Город счастья

Несколько дней подряд идёт дождь. Как обычно с перерывами. В эти паузы люди быстро успевают сходить в магазин, или дойти до остановки, или погулять с собакой. В субтропическом городе дождь не любят. В межсезонье льёт днями, неделями… К этой монотонной унылой сырости невозможно привыкнуть. Летом, которое на юге длится с мая по октябрь, дожди тоже могут идти по несколько дней, но уже не так тоскливо как в межсезонье. Воздух становится тёплым и влажным, а не сырым и промозглым.

Сейчас май. Начало лета. В душе порхают бабочки от предвкушения долгого южного лета. Благословенное время, когда можно расслабиться на время и, как сейчас модно говорить, пожить «на лайте». Заботы, проблемы, хлопоты конечно никуда не денутся. Но можно разрешить себе стать чуть-чуть пофигисткой, существуя как бы параллельно этому нескончаемому потоку решений, за которыми неминуемо следует ответственность. Ведь так проходит жизнь каждого человека: ситуация – решение – последствия – другая ситуация – новое решение – опять последствия и так далее … Вечный круг. У кого-то круг в виде колеса белки. У кого-то спираль достигаторства, но всё-таки эта фигура – круг.

В открытое окно задувает свежий ветер, наполняя комнату смешанным ароматом трав и цветущих деревьев, пропитанных влагой субтропического дождя. В моей квартире без отопления, каких много на юге, наконец-то прогрелись капитальные стены. Уже было много по-настоящему летних дней. Я сижу на кухне напротив распахнутого окна и подвожу итоги последних трёх лет после переезда.

Периодически волна вкусного южного воздуха врывается в лёгкие, я думаю о том, что этим невозможно надышаться. Здесь нет промышленности, только горы, покрытые субтропическими джунглями и море, которое постоянно меняет цвет. Раньше я снимала комнату в другом районе. Из окна было видно кусочек моря. Каждое утро, просыпаясь, я первым делом подходила к окну, чтобы посмотреть какого цвета сегодня море. Оно всегда разное.

Недавно мы с мужем вырвались на несколько дней попутешествовать на машине по Крыму, посетили картинную галерею Айвазовского в Феодосии. Рассматривая полотна великого мариниста, я думала о том, каким же надо быть влюблённым в море, чтобы рисовать его всю жизнь. Проходя мимо группы людей, окруживших экскурсовода, я услышала интересную фразу. Айвазовский обладал феноменальной памятью. Большинство картин он создавал не с натуры, а по памяти. Объясняя это тем, что море не может застыть, оно меняется каждую минуту.

Для меня море – это огромная живая энергия. Не зря ведь столько людей стремятся приехать сюда хотя бы раз в год на несколько дней. Вдохновения и впечатлений хватает потом на несколько месяцев. Сила и красота этой стихии влюбляет в себя навсегда. Снова и снова человека манит море, зовёт…

Я редко бываю на море, хотя живу в пешей доступности от побережья. Эйфория после переезда на юг однажды проходит. Знаю многих людей, которые не смогли здесь остаться. Уехали обратно. У кого-то не сложилось с работой, кому-то климат не стал родным. Причины разные. Поменять место жительства ведь не просто географический манёвр. Осознание этого приходит не сразу. Понимание, что жизнь станет другой. И эта другая жизнь не обязательно будет счастливой.

Много солнца, много зелени, много цветов с одной стороны. А с другой – залповые дожди, от которых зонт не поможет, это в Сочи, в Краснодаре изнуряющая жара по 40 градусов. Авиабилеты становятся настолько дорогие, что поехать куда-то в сезон становится дорогим удовольствием, на электричку «Ласточку» билеты можно вообще не купить. А для местных это тоже средство передвижения. На автодорогах – пробки. В высокий сезон южные города превращаются в маленький ад для местных. Сотни тысяч туристов приезжают на отдых «оторваться». Им всё равно, что кому-то рано вставать на работу. Море становится менее доступным, и местные уезжают по выходным в горы, подальше от людей.

Жизнь на курорте кажется красивой картинкой. Но долгожданным южным летом насладиться, живя здесь, можно только в мае и октябре, когда снижается турпоток. Так что часть людей, которым удаётся реализовать свою мечту о переезде на юг, часто уезжают обратно, примерно через год.

