Мам, прости, но денег нет

– Купи мне дом! – потребовала мать у Дениса. – Я положила свою молодость, чтобы вывести тебя в люди, ты мне должен.

– Мам, прости, но денег нет, – честно сказал Денис.

– Тогда попрощайся со своей удобной жизнью. Я ее построила, я создала тебя с нуля, я ее и разрушу, – ласково пообещала мать.

***

Веру всегда поражал трудоголизм Дениса, этот мужчина просто не умел отдыхать, постоянно находил шабашки, не упускал ни одного случая заработать. Хотя в деньгах не нуждался, на момент их знакомства Денис крепко стоял на ногах, имел хорошую квартиру и машину.

Причины трудоголизма Вера поняла, когда познакомилась с матерью Дениса. Алла Сергеевна, не стесняясь будущей невестки, выговаривала сыну:

– Твой дядя звал тебя на стройку коттеджа, почему ты отказался? Там хорошо платят.

– Мама, я физически не успею, у меня переработки и пара проектов на стороне, – ответил Денис.

– Выходные же свободны? Зачем дома сидеть, от этого ни толка, ни денег, а так сможешь обновить машину.

– Мне и моя нравится, – сказал Денис.

– Не глупи. Сын моей подруги недавно взял новую машину, побольше, покомфортнее. Тебе тоже такую надо, а то перед людьми стыдно. Ты зарабатываешь лучше его, а ездишь на старье.

Денис только вздохнул, было видно, что такие разговоры – дело для него привычное. Вера не хотела лезть в отношения матери и сына, поэтому промолчала, но дома высказалась:

– Не смей брать работу на выходные, у тебя и так плотный график. Отдыхать тоже надо.

– Я не умею отдыхать, – сказал Денис. – Меня так приучили, всегда трудиться, работать больше и лучше. Согласись, это приносит свои плоды, разве тебе не нравится наша квартира?

– Еще больше мне нравится здоровый муж, – возразила Вера.

Денис все равно поступил так, как хотела мать, все лето он пропадал в выходные на стройке, а к осени купил новую машину. Выбрала ее Алла Сергеевна.

– Ну как тебе? – спросила свекровь Веру, сияя так, будто заработала на эту машину сама.

– Такая же, как старая, – честно ответила Вера, не заметившая особой разницы.

– Ты не рада за мужа? – удивилась и даже обиделась Алла Сергеевна. – Я вот очень рада!

«Конечно, это же не ей приходилось мазать Денису спину мазью и смотреть, как его ломает от боли после трудового дня», – подумала Вера.

***

Она надеялась, что свекровь оставит их в покое, но у той оказался поистине неисчерпаемый список желаний. И все их должен был выполнять Денис.

– Мама хочет сделать ремонт в квартире, – сообщил он однажды, и немалая часть накоплений отправилась Алле Сергеевне.

– Мама собирается на свадьбу к родственникам и хочет сделать им хороший подарок, – сказал он в другой раз, и половина его зарплаты перекочевала молодоженам.

Перед свадьбой Вера поклялась не поднимать эту тему, чтобы не выглядеть меркантильной. В конце концов, зарабатывал Денис хорошо, им хватало на жизнь, они не отдавали свекрови последнее. А родителям надо помогать, в этом Вера его поддерживала.

Но чтобы обеспечить и нормальный быт, и желания Аллы Сергеевны, Денис работал на износ, и его тело начало понемногу сдавать.

В очередной раз измеряя ему давление, Вера решительно сказала:

– Так продолжаться не может, снижай нагрузку. Тебе только тридцать, а давление, как у старика. Такими темпами ты себя угробишь к сорока.

– Пока никак не могу отдохнуть, – ответил Денис. – Вот закончу проект, куплю маме новую мебель, как обещал, тогда можно расслабиться.

– А потом будет еще один проект и еще, без конца! Как только твоя мать позволяет тебе себя гробить? Обычно мамы заботятся о сыновьях, а твоя соки из тебя тянет.

– Не надо так говорить о маме! – сказал Денис.

От возмущения он даже привстал, хотя до этого мог только лежать.

