Дорожная история

Дорожная история

        Хочу поведать еще одну историю, рассказанную мне Джабраилом при очередной встрече в его горной обители.
        - Пришлось мне как-то с приятелем поехать по делам в Чечню. Дело было в Шелковском районе. Проголодались мы в пути, решили подкрепиться в придорожном кафе. Уселись за столик, сделали заказ, и ждем, пока принесут. Беседуем о том, о сем на Лакском языке.
         За соседним столом сидел какой-то мужчина, судя по всему – местный.
После нескольких наших фраз он внимательно взглянул на нас. Показалось, что он хочет что-то сказать, но сдерживается. Я решил не обращать на это внимания. Как известно, горячее готовится не так-то и быстро, мы успели поменять несколько тем, а еду все не несли.
         Вдруг наш сосед поднимается из-за стола и идет к нам. «Неужели Лек?» - подумал я.
          Он дал «салям» и спросил: - Прошу прощения: вы Гумики ( т.е. Кумухи, по-Чеченски звучит «Гумки», подобно тому, как в их языке исчезает гласная в последнем слоге, например, «Рамазан» звучит «Рамзан»)? 
          Мы ответили на его приветствие, и согласно кивнули головами: - Да, мы Лакцы.
          - Вы горные или равнинные? – поинтересовался он.
          - Гази-Гумики, - пояснили мы, и я с улыбкой добавил: настоящие горные!
          - Уважаю! – воскликнул он, - можно я угощу вас, как гостей?
          Он был настолько искренен, что было неудобно отказать ему.
          Я пододвинул свободный стул, и он присел на него.
Мы представились друг другу, и наш новый знакомый рассказал, что по образованию историк.
           - Ваш народ очень много сделал для распространения Ислама на Кавказе. И многое вас связывает с нашей историей! У нас в память об этом даже гору назвали «Гумки» – продолжил он.
          Мы пожали плечами – вроде ничего такого не слышали. Он понимающе улыбнулся:
          - История интересна только историкам. Я, как специалист, очень благодарен руководству нашей республики за бережное отношение к прошлому. В том числе и к прошлому наших братьев – Дагестанцев.
          Например, восстановлено и реконструировано множество исторических объектов. У нас в районе привели в полный порядок крепость вашего Сурхай-Хана.
          Тут Джабраил поднял глаза на меня, и пояснил по-Лакски: «Кала» (это слово есть и в названии столицы Дагестана, Махач-кала – «Крепость Махача»).
          Я покивал головой: кто же не знает этого Лакского слова (Къала, Къапу) в Дагестане?
          Джабраил продолжил:
          - Чеченец рассказал, что когда-то Сурхай-Хан Первый на реке Аксай разгромил войско Петра Первого. Преследовал царские войска до самой Астрахани, где те спаслись на кораблях флотилии Петра. Потом установил каменную плиту в Астрахани в память об этом, и как напоминание соседям о том, что Астрахань это северная граница его владений. Говорят, что та плита существует до сих пор…
          Мы еще долго говорили с ним. В конце нашего знакомства, оплатив обед за всех, Чеченец добавил:
          - Мы привели в порядок не только Сурхай-Калу. Все, что связано с историей тех времен, прилегающие территории. Слышал, что вас переселяют из Новолакского района. Переезжайте в нашу республику – тут живая история вашего грозного правителя и вашего доблестного народа!
          Мы улыбнулись ему в знак благодарности – если бы все было так просто! Сердечно попрощались и, сев в машину, продолжили свое путешествие…
          - Смотри, какое разное отношение к нам у разных народов, - обратился ко мне Джабраил:
          - Сидел я однажды в Избербаше с местными в ресторане. Зашла речь об истории. Один и говорит:
          - Как хорошо, что ваш Сурхай-Хан крошил вас на Газавате, и Лакцев так мало сейчас! Если бы в наше время в нашем городе жило хотя бы десять таких жестких горцев, как твой сельчанин Данил, мы дышать не могли бы!
          Что я мог сказать на это Джабраилу? Просто пожал плечами… Он продолжил:
          - Как-то раз в том же Избербаше на уроке истории учитель рассказал, что раньше Лакцы (тогда еще Леки/Лезгины) были лидерами Страны гор, так весь класс возмущенно-презрительно «зафикал»: - «Фи-и-и, какие из них лидеры!».
           - Да, что уж тут спорить! – согласился я с Джабраилом. – Это что! Однажды в колледже, в котором я преподавал математику, разговорились с одним из моих студентов, Аварцем, о дагестанской истории. Речь зашла о жертвах войн за независимость. Я сказал, что самые большие жертвы были у Леков/Гази-Гумиков. Представляешь, что я услышал в ответ?
           Джабраил, естественно, отрицательно покачал головой.
