Диалектика первой фазы коммунизма

Обычно о первой фазе коммунизма вспоминают, когда задаются вопросом «что такое социализм?». И, как правило, отвечают, что социализм – это первая или низшая фаза коммунизма, и дескать так определил сам К.Маркс, а потом неоднократно так говорил и писал Ленин. Действительно, о первой фазе коммунизма Маркс писал в «Критике Готской программы». Однако, при этом термин «социализм» для обозначения первой фазы коммунизма он не употреблял.

Первой фазой коммунистического общества Маркс называет такое его состояние, которое ещё не достигло своей полной зрелости, а только лишь движется к ней, подобно росту и развитию человека от момента рождения до полной взрослости и самостоятельности. Он так описывает его:

«Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном, умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло. Соответственно этому каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему». И тут же Маркс пишет о получении этим производителем посредством квитанции, свидетельствующей о затраченном им на пользу общества труда, соответствующего количества продуктов из общественных запасов.

В следующем абзаце он продолжает характеристику коммунистического общества, «которое только что выходит как раз из капиталистического общества»:

«Здесь, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей. Содержание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. Но что касается распределения последних между отдельными производителями, то здесь господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой».

После такой характеристики Маркс разъясняет, что в обществе не полного, или не зрелого коммунизма, по принципу все ещё сохраняется буржуазное право (хотя и не полновесное), а также неравенство людей. И далее он употребляет фразу, в которой впервые и встречается словосочетание «первая фаза коммунистического общества»:

«Но эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит после долгих мук родов из капиталистического общества».

Попытаемся более конкретно осмыслить описание Марксом такого общества.

Сразу отмечу, что общество, которое «только что выходит как раз из капиталистического общества», Маркс называет коммунистическим. Но что значат выделенные здесь слова? Они относятся к такому обществу, которое досталось коммунистам сразу после завоевания ими государственной власти, и которое затем под их руководством революционно преобразуется фактически из буржуазного состояния в полный коммунизм. Но даже в самом начале своего существования это уже не капитализм, это есть появившийся «после долгих мук родов» «из недр» капиталистического общества коммунизм (как-бы младенческого возраста), которому предстоит длительный и трудный путь развития в зрелое коммунистическое состояние, если конечно контрреволюция не погубит его.

Если учесть приведенное выше описание Марксом процесса безденежного (но с помощью квитанций) обмена отдельным производителем своего труда на предметы потребления, - что естественно возможно только на более зрелой общественной стадии, чем та, которая обозначена мною только-что, - то можно понимать подчеркнутые слова в несколько ином смысле, то есть следующим образом. Выход из капиталистического общества есть освобождение развивающегося коммунизма «от родимых пятен старого общества», которые сохраняются в нем во всех отношениях. Но что понимал Маркс под родимыми пятнами старого общества, он конкретно не пояснил. Даже если под ними понимать отдельные малозначимые недостатки, связанные с буржуазной наследственностью, то столь малое значение они могут обрести не сразу после прихода к государственной власти коммунистов, а только через некоторый период развития нового общества. Размеры буржуазной наследственности на первых порах становления коммунистического общества безусловно значительно больше, чем в поздние стадии его развития, когда эта наследственность все более и более уменьшается до размеров означенных родимых пятен (а по достижении полного коммунизма исчезнут и они).

Диалектика революционного развития заключается в том, что зародившееся новое качество в теле старого постепенно достигает своей полноты, используя ресурсы последнего, и тем уничтожает его. Новое не сразу ликвидирует старое, не отбрасывает его целиком и немедленно за ненужностью. Напротив, новое, зародившись на почве старого, получив возможность и относительную свободу для своего развития, растёт и крепнет, используя ещё не растраченный потенциал старого качества, подобно тому, как росток, проклюнувшийся из семени, питается его содержимым пока у него не образуются собственные корни, способные брать питательные вещества из почвы. Можно найти массу естественных процессов, подтверждающих возникновение нового качества на основе старого с последующей постепенной и полной заменой им последнего. Это есть проявление триединого закона диалектики применительно к материальному миру: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

Коммунистическая революция – это естественный исторический процесс по замене старого эксплуататорского общественного качества, - представленного в последней его стадии капитализмом, - новым антиэксплуататорским общественным устройством, названным коммунизмом. Диалектически капитализму, как последнему олицетворению эксплуататорской эры в истории человечества, противоположностью будет коммунизм в его высшей фазе, которая характеризуется полным отсутствием разделения труда, частной собственности, эксплуатации людей, их классов. Все эти атрибуты, присущие эре эксплуатации, не могут исчезнуть скоротечно или быть уничтожены по чьему-то желанию и велению. Они могут быть только постепенно изжиты в процессе становления и развития родившегося коммунизма во время его первой фазы – фазы переходности от капитализма к полному коммунизму. Никаких иных переходов от капитализма к коммунизму диалектика не предусматривает. По её законам может быть только переход, преобразующий одно качество в другое, противоположное первому. Первая фаза коммунизма (социализм) не является противоположностью капитализму, она сама есть революционный переход к полному коммунизму. Диалектически не может быть перехода к переходу. Переход от капитализма к социализму – это продукт не диалектического, а механистического мышления. Кстати, социализмом стали называть первую фазу коммунизма значительно позже появления «Критики Готской программы». У термина «социализм» вообще довольно сложная история его применения. Не знание её часто приводит к непониманию или неправильному пониманию написанного марксистами в последней четверти 19-го века и первой четверти 20-го столетия. Например, Ленин в одном и том же произведении мог использовать это термин в разных значениях. Но не об этом сейчас речь.

