Осуществление проекта о судьбах староверов

    Долгим и непростым был  путь к  книге «Нелёгкие и удивительные судьбы староверов», представление которой состоялось 9 Мая в нашем пермском старообрядческом Храме на престольном празднике в день рождения святителя Стефана Пермского при большом стечение гостей и местных прихожан.
 
    Идея уникального проекта принадлежит двум протоиереям, братьям Татауровым – о. Михаилу из посёлка Шамары и о. Николе из Перми, – являющимися опорой всей огромной по территории Уральской епархии. Пристальное внимание братьев давно привлёк бестселлер архимандрита Тихона «Несвятые святые» и другие рассказы», ставший одной из настольных книг и автора этих строк.  Два с небольшим года назад возникло наше твёрдое решение создать подобную книгу о староверах.  Был объявлен призыв написать о людях с интересными и поучительными судьбами, и кой-какие материалы нам удалось получить. Мне пришлось дополнить книгу ранее написанными очерками о встречах с  людьми, живущими в разных городах и уголках необъятной России, стать и составителем, и автором ряда рассказов.
 
    О ком и о чём эта книга? Вниманию читателей представлен ряд очерков, героями которых являются как ушедшие из жизни, так и ныне живущие староверы – наши современники.  Что объединяет их неординарные и по-своему удивительные судьбы? Это, прежде всего, те испытания, которые выпали на их долю и в двадцатом веке, и в нынешние времена, и пути преодоления этих испытаний и искушений. Центральный мотив книги – становление характеров героев и их благотворное воздействие на окружающий мир, ещё во многом безбожный. Такова жизнь и судьба протоиерея о. Валерия Шабашова, уроженца Нижегородских земель, прослужившего несколько лет в суровых условиях Минусинска и в полную мощь развернувшего свою деятельность по созданию старообрядческих приходов в Пермском крае.
 
   Масштабы испытаний определили язык и стиль каждого очерка. Здесь и  трогательная исповедь бабушки Марии Дудиной из деревни Ключи Верещагинского района, что обращалась с бесхитростной и горячей молитвой к Богу в труднейшие моменты своей жизни, и хроника длившейся несколько лет упорной борьбы Александра Поносова, бывшего директора Сепычской средней школы, абсурдно обвинённого прокуратурой в компьютерном пиратстве и доказавшего свою полную невиновность. История его борьбы  с неправедным законом облетела всю Россию, стала достоянием широчайшей гласности.
   
    Очерк о строительстве Храма во имя Святителя Стефана Пермского – это реквием Николаю Трифоновичу Мальцеву, подвижническим трудом которого был создана эта величественная церковь в Перми. О людях, трудившихся на стройке и ставших оплотом всех  богослужений Храма, – отдельная песнь. Читатели узнают о том, что привлекает ежегодно паломников в Шамары – признанный центр старообрядчества в Уральской епархии, и прочтут воспоминания протоиерея о. Михаила Татаурова о двух неутомимых труженицах, посвятивших себя  служению церкви в Шамарах.
   
   Потомственный старовер и профессиональный журналист Максим Гусев с художественной образностью воссоздал судьбы трёх староверов Среднего Урала, чьи жизни должны остаться в благодарной памяти потомков.
 
  Очерк игумена  Кирилла Сахарова о протоиерее Леонтии Пименове – яркой и значимой фигуре в староверческой среде – был взят мною с портала «Русская народная линия». Игумен с душевной теплотой поведал о человеке, с которым дружил и которого хорошо знал.
 
   Пермский край оказался связанным со знаменитой отшельницей Агафьей Лыковой, у которой дважды побывал её родственник Антон Лыков, оказав Агафье необходимую помощь по хозяйству. Известный историк Дмитрий Урушев, автор многих книг о старообрядчестве, прислал краткие зарисовки о судьбах наших митрополитов.
   
    География очерков, вошедших в книгу, достаточно обширна. Это и памятная паломническая поездка пермских староверов на Южный Урал, в Оренбург и Уральск, их неповторимые впечатления от приложения к раке с мощами святого Арсения Уральского, и повествование о чадолюбивых староверах Западной Сибири,  рассказ о нелёгком строительстве Храма в Барнауле и мужественной женщине из высокогорного посёлка Мульта на Алтае.
 