Я осталась. Забавно то, что я никогда не мечтала переехать на юг. Это решение пришло неожиданно. Тупик в карьере, драма в личной жизни, начало нового года… Ощущение твёрдого дна, в котором есть один неоспоримый плюс – от него удобно отталкиваться.

18 марта 2021 года, практически сразу после дня рождения мой самолёт приземлился в Краснодаре. Я вышла из аэропорта, который тогда ещё работал, с одним чемоданом, в нём уместились почти все мои вещи, плюс ноутбук. Всё имущество. Остальное, не самое нужное, упаковала в коробки и разместила по квартирам родственников. Планировала потом, если всё удачно сложится, вернуться за этими вещами. Но они так и остались в этих коробках…

Новая жизнь начала складываться не сразу. Ещё один неудачный роман. Бизнес не особо заладился на новом месте. Какое-то время спасала эйфория. Многие переселенцы из холодных регионов, где, как правило, девять месяцев зима, а остальное лето, пребывают поначалу в этом состоянии. Цветущие деревья, кусты роз, сочные и дешёвые овощи и фрукты на фермерских рынках. И какое-то невероятное количество солнца и тепла. Душа сама собой согревается в этих условиях. Но к концу года эйфория прошла и снова наступило ощущение тупика. Как в песне поётся «Забыть нельзя, вернуться невозможно…». Я не могла уехать домой, признав своё очередное поражение.

И опять неожиданно пришло решение – поехать ещё дальше от дома, в субтропики. Приехав на несколько дней в Сочи, я влюбилась с первого взгляда, интуитивно почувствовав, что это мой город. Приехала поздним вечером на «Ласточке» из Краснодара, и до сих пор в памяти отчётливо сохранилось ошеломляющее первое впечатление: я иду по Навагинской с её искрящимися огнями пальмами, людей практически нет (на календаре октябрь), и вдыхаю пьянящий ароматами воздух. Ночью все города красивы, а расположенные на холмах особенно впечатляют. Все склоны светятся, усыпанные волнами огоньков, создавая удивительный ночной ландшафт.

Сочи необычный город. Главный курорт страны полон контрастов. Низины, которые топит поток воды после ливневых залповых дождей. Вершины склонов, с которых открывается панорамный вид на город у моря, дух захватывает от величия этой красоты. Красная поляна, где у подножия гор можно гулять по зелёной траве, а выйдя из кабинки на Розе Пик попасть в метель. Роскошные отели, где сутки стоят от ста тысяч и недорогие гостевые дома. Летом всё заполнено.

Меня Сочи встретил ласково, я устроилась на работу в одно из элитных агентств недвижимости. Думала вот они возможности. Но оказалось, что это ловушка. К нам приезжали десятки богатых туристов с кэшем, но мы не зарабатывали ничего. Оклада не было и не было элементарного уважения. Толстосумы относились к нам как к прислуге, неделями катались за наш счёт по разным комплексам, но даже если что-то покупали, то эту большую комиссию мы проедали за несколько месяцев без сделок. Помните фильм «Паркер»? Вот что-то подобное происходит и в Сочи. Сотни мотыльков со всей страны слетаются сюда, прельстившись красивой жизнью. Но изнанка как у героини Джей Ло из этого фильма: постоянная борьба за выживание.

После этого агентства было ещё одно, и ещё другое. Везде одно и то же. В конце концов я уволилась и начала снова работать на себя. Дела пошли всё лучше и лучше, и сейчас я люблю этот город уже без всякой эйфории. Может быть привыкла. Может быть город принял меня. Так тоже бывает. Ты как будто проходишь испытание, проверку на прочность. И город по-настоящему тебя принимает.

Теперь я живу с ощущением себя на своём месте. Знаю места, которые любят местные и мало кто из туристов. Глубоко вдыхаю воздух, вобравший в себя десятки различных ароматов живописной субтропической флоры. Постоянно слежу за прогнозом погоды, который вечно вводит в заблуждение. Мне нравятся сочинские галечные пляжи. Песчаные – не моя история. Хожу любоваться на штормовое море, штиль хорош только для купания. И каждый раз, когда уехав в гости к родственникам или по делам, я возвращаюсь, сердце стучит чаще от волнения, люблю сюда возвращаться, в этот город, который однажды меня принял как свою. «Город-сказка, город-мечта…»


Рецензии