Богатыри Руси

  (ст."Самая нелепая смерть русского богатыря",Сокол-корабль,2023) "Так как былины героический эпос,то разумеется,в них много сражений и смертей.Чаще всего погибают враги Руси,и,пожалуй,если смотреть с точки зрения этих врагов,то нелепы почти все их смерти.Тугарин Змеевич обернулся,поддавшись на хитрость Алёши Поповича.И тут же его голова была отрублена пусть и не самым сильным,но смелым своим напуском бога-тырем.Царь Калин в некоторых вариантах былины «Илья Муромец и Калин-царь» расслаб-ился и потерял бдительность,стоя перед связанным Ильей Муромцем,но божественное вмешательство придало русскому богатырю сил,он разорвал путы,и схватив царя за ногу,размахивая самим Калином,как дубиной,положил всё его войско.Змей Горыныч часто лишается своей змеиной жизни поле хорошего удара пу-ховой шляпой(она часто заменяет знаменитую «шапку земли греческой»).Смерти рус-ских же богатырей чаще всего пафосные и героические,это моменты полные драмы.Ги-бель истинного героя- всегда красиво и трагично одновременно.На канале уже есть статья,в которой пере-числяются некоторые такие героические смерти..В качестве исключения можно назвать разве что гибель новгородского героя Василия Буслаеви-ча.В былине,чаще всего озаглавливаемой «Поездка Василия Буслаевича» или «Василий Буслаевич в Иерусалиме»,описывается поездка этого героя в Святую Землю с целью паломничества и покаяния.Вместо этого он,правда,совершает множество кощунствен-ных актов и просто-напросто занимается дикой деконструкцией фольклорных тропов. Непохороненные кости просят героя похоронить их? О,в сказках после этого благо-дарный мертвец дает какую-то награду или волшебный предмет! Но Васильюшке это не интересно,он весело пинает говорящий череп и насмехается над умершим неудачником (плохой богатырь,видать был,раз умер).После этого Васенька просто-напросто голы-шом купается в Иордане,хотя его предупреждают,что благочестивые христиане должны входить в эту реку только в одежде.И уже посещая храмы,формально отстояв все мо-лебны,Васенька решает напомнить всему окружению какой он атеист словами «Не ве-рую я ни в сон,ни в чох,а верую только в свой червленый вяз».После всего этого напрашивается,что Василия Буслаевича ждет какое-то наказание,может его покарают божественные силы,которые он оскорбил? Но Васенька наказывает себя сам и погиб-ает нелепейшей смертью.Возвращаясь из Иерусалима он натыкается на камень с надп-исью,суть которой сводится к тому,что камень можно перепрыгнуть поперек,но не вдоль.Думаете Василий прыгнул через камень вдоль и погиб из-за этого?Нет,это сл-ишком скучно для пытливого ума новгородца.Он решил прыгнуть вдоль камня,встав к нему спиной и закрыв при этом глаза.Однако,паркур в те времена находился далеко даже от зачаточного состояния и показать такой выдающийся трюк не вышло.Не прео-долев даже половины длины камня Василий разбил о его поверхность свою буйную го-лову.Думаю,что это единственная нелепая смерть героя в русском эпосе.Нелепая,но при этом абсолютно закономерная."
  (ст."О чем сожалела древнерусская ведьма перед концом своего пути?",Сокол-корабль,2023) "Ведьма.Со старославянского это означает «ведающая,та,что владеет знанием»,происходит от слова ведать– знать.Могущественные женщины,способные пре-вращать своё тайное знание в силу,изменяющую этот мир по прихоти ведьмы.Отгол-оски этих тайных знаний дошли до нас в нашем русском фольклоре в виде заговоров – заклинаний,произносимых вслух,рецептов зелий,приворотов,магических действиях. Даже сегодня многие женщины,считающие себя частью этого ведающего сообщества, используют те же самые способы взаимодействия с магией,что и наши далекие пред-ки.Однако, правдивой оказалась вошедшая в народную мудрость фраза, сказанная древним колдуном и хозяином целого сонма демонов царя Соломона – «Многие знания умножают печали». Ведьмы часто становились «козами отпущения», их обвиняли в сношениях с нечистыми(то есть с бесами,чертями и самим Дьяволом),в Европе ведьм сжигали и даже был написан трактат «Молот ведьм»,помогающий «благочестивым» люд-ям находить и лишать жизни девушек,виноватых только в том,что они были образова-ннее своего окружения.Ведьм так же называли чаровницами,векшицами и вещуньями.К ним часто относили травниц,знахарок и даже бабок-повитух.Тут согласимся– без об-ладания определенными знаниями невозможно заниматься такой сложной деятельностью как лечение других людей и принятие родов.В каком-то смысле ведьма– та,кто знает и умеет больше остальных.Жизнь ведьмы в древней Руси и даже в России XIX столе-тия могла сложиться сильно по-разному.Не смотря на внешнее осуждение,в деревнях люди всё равно шли к ведьмам за любовными зельями,лекарствами,бытовыми советами. Шли к ним и в том случае,если по каким-то причинам религия уже не могла унять душевное беспокойство,что конечно же осуждалось церковью.О чем же могла жалеть ведьма, понимающая, что её жизненный путь подходит к концу?В деревнях считалось, что самым большим преступлением ведьмы против самой себя было погибнуть и не передать свои знания преемнице.Знания,заговоры, рецепты,собранные многими поко-лениями ведьм будут просто напросто утрачены,и даже на том свете ведьма будет этим тяготиться.Сами ведьмы говорили «меня черти замучают,если знаткость не пер-едам».Однако жизнь в обществе,которое тебя осуждает,иногда проявлялось в покая-нии за свои поступки. Интереснейшее описание поступков,о которых сожалеет ведь-ма,находится в русском народном духовном стихе «про душу великой грешницы».Так как стих этот имеет народно-православную природу,многие действия из него несут отпечаток христианского осуждения ведьм,а некоторые поступки являются бытовыми преступлениями,которые совершали не только ведьмы:1.Ведьма сожалеет о своем отр-ыве от общества,о своей непричастности к православию:
«Потому я, душа, грехи угадываю,
