Чаянов. Мистические Аналогии

Наверное, ни для кого уже не секрет, что Мистическими Повестями Ботаника Х вдохновлялся М. Булгаков и в его романах /в «Мастере & Маргарите» так точно/ можно найти отсылки, пасхалочки к сюжетным линиям данных произведений… а в особенности того, речь о котором пойдёт далее… по иронии судьбы фамилия главного героя повести «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» ~ Булгаков…. Так вот, муж художницы иллюстрировавшей данную повесть под псевдонимом Фитопатолог У. - филолог и специалист по романской литературе Н. Лямин, был близким другом Михаила Афанасьевича Булгакова… "Последний познакомился с «Венедиктовым» именно через Наталью Абрамовну {Фитопатолог У.} подарившую ему экземпляр вышедшей в 1921 году повести" ) Как говорится, совпадений не бывает ахах )) Сам Чаянов был человеком неординарным и чрезвычайно многогранным… экономист, учёный, социолог, антрополог, основатель междисциплинарного крестьяноведения, сын "кулака", писатель-фантаст, да и попросту непризнанный/недооцененный  при жизни гений, сгубленный сотрудниками НКВД… мне крайне близка его разносторонность и широта взглядов, присущая по большей части представителям эры New Agа. Любопытно, как он описывает события своих мистических повестей, помещая действие куда-то в классические постПетровские Екатерининские времена и при этом же вплетает туда психодело-битнические, местами саркастичные {…"и допрашивал его о случившемся в то время, как дюжие гвардейцы ловили по комнатам разбежавшихся иллюминатов" моё любимое}откровенные, мистириальные и одновременно по-эстетски витиеватые повороты сюжета… повествование при этом у него, как правило, сжато при немалом объёме событий /по большей части в разных уголках Европы и исторических местах Москвы/ имеет кучу отсылок и культурных кодов, кабаллистично, интернационально и умещается в один небольшой сборничек… прям респект и уважуха ему от меня, как автору! В особенности для тех реалий в которых приходилось жить и творить - подобное ещё и очень даже смело. Чаянова можно также назвать "инженером человеческих душ" ибо вся эта мистика с одной стороны ничто иное как исследование потёмок души человеческой… её теневых перипетий на грани фола… попытка выяснить, так что же это всё такое - злой рок, наваждение или неспособность надломленного неопределившегося человека противостоять козням судьбы в лице поборников дьявола… с другой стороны ~ просто констатация вымышленного факта и увлекательная Московская Гофманиада, отдающая слегонца стилистикой Э. А. По. А вот экранизацией данных произведений, на мой взгляд, не плохо было бы заняться именно Дэвиду Линчу, но не будем отходить от темы… Отдельного внимания среди остальных его мист. повестей, таких как «Венецианское Зеркало, или Диковинные похождения стеклянного человека» про распаявшегося доппельгангера / «Необычайные, но истинные приключения графа Фёдора Михайловича Бутурлина» про иллюминатов & холодных чешуйчатых женщин / «Юлия, или встречи под Новодевичьим» про карлика из табакерки, выкуривающего из своей трубки призрак той самой Юлии ~ заслуживает повесть «История парикмахерской куклы, или Последняя любовь московского архитектора М.» про противоестественную тягу главного героя к рыжеволосым сиамским близняшкам из бродячего балагана, образ коих преследовал его ещё с Коломны связанной с уездным паноптикумом… Любопытно, что образ этого самого архитектора списан с вполне реального, а именно с В. Маята, мужа сестры первой жены Чаянова… учитывая то что герой стареющий Казанова, эт прям забавно ; в повести есть такая строчка: "…подарил Москве несколько причудливых и странных зданий" ибо Мааяту в реале принадлежат проекты таких необычных зданий, как вилла ~Чёрный Лебедь~ скандально известного купца Рябушинского {да, это та самая вилла которую последний проиграл в карты Л. Манташеву & вокруг убранства которой ходило столько слухов… так как живописные панно от художников-символистов братства "Голубой Розы"/ фриз "нерожденные младенцы" в холле / леопард среди орхидей и пальм у собачьей конуры во дворе / причудливые интерьеры утопающие в экстравагантной экзотической роскоши / загадочная "бабушкина комната" / мраморный саркофаг с фигурой быка, который должен был впоследствии стать гробницей хозяина в саду / вычурные пиры с искусной по тем временам иллюминацией и иммерсивными развлечениями "под яблонями около столиков были пущены прыгающие, ползающие, летающие заводные, вывезенные из-за границы кузнечики, лягушки, бабочки, ящерицы, пугавшие дам, а это еще прибавляло веселья. Игрушечками кто-то невидимо заведовал" - не могли остаться в тени…} нуворишы отдыхают ; так что сам Рябушинский вполне мог стать одним из героев этаких повестей. Только, вот, мы отклонились от темы ибо совершенно другое архитектурное творение Маята, а именно особняк Второва или Спасо-хаус, как его стало принято величать, возвращает нас обратно к… Булгакову ) В 1930-х, в период расцвета дружественных советско-американских отношений, данный особняк, стал местом проведения многочисленных торжественных приемов и праздников, на которых присутствовали члены советского правительства и представители творческой интеллигенции. Приемы проходили с размахом, члены посольства даже арендовали у московского зоопарка и цирка животных для развлечения высоких гостей. Один из таких приемов – «Весенний праздник» 1935 г. послужил для Михаила Булгакова, присутствовавшего среди гостей, прообразом Бала Воланда в романе «Мастер и Маргарита».
Вот такие вот взаимосвязи всего и вся…
P.S. я крайне редко увлекаюсь компьютерными играми, но есть парочка интересных и философично-психологичных / на мой вкус… и среди них, конечно же, «Мор.Утопия». Мне кажется, что по концепции Чаянов не плохо бы вписался туда, как персонаж… на этом мой трактат окончен ~ осталось полистать иллюстрации его друга Кравченко к повестям и погуглить в Яндекс.Картинки в том числе и изобразительные отсылки из произведений /Ж. Калло, "Портрет Ж.А. Рекамье", "Ночь.Тверской Бульвар" Юона, портреты кисти Цорна и другие/


Рецензии