Сделать несколько дел и вернуться в Берлин

Сделать несколько дел и вернуться в Берлин (о книге Ю. Семенова «17 мгновений весны»)

Я давно хотела прочитать книгу Ю. Семенова «17 мгновений весны», наверное, из-за сериала, который смотрела в детстве.

Прочитала. Есть вопросы. Почему необходимо было подхватывать падающий чемодан с радиостанцией и оставлять свои отпечатки пальцев, она так легко бьется? Почему, если так относились к моральному облику военнослужащих, Штирлиц был не женат? Каким образом Кэт могла с двумя грудными детьми закрыть крышку люка? То, что это художественный мир, я отдаю себе отчет, но так хочется, чтобы суперсила в этом мире была реальна, хочется этому подтверждений.

23 года герой не видел жену, мне тяжело это представить, но возможно. Он даже думать стал по-немецки, что для него и лучше. Но мыслями он постоянно возвращался к жене, вспоминал первые их встречи – это же невыносимо тяжело. А как тяжело этой женщине, ведь сын пошел по стопам отца – стал разведчиком? Увидятся ли они вообще когда-нибудь? А жизнь без весточки? Это подвиг. Это не только его подвиг, но и ее.

Что меня удивило в повести – это описания, такие точные, достаточно скупые, но душевные, особенно место, которое напоминает русскую землю.

Еще резануло высказывание американского разведчика Даллеса: «А вот если наша пропаганда точно и аргументированно докажет национальностям России, что каждая из них может существовать, разговаривая только на своем языке, – это будет наша победа…» Страшно.

В повести берется один из исторических моментов, но дается очень напряженно: он и важен, и времени на него отводится немного. Повествование всего занимает месяц, а сколько событий.

И у Ю. Семенова очень притягательна личность разведчика. Это люди, которые умеют невозможное – читать мысли других людей, узнавать, врет человек или говорит правду, предугадывать действия. Они порядочные и умные. Современные Шерлоки Холмсы. Они могут не спать, не есть, напряженно думать. Известная иллюстрация – пастор Шлаг Штирлицу рассказывает, что он будет делать, Штирлиц думает о своем, но прерывает Шлага, когда он путает цвет зала. Как такое возможно? Многие люди, когда разговаривают по телефону, не способны понять и ответить о том, о чем их спрашивают. Это, конечно, впечатляет, делает их супергероями, и в то же время как подсказка – человеческий мозг способен на многое. Нужны тренировки и сила воли.

Штирлиц возвращается в Берлин, хотя Москва «разрешила» не возвращаться. Слишком там он много за собой оставил: если его разговоры прослушивали, значит известен будет разговор с Кэт, что тогда? Найдены растрельные списки, возможно, не у одного Бормана такие есть, и что тогда?

Выяснится про женский паспорт, и что тогда? Запрашивают по нему документы по поездке в Краков. Но Штирлиц возвращается. Связисты есть, и есть дела.

;

;


Рецензии