– Все, что у меня есть, я достиг благодаря ей. Она отдала меня в хорошую гимназию, возила по кружкам, устроила протекцию на работу. Мне иногда было лень, она же спуску не давала, за это я сейчас ей благодарен. Заботиться о ней – это мой сыновний долг.

– Я не против раздачи долгов, просто считаю, что она много требует. Зачем менять мебель каждый год?

– Мама хочет лучшей жизни, и она ее заслужила, – решительно сказала Денис.

***

Видя, что Денис не уступает, Вера решила обсудить ситуацию со свекровью. Алла Сергеевна внимательно выслушала невестку, но проблемы не увидела.

– Я многое сделала для Дениса и рада, что он это ценит, – сказала она. – Не пойму, в чем проблема?

– Денис себя совсем загнал, у него то болит спина, то высокое давление. Такими темпами он рискует остаться инвалидом.

– Чепуха, он молод и здоров, – отмахнулась Алла Сергеевна. – Любите вы, нынешнее поколение, выискивать болячки. Мы в свое время трудились, не покладая рук, и чувствовали себя прекрасно, а все ваши болезни – это оправдание лени.

Вере захотелось накричать на свекровь, но она взяла себя в руки, решив, что криком ничего не добьешься.

– Поймите, Алла Сергеевна, я хочу для Дениса только лучшего, – сказала она.

– Так и я тоже, – перебила ее свекровь. – Всю жизнь тяну его к этому лучшему, он ведь характером пошел в отца. Тот вечно был мелким начальником. Я замуж выходила, думала, он будет шевелиться, карьерой заниматься, стараться на благо семьи. А ему и так было нормально, отработал до пяти вечера и на диван. Денис был такой же, пришлось потрудиться, чтобы его перевоспитать.

– Неужели вам не жалко своего сына? – возмутилась Вера.

– Жалко, потому я и старалась сделать из него настоящего человека. И замечу, со своей задачей справилась. Мой сын не боится труда и умеет добиваться целей.

– Вы вырастили неврастеника! – воскликнула Вера.

Алла Сергеевна прищурилась и неожиданно спросила:

– Скажи, тебе нравится жить в квартире в центре города, ездить на хорошей машине, отлично питаться и ни в чем себе не отказывать?

– Нравится, но…– сказала Вера.

– Так не жалуйся! – перебила свекровь. – Ты не знаешь, что такое жить от зарплаты до зарплаты, прикидывать в магазине, хватит на полкило колбасы или триста грамм. Все это у тебя есть благодаря мне, вырастившей хорошего сына. И я заслужила вашей, дети, благодарности.

– Повезло, что сын вас обеспечивает, – вырвалось у Веры. – Без него вы ничего не можете.

Алла Сергеевна приблизила к ней лицо и сказала с пугающей ласковостью:

– Это Денис без меня ничего не может. Думаешь, я бедная пенсионерка, а он мой благодетель? Да вся его жизнь в моих руках, и я могу легко ее разрушить.

***

После такого разговора Вера твердо решила:

«Не дам Денису себя загнать».

Она рассчитывала на долгую и счастливую жизнь с мужем и готова была за это бороться.

Однажды Вера объявила Денису:

– Нашла тебе работу на выходные, очень важную!

– Да ну, – недоверчиво протянул Денис, зная, как жена не одобряет его шабашки. – И что за работа?

– Отдыхать все два дня. Зная тебя, это будет трудная задача.

Денис попробовал упираться, но Вера настояла и увезла его на дачу своих родителей, где не ловила связь, и ни Алла Сергеевна, ни начальник Дениса не смогли бы до них добраться.

Муж поначалу томился от безделья, рвался то починить калитку, то подрезать яблони, но Вера упрямо тащила его гулять или купаться.

– Просто посмотри вокруг, – велела она. – Здесь так красиво, а ты все пропускаешь.

Денис послушно обвел взглядом окрестности и замер, будто впервые увидел простой среднерусский пейзаж.

– Я все это пропускаю, – отозвался он эхом и с каким-то удивлением.

Вечером они с Верой пили чай с вареньем и смотрели фильмы на ноутбуке, а на следующий день пошли за грибами.

После возвращения Денис признался:

– Это были мои первые выходные за много лет, и мне понравилось. Кто бы мог подумать, что так приятно ничего не делать. Давай на следующей неделе повторим?

