Охота на Голлума

Контекст:

Как сообщают англоязычные инсайды, новый фильм Питера Джексона о Средиземье находится на стадии разработки. Рабочее название фильма – «Охота на Голлума». Премьера запланирована на 2026 год.

По сюжету, Гэндальф после похода к Одинокой горе узнаёт от Бильбо про волшебное Кольцо, которое он украл у Голлума. Маг чувствует, что это не совсем обычное кольцо и пытается узнать его историю, изловив Голлума. Он начинает безрезультатные поиски, которые продолжаются 16 лет. Многие годы, периодически отвлекаясь на более насущные проблемы Средиземья, он ищет Голлума, и когда надежда найти его пропала, его неожиданно ловит странник Арагорн вблизи Мордора и доставляет в Лихолесье, где его допрашивает Гэндальф. Так Силы Света узнают, что Голлум был в плену у орков и под пытками сказал, что Кольцо у Бильбо в Шире.

Параллельно с поисками Голлума, в Гондоре Гэндальф находит манускрипт с историей Кольца: что произошло с ним после того, как оно попало к Исильдуру. Место, где Голлум отыскал Кольцо совпадает с историей из манускрипта о проклятии Исильдура. Так сложились все паззлы, и Гэндальф спешит к Фродо, чтобы предупредить его, что враги знают, где он и ему стоит поскорее покинуть Шир.


******


Несколько мыслей о возможной премьере в формате вопрос-ответ.


– Почему Питер Джексон вновь взялся за экранизацию после шести фильмов о двух главных книгах – «Хоббит» и «Властелин Колец»?

– Питер Джексон давно приучил нас к тому, что он режиссёр:
а) масштабный;
б) работающий с классикой, будь то Джон Толкин или цифровая реставрация последних месяцев истории The Beatles. Иные – и более кассовые ниши кинематографа – ему малоинтересны.

Прекрасно владея темой, Джексон не допускает глумления над классикой под прикрытием неомодернистов «я так вижу».


– Что эта экранизация добавит к памяти о профессоре, и нужна ли она в принципе?

– По большому счёту, не добавит ничего. Но будет ожидаема поклонниками экранизаций Толкина как бренд, не допускающий вольностей «по мотивам», подобно сериалу «Кольца Власти» (на мой взгляд, паразитирующий на наследии профессора).

Зачем это всё? Здесь важно понимать, что никакого единого восприятия Толкина сегодня не существует. Для фанатов с энциклопедическими знаниями священна только Книга, причём в оригинале на английском. Под «книгой» они подразумевают не только «Хоббита», Трилогию и «Сильмариллион», но и Хроники Средиземья в дополнениях к полному собранию сочинений и даже письма профессора. Ни одна экранизация их не удовлетворит.

Вторая, и самая многочисленная группа – поклонники Толкина в кинематографе. Многих из них экранизации Джексона 2000 – 2017 годов побудили прочесть и книги, но это не фанаты high fantasy, делающие Джексону двести замечаний по каждому эпизоду. А просто люди с явно не худшим вкусом, как я полагаю.

Третья группа – поклонники Толкина на видеоиграх. Каждый новый фильм обещает им свежую игру со сложным прохождением. Эта аудитория растёт ежегодно.

Все три вида контента лишь подтверждают гениальность профессора, однажды решившего всего лишь написать увлекательную детскую книжку («Хоббит»).


– Не является ли третья по счёту экранизация Толкина наскребанием по сусекам, поскольку главное уже показано на экране?

– Нет, ни в коей мере. Толкин создаёт длинную историю Средиземья, укрупняя походы Бильбо и Фродо до отдельных книг. Но черпать сюжеты из его Хроник можно хоть на сто фильмов, от государства Нуменор до последних дней эльфов в Средиземье.

Джексон выбирает промежуточный сюжет между походами Бильбо и Фродо, которые разделяют 60 лет. Поскольку здесь будет понятен весь контекст – тем, кто полюбил две предыдущих Трилогии. Экранизируй он что-то из «Сильмариллиона» (в случае наличия прав), возникли бы неизбежные вопросы у киноманов, не читавших не самую известную книгу Толкина.


– Ты сам ждёшь новую работу Питера Джексона?

– Безусловно. Я скажу парадоксальную вещь: и «Властелин Колец», и «Хоббит» дороги мне настолько, что я даже не написал на них то, что именуется «развёрнутой рецензией». О Толкине и его восприятии – писал много раз, а о фильмах – нет. Мир, воссозданный Джексоном, видится мне уникальным и не нуждающимся в моей критике.

Поэтому, любое новое соприкосновение с Толкином через экран (при том, что я прочёл и Книгу, если языком фанатов) для меня акт радости о лучшем из миров.

Радости, не омрачённой ничем.


PS: этот текст я писал набело минут 20, а потом час выбирал фото. Пусть будет вот это: Совет Магов в Ривендэйле. Гэндальф, Элронд, Саруман и до поры-до времени мудро молчащая Галадриэль.


Рецензии