           - Так вот, - продолжил я – он заявил: «Трусы умирают первыми!». И он не виноват – откуда ему знать, что по указанию Сталина-Джугашвили была уничтожена история одного из самых пассионарных народов Кавказа, а то, что не удалось скрыть – было искажено до неузнаваемости?
           Откуда ему знать, что еще триста лет назад на Северном Кавказе говорили: «Запад под властью Кабардинцев, восток – Гази-Гумиков (Кази-Кумухцев)»?
          Откуда ему знать, что специально для этого Сталин дал указание переименовать народы Южного Дагестана, исторически связанные с Кавказской Албанией, и называемые по названию главной реки Албании, Кура (Кюра), Кюринцами, в персидское название Леков (ныне Лакцев) – «Лезгины»?..
         …Осадок после нашего разговора долго еще жег мою душу. Мой маленький народ – единственный в Дагестане, у которого смертность выше рождаемости!
         А, впрочем – все, что ни делается – к лучшему. Леки / Леги / Лесги / Лезгины, известные сейчас как Лакцы, уже прожили на исторической арене не менее пяти циклов, о которых говорил Гумилев, и пора уступить место под Солнцем более молодым народностям Дагестана, к которым потихоньку перешли наши названия и наша история.
          Ведь это было предсказано и Пророком Ислама: от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается: «Быстрее всех остальных племен пропадет племя Курейш. Женщина будет проходить мимо обуви и говорить: «Это курейшитская обувь».
          От Аишы, жены Пророка, да будет доволен ею Аллах, передается: «О Аиша, твой народ быстрее всех из моей уммы (общины) присоединится ко мне».
          На первый взгляд может показаться: какая связь между племенем Курейш и Лакцами? Как говорится: «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Но тот же самый Пророк говорил: «не делай выводы, не имея знания!».
          Исследователи утверждают, что Пророк Ибрахим (библейский Авраам), прародитель Арабов и Евреев, был по происхождению Хурритом (это общие предки Вайнахов и Дагестанцев), к ним относилось и племя Ибрахима – Халдеи.
          Считается, что Халдеи были носителями так называемой Лакской гаплогруппы – J1. Это прямая связь Лакцев с Курейшитами  через основателя авраамических религий.
          Но существует и «обратная» связь – зная, что Пророк Ислама назвал «высшими вратами Рая» Гази-Гумик, столицу Лекии/Лезгистана, тысячи семей Арабов переселились в горы Дагестана, чтобы участвовать в распространении религии Аллаха на Кавказе. За доказательствами далеко идти не надо: лично у меня бабушка, Бахтун, принадлежит к году Гази-Гумикских Курейшитов.
          И я лично знаком в Гази-Гумике (сейчас административный центр Лакского района, селение Кумух) с потомком Пророка по отцовской и материнской линиям, по имени Шамиль, прозвище у него «Курейшит».
          И так почти у каждого из Лакцев.  Лучшие сыны и дочери племени Курейш восприняли призыв Пророка как прямое указание отдать свою жизнь на древней прародине Ибрахима –  Авраама.  Квинтэссенция генофонда Курейшитов вернулась туда, откуда тысячи лет назад пришла на Ближний Восток…
          Про них когда-то сказал Элизе Реклю: «С Кавказских гор спускались могучие племена, которые изменяли судьбы человечества!».
          Более детальный анализ высказываний Пророка Ислама о Курейшитах дает возможность еще глубже понять, какое отношение нынешние Лакцы, а в прошлом Лаки/Леки/Леги/Лесги/Лекзы/Лезгины имели к Курейшитам.
          Каждый Дагестанец знает, что главными производителями и продавцами обуви в нашей республике являются Лакцы. Это единственное, что осталось от нашего маленького сейчас народа. Вспомним слова Пророка: «Женщина будет проходить мимо обуви и говорить: «Это курейшитская обувь».
         И связь Лакцев с обувью настолько велика, что в переселениях Лакских кланов с Кавказа на запад, на Пиренейский полуостров, под именем Ле-Легов или Пе-Лазгов, они передали тамошним народам свои таланты.
          То же самое произошло при Лакской экспансии на юг: ведь известно, что одним из трех народов, наряду с Мушками и Фригийцами, участвовавшими в возникновении Армян, были Хурриты.
          Так и вышло, что Лакские гены на уровне бывшего СССР дали конкурентоспособность армянской, а на мировом уровне – итальянской обуви…
           Возвращаясь к теме истории в нашей дорожной истории, невольно чувствуешь белую зависть к нашим соседям – Чеченцам: нам стоит у них поучиться, как следует относиться к своему прошлому!
          И тысячу раз прав Абуталиб, сказавший: «Кто выстрелит в свое прошлое из ружья, в того будущее выстрелит из пушки!». Сухая статистика рождаемости и смертности показывает, что сделал с нашим народом этот выстрел из пушки возмездия за пренебрежение своей историей…
          




       
       


Рецензии