фотографировала.
Это был отдых перед походом на "Ледовую Базу". Я точно решила, что завтра отправлюсь туда. Мужчина, лет на пятнадцать старше меня ведь дошёл? Так почему бы мне не сделать тоже самое? И потом, нужно накапливать высотную память. Думаю,что она мне ещё ох как пригодится!
В начале восьмого утра следующего дня я вышла из домика и не особенно надеясь на работоспособность фитнесбраслета, всё же выставила маршрут. По небу плавали облака, но Солнце проглядывало сквозь них. Прохладный воздух бодрил и казалось, что сил столько, что готова сделать что-то невозможное.
По уже до боли знакомому серпантину я даже не заметила, как поднялась к Водопаду "Девичьи Косы"  и уже по традиции перекусив около него, отправилась дальше к Пику Терскол.
Напрасно я надеялась увидеть вершины Эльбруса. Облака скрыли их полностью, будто и не было там вовсе никаких вершин.
Сегодня я решила пойти вверх по другому маршруту: по гряде Пика Терскол. И,конечно же, мне не хотелось делать крюк до Обсерватории, а потом возвращаться назад. Ну, и конечно же склон! Он так манил меня,так притягивал. Как же можно устоять перед соблазном не залезть на него...
И я пошла. Пошла не совсем по тому маршруту, где поднималась зимой. А потому, возникли сложности при подъёме. Ну, в общем, это и не сложности, по большому счету, а просто пришлось  быстро принимать решения,чтобы не скатиться вниз. Сыпуха и отсутствие надёжных опор всему виной. Кросовки ехали вместе с камнями по сыпухе, но резкие, решительные движения, а иногда наоборот осторожные спасали ситуацию. Ближе к концу подъема стало попадаться больше остроконечных вулканических образований, зацепившись за которые, можно было отдохнуть.
Последний рывок и я оказалась наверху. Силы были потрачены, но зато теперь прогулка по почти горизонтальной поверхности казалась истинным наслаждением. Я могла спокойно  фотографировать и любоваться видами вокруг. Вскоре я добрела до заброшенного ратрака,стоящего на площадке, покрытой колокольчиками и разными другими цветочками среди коричнево-серой породы. Кажется, на эти прекрасные растения можно было любоваться вечно!
Но, идти-то надо!
После площадки снова начался подъем. Тропки здесь расползались как змейки. Одни были покруче, другие - более пологие и длинные. Слева виднелся, сияя голубым отливом, ледник Терскол.
Вдруг, откуда ни возьмись, из-за бугра возникла фигура, двигающаяся мне навстречу. Это была женщина. Когда мы с ней максимально близко подошли друг к другу, она поздоровалась и задорно произнесла:
- А давайте друг друга сфотографируем? Ведь самим себя фотографировать это совсем другое!
- Да, согласна, лучше друг друга! - ответила я ей.
- Вставайте вот прямо на фоне Хребта! Я Вас, а потом Вы меня.
Мы сделали несколько фото и  отправились в противоположные стороны. Именно эти фотографии мне потом показались одними из самых лучших! И хорошо, что эта женщина мне повстречалась.
Я поковыляла дальше к Сто Пятому Пикету. Заходить в домик, в этот раз, я не стала, а отправилась выше вдоль тропы.
Это сейчас я понимаю, что тропы здесь везде просто шикарные и идти по ним одно удовольствие. Но, на тот момент мне казалось, что я совершаю подвиг, направляясь к Ледовой Базе.
Пройдя метров сто наверх, я, почему -то решила, что мне нужно двигаться дальше влево. Так я и сделала.  Впереди белел снежник и, пройдя через него, я намочила ноги, но не забыла изобразить здесь ещё одно сердце,  как я сделала на Эльбрусском озере, в знак признания в любви Горе.
На снежнике до меня были следы и я с уверенностью шагала по ним. Но, потом, началась каменная гряда. Я полезла и по ней, пока не поняла, что иду в противоположную сторону. Это мне подсказала интуиция. Я достала телефон и навигатор, действительно, показал мне, что я  права: я уходила от точки "Ледовая База".  Ну, что ж!  Нужно в  обратный путь....
Неправильный участок пути был короток и времени много не занял. Я вышла на то место, откуда повернула налево и вдруг сверху,  с огромной скоростью, какая возможна для человека, на меня выскочил парень. Он бежал и прыгал через камни. Казалось, что ноги его раза в два длиннее, чем мои. Я едва успела увернуться от него в сторону.