Что жила на вольном свету,
Среды и пятницы не пащивалась,
Великого говенья не гавливалась,
Заутрени, вечерни просыпала я,
В воскресный день обедни прогуливала»       2)Сожалеет ведьма и о том,что она приумножала свою землю за счет соседской:
«В полюшках душа много хаживала,
Не по-праведному землю разделивала,
С чужой нивы земли украдывала»       Однако такие проступки происходили сплошь и рядом,споры из-за межей земли часто доходили до кровопролития,всё-таки мы живем на территориях,где хлеб растить трудно.3.Жалеет ведьма о том,что проклинала дру-гих людей,оставляя на их полях заломы.Заломы– проклятые связанные в узел ростки хлеба,с особыми заговорами их посыпали пеплом,скорлупой куриных яиц.В чем-то этот вид магии можно сравнить с куклами вуду,потому что залом созданный на поле человека мог нанести вред самому хозяину поля или его семье:
«В соломах я заломы заламывала,
Со всякого хлеба спор отнимала»       4. Классическое преступление, в которых обвиняли ведьм – воровство молока у соседских коров:
«Из коровушек молоки я выкликивала,
Во сырое коренье выдаивала»      5. Ещё одно тайное знание, которым пользовались знающие ведьмы– как прерывать нежелательную беременность.Да,в те времена контра-цепции не было,и как и сегодня рожать хотели далеко не все (тем более,если ребе-нок не желанный).Поэтому одним из «развлечений» девушек после веселой «вечерки» были прыжки на лавках.Девушки прыгали в полный рост и всем весом приземлялись на лавку,чтобы «растрясти нутро» и тем самым вызвать прерывание беременности.Иног-да ходили и к ведьмам,чтобы получить ядреное зелье,которое выворачивало наизна-нку весь организм:
«Смалешеньку дитя своего проклинала,
Во утробы младенца запорчивала»      6.Оборачивала людей в зверей.По поверьям крестьян,неприглашенные на свадьбу колдун или ведьма могли её «испортить».И наи-более частым способом порчи было…превращение всей свадьбы в волков:
«По свадьбам душа много хаживала,
Свадьбы зверьями оборачивала»       Либо уже после свадьбы ведьма «отворачивала» супругов друг от друга:
«Мужа с женой я поразваживала,
Золотые венцы поразлучивала»       7.Участие в плясках.И наконец,так как это духовный стих,осуждаются в нём и «бесовские пляски»:
«По игрищам душа много хаживала,
Под всякие игры много плясывала,
Самого сатану воспотешивала»        Заканчивается стих закономерным для грешницы итогом:
Провалилась душа в преисподней ад,
Век мучиться душе, не отмучиться,
За своё согрешение,
За свое великое беззаконие."
  (ст."Соловей Разбойник.Плод инцеста,человек-птица и враг Ильи Муромца",Сокол-корабль,2023) "Страшный образ Соловья Разбойника из русских былин окутан мраком. Уродливое существо,сидящее в гнезде на двенадцати дубах,сражает звуком своего свиста каждого прохожего и проезжего мимо его заставы.Довольно отдаленно его можно сравнить с Медузой Горгоной или Василиском.Но если эти существа сражают своих врагом смертельным взглядом,то Соловей Разбойник работает с помощью звука. Звук соловья разбойника это не усыпляющая песня сирен или мурлыканье Кота-Баюна. Это страшной силы рёв,напоминающий ураганный ветер– от этого свиста пригибаются вековые деревня,слетают крыши с домов и разрываются сердца самых могучих богаты-рей.Как же выглядело это существо?Как Соловья-разбойника представляли наши пре-дки не совсем понятно– былины довольно скупы на детальное описание внешности. Лубочные картинки и иллюстрации популярных изданий былин традиционно изображают Соловья в виде человека восточной внешности– татарина или монголоида.Однако ска-зители часто упоминают,что Соловей сидит в «гнезде».И не просто сидит,а иногда даже «вспархивает» с него.Это может показаться очевидным– но люди не вьют гнезд. По каким-то причинам древние мифологические элементы нашего фольклора зачастую игнорируются художниками и теми,кто создает облик Соловья для фильмов и мультфи-льмов.А ведь было бы так колоритно,если бы его изобразили в виде жуткой антропо-морфной птицы!Традиционно ужасный крик Соловья описывается в большинстве былин одинаково.В крике соединены все три мира(небесный,земной и хтонический),что пок-азывает,что все они сотрясаются от силы этого крика:
Зашипел Соловей по-змеиному,
Заревел Соловей по-звериному.
Засвистел Соловей по-соловьему…     И победа над ним традиционна– Илья Муромец выстреливает из лука и попадает Соловью в правый глаз,чудовище после этого выпа-дает из гнезда на землю:
Снимает Илеюшка тугой лук
Направляет на Соловья разбойника,
А стрелил в Соловья разбойника -
А попало Соловью в правый глаз,
Упал Соловей да со своим гнездом,
Упал Соловей на сыру землю.
(Былины Мезени, Григорьев, III том)     Птичий инцест.Дальше как правило пораж-енное чудовище зовет Илью Муромца к себе домой.Это приглашение часто оборачива-ется ловушкой– тяжелые ворота обрушиваются на богатыря.Либо же Илью ждет встреча с звериным выводком Соловья.Самое страшное в этом выводке– что все эти существа плоды инцеста,и возможно сам Соловей появился на свет после такой страшной селе-кции.
Возговорит Илья Соловейке-разбойнику:
«Что у тебя дети во единый лик?»
Отвечает Соловейко-разбойничек:
«Я сына-то выращу – за него дочь отдам,
Дочь ту выращу – отдам за сына,
Чтобы Соловейкин род не переводился»
За досаду Илье Муромцу показалося,
Вынимал он саблю острую
Погубил у Соловья всех детушек.     Интересная такая разбойничья династия Габс-бургов.Как правило,Илья Муромец истребляет весь выводок чудовища,даже если те настроены мирно или хотят выкупить своего батюшку.Другие люди-птицы в былинах.
Однако и помимо Соловья-разбойника в русском эпосе есть упоминания и других чуд-овищных птиц.Так же как Соловей-разбойник их основная деятельность бандитизм и похищения людей.В одном из вариантов былины о Казарине девушку похищают три вор-она:
Налетело три ворона, все три каркуна,
Подхватили Настасью-королевичну,
