Путаник

- Друг, погоди!
Я повернул голову: от здания автоинспекции бежал молодой цыган.
- Выручай! Уйдет милиция на обед — пропал, а мне еще до Свердловска ехать надо.
Цыган, как цыган… Черный, зубы из золота. Только вот одет был почему-то в ватную куртку, не видал я ещё ихнего брата в ватниках.
- Полчаса, друг, осталось, а квитанции - не на того выпи-саны…  Беги, говорят, скорей в сберкассу, переписывай!
А в глазах такая беспомощность...
- Дела, однако… Ну, раз сел, так поехали!
Вырулил на Одесскую: сберкасса неподалеку, можно успеть.
- Друг, — цыган сунул пятерню в карман ватника, потом в другой, — где-то ручку потерял… У тебя нет?
- Как без нее... - кивнул в сторону пластмассового корыта между сиденьями.
Но пассажир всё одно не мог успокоиться:
- Ты перепиши потом мою квитанцию, а? – продолжил   торопливо. -  Утром попросил мужика в сберкассе, а тот всё не так сделал. Вот эту фамилию напиши… - сунул мне клочок бумаги с женской фамилией. - Машина-то на бабке числится, а я по доверенности ездить буду.
- А сам чего не пишешь? Почерк плохой?
- Не-е, — замялся цыган, — беда у меня… Писать не умею!
- Ничего себе! …А читать?
- И читать.
- Действительно, беда... А деньги-то умеешь считать?
Собеседник довольно хохотнул:
- Х-хо… Деньги не считать — совсем пропадёшь!
- Как же тогда на машине ездишь? …На водительские права   учиться надо!
- Какие права?  …С тринадцати лет без них гоняю. У братьев научился, у соседей, вот и езжу!
- Ясно… А чего тогда сейчас в сберкассу не поехал?
- Сейчас нельзя!  — ответил пассажир, внезапно посерьезнев. И даже недовольно поглядел на меня: не понимаешь, мол, что ли?! -Техпаспорт в милицию забрали. Как без него ехать?
- Так ты, значит, по нему ездишь? – изумился я. – Хитёр-бобёр!
- А как ещё? Милиция остановит – его и покажу! А права, скажу, дома забыл… Штраф дадут и отпустят!
- Часто штрафуют?
- Не-е… Всего два раза было, я ведь правила не нарушаю.
- Мастер! …Столько лет - и два нарушения! Да меня за один год десять раз штрафуют.
Вот и сберкасса. Быстро заполнил заботливо подсунутые пассажиром бланки квитанций. Кассирша, пожилая тучная тётка, записывая в от¬дельную тетрадь номера испорченных   квитанций, грозно взглянула на моего подопечного:
- Я – буркнула, — тебя ещё  с  утра запомнила, путаника такого! Так и знала, что назад прибежишь…
- Ну, мать, и память! — похвалил усидчивую тётку. – И часто бывают такие путаники?
- Хвата-а-ает… Целая тетрадь из их фамилии. Только вот бланки, гады такие, переводят!
Цыган не обиделся: знать, привык к подобному ворчанию.
Теперь надо опять в ГАИ…   
- Чего в школе-то не учился.
- Отец не дал… Дел, говорит, по дому много, да ещё и лошадей пасти! Нас ведь пятеро сыновей у него… Те-то учились, а я - младший. Вот и помогал по хозяйству...
- А отец умеет читать?
- Откуда? – удивился цыган. - Он же кочевник! Всю жизнь при лошадях.
- А если тебе придётся письмо писать или какое-нибудь заявление… Что тогда?
- Жена напишет… -  ответил собеседник, чуть-чуть помедлив. И, вспомнив чего-то, раздражённо махнул рукой: - Я ведь шестнадцати лет  женился… А баба старше меня, вот и спорит со мной всю дорогу!  …Подрастут, кричит, ребятиш¬ки – сразу в школу пойдут! А я что… Разве против?
- Поня-я-ятно… Чем занимаешься?
- В кооперативе пока, памятники на могилы делаем. Деньги хоро¬шие, что не работать?
- Каменотёс, значит! …Сделай-ка и мне памятник в полный рост. Сможешь?
- Ещё как, х-ха! – добродушно засмеялся пассажир и оценивающе окинул меня взглядом: – Умрёшь – сделаем!
- После смерти мне зачем? Мне сейчас надо! – И, понимая, что разговор  о памятниках пора заканчивать, спросил: -  Ты вот мне другое скажи:  как  может цыганский парнишка – да вдруг на одном месте работать? Вам ведь простор нужен…
- Двое детей, какой простор?! Их же растить надо…
- А дальше что? Нельзя всю жизнь неучем жить!
- Да знаю… Не совсем дурак! Вот договорюсь в бригаде, чтобы только в дневную смену работать, а по вечерам буду  в школу хо¬дить. Потом на курсы шоферов поступлю. Мужики смеются: чего, мол, ты, Ванька, себе права не купишь? А мне зачем   покупать… Сам на них сдам, вон сколько лет езжу!
Вот и инспекция:
- Беги скорее!
Цыган торопливо срывается с сиденья, выскакивает на волю, но тут же тычется опять к машине и тянет мне пять рублей:
- Чуть не забыл, извини, друг! Башка совсем деревянная от забот стала…
1991-2022г.г.


Рецензии