Денис выглядел таким счастливым, сияющим, что и Вера почувствовала себя счастливой.

***

Спонтанный мини-отпуск стал встряской, так необходимой Денису. Он медленно, но верно учился отдыхать, сначала по выходным, потом по вечерам. Открыл для себя радость бесцельных прогулок, посиделок под фильмы и пиццу, даже завел хобби – коллекционные модельки Лего.

– Всегда хотел такие, но мама не разрешала, а потом стало не до того, – сказал он. – Кто бы подумал, что бесполезное занятие может доставлять столько удовольствия.

Вера радовалась за мужа, тот больше не выглядел загнанной рабочей лошадью, в глазах появились блеск и интерес к жизни.

Единственной недовольной осталась Алла Сергеевна. Зайдя в гости, она изумленно понаблюдала, как сын собирает из тысяч деталей Эйфелеву башню, и возмутилась:

– Взрослый мужчина, а тратишь время на детские игры! Мог бы заняться чем-нибудь полезным. У твоего дяди еще одна работа нашлась, я сказала, что ты придешь на выходных.

– Не могу, мама, я договорился поехать на рыбалку с Вериным отцом, – ответил Денис

– Знаю я, что это за рыбалка, твоего отца с такой каждые выходные приносили, – сказала Алла Сергеевна. – Пойдешь к дяде, это не обсуждается.

– Это не вам решать, – вмешалась Вера.

– Ты вообще молчи! – рассердилась Алла Сергеевна. – Ты сбиваешь моего сына с толку. Был нормальный мужчина, а теперь возится с игрушками, как глупенький! Я сказала, что он пойдет работать к дяде.

– Нет, не пойду, – сказал вдруг Денис громко, четко и выразительно.

Обе женщины уставились на него, Вера, восхищенная его отпором, Алла Сергеевна, ошеломленная непослушанием.

– Я не пойду на эту шабашку, да и на другие тоже. Вера права, я много на себя взвалил и забыл, каково это, просто наслаждаться жизнью.

– Будешь жить в нищете, как мы с отцом? – спросила Алла Сергеевна.

– Не буду, доходов с моей работы хватит на нормальную жизнь. Правда, придется ужаться, так что купить тебе новую мебель я пока не смогу.

– А сын моей подруги обставил своей матери весь дом, – привела Алла Сергеевна последний аргумент.

– Я больше не хочу смотреть на других, пора жить своим умом, – отрезал Денис и вернулся к своему занятию.

***

После этого свекровь не выходила на связь с неделю, Денис даже забеспокоился и предложил съездить к маме.

Свекровь приняла их холодно, будь Вера одна, она тут же развернулась бы и ушла, но Денис очень хотел помириться с матерью.

– Пойми, мама, дело не в тебе, – сказал он. – Я по-прежнему буду тебя обеспечивать, просто придется ужаться. Я хочу жить, понимаешь?

– А я не хочу? – подала голос Алла Сергеевна. – Всю молодость положила на мужа и твое воспитание, оставшееся время хочу жить с комфортом.

– Понимаю, – согласился Денис. – Ну скажи, что мне сделать?

Алла Сергеевна оживилась:

– Купи мне коттедж. Всегда хотела жить на природе, да пришлось остаться в городе, чтобы ты ходил в хорошую школу.

«Ну и наглость», – подумала Вера.

Она понадеялась, что муж откажется, и Денис правда сказал:

– Это очень дорого, я не могу себе этого позволить. Может, ты возьмешь ипотеку, а я докину…

Алла Сергеевна усмехнулась:

– Кто даст мне ипотеку, я ведь почти не работала, вложила все время и ресурсы в тебя. Думала, смогу вывести тебя в люди, воспитать нормального человека… Как же я ошибалась.

***

На следующий день Денис пришел с работы рано и злой, заявил с порога:

– У меня проблемы, проект отдали другому сотруднику. Мама постаралась.

– Как это? – не поняла Вера.

– На эту работу она меня устроила, директор ее бывший одноклассник. Прямо он не говорил, но намекнул, что она не хочет, чтобы мне доставались выгодные заказы.