Унесли её на гору Аравийскую.       Есть в былинах ещё такой разбойничий народ- сорочины.Они мешают Ваське Буслаевичу добраться до Иерусалима,упоминаются в дру-гих былинах как разбойники,живущие в "сорочинских горах".В духовном стихе "Агрик и его сын Василий" упоминается,что у сорочин есть князь и что они не верят веру православную.Вероятнее всего, сорочины- искаженное название сарацин.Восточный народ,о котором наши предки,вероятно,могли услышать от торговых гостей или пало-мников,которые ходили в Святую землю.Однако сорочины из былин- не совсем сарац-ины.На образ былинного народа так же наслоились представления о потусторонних стражах иного мира(сорочинами так же иногда называли сороковины- сороковой день от смерти).В сорочинских горах на героя могут налететь карги-вор;ны и черные в;-роны.Может быть это и есть сорочины?В целом Соловей-разбойник представляется жутким человеком-птицей. Однако по непонятным причинам сами сказители испытывают к нему какое-то сочувствие! Соловей единственный враг в русских былинах,имя кот-орого произносят с нежностью «Соловьюшко»,«Разбойничек».В конце былины,когда Владимир требует продемонстрировать знаменитый свист,нн не подчиняется приказам князя,гордо отвечая,что будет слушаться только приказов того,кто его победил.И сцена его последнего свиста полна жестокого юмора– князья и бояре ползают на ка-рачках,князь Владимир,едва живой прячется за широкую спину простого крестьянс-кого сына Ильи Муромца…Однако конец у Соловья разбойника всегда один– Илья Муро-мец казнит его,иногда с особой жесткостью:
Как Илья же сын Иванович
Как подскочит он ко Соловью,
К Соловью Рахматову,
А к Рахматову разбойнику,
Как отд;рнет да от стремены,
Как ударит о кирпичей мост,
Повернулись тут глаза-ты вон косицами,
На четыре части голова тут лопнула."
  (ст."Идолище Поганое.Чудовище,захватившее Киев",Сокол-корабль,2023) "Уродлив-ый обжора сидит на княжеском месте,пока сам князь подносит ему еду и напитки.Ог-ромная пасть расплывается в зубастой улыбке.Наконец-то мечта чудовища исполнила-сь– столица Руси теперь принадлежит ему.А единственный враг,который может попро-бовать вернуть её русским– сейчас где-то далеко,а может,вороны уже клюют его те-ло в чистом поле.Но сама память о героях должна быть стёрта,с этого дня любой, кто помянет имя Ильи Муромца,будет казнен…Былина «Илья Муромец и Идолище» извес-тна более чем в 60 вариантах.Пожалуй,это одна из самых известных былин про Илью Муромца.И в данной статье мы рассмотрим образ врага из этой былины– Идолища.Обр-аз этого монстра объединил в себе большой и трагический исторический опыт русс-кого народа.Он соединяет в себе черты мифологические и исторические.Имя чудовища
.Само слово Идол происходит из греческого языка ;;;;;;;(Эйдолон)и имеет значение образа или кумира.Идолами называли изображения и статуи богов,иногда так называ-ют личины и маски,которые использовали во время магических или религиозных обря-дов.Имя Идолище подчеркивает огромные размеры,возможно,это имя может означать, что этому существу когда-то поклонялись.В вариантах былины он может быть так же назван Одолищем,Рыдалищем,Издолищем или же просто Чудовищем.Эти имена,хотя и являются искажением изначального,дополняют образ монстра.Одолище– тот,кто пытае-тся одолеть русскую землю.Рыдалище– чудовище,от которого все вокруг рыдают.Наи-более частыми устойчивыми эпитетами,которыми наделяется Идолище– поганое и про-клятое.Языческий кумир.В русских духовных стихах врагами часто выступают Змеи, требующие поклонения и кровавых жертв,однако с ними быстро расправляются святые воины.Идолище же не требует человеческих жертвоприношений,но как и любое «нечис-тое» существо он ненавидит звон колоколов,нищих и священников:
Говорит тут Идолище таково слово:
«Запрети-ка просить милостыню Христа ради
Да и тем же каликам да перехожим,
Перехожим каликам, да переброжим!
Христианскую веру да облатыню всю,
Уж я Божьи-то церкви всё на дым спущу,
Я попов-патриархов да всех под меч склоню…     А единственный страх Идолища– что русский богатырь Илья Муромец вернется в Киев.Страх этот настолько велик,что Идолище запрещает упоминать имя богатыря под угрозой жестокой казни:
А кто помянет у нас да Илью Муромца
Да такового у нас да судом судить,
А судом где судить, да живому не быть –
Очи ясные вынимать его косицами,
Да язык ведь тянуть да теменем!      Внешность Идолища.Русский фольклор довольно скуп на яркое и детальное описание монстров и чудовищ.Мы можем лишь догадывать-ся,как наши предки представляли себе Идолища.Однако несколько деталей повторя-ются из былины в былину– Идолище обладает огромным ростом и изысканным уродств-ом:А подошло к Киеву Идолище проклятое:
Да и длинное Идолище, семисаженное,
Голова у Идолища – как пивной котёл,
Между глаз у Идолища – калена стрела.      Главным оружием Идолища в большинстве вариантов былины является булатный нож,которым он кидает в Илью Муромца.С помо-щью этого ножа Идолище обжирается,насаживая на нож целые лебединые туши.Эти дет-али позволяют сделать предположение,что этот нож– ритуальное оружие.Идолище сам себе и идол и жрец.Погибает Идолище после того, как Илья Муромец наносит ему удар дубиной (дорожной палкой) в голову. Голова слетает с плеч будто пуговица и богатырь выставляет голову на всеобщее обозрение, в назидание другие чудовищам, чтобы у них даже мысли не появилось снова идти на Русь:
Отрубил у Идолища буйну голову,
А втыкал буйну голову на остро копьё,
А втыкал он копье в чистом поле:
«Уж ты гой еси, голова Идолища!
А дуй в тебя, голову, а ветры буйные,
А секи тебя, голову, да часты дождички,
А грейте над тобой вороны черные!»
А тут Идолищу славы поют.      Наши предки исполняли эти песни минимум сотню лет назад,сами сюжеты возникли многие века назад.Но история имеет странную привычку постоянно повторяться.Источник текстов былин: Григорьев,III том,№19 и 51."