Бегун произвел на меня такое сильное впечатление, что я до сих пор не могу понять, как можно нестись по так быстро по каменному склону, не боясь запнуться, потому, что если это произойдет, то вероятность остаться в живых невелика.
Ну, да ладно. Подъем мой продолжился. Тропа шла пока с небольшим уклоном. Взгляд вниз открыл передо мной фантастическую картину: Терскольское ущелье просматривалось с этой точки почти полностью. Сто Пятый Пикет уже казался достаточно далеко и его знакомые очертания контрастировали на фоне шоколадного базальта.
Выше Сто Пятого Пикета из снежника образовалось озерцо. Вода в нём отливала голубым и, в сочетании с коричневым, приводила меня в волнение и восхищение.
- Доброго дня! - обратилась ко мне женщина, шедшая навстречу. Женщина была лет на десять старше меня, спортивная и поджарая. Ну, в общем, других здесь и не встретишь...
Я поздоровалась и спросила далеко ли ещё до Ледовой Базы.
- Я не поднималась туда, дошла только до табличек, ну там увидите...а дальше тропа продолжается.
Дальше женщина стала рассказывать о походе на Приют Одиннадцати с кем-то там и о том, как они бегали от пограничников. Только вот вопрос: "Зачем?", если можно просто оформить пропуск. Адреналин можно и другим путём получить.
Мы обменялись ещё несколькими фразами и разошлись.
Вскоре я добралась до  поворота с крутым  подъемом налево. А прямо перед ним стояли две металлические таблички. Я подошла ближе. На одной из них  была выбита надпись:
"Здесь 29.09.1942 г. погиб красноармеец 242 горнострелковой дивизии  Дорохов Василий Андреевич. Уроженец Орловской области, Ливенского района. Найден в 2018 году при проведении поисковых работ в рамках фестиваля "Заоблачный фронт". Боец, имя,фамилия и отчество которого значилось на второй табличке был уроженцем Грузинской ССР, города Кутаиси, Хецуриани Александр Виссарионович.
Да, действительно, Заоблачный фронт...здесь просто идти-то нелегко, а воевать?
Я постояла минуту, чтобы почтить память павших на склоне Вечной Горы и отправилась дальше. Крутой подъем над обрывом. Я даже не задумалась о том, что может быть другой путь, а он и был. Тропа проходила чуть левее, я просто не не заметила. Здесь, кажется, тоже была тропа, но вскоре она пропала и я оказалась среди огромных валунов, которыми был завален выше весь склон.
Теперь ледник Терскол, простираясь справа от меня огромным языком, был совсем близко, а дальше уже виднелись самые верховья Терскольского ущелья, которое с данного ракурса можно было рассмотреть во всех деталях.
Передвигаться вверх стало трудно. Мне нужно было огибать эти огромные камни, но ноги застревали между ними, на один шаг тратилось многого сил. Случился такой момент, когда порыв  ветра чуть не сбил меня с ног, я едва успела схватится за край камня.
Взглянув наверх, я поняла, что идти предстоит ещё долго. Где -то там виднелся одинокий полуразрушенный деревянный столб, а его обломки валялись ниже.
Я хотела было уже повернуть назад, но не могла позволить себе сдаться. Вдруг прямо перед глазами,как фантом, возникла потерянная тропа. Радости моей не было предела. Появились силы, но чувство нехватки воздуха, о котором я старалась не думать, тоже немного присутствовало. С другой стороны отлично просматривалась стройплощадка новой канатной дороги. Четыре опоры "шагали" в мою сторону. Тонконогие цветочки разных тонов , растущие  там и здесь на мелкой  сыпухе вдоль тропы, восхищали меня. Резкий ледяной ветер обдувал их нежные и одновременно выносливые тела. Это сосуществование камня, снежников и высотных растений, этот природный сплав, эта адаптация одного под другое...просто фантастично!
Я подняла глаза наверх. Деревянный столб,как и кромка каменной гряды, казавшейся недосягаемой,стали заметно ближе по высоте. Тропа повернула вправо и прямо передо мной возник одноэтажный домик. Вот, я и пришла! (как мне тогда думалось ). И только потом я узнала, что домик этот был Приютом 3650, а не Ледовой Базой, что на семьдесят метров выше.

Продолжение следует


Рецензии