   С героями большинства очерков мне пришлось беседовать самой, но я, как могла, попыталась сохранить и передать читателям всё своеобразие их характеров и подвижничество в деле воспитания детей: таковы иерей о. Вадим Матяш из Бородулино и Елена Шемякина, прихожанка церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Ижевске.
   
    Особое место в книге отведено стойкости староверов Донбасса, мужеству прихожан двух старообрядческих приходов – Городищи в тогдашней Луганской народной республике и Ольховатке в Донецкой народной республике, – которым приходилось неустанно молиться летом и осенью 2014-го года, когда на их исконные исторические земли вторглись украинские неонацисты.  Благодаря этим молитвам, никто из прихожан не погиб, и это ли не чудо Господне!

    Книга завершается библиографией – наиболее значимым трудам по истории старообрядчества – и состоит из двадцати одной главы. Хочется привести примеры подвижничества и преодоления испытаний из их текстов.
Шестая глава названа  «Дело жизни Николы  Мальцева» и повествует о человеке, чей путь к Богу оказался нелёгким и непростым. Сам он так рассказывал о себе:  “Родился я 2-го мая   тысяча девятьсот тридцать восьмого года  в Горьковской области,   предки мои были из поморских староверов, дед даже служил наставником в церкви. Вскоре мои  родители  переехали в Пермь да там и разошлись, жить мне пришлось с бабушкой и дедушкой, от которых я часто сбегал, оказываясь то в приютах, то в детдомах. Начиная с восьми лет, проехал я на вагонах поездов от Москвы до Новосибирска, – такие вот приключения выпали на мою долю, таким изломанным оказалось детство и отрочество…Трудно сказать, остался бы я в живых или нет,  чем  могли бы закончиться подобные авантюры, если Господь не направил бы меня на иную стезю.
   
   Прислушался я к советам опытных наставников, осел в Перми, устроившись работать на завод им. Дзержинского, поступил в механико-технологический техникум и успешно окончил его.   После того, как побывал я в шкуре беглеца, изгоя, беспризорника, захотелось мне иной жизни – уважения и признания людей. А по тем временам это был путь в комсомол и отличная служба в армии. Три года отслужил я в воздушно-десантных войсках и снова вернулся на завод. А через десяток лет уже оказался в научно-исследовательском институте буровой техники, где был вначале механиком, а вскоре – заведующим группой изготовления опытных образцов. За безупречную работу был награждён я медалью “За трудовую доблесть”.
      Выйдя на пенсию, отправился я искать староверческую церковь в Перми, после долгих расспросов нашёл домовую церковь в микрорайоне Южном втором,  там-то судьба прочно свела меня с нынешним батюшкой. Старостой прихода  стал я с двухтысячного года, тогда-то и закипела работа по возведению нового Храма”.
   
    Хочется поведать читателям, что грандиозная стройка осуществлялась в невероятно тяжёлых условиях на средства самих старообрядцев и их попечителей. Пришлось пережить всё: недостаток средств и стройматериалов, отсутствие должного понимания проблемы со стороны властей, нехватку рабочих рук и многое другое.
   
    В нашем приходе, вспоминал о. Никола, порой находилась пара ворчунов или ворчуний, которые, видя, как тщательно пересчитывал Николай Трифонович  собранные пожертвования, сомневались в его честности, едва ли не прилюдно обижали его:
– Прикарманит теперь новый староста наши денежки!
     Услышав это, Мальцев был настолько обижен, что чуть, было,  не сложил с себя все обязанности.
– А ты что думал? – ободрял его о. Никола, – Господь посылает каждому из нас испытание, каждому даёт нести свой крест.
    Батюшка в те годы, может, напрасно не рассказывал прихожанам, что супружеская чета Мальцевых одну из двух пенсий полностью отдавала на стройку,  что сам Николай Трифонович зачастую сам работал в Храме, откладывая дачные дела, что стал он не только организатором, но и душой стройки.
    
    Несколько лет воздвигался в Перми, на улице Холмогорской № 50, величественный Храм: испытания, пережитые строителями, были подобны чудесам. Сам Николай Трифонович – и обликом, и делами –   напоминал Святителя Христова Николу, покровителя земли Русской, – пожилой, невысокого роста, седовласый, с добрыми голубыми глазами, излучающими какой-то внутренний, духовный свет. Обходил он, буквально, с шапкой по кругу  все возможные городские инстанции, ходил  к директорам предприятий да разных организаций.    К 2000-му году, к моменту начала строительства денег на храм было всего-навсего 198000 тысяч рублей – сумма, достаточная лишь на сто свай.
    