  (ст."Шапка земли греческой из былин.Чем она была на самом деле?",Сокол-корабль,2023) "Одной из самых интересных деталей русских былин является то вни-мание,с которым сказители описывают богатырское снаряжение.Те самые палицы,коп-ья,доспехи и сбруи,которые крестьяне-сказители могли ни разу за свою жизнь не увидеть вживую.И даже точно не видели,потому что большинство былин записаны в 19 веке,когда всё это вооружение уже давно стало частью далекого прошлого.Былина о Добрыне и Змее до сих пор является популярной– её изучают в школе на уроках лит-ературы(не помню уже точно,в каком классе,но вроде в начальных),её ставят родит-ели в качестве сказочки перед сном.И во всех этих вариантах этой истории повтор-яется одна и та же деталь– в первом бою со Змеем Добрыня побеждает его с помощью шапки земли греческой.Как Добрыня победил Змея?Для начала стоит разобраться,что же представляла собой эта шапка земли греческой?Вероятнее всего имеется ввиду византийский шлем.Русь приняла христианство от греков.Одним из возможных истор-ических прототипов этого сюжета может являться летописная легенда.Дядька князя Владимира– Добрыня,во времена,когда в конце X века началось активное крещение Руси стал ярым врагом старой веры.Он лично следил за уничтожением идолов Перуна и других славянских богов по всей стране.В 991 году Добрыня осадил Новгород,вол-хвы во главе с Богомилом и тысяцким Угоняем(один из представителей городской вл-асти)были готовы защищать старую веру с оружием в руках.Мост через реку Волхов был разрушен,а по берегам были установлены камнеметы.Однако не смотря на все их усилия город был взят Добрыней,а главное святилище Перуна– Перынь,было уничтож-ено.Судя по археологическим находкам,силен был в Новгороде и культ Ящера(древ-него божества,связанного с реками,морями и торговлей),поэтому поражение Новго-рода может быть иносказательно осмысленно как поражение Змея от рук Добрыни.Но это лишь предположение.Сила,с которой новая вера преодолевает хаос старых поряд-ков и нашла своё выражение в шапке земли греческой– боевом шлеме,украшенном героями христианской истории.Даже без всякого оружия Добрыня лишь с помощью этой силы побеждает чудище:
Только увидел молоденький Добрынюшка,
Да он на крутом на береге,
То лежит колпак земли греческой:
Он берет-то тот колпак да во белы ручки,
Он со той ли досадушки великой
Да ударил он Змеища Горынища.
Ещё пала-то змея да на сыру землю.      Понимание этого мотива постепенно уходит в прошлое и шапка земли греческой постепенно превращается в былинах просто в ша-пку,в которую насыпана земля и песок.С помощью шапки,наполненной песком Добрыня «засыпает» Змею глаза,и расправляется с уже ослепленным врагом.Само значение шапки в этой былине забывается и превращается в сапог наполненный землей.Хотя эпичность момента от этого только выигрывает– ужасный дракон умоляет о пощаде, получив тяжелым сапогом по «хоботам».Эпично ведь?А что было до шапки?Более древ-ние и архаичные варианты этой былины тоже сохранились.Из древности и растет пре-дставление,что Змей,олицетворяющий собой зло и хаос,должен быть побежден чем-то священным,тем,что олицетворяет собой порядок мироздания.Такой вещью в славянских мифах является Бел-горюч камень Алатырь.И действительно,в самых древних текстах Добрыня разбивает головы змею не с помощью православной шапки,а с помощью каким-то чудом оказавшимся рядом Бел-горючим камушком.
Ише хватил-то Добрынюшка Бел-горюч камень,
Да бросал он его да в буйны головы –
Да отлетело у Змеи да ровно восемь голов,
И сделалось из голов драгоценно каменье.      В архаичных вариантах присутствует любопытная деталь– Змей сторожит не «полоны русские»,а сокровища.И так,в качест-ве итога– шапка земли греческой, олицетворение той духовной силы,с помощью кото-рой можно покончить с силами Зла.В древние времена на её месте была другая,языч-еская святыня,но смысл оставался прежним.Лишь в самых поздних былинах,когда все смыслы были уже забыты,победа богатыря трактуется уже как воинская хитрость и сноровка."
  (ст."У русских сказок и аниме есть что-то общее? Схожие мотивы русского фольклора и японской культуры",Сокол-корабль,2023) "Все художественные произве-дения всего мира находятся в неразрывной связи между собой.Одни сюжеты рождаются из других,а корни всех историй,которые когда-либо рассказывали люди теряются в глубокой древности.Русский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп,исследуя русские волшебные сказки пришел к выводу,что все они состоят из одних и тех же элемент-ов.Меняются имена героев,общая эстетика,но сам «скелет» любой сказки всегда сос-тоит из определенных частей.Его открытие интересно в первую очередь тем,что по его методике на составные части можно разбирать не только русские сказки,но и сериалы,кино и даже японскую мультипликацию(её чаще всего называют аниме).Сказки и аниме «для девочек».В качестве наглядного примера сравним две истории.Одну ис-торию придумали и рассказывали друг другу наши предки,а другую создал замечате-льный японский режиссер Хаяо Миядзаки (известный в том числе своей любовью к ру-сскому фольклору– стихотворное изложение сказки «Конёк Горбунок» Петра Ершова он даже добавил в свой список из 50 произведений,которые рекомендуется прочитать своему ребенку).Девочка покидает свой дом и попадает на службу к грозной стару-хе,но её трудолюбие и искренняя любовь к окружающим позволяет ей добыть волшеб-ный предмет или знание,а после всех испытаний она воссоединяется с семьей и нах-одит настоящую любовь.Это короткий пересказ сказки «Василиса Прекрасная».Или мультфильма «Унесенные призраками»?По мнению Проппа оба эти сюжета восходят к древним мифам,которые должны были наглядно объяснить такой обряд как инициация. И перед нами иносказательное описание той самой женской инициации.История пере-хода от детского состояния к взрослому.Становятся понятными и явные совпадения в обоих историях,пусть их разделяет пространство,время и даже авторство– фолькло-рное и чисто авторское произведение.Обе героини находятся в «подвешенном» сост-оянии– Василиса оказалась в окружении «чужих» ей по роду-племени людей,а Тихиро переезжает в новый дом.Обе они попадают на службу к Бабе-Яге,но своим добрым и трудолюбивым характером получают расположение потусторонних существ.Различается лишь конец– Василиса в конце сказки выходит замуж,а Тихиро воссоединяется с сем-ьей.Но и это просто возможные варианты концовки сказки,которые описал в своей "Морфологии волшебных сказок" Пропп– герой возвращается домой и\или воцаряется.
Сказки и аниме «для мальчиков».Скорее всего по причине того,что Япония до сих пор является страной,где наиболее распространенной религией является язычество – Синтоизм,что с японского можно перевести как «путь богов»,сюжеты столь характер-ные для наших древних мифов и волшебных сказок актуальны там до сих пор и явля-ются неотъемлемой частью популярной культуры.Сюжеты,известные в наиболее древних русских былинах сейчас лежат в основе мультфильмов для мальчиков и мужчин.В сущ-ности– японская культура это единственная известная во всем мире популярная кул-ьтура языческого народа.В русской былине о «Волхе Всеславьевиче» описывается ро-ждение богатыря от змея.Рожденный от змея сам является могущественным волшебни-ком и оборотнем.В сущности Волх объединяет в себе две природы– человеческую и змеиную.И сюжет,в котором главный герой объединяет в себе две разные природы ти-пичен в аниме для мальчиков.Наруто,герой одноименного аниме объединяет в себе человеческое и демоническое– внутри него запечатан чудовищный лис о девяти хвос-тах.Что любопытно,наш Змей Горыныч так же изображается со множеством хвостов.
И опять-таки,будто следуя теми же путями,которые были открыты в русских народных сказках,из раза в раз в японском аниме повторяются всё те же мотивы:главный гер-ой рождается,объединяет в себе человеческое и змеиное,сражается с чудовищами, которые угрожают миру людей и в конце воцаряется,женится или воссоединятся с се-мьей.Наруто в конце гигантского сериала о нём(более 720 серий,даже не представ-ляю как вообще возможно просмотреть всё это)становится главой своей деревни и женится на наследнице знатного клана.Как в русской сказке Иван-дурак становится царем и женится на принцессе.Понятно,что в советское время японские аниматоры много работали с советскими– в совместном творчестве были созданы прекрасные му-льтфильмы «Приключения пингвиненка Лоло»,«Двенадцать месяцев» 1980 г.,а мульт-фильм «Снежная Королева»,до сих пор является любимым мультфильмом того самого Хаяо Миядзаки.Возможно,русские мотивы попали в Японию во время совместной работы или вдохновением нашей культурой,а может это родство лежит ещё глубже,родство в том,как люди воспринимают мир и хорошие истории вообще."

