Нарком о Сталине, электричестве и зэках

Правда ли, что зэки строили Советские ГЭС? Откуда в осаждённом Ленинграде брали ток? Кто взрывал, а потом поднимал из руин крупнейшую ГЭС Европы? Поразительное интервью со Сталинским наркомом электростанций Дмитрием Жимериным.

Интервью брал в середине семидесятых наш выдающийся историк, профессор Куманёв. Любопытно, Жимерин – единственный из Сталинских наркомов был членом-корреспондентом Академии наук. Причём не почётным, а вполне настоящим учёным и энергетиком.

Из крестьян, в семье одиннадцать детей. Подростком пошёл работать, закончил рабфак, а потом и МВТУ (из которого выделился потом Московский энергетический институт).

Поработал на разных должностях в энергетическом хозяйстве. Крепко знал работу с самых азов. В тридцать пять в самый разгар Великой Отечественной назначен наркомом электростанций.

Жимерин рассказывал, что знаменитый ГОЭЛРО сначала был воспринят западным миром как фантазии большевиков. Невозможно в разрушенной Гражданской стране в короткие сроки (а на план Лениным выделялось всего 15 лет) построить с нуля гигантскую энергетику!
Построили! Ленинский план по мощности был достигнут не через 15, а уже через 10 лет! А к сороковому году мощность Советских станций превысила самые смелые планы ГОЭЛРО в семь раз!

Нарком приводит данные, что в «цветущем довоенном» 1913 году царская империя стояла на последнем месте среди развитых стран Европы по генерации тока. А в 1940 году мы обогнали даже Англию, Францию, Италию и Швецию! Поразительный подвиг Советских учёных, рабочих и инженеров.

Еще удивительный факт. Когда ГОЭЛРО только ложился на бумагу рассчитывали, что буржуазные страны помогут нам с электрификацией. Пусть и на возмездной основе.

В плане была заложена колоссальная по тем временам сумма в шесть миллиардов золотых рублей. Получить их планировали в кредит от западных правительств и за счет сдачи месторождений в концессии.

Разумеется, не получили от западных «партнёров» ни копейки, ни цента, ни ломаного пенни. Пришлось строить всё самим, да как строить!

Про своё назначение наркомом в январе 1942 года Жимерин говорит просто. Вызвали к Сталину, сказали – возражения не принимаются, работы непочатый край!

И снова, в который раз слышим про удивительную подготовленность товарища Сталина ко встрече. Вождь не разводит высокие материи про Гегеля и Маркса. Задаёт вполне конкретные и глубокие вопросы по энергетике. Вот, как вспоминал нарком: «Я смог убедиться, насколько прекрасной памятью обладал вождь, ибо на заседаниях, где обсуждались энергетические проблемы, он разбирался в них довольно свободно и со знанием дела».

Сталин не любил общих фраз. Сразу взял нового наркома в оборот. Почему на Урале валится частота тока? Как можно её поднять? Как быть, пока не построены новые станции?

Наркомат достался Жимерину в очень тяжелый период. Полным ходом идёт эвакуация электростанций на Восток. Много разрушено, тяжелое оборудование приходится бросать перед наступающими фашистами.

Одиннадцать тысяч вагонов с оборудованием пришлось демонтировать и вывезти всего за несколько месяцев! Не просто вывезти, тут же пустить в дело, строить новые мощности в Сибири, Средней Азии, на Алтае.

Мировая энергетика такого не знала. Не было в мире страны, которая в военных условиях умудрялась развернуть масштабнейшее строительство новых станций. Несмотря на тяжёлые потери, уже к победному сорок пятому СССР фактически вышел на довоенный уровень генерации!

Только в Средней Азии в военные годы построен добрый десяток крупных и малых ГЭС! На Урале для снабжения эвакуированных заводов пришлось построить целый энергетический район!

Отдельная история, как во время блокады Ленинграда снабжали электричеством осаждённый город. От Волховской ГЭС по дну Ладожского озера был проложен мощный кабель, подававший в город электрический ток. А в середине сорок второго, в самый разгар боёв, рабочим удалось ввести на станции в строй ещё два агрегата!

Чуть не со слезами на глазах нарком рассказывает, как взрывали ДнепроГЭС. Дождались, когда по дамбе прошли последние наши части, техника и подали команду на взрыв. Как бушевал пожар в машинных залах. Как хлестала могучим потоком вода, разрывая взорванную плотину. Верили, что скоро вернёмся.

Вернуться удалось только в конце сорок четвертого. Нарком называет возрождение ГЭС имени Ленина «всенародной стройкой». Над восстановлением плотины работало полторы сотни предприятий из 53 городов Союза. Двадцать пять тысяч рабочих и крестьян добровольно поехали восстанавливать Советского гиганта. Меньше, чем через два года ДнепроГЭС вернулась в строй. Ещё один невиданный в мире промышленный подвиг!

А вот любимый ныне вопрос либералов. Понятно же, в Сталинском хозяйстве такие объекты строились руками всяких Солженицыных и Шаламовых. Какой же процент труда заключённых в строительстве ГЭС?

Нарком отвечает, что нулевой. Электростанции – сложнейшие стройки. Стройки комсомольские. Никаких заключённых туда на пушечный выстрел не подпускали.
Профессор Куманёв даже переспросил. Что может хоть как-то спецконтингент использовался? И получил от Сталинского наркома твёрдое и абсолютное «нет». Ещё один миф в труху.

Поразительно, что уже в 1946 году Союзу удалось по мощности электроэнергии превзойти довоенный уровень. Выйти на первое место в Европе и второе в мире!

Говоря о роли Сталина и его окружения в Победе и восстановлении страны электрический нарком стучит кулаком по столу. Сколько глупостей навертели вокруг этого недобросовестные писаки!

«Можно ли было победить такого мощного противника, лучшую армию капиталистического мира, имея в Кремле серых, тупых злодеев-руководителей во главе с бездарным злодеем номер один, к тому же якобы параноиком? Безусловно, нет!»

Не удержусь, снова процитирую тираду Жимерина о таких «историках»:
«Некоторые умники сейчас говорят и пишут: «Это победил народ». А заодно твердят: «Красная Армия воевать не умела, Сталин и полководцы были недоумками, воевали исключительно одной «большой кровью».

В одном случае народ терпел неудачи и поражения из-за ошибок «плохого руководства», а в другом – победил без руководства. И ведь такие глупости и просто злостную клевету сейчас охотно печатают и пропагандируют по радио и телевидению. На кого и с какой целью все это рассчитано, не так уж трудно догадаться».
Сказано ещё при Союзе. Уже тогда Сталинский нарком прекрасно понимал куда ведет страну такая историческая ложь. «Не так уж трудно догадаться». Пророческие слова.


Рецензии