11. Институт Прикладной Физики. Начинается

Эти события, вначале разговор с начальником отдела кадров, потом встреча с Платоном никак не шли у меня из головы. Но если Платона я рассматривал как некоторый курьез, к которому не мог относиться серьезно по той причине, что считал себя существом разумным, то разговор требовал осмысления. На занятиях по философии, когда профессор из Института Философии пытался нас вразумить, опираясь на авторитет Иммануила Канта, что «познание мира при помощи чувственных образов априори опирается на доводы рассудка, и только так можно добиться необходимого результата», я подсел к Лолите и осторожненько начал выспрашивать зачем она ходила к высокому начальству. Лолита и в обычных-то условиях была неразговорчива и погружена в себя, а тут такой казус – ее отвлекли от конспектирования «трансцендентального единства апперцепции». Она строго зыркнула на меня. Я, поняв, что этот путь никуда не приведет, сделал вид, что идеи, образуемые разумом, это то, что мне совершенно необходимо в этот момент. Наверное, моя заинтересованность ввела ее в заблуждение, потому что в конце занятия она как-то по-доброму вдруг произнесла: «Он интересовался моей бабушкой-цыганкой». Закрыла тетрадку и пошла к профессору выспрашивать дополнительные первоисточники источники. Профессор, конечно, расплылся и начал с увлечением перечислять все первоисточники, которые обязательно надо изучить перед экзаменом. Лолита стенографировала его, а я ощутил кошмарную головную боль от мысли, что он говорит серьезно, и к экзаменам, действительно, придется все это изучить. Если бы профессор знал, какими вещами занимаются в институте, делая из этого вполне полезные изделия, а Лолита летает как Баба Яга по территории на своей платформе, то, скорее всего, снизил бы требования. Но он этого не знал и просвещать его никто не собирался. К слову, на экзаменах он не предъявлял никаких особых требований, оказался вполне понятливым человеком и почти всем поставил отлично. За исключением Петюнчика, который своеобразно интерпретировал идею Канта, «что все обусловленные явления происходят по одной безусловной причине», сведя ее к обычному чувству голода. За это он получил только удовлетворительно.
И вот я вновь оказался у начальника отдела кадров. Вернее, в этом кабинете оказались мы с Лолитой, и в углу сидел еще один человек, явно не из нашего института. Перед нами стояло по стакану чая, на блюдце были сушки, и начальник поздравил нас с окончанием занятий. Мы, конечно, поблагодарили, но понимали, что приглашены не для поздравления и чая. Наш собеседник вначале начал разговор, как мы в дальнейшем мыслим свою деятельность. Я было начал рассказывать о Искусственном Интеллекте, но поняв, что эти премудрости здесь не приветствуются и надо быть попроще, примолк. Лолита больше молчала и слушала.
Разговор продолжался ни шатко, ни валко, когда хозяин кабинета вдруг произнес, как бы невзначай: «Сейчас в Институте открывается новая тема, связанная с неизвестными до сих пор физическими закономерностями. Тема интересная, и ее реализация будет иметь большое значение, в том числе гуманитарное». Я напрягся. Значит предыдущий разговор был неспроста. И вопрос о поездках имеет к этой теме самое непосредственное отношение. Если говорить откровенно, то поездки в разные концы нашей огромной страны меня не особенно привлекали. Но было уж очень интересно, чем же нас пытаются завлечь. Что было дальше, еще больше меня удивило. Он произнес: «Я не могу вам рассказывать все детали, да они еще до конца не проработаны. Но могу сказать пока, что работа будет сопряжена с командировками, быть может, длительными. Поэтому, если вы предварительно согласны, то мы продолжим нашу беседу. Если категорически возражаете, то считайте, что этого разговора не было».
На удивление быстро Лолита сказала: «Я согласна». Мне ничего не оставалось делать, как тоже согласиться.
После этого к нашему столу подсел четвертый, который до этого смирно сидел в углу. Судя по всему, ему часто приходилось это делать, наблюдая за людьми и их реакцией на происходящее. Он представился и потом долго рассказывал нам, что восхищен успехами института в решении различных физических проблем, имеющих явно прикладное значение. Определенно, он нес заранее подготовленную пургу, по нашим лицам пытаясь прочитать что-то важное. Потом зачем-то произнес слово космос. Я пропустил это между ушей, а Лолита, напротив, напряглась. Но собеседник, рассмеявшись, произнес: «Нет, в космос вы не полетите. Ваше путешествие будет интереснее».
Как-то между его репликами прозвучало: «Гость из будущего и Платон». Про Платона в институте знали многие. Эта история так и осталась загадочной. Ну зашел странный гость, съел бутерброды, а потом оказалось, что он совсем не тот, за кого его приняли. Это было наиболее разумное объяснение. Я не раскрывал тайны появления Платона, а меня никто не пытал. Но тем не менее, его блестящий доклад перед сотрудниками никак не мог быть объяснен. Со временем отголосок события исчез. Работы хватало и фантазировать времени не оставалось.
Потихоньку начала складываться целостная картина, далеко не полная. Но контуры прояснились. Я понял, да и Лолита тоже, что нам уготовлено. Когда до меня окончательно дошло, хотел напрямую задать вопрос, но Лолита опередила меня: «Это связано с перемещением во времени?». По их лицам стало понятно, что оба наших собеседника обескуражены скоростью, с которой Лолита выделила основную тему из всего разговора. Мне стало обидно. Мысль о временном перемещении у меня возникла тоже. Оправдал себя тем, что как интеллигент, уступил место женщине.
Повисло молчание, наши собеседники пытались найти какой-то приемлемый выход из неловкого положения. Они полагали еще долго, экивоками прощупывать нас. А тут такая незадача, обычная аспирантка разгадала их замысел. Прямо, как мысли прочитала.
Загадочный гость произнес: «Похоже, что от вас ничего не скроешь». Потом достаточно толково объяснил, что в нашем институте открывается новая тема, что связано с результатами теоретиков, полученных в ФИЗТЕХе и МИФИ. Несколько коснулся основных принципов, положенных в основу изысканий. Из его рассказа я мало что понял, но Лолита и здесь проявила себя. Она не только поняла принцип, изложенный гостем, но и начала задавать вопросы. После импровизированного допроса, устроенного ей, она удовлетворенно откинулась на спинку кресла. Судя по всему, ей все было понятно. Мне стало еще больше обидно. Но я был не физик, а программист, и поэтому разбираться в деталях не мог. В конце разговора, с нас взяли подписку о неразглашении, и мы вышли из кабинета.
Я предложил пройтись по институтскому парку. Меня интересовал вопрос – почему Лолита заинтересовалась этой темой. Хотел ее спросить, но она сама пришла мне на помощь: «Ты знаешь, это совсем близко к моей тематике. Наверное, поэтому меня и пригласили». Спустя некоторое время, спросила: «А почему ты согласился?». Я ей рассказал про Платона, который появился у нас из будущего. И, следовательно, путешествие такое возможно. Поговорили еще о том о сем. Каждый рассказал, как он представляет нашу дальнейшую деятельность. Особо фантазировать не было никакой нужды, реальность в данном случае оказалась фантастичнее.


Рецензии