  (ст."Почему русская культура оскорбляет другие народы?",Сокол-корабль,2023)
"В комментариях на Дзене приходиться довольно часто вступать в споры с оскорбл-енными фольклором людьми.Думаю,что перед тем,как обижаться на народное творче-ство,нужно подумать— может у народа,который создал именно такое произведение бы-ли на это какие-то причины?То есть современный человек,ознакамливаясь с русскими былинами и замечая,что врагами в основном выступают татары, не должен делать вывод, что предки были неполиткорректным шовинистами. Между настоящими татарами и эпическими татарами есть огромная разница.Реальные татары – это народ со своей культурой, традициями, языком и даже эпос у них свой есть – называется дастаны (с персидского означает «история»).Тогда как татары в русском эпосе– собиратель-ный образ,аккумулирующий в себе весь исторический опыт русских в борьбе с коче-выми народами великой степи.Другими словами,былина уже не помнит конкретных пол-овцев,хазар,печенегов и других,но создает художественный образ степных врагов, которых и называет словом татары.Множество недовольных людей набежало под статьи посвященных образу татар или ордынских ханов в былинах.Статьи они,очевидно,не прочитали,потому что в них сразу же обозначено– реальный мир не произведение народного творчества.Образ врага,созданный нашим народом в былинах является,с вашего позволения,идеалом врага– безжалостный,уродливый,обжорливый.Традиция изображать так врагов своего мира тянется ещё со времен древнейших мифов.Демоны ,угрожающие миру людей,были уродливы,огромны,похотливы,выражая в себе все негат-ивные качества,которые только мог придумать народ.С разложением родо-племенного строя,с возникновением первых государств главными противниками в мифах и эпосах становятся уже не демоны,а реальные квази-исторические противники и соседние на-роды.Однако мифическая демонизация переходит уже на них.По этой причине злой ор-дынский хан Батыга из былин изображается огромных размеров,владеет колдовством, и непомерно жесток.Однако,не одним русским фольклором едины.Я думаю, что многие турки бы оскорбились, ознакомившись с сербскими юнацкими песнями. Большинство песен сербского эпоса посвящены борьбе их народа с оманским игом. Чтобы доказать свою культурную и национальную обособленность от захватчиков эти темы отдельно подчеркиваются в песнях.Захватчики не пьют алкоголь?Наш главный богатырь короле-вич Марко будет пить вино прямо в священный месяц Рамадан!Захватчики считают культ святых идолопоклонничеством?На празднике Славы Святого Георгия они поймут, что лучше не ходить к гяурам как в цирк посмотреть на их суеверия!Конечно,разж-игание вражды к какой либо нации или религии неприемлемы в современном обществе. Но с другой стороны не нужно превращаться в снежинку,которая растает из-за слов чужих песен или сказок.Не нужно требовать запрещать якобы оскорбительные сказки и песни.У вас скорее всего не получится, потому что «нематериальное культурное наследие» находится под защитой государства.Федеральным законом от 20 октября 2022 г.№ 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федера-ции».И что же именно находится под защитой? Смотрим первые два,наиболее интере-сных нам пункта:1)устное творчество,устные традиции и формы их выражения на рус-ском языке,языках и диалектах народов Российской Федерации;2) формы традицион-ного исполнительского словами былины,руны,дастаны,юнацкие песни и многие другие жанры устного народного творчества находятся под защитой государства,а их мате-риал не может быть использован чтобы обвинить кого-то в неполиткорректности.Про-сто важно понимать культурный и исторический подтекст,который лежал в основе тех или иных произведений.Особенности национального блоггинга.Единственное, за что хочу попросить прощения, так это за откровенно привлекающие внимание заголовки статей. Однако моя задача популяризировать эпос, поэтому приходится использовать и такие приемы привлечения внимания.Однако статьи надо читать дальше заголовка, а не тут же писать комментарии о том, что автор кого-то обидел. Читайте дальше заголовка, никого я не обидел."
  (ст."Евреи в русских былинах враги Руси? Жидовины,злые великаны и похитители.
",Сокол-корабль,2023) "В большинстве былин,помимо чудовищ и разбойников,против-никами богатырей выступают татаро-монгольские и литовские завоеватели.Однако по каким-то причинам в некоторых былинах врагами русских богатырей выступают загад-очные «жидовины».Статья написана не для того,чтобы оскорбить или принизить пред-ставителей какой-либо нации или народности.В ней просто описано интересное набл-юдение,основанное на материалах русского фольклора,который является нематериаль-ным культурным наследием нашей страны.Жид – этим словом когда-то давно называли евреев и оно не несло в себе значения ругательства, как сейчас. Само это словно просто-напросто обрусевшее итальянское слово giudeo или латинское judaeus.Кото-рыми называли вообще всех иудеев.Единственным моментом в истории,из-за которого иудеи могли войти в русский эпос в качестве противников,были времена противост-ояния Руси с Хазарским Каганатом.Религией этой страны был иудаизм.Это государ-ство многие годы собирало дань с некоторых славянских племен,но было полностью разгромлено русским князем Святославом в 965–968 гг.После походов Святослава Хазария уже не смогла оправиться,а сын Святослава– Владимир,и вовсе обложил это государство данью в 985 г.Вскоре после этого Хазария исчезла с карты Европы на-всегда.В русских былинах жидовины имеют огромные размеры и часто имя Жидовин идет в паре с именем мифического Идолища,что позволяет сделать предположение,что в былинах так называют не евреев,а злых великанов вообще.И так,рассмотрим три былины,в которых жидовины становятся врагами русских богатырей.Сватовство царя Гребина Замойловича на сестре князя Владимира.Начинается эта былина с того,что из-за моря на тридцати кораблях приплывает «проклятый большой Жидовин».Заморс-кий великан не проявляет никаких знаков уважения к русскому князю и объявляет, что он приехал в качестве свата:
Не за себя я беру не за брата,
Не за брата беру не за друга –
Я за короля за Гребина Замойловца!
И ты добром не дашь – дак возьму силою!