Алла Сергеевна, которой сын ту же отзвонился, не стала ничего отрицать.

– Ты же хотел отдохнуть, я лишь помогла тебе получить желаемое, – сказала она.

– У меня теперь зарплата за месяц выйдет копейки! – возмутился Денис.

– А зачем тебе деньги, ты все равно спустишь их на игрульки? – сказала Алла Сергеевна и отключилась.

***

Теперь Денису доставались лишь мелкие, неденежные заказы. Впервые он получил так мало, что пришлось затянуть пояса. Денис попытался вернуться к шабашкам, но все заказчики отказались от него без объяснений.

Только один сказал:

– Нехорошо бросать мать в трудный момент. Она всю жизнь на тебя положила, а ты кинул ее ради жены.

Вера с удивлением узнала, что Алла Сергеевна в свое время использовала мужа-начальника с толком, сдружившись с нужными людьми. Она протащила Дениса в вуз, а потом и на работу, вся его карьера оказалась выстроена руками свекрови.

Денис не стерпел унижения и кинулся к матери.

– Почему ты начала ставить мне палки в колеса? Неужели так сильно обиделась, что я не могу купить тебе дом?

– Дом лишь верхушка айсберга, – ответила Алла Сергеевна. – Мне обидно, что мои труды не окупились. Знаешь, как сложно было тебя вырастить, дать путевку в жизнь? Я могла бы построить карьеру, но отказалась, сделала ставку на твое будущее. И как ты поступил? Нашел жену, которая поддерживает тебя в твоей лени, упускаешь шансы пробиться, которые получил с моей помощью. Ты становишься как отец, только рыбалка да отдых на уме.

– Зато отец был счастливым, а ты отняла мое детство! – вырвалось у Дениса.

Он сам удивился сказанному.

«Неужели, я правда так считаю? – подумал он. – Да, считаю, это зрело во мне давно».

– Я ненавидел свое детство, – продолжил он, чувствуя, как слова рвутся наружу. – Все пропустил из-за тебя и твоих амбиций, ни друзей, ни первой любви. Даже специальность мне выбрала ты, я вообще ненавижу свою работу! Вся моя жизнь построена тобой, а теперь ты наказываешь меня за то, что я перестал слушаться?

С каждым его словом Алла Сергеевна сильнее поджимала губы, на сына она взглянула брезгливо, как на какого-нибудь попрошайку и тунеядца.

– Зато благодаря мне у тебя достаток, хорошая квартира и машина, – сказала она, когда сын замолчал. – Ты живешь лучше, чем большинство людей, и мог бы сказать спасибо. Я же получила только неблагодарность. Нет уж, сынок, если тебе не нравятся мои подарки, ты их не заслуживаешь.

«Она меня никогда не любила, – вдруг подумал Денис. – Ей нужен тот идеальный сын, которого она вообразила».

От этой мысли стало горько, но в то же время свободно, будто он скинул с шеи цепь.

– Ладно, мама, будет тебе дом, – сказал он.

Алла Сергеевна посмотрела на сына подозрительно.

– Ты дала мне путевку в жизнь, и я тебя отблагодарю, – продолжил Денис. – Но это будет в последний раз.

***

Через несколько недель Денис вручил матери документы на дом, Алла Сергеевна съездила посмотреть, после чего позвонила сыну недовольная:

– А как же мебель?

– А это уж ты сама, – ответил Денис. – Я же сказал, дом станет последней благодарностью. Больше я тебе ничего не должен. Надеюсь, теперь ты будешь счастлива.

Он положил трубку, Алла Сергеевна перезванивала, сын не ответил. Она приехала к нему домой, но ее встретили чужие люди, утверждавшие, что купили квартиру у молодой пары.

Денис и Вера переехали на другой конец страны, разорвав связь с Аллой Сергеевной. Им пришлось начать практически все сначала, ведь на дом для свекрови ушли вырученные за квартиру и машину деньги.

Денис однажды спросил жену:

– Не жалеешь, что мы так поступили? Теперь нам приходится непросто.

– Не жалею, ведь главное, что мы счастливы, – ответила Вера честно. – А деньги приложатся. Так и вышло.


Рецензии