   Городские и областные власти с оказанием помощи не спешили, вот и пришлось Николаю Трифоновичу неоднократно обращаться к своим друзьям из института буровой техники, защитившим при его содействии кандидатские диссертации. И они, чем могли, помогли ему, – кто деньгами, кто материалами – не зря пословица гласит, что друзья познаются в беде…
   
    Усердно работал на стройке Храма о. Никола:  в короткий срок освоил он все строительные работы –  стал и плотником, и кровельщиком, и штукатуром-маляром. Отче  был так поглощён церковными делами, что это обернулось трагедией в его собственной семье. Десятого августа  года две тысячи третьего старший его сын Алёша, получив за хорошую учёбу и  примерное христианское поведение деньги от родителей на новую игрушку, стремглав бросился в магазин через дорогу, дабы скорее купить её,   и был сбит несущейся на полной скорости машиной. Сидевшая за рулём девятнадцатилетняя девка отделалась легко: батюшка не пожелал судиться с ней – сына всё равно не вернёшь!  Ему ещё надлежало заботиться о близнецах Иване да Марине и о маленькой Анечке. Четырнадцатого августа, в день начала Успенского поста, после божественной литургии батюшка отпел своего любимого Алёшу, тихо лежащего посреди церкви в маленьком гробике. Все прихожане плакали навзрыд, но горе отца и матери, воистину, было безутешным. Если бы существовал прибор для измерения человеческой скорби, его бы, верно, зашкалило… И только неустанная работа помогла о. Николе смягчить своё неизбывное горе.   
 
  Первая читательница книги Марья Дудина из деревни Ключи сообщила мне по телефону, что иные главы и эпизоды хватают за душу. Особенно те, где речь шла о нелёгком воздвижении храмов  –  в Перми и в Барнауле. 
      
    Велик интерес старообрядцев к собственной истории и культуре. В тринадцатой главе я рассказала о подвижнической деятельности Елены Шемякиной из Ижевска и о нашей дружбе, что длится уже несколько лет. А вот какое письмо получила я от неё в конце 2023-го года: «Я до сих пор живу под впечатлением своей поездки в Боровск. Поездка была очень интересной и полезной. Давно хотела попасть на Всероссийскую конференцию «Старообрядчество: История. Культура. Современность»,  и вот моя мечта осуществилась. Послушала доклады известных ученых, которых знала только по их книгам, а тут увидела их воочию. Успешно выступила со своим  докладом. В Боровск добиралась из Москвы вместе с нашим Владыкой, митрополия выделила для поездки микроавтобус, а обратно ехала с москвичами – участниками конференции.
      
     В последний день нашего пребывания была экскурсия «Боровск старообрядческий», которая длилась пять часов. Были в часовне, выстроенной в память боярыни Морозовой, рядом с тем местом, где были похоронены боярыня Морозова и княгиня Урусова, посетили Введенскую старообрядческую церковь, проехали до другой старообрядческой церкви, которая реставрируется, рядом с ней установлен памятник протопопу Аввакуму, посетили Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, в котором два раза сидел в тюрьме огнепальный протопоп, и откуда потом был он отправлен в Пустозерск. Увидели там келью – место его заточения с низким сводчатым потолком, где невозможно в полный рост стоять. Почувствовали дух эпохи 16-17 веков, там есть захоронения представителей известных княжеских родов. Елена Глинская, мать Ивана Грозного, делала в монастырь большие пожертвования: совершала в него паломничество, и после нескольких лет бесплодия родила сына Ивана – будущего наследника престола. Побывали на подворье Пафнутьевого монастыря – церковь Покрова на горе, бывший Высокопокровский монастырь, где когда-то принял постриг преподобный Пафнутий Боровский и был его игуменом. От посещения Боровска осталась масса впечатлений, хотелось бы побывать на крестном ходе, который там ежегодно проходит 14 сентября».
   