И мы три дни проживём – дак весь ваш град сгубим!       После угроз Владимир тот час же бежит к своей сестре.Он рассказывает ей о страшном свате.И сестра Влади-мира– Марфушка,проявляет свой суровый жертвенный характер:Как из-за бабьего-то гузна да не весь град сгубить!Однако в провожатые она просит дать ей трёх рус-ских богатырей– Илью Муромца,Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.Вся героическая четверка отправляется на корабли Жидовина,где Марфа проявляет новые чудеса жен-ской смекалки.Просто так великана не победить даже прославленным героям,поэтому сперва его нужно ослабить:
А наливала тут ведь Марфушка чару пива пьяного,
Наливала она чарочку мёда сладкого,
Подавала проклятому Идолищу:
«Уж Вы кушайте, проклятый большой Жидовин,
Как сегодня-то Марфушки – спроводинной день!»          Жидовин не может отказать красавице и он выпивает первую чару,затем вторую и третью… И наконец-то падает пьяным.Тут же русские богатыри учиняют расправу над ослабевшим врагом:
Добрынюшка Никитич тут догадлив был,
Как Алёшенька Попович да тут он смелый был,
А старый казак Илья Муромец ядрёный был,
Они секли тут проклятого Идолища,
Они ссекли у него да буйну голову!      Так женская хитрость спасла русскую землю от чудовищного великана.Козарин.Былина рассказывающая о богатыре,вскормле-нном молоком козы– Михаиле Козарине.На основании его прозвища некоторые ошибочно считают его самого хазарским богатырем,который защищает русскую землю.В самих текстах былин нет ни слова о его возможном хазарском происхождении и сами сказ-ители чаще объясняют его прозвище как раз молоком козы.В большинстве вариантов былины сестру Козарина похищают три татарина. Однако в варианте записанном на Мезени в деревне Березник от сказительницы Онисьи Грибановой они заменены более древними жидовьями.В ходе своих приключений богатырь наезжает на дуб в чистом поле и вещий ворон рассказывает ему о похитителях:
Поезжай да во чисто поле –
Там есть белой шатер,
Там есть да три жидовья,
Увезли они у купца Петра богатого
Любимую дочь Марьюшку.        Двое жидовьев хотят жениться или убить девушку.А третий почему-то хочет отпустить её обратно «на Русь».Богатырь Казарин вступает с ними в бой:
«Уж вы жидовья поганые!
Выходите во чисто поле
Со мной вы побрататься!»
Он первого-то конём стоптал,
Второго он копьем сколол,
А третьего он живого спустил -
За то спустил, что хорошо слово сказал. Илья Муромец и Жидовин.Так же редкая былина, наиболее связанная с исторической памятью о Хазарском Каганате. В этой былине Илья Муромец защищает границы Руси от желающего пересечь их злого хазар-ского богатыря.Этой былине на канале уже посвящена отдельная статья.В целом, упоминания жидовинов в русском эпосе очень редки.На более чем 3000 записанных былин едва ли наберется больше 5-10 текстов,в которых врагами будут указаны жидовины.И что интересно,если жидовины– враги,то собственно «евреи»,лишены в былинах негативной семантики.Например,в вариантах былины «сорок калик»,калики судят друг друга «судом справедливым,еврейским»."
  (ст."Что означает имя Аллах",Трикстер,2024) "В Коране имя "Аллах" является самым распространенным именем авраамического бога,которое встречается свыше 2500 раз.Вместе с этим именем часто следует эпитет по типу "милостивый","милосердный" ,"великий","владыка миров" и другие."Во имя Аллаха милостивого, милосердного!" (вступление в сурах Корана)..Мусульмане утверждают,что слово "Аллах" переводится как "Бог". Куфийская школа арабской грамматики, которая сформировалась в 8 веке, рассматривала термин "аллах" в качестве сокращения "аль-илах",что означает "бог" .Данная версия считается правдоподобной,потому что до возникновения ислама этот термин уже существовал в среде арабских политеистов (многобожников,язычников)и христиан.Арабский поэт 6 века Набига аз-Зубьяни,живший при дворах Лахмидов и Гассанидов,использовал слова "аллах" и "аль-илах" в качестве синонимов.Таким же образом писал доисламский арабский поэт 6 века Ади ибн Зайд,живший в аль-Хире. Более интересным экземпляром является северо-аравийское наскальное граффити саф-аитского периода (1-4 век),где встречается имя "илах" в качестве имени одного из божеств,которое упоминается вместе с богами Каль,Асхар и Руда.Также это имя вст-речается при обозначении набатейских божеств.В сафаитских надписях Аллаха просят ниспослать дождь и еду,обеспечить безопасность.Аллах не имеет конкретной функци-ональной привязки,которая бы отличала его от таких божеств,как Аллат или Руда.В южноаравийских химьяритских надписях имя "аллах" и "рахман"(милосердный)относя-тся к богу неба и земли.Также существуют христианские надписи,где предпочтите-льна форма "аль-илах"(с артиклем),а не просто "илах".Аллах в доисламской поэзии. Доисламские арабские поэты упоминают Аллаха чаще остальных богов.В их поэзии Аллах обладает преобладающим могуществом: творец мира и людей,хозяин мира (особ-енно хорошо управляет дождем),определяет судьбу людей и наказывает за преступ-ления,также Аллах связан с главным святилищем в Мекке- Каабой.По всей видимости, термин "аллах", который также употреблялся в качестве "аль-илах", применялся в отношении могущественного языческого божества,и со временем стал именем собств-енным.За век до возникновения Корана термин "аллах" получил широкое распростра-нение,его стали сопоставлять с библейским богом.После "аль-илах"(аллах)начали использовать как общий для арабских христиан и язычников термин.Сегодня слово "аллах" в арабском языке означает "бог" и используется мусульманами,христианами и людьми других вероисповеданий,которые говорят на арабском.Но,исходя из переч-исленных выше фактов,есть основания считать,что термин "аллах" возник задолго до Корана.Приведенная выше версия гласит, что "аллах" происходит от слова "аль-илах", которое в арабской среде означало "бог". Однако есть еще одна версия, согласно которой термин "аллах" происходит от слова, обозначающего "бога" в сирийской языке - "аллаху" (или "эллаха"). Поэтому современные мусульмане любят задавать каверзный вопрос христианам о том, как же Иисус называл Бога - не Аллах ли? Вполне возможно именно так, но, возможно, произношение отличалось (легко найти общие черты между словами "Аллах", "Элоах", Элохим", "Эллаху", "Эла", "Эль").В Коране мы также видим, что арабские многобожники знали имя Аллах, и знали,что он- творец:Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?»- они непременно скажут:«Аллах».До чего же они отвращены от исти-ны! (Коран 29:61)В том числе мы видим,как многобожники взывали к Аллаху в случае опасности:Когда волна накрывает их, словно тень,они взывают к Аллаху,очищая пер-ед Ним свою веру.Когда же Он спасает их и выводит на сушу,то среди них находится тот, кто проявляет умеренность.(Коран 31:32)"