Попробуем осмыслить диалектически развитие коммунистического общества, которое кратко описал Маркс в «Критике Готской программы», и которое начинается с того момента, как успешно закончились «долгие муки родов», и оно появилось на свет из «недр» капитализма, то есть произошло обретение коммунистами государственной власти. Следует отметить здесь, что завершение «родов» и факт рождения коммунизма, не означают осуществление его полного выхода из капиталистического общества, абсолютного освобождения от буржуазности. Маркс, указывая на неизбежность недостатков в первой фазе коммунистического общества, говорит о «том его виде, как оно выходит (а не только что вышло – Ч.С) после (а не во время –Ч.С.) долгих мук родов из капиталистического общества». Речь здесь у Маркса идёт о таком состоянии («виде») коммунистического общества, называемом «первой фазой», когда ещё идёт его высвобождение из капиталистического общества, но уже после «родов». Но это капиталистическое общество в первой фазе коммунизма представлено не своей целостностью, а его атрибутивными остатками, только «родимыми пятнами», хотя возможно и очень большими.

Маркс в «Критике Готской программы» не расписывает весь процесс развития коммунистического общества от момента его рождения до высшей фазы. Он имеет целью лишь показать несостоятельность отдельных положений программы и, в частности, о «неурезанном трудовом доходе» в коммунистическом обществе. При этом он обосновывает не только невозможность получения такого дохода, но и равенства в распределении при коммунизме, который не достиг еще своей высшей фазы, т. к. по принципу существует ещё буржуазное право и неравенство, а главное, способ производства не избавился ещё от капиталистических атрибутов. Ещё не исчезло разделение труда, не достаточен уровень производительных сил для того, чтобы каждый мог трудиться по способностям и получать по потребностям.

Выводы из данного анализа, которые важны для понимания существа первой фазы коммунистического общества:

Во-первых, началом этой фазы коммунизма следует считать приход к государственной власти коммунистов, которые готовы начать социальные преобразования, а не факт завершения перехода всех средств производства из частной собственности отдельных лиц в собственность всего общества. В противном случае встает вопрос о том, чем считать общество в период от момента прихода к власти коммунистов и до начала первой фазы коммунизма. Капитализмом? Государственным капитализмом? Это было бы подобно тому, что ребёнка считать зверёнышем, а росток дуба, только что пробившийся из жёлудя, - травинкой. Полукоммунизмом? Полусоциализмом? А когда лишь две трети частных средств производства будут переведены в общественную собственность в форме государственной? Тогда как? Человека в течение его жизни называют по-разному в зависимости от его возраста (младенец, ребёнок, подросток, юноша или девушка, мужчина или женщина, взрослый, пожилой, старый), но, по сути, от момента рождения и до смерти он есть человек. И главных фаз жизни человека - три: взросление; взрослое состояние, т.е. пребывание в максимальной дееспособности; старение, заканчивающееся смертью.

И у любого явления в нашем мире обязательно есть три фазы: первая – достижение своей полноты, вторая – существование в полноте, третья – ликвидация полноты вплоть до исчезновения. Так и с коммунистическим обществом. Всё, что имеет начало, тому будет и конец. Это закон мироздания. «Но Маркс писал только о первой и высшей фазах коммунистического общества и вообще ничего не говорил о какой-либо третьей фазе», - возразят придирчивые читатели. Полагаю, что великий обществовед, философ и диалектически мыслящий материалист, прекрасно осознавал, что коммунизм конечен. Но, как я указывал выше, он в «Критике Готской программы» не имел цели дать исчерпывающую характеристику коммунизму как историческому явлению. Да и означенные в указанном произведении две фазы коммунистического общества Маркс назвал первой и высшей, а не низшей и высшей. Возможно это им было специально предусмотрено. Ведь, если исходить из трехфазности коммунизма, то по отношению к высшей фазе низших будет две - первая и третья.

Первая фаза коммунизма - это фаза становления коммунизма от момента его появления из «недр» капитализма, - когда коммунистического в обществе только коммунисты в правительстве да буржуазные монопольные структуры, готовые к национализации, - до его полной зрелости как общественного устройства, по всем характеристикам противоположного капитализму. Это фаза перехода от капитализма к полному коммунизму, фаза мировой коммунистической революции. Диалектически перехода от капитализма к социализму, т.е. к первой фазе коммунизма, не может быть.

Во-вторых, существенными чертами первой фазы коммунистического общества являются двойственность и неполнота, вытекающие из переходности этой фазы. Двойственность заключается в том, что при движении общества от капитализма к полному коммунизму в нем одновременно наличествуют как капиталистические, так и коммунистические атрибуты. К последним относятся национализированные монопольные структуры, государственное планирование, общественные фонды и учреждения, работающие в интересах всего населения. Неполнота проявляется в том, что капиталистические атрибуты уже не могут в полной мере функционировать так, как они работали в буржуазном обществе, а коммунистические элементы ещё не могут функционировать так, как они должны действовать при высшей фазе коммунизма. Коммунистическое развитие будет нормальным, если руководство социалистическим государством сможет обеспечивать постепенную и своевременную замену вырабатывающих свой исторический ресурс капиталистических элементов все более крепнущими коммунистическими элементами. Преждевременность или запоздалость такой замены, чрезмерность или недостаточность какого-то одного из двух компонентов, – капиталистического или коммунистического, - в общественном организме социализма приведёт к проблемам в его работе и без своевременного исправления – к реставрации капитализма.


Рецензии