    Невзирая на периодические боли в сердце и большие нагрузки в общине, Елена Шемякина готова в любое время по первому зову приехать в церковь. Однажды дежурная по Храму Фотиния позвонила ей, сказав, что к ним по срочному делу едет епископ Евфимий, а обед не готов. Отложив все домашние и прочие дела, Елена на такси примчалась в Храм и тут же принялась за приготовление любимого блюда Владыки. Все остались довольны, встреча завершилась совместной молитвой. Вот так уже много лет трудится во славу Божию    Ижевская подвижница святоотеческой веры. Хочется от души пожелать ей «Многая лета…».
 
    В семнадцатой главе «Чадолюбивые староверы Западной Сибири» я рассказала читателям о своей поездке в Новосибирск, Томск  и Малиновку в мае 2017-го года. Привожу отрывок из текста: «Необычно и как-то по-особому радостно, приподнято прошёл праздник Жен Мироносиц в староверческом приходе села Малиновка, что находится километрах в сорока от Томска и входит в состав  недавно образованной Томской епархии РПСЦ.    Литургия началась в семь утра, и вскоре в небольшой, но по-сельски уютной церкви собрались все местные прихожане, около двенадцати многодетных семей староверов вместе с детьми.   Радостных, нарядно одетых детей на Литургии  причащал сам епископ – Владыко Григорий, и это событие надолго осталось в их памяти.
 
    Изюминкой праздника стали духовные песнопения взрослых и детских хоров из Томска и Малиновки. Нельзя было без волнения слушать эти  из глубины души идущие распевы, которые начались с пения  самых маленьких  и закончились  пением их взрослых исполнителей.  Владыко Григорий и гости праздника высоко оценили старания всех прихожан.
    
    Праздник завершился дружной общей трапезой  с поздравлениями  да добрыми пожеланиями в адрес хозяев и гостей. Организовала застолье одна из дочерей Владыки, матушка Тамара, что вышла замуж за своего супруга. о. Валентина, в восемнадцать лет да родила, как и её родители, девятерых детей. В тот день довелось мне узнать, что село Малиновку и соседнее село Гари спасли от полного исчезновения несколько поселившихся там многодетных староверческих семей. Их трудами были воздвигнуты церкви, построены добротные дома, разбиты сады да ухоженные огороды с теплицами. Вот так бы – да по всей России в единой связке возрождать святоотеческую веру, прочные семьи, традиционный хозяйственный уклад!».

    Велико значение традиционного образа жизни староверов в наши дни: это красивейшее таинство венчания в церкви, после которого молодая семья заводит столько детей, сколько даёт Господь. Никакой добрачной жизни, то бишь блуда, никакого курения и наркотиков, никаких диких татуировок на коже. При таком раскладе быстро могли бы выкарабкаться русские из демографической ямы, вот почему в качестве живых примеров нужны читателям книги о староверах.

    Нельзя не рассказать читателям о чудесном спасении староверов Донбасса, воссозданном в семнадцатой главе книги. С момента начала народно-освободительной войны в Донбассе, развязанной проамериканской и профашистской киевской хунтой,  весь 2014-й год с пристальным вниманием следила я за развитием трагических событий. Информацию черпала из разного рода СМИ да от своих друзей и коллег по кафедре литературы Луганского пединститута, где проработала доцентом семь с половиной лет, с 1987-го по 1995-й годы. Опираться старалась на самые достоверные источники, одним из которых были статьи игумена Кирилла.
   
    Игумен Кирилл – Сахаров Александр Сергеевич – уроженец города Артемовска Луганской области, а ныне настоятель церкви святого Николы на Берсеневке в  Москве,  постоянно навещал Луганщину.  С особой теплотой отзывался он о староверах посёлка Городищи, где побывал весной 2015-го года. Привожу его воспоминания той поры: “Оказалось, что о. Владимир местный, родом из Стаханова. Интересуюсь у него всем пережитым.  Вот что услышал: “Когда у нас начались тревожные события, мы стали служить ежедневно. Я просто боюсь остановить молитву, чтобы не вернулся кошмар последних недель.  Многие из нашего поселка уехали. Разрушено несколько домов, но не погиб ни один человек. Кто-то пошел к соседу, кто-то спустился в погреб, парень прошел прогуляться, а в это время в их дома попадают снаряды.
    