  (ст."Татары в былинах. Собирательный образ врага в эпосе",Сокол-корабль,2023)
"В русских былинах чаще всего в качестве противников богатырей выступают татары. Но что это за татары? Имеют ли они отношение к современным татарам,населяющим Россию? Попробуем разобраться.Кто такие татары? Татары– второй по численности коренной народ Российской Федерации.Как и другие коренные народы России их можно встретить в каждом регионе нашей общей Родины.Существенную долю населения они составляют в республиках Татарстан и Башкирия,широко расселились в Поволжье.Го-ворят татары на татарском языке,который имеет множество диалектов и относится к большой группе тюркских языков.Однако язык ещё ничего не говорит об этногенезе народа,а он не менее загадочен,чем этногенез русских.Большая часть татар испове-дуют ислам суннитского толка,который был воспринят их пращурами– волжскими булг-арами в 922 г.Эту дату до сих пор отмечают каждый год,как один из важнейших пра-здников республики Татарстан.Событие столь же важное для татарской истории,как и для истории русского народа важно крещение Руси в 988 г.В рамках краткого обзора достаточно тяжело как-то описать татарскую культуру во всей её полноте(для этого и не краткого обзора не хватит).Но в целом это культура,которая находится на гр-анице Европы и Азии и которая развивалась под влиянием восточно-европейских,тю-ркских и кочевых культур.Что вообще означает слово «татарин»?Точное происхожд-ение слова до сих пор не установлено.Но наиболее правдоподобной версией являет-ся,что корень «тат» производное от слова «татув»- мир,и окончание «ар»,типичное для многих тюркоязычных народов означает просто «человек».То есть татарин- ми-рный человек,но это лишь одна из версий.Слово «татарин» во многом уникально,пот-ому что другие народы использовали его как этноним,политоним и конфессионим.В Российской Империи этим словом обозначали вообще все тюркоязычные народы– напри-мер,азербайджанцев называли «закавказскими татарами»,а карачаевцев и балкарцев называли «горскими татарами».В общем словом «татарин» называли вообще любого во-сточного человека,как сейчас называют «лицом кавказской национальности» всех жи-телей Кавказа.Когда слово «татарин» стало собственным именем татарского народа до сих пор доподлинно неизвестно. Но не смотря на все попытки придать этому слову статус навязанного,существуют достаточно серьезные доказательства древно-сти этого слова,как самоназвания– в средневековом словаре половецкого языка «Кодекс Куманикус» половцы называют себя татарами.В Европе же татары стали изве-стны в XIII в.И словом «tartar» они называли вообще все кочевые народы Великой Степи.Примерно в то же время европейскими картографами создаются карты,где все земли восточнее России и Московии (так европейцы иногда называли Россию),обоз-начались как «Великая Тартария».Татары в былинах.В русском эпосе татары всегда являются антагонистами.Монгольское нашествие,которое по устоявшейся церковной книжной традиции принято называть «татарским»,вытеснило из памяти русского наро-да постоянные столкновения с половцами и печенегами.Даже если предположить,что когда-то некоторые былинные сюжеты были отражением памяти о войнах с этими наро-дами,то теперь в русских былинах в качестве противника есть только татары.В под-тверждение того,что былинные татары это просто обобщенный образ врага можно при-вести пример из былины о Дунае Ивановиче– там войско Литовского короля названо татарами-уланами.«Лидеры» татарских сил и Золотой Орды не имеют мало общего с татарами.Идолище имеет черты древнего,языческого чудовища,который стал в былинах татарским ханом уже в позднее время.Темник Мамай и Батый– монгольские ханы.Батый ,кстати,так же в своё время завоевал Волжскую Булгарию,как потом он завоевал Ру-сь,однако его войско всё равно называется татарским…Как раз потому что этим сло-вом называли много кого,помимо собственно татар.А уж главный враг Руси– Калин царь является полностью уникальным персонажем.У Золотой Орды и у какого-либо др-угого ханства никогда не было правителя с таким именем.Само его имя отсылает к традиционному образу иного мира– нечистое древо калина,река Смородина и Калинов мост.Конечно,в былинах отражены и реальные столкновения русских с татарами,есть много проникновенных и слезливых баллад о татарском плене,былины о сражениях с татарскими богатырями-нахвальщиками…В общем былинные татары одновременно и отно-сятся к реальным татарам и не относятся к ним,являясь собирательным образом вра-га и тёмных сил."
  (ст."Михайло Козарин.Какие подвиги совершил богатырь-изгой?",Сокол-корабль,
2023) "Изгой.Безродный.Проклятый.Мальчик лишенный родительской любви,однако,во-преки всему выросший могучим богатырем.Вскормленный молоком козы он стал извес-тен на Руси под именем Козарин.Изгнанник совершил несколько богатырских подви-гов,но так и не воссоединился со своим родом-племенем.История былины.Михайло Козарин относится к числу малоизвестных богатырей.Хотя его яркий образ человека, от которого отказалась собственное племя,но который сохранил ему верность,сейч-ас может быть очень актуальным.Любить вопреки одно из лучших качеств русских людей,о котором мы начинаем постепенно забывать.Наиболее ранняя запись былины о нём находится в сборнике Кирши Данилова.Всего на русском севере было собрано 40 вариантов данной былины.Известно несколько сибирских вариантов и пара казачьих. Художественно завершенных вариантов всего известно около десятка,а во многих гл-авный герой заменяется более известными Алешей Поповичем или Ильей Муромцем.В вариантах былины его имя очень широко варьируется: Козарин,Казарянин,Козаретин, Козарич,Козарушка.В самом сюжете былины имя объясняется просто– богатырь был вскормлен козьим молоком.Из-за архаичности сюжета об этом богатыре можно даже сделать предположение,что Козарин– богатырь,рожденный от тотемного предка,подоб-но Волху Всеславьевичу,чьим предком является Змей.Однако существует и другое мн-ение касательно имени богатыря.Его «безродность»,статус изгоя подчеркивается чужеродной,иноземной кличкой.Козарин– хозарин,представитель чужого,часто вражд-ебного русичам степного народа.Тем не менее Козарин поступает на службу к русс-кому князю и совершает подвиг ради своего рода,поэтому версия с тем,что русский богатырь является хозарином,кажется необоснованной.Но вполне возможно,что это имя-оберег,которое дала Козарину воспитавшая его бабушка-задворенка.В древние времена верили,что неблагозвучные и нарочито-иноземные имена защищают ребенка от несчастья.

sevenaceauto.ru
РЕКЛАМА
ngphaselisbay.com
реклама
Подробнее на сайте ngphaselisbay.com
Go to site

РЕКЛАМА
margohotel.ru
РЕКЛАМА
litres.ru
реклама•16+
Котаро Исака — Поезд убийц
Электронная и аудиокнига на Литрес
Подробнее
Реклама

16+
Дистанционный курс "MBA: Управление предприятием"!
В курсе 29 экспертов с топовыми позициями в Российских и международных кампаниях!
Скидки до 65% до конца неделиНовая программа 2023 года
eduson.academy
Перейти на сайт
Сокол-корабль
вы подписаны

Вы подписаны
Михайло Козарин. Какие подвиги совершил богатырь-изгой?
28 июля 2023
3,7K прочитали
Изгой. Безродный. Проклятый. Мальчик лишенный родительской любви, однако, вопреки всему выросший могучим богатырем. Вскормленный молоком козы он стал известен на Руси под именем Козарин. Изгнанник совершил несколько богатырских подвигов, но так и не воссоединился со своим родом-племенем.

Михайло Козарин и вещий ворон. Вороны с древних времен почитались русскими, как мудрые птицы.
История былины

Михайло Козарин относится к числу малоизвестных богатырей. Хотя его яркий образ человека, от которого отказалась собственное племя, но который сохранил ему верность, сейчас может быть очень актуальным. Любить вопреки одно из лучших качеств русских людей, о котором мы начинаем постепенно забывать.

Наиболее ранняя запись былины о нём находится в сборнике Кирши Данилова. Всего на русском севере было собрано 40 вариантов данной былины. Известно несколько сибирских вариантов и пара казачьих. Художественно завершенных вариантов всего известно около десятка, а во многих главный герой заменяется более известными Алешей Поповичем или Ильей Муромцем.

В вариантах былины его имя очень широко варьируется: Козарин, Казарянин, Козаретин, Козарич, Козарушка. В самом сюжете былины имя объясняется просто – богатырь был вскормлен козьим молоком. Из-за архаичности сюжета об этом богатыре можно даже сделать предположение, что Козарин – богатырь, рожденный от тотемного предка, подобно Волху Всеславьевичу, чьим предком является Змей.

Однако существует и другое мнение касательно имени богатыря. Его «безродность», статус изгоя подчеркивается чужеродной, иноземной кличкой. Козарин – хозарин, представитель чужого, часто враждебного русичам степного народа.

Тем не менее Козарин поступает на службу к русскому князю и совершает подвиг ради своего рода, поэтому версия с тем, что русский богатырь является хозарином, кажется необоснованной. Но вполне возможно, что это имя-оберег, которое дала Козарину воспитавшая его бабушка-задворенка. В древние времена верили, что неблагозвучные и нарочито-иноземные имена защищают ребенка от несчастья.Козарин и ворон. Иллюстрация Виктора Купчинского.Детство Козарина.Всего про Козарина известен один основной сюжет,но в своих вариантах он может расширяться и видоиз-меняться.Чаще всего отцом богатыря выступает некий купец,богатый гость.Место ро-ждения богатыря очень условное и может быть как вполне реальным городом– Черниг-ов,Галич,Муром так и сказочным– Флоринский город.Изгнание новорожденного из ро-да-племени чаще всего объясняется тем,что ребенка «испортили»,то есть сглазили при рождении.Родители не хотят воспитывать проклятое дитя и отдают малыша бабуш-ке-задворенке.В некоторых вариантах они сразу изгоняют маленького Михайлушку, сажают на коня и отправляют в чистое поле.В целом род Козарина сразу же жесток по отношению к нему.Над ребенком издеваются,называют ублюдком и уродом,но он всё-равно находит в себе силы любить то,что имеет.Он нежно относится к воспита-вшей его бабушке:
По чужим словам, ты есть мне бабушка,
А по мне - живешь как будто мать родна.     Богатырские подвиги.А как только богатырь входит в возраст,он отправляется в чисто поле.Главным сюжетом былины о Козарине является спасение сестры,однако перед этим он может столкнуться с многоглавой змеей:
Налетела на него змея лютая,
Змея лютая, змея пещерная,
Захватила его в когти лютые, во змеиные,
Потащила детям на съедение,
И вспомнил Козарин свою бабушку,
Вытащил плёточку из правой пазухи
И начал плёткой этой помахивать,
Отбил у змеи шесть хоботов,
И упала змея на сыру землю.      Или с иноземным богатырем Идолищем:

А увидел-то во чистом поле богатыря да на добром коне,
А да как подходит к тому богатырю,
А не русский-то ездит тут богатырь же,
А поганое всё ездило да Идолище.        Или же,в большинстве вариантов,Козарин находит в чистом поле дуб,на котором сидит черный ворон.Вещая птица дает богаты-рю предсказание,что вскоре он столкнется с тремя грозными врагами.Такое предс-казание дает и побежденная пещерная змея.Вскоре предсказание сбывается и Козарин наезжает в чистом поле на татарские шатры,где три воина делят добычу,главной ча-стью которой является русская девушка.Один татарин хочет отдать девушку замуж за своего сына,другой хочет взять за себя,а третий и вовсе хочет порубить её на ку-ски «обновить сабельку».Козарин вступает с ними в неравный бой и побеждает.То есть всего на счет Козарина можно смело записать три подвига– победу над пещерн-ой змеей,иноземным Идолищем и тремя татарами-похитителями.Счастливый конец.В ко-нце подобных историй,как вводится,должна следовать свадьба на спасенной девушке. Однако русская пленница оказывается родной сестрой Козарина! В подобных сюжетах это открывается уже после инцеста,и история заканчивается трагично,но Козарин– умный богатырь,сразу спросил девушку какого она роду-племени.В большинстве вар-иантах былины Козарин возвращает девушку домой,но так и не воссоединяется со своим родом-племенем.Не смотря на возможность примириться он не прощает так сил-ьно обидевших его родителей и продолжает уже добровольное изгнание.Но в вариан-те,записанном от сказителя Матвея Коргуева,он вступает в противостояние со своей злой матерью и воссоединяется с семьей.Такое развитие сюжета крайне необычно для русских былин,в котором богатырские матери,как правило,являются наиболее полож-ительными и почитаемыми персонажами.Вариант Коргуева заканчивается тем,что изгой сам становится главой рода.После конфликта с матерью и возвращения сестры,сам отец предлагает сыну воцариться:
«Ты послушай, сын да Козарин-свет,
Твоя волюшка теперь хозяйничать,
А уж меня, отца, ты за старо прости".
Ну тогда сказал Козарин-свет:
"Я простил бы и родну матушку,
Да за то не простил,
Что кормить стала меня салом змеиным»."


Рецензии