    Игумен Кирилл рассказал о. Владимиру, что священники нововеры  в России ходят вне храмов в гражданской одежде, даже в коротких штанах-шортах, разъезжают на автомобилях “бизнес класса”, заражены сребролюбием, все требы строго по прейскуранту  – для богатых и бедных одинаково. Среди прихожан даже дамы в штанах и шляпках – вместо юбок и платков. Друг друга не знают. А как общаются между собой? Не “брат”,  “сестра”, “батюшка”, “матушка”, а “мужчина” и “женщина”. Словно не в церкви они, а на базаре.
      
   В ответ  о. Владимир посетовал на то,  что сталось со старообрядческой верой: “Южная часть Луганщины – это бывшие земли войска Донского, где было множество наших церквей, а каждый казак был старовером. Теперь на весь Донбасс остались два прихода – Городищи да Ольховатка, вот и попустил Господь за людское безбожие эту страшную войну. Но сказал Творец: “Не бойся, малое стадо!”. Благо, что нашу церковь ещё охраняет Господь от всех мирских соблазнов! На том и стоим.  Летом 2014-го года, в самый разгар военных действий, ввёл я в церкви почти монастырский уклад: прихожане молились с трёх часов ночи, были ежедневные литургии и вечерние службы. Как только начинались обстрелы, все сбегались в церковь: уж коли умереть – так в Храме Господнем! Я просто боялся остановить молитву. Как солдат, сидя в окопе, в любую погоду  бдительно следит за противником, так и я опасался, что, если ослабить молитву, то силы зла неожиданно атакуют.
    
     Однажды, во время крестного хода, увидел  я, как по улице движутся два неприятельских танка с сидящими на броне карателями. Я при полном облачении, с крестом в руках, с длинными волосами, весь седой, творя непрерывную молитву, пошёл им навстречу. А что ещё оставалось мне делать? Не падать же на колени перед неприятелем! Вослед за мной прихожанка Пелагея катила инвалидную коляску с парализованной моей женой, за нами с иконами и хоругвями с пением молитв шёл весь наш приход. При виде столь необычного зрелища  танки остановились, молодые солдатики спрыгнули на землю.  Православные ли вы, спросил я их. И тут – о чудо Господне! – иные из них стали креститься, пусть и щёпотью, а я с прихожанами продолжил крестный ход. Немного погодя танки развернулись и уехали прочь из посёлка. Господь отвёл!». 
   
   В заключение хочется привести отзыв о книге второго её благодарного  читателя – прихожанина Георгия из Перми: « На пермской земле недавно вышла в свет чрезвычайно интересная книга в жанре нон-фикшн - "Нелёгкие и удивительные судьбы староверов", посвящённая биографиям множества чад Русской Православной старообрядческой Церкви.
   
   Героями исследования стали епископы, священники, диаконы, ученые, инженеры, учителя, рабочие, крестьяне, предприниматели, деятели художественной культуры.   Чем интересна эта книга? Прежде всего тем, что она хорошо, увлекательно написана. Обыденная жизнь важной, значимой части русского народа – старообрядцев – поворачивается на страницах этого биографического исследования совершенно разными, нередко неожиданными, и даже необъяснимыми, гранями. Обратите внимание: это редкий случай, когда вместе соединяются на первый взгляд несовместимые жанры – нон-фикшн и мистический реализм. Книга убедительно показывает – реальная жизнь простого человека намного интереснее, чем кажется. Кроме того, книга является настоящим гимном русскому национальному характеру, ведь её герои успешно преодолевают нешуточные жизненные трудности.
 
     Это биографическое исследование также является содержательным источником исторических знаний, несмотря на все недостатки памятников устной истории и мемуаров как исторических источников. Помимо малоизвестных и просто неизвестных сюжетов, в книгу включены и такие, о которых знает вся страна – жизнь Агафьи Лыковой, дело учителя Александра Поносова, уничтоженное укронацистами староверческое село Никишино. ...Жаль только, что тираж книги, качественно изданной в верещагинской типографии "Печатник", составляет всего 300 экземпляров, и потому данное исследование рискует стать библиографической редкостью».
   
   Хочется надеяться, что после получения ряда отзывов книга будет переиздана, дополнена  и отправлена во все большие и малые приходы РПСЦ. Наш уникальный проект стартовал, и ему принадлежит будущее.
               
      


Рецензии