Детский альбом. Не от Чайковского-3. Люленьки...

 "Колыбельная Бабьему яру":

Музыка - Ревекки Боярской, слова - Овсея Дриза

Ох как поет ее Нехама Лифшиц!..

Повесила б колыбель на отвесе
и качала б, качала сыночка моего Янкеле.
Но дом исчез в пламени и огне...
Где же мне укачать моего дорогого?
Люленьки-лю-лю...
Повесила б колыбель на деревце
и качала б, качала сыночка Шлоймо,
Но не осталось у меня шнурка от ботинка,
Не осталось и нитки от наволки...
Люленьки-лю-лю...
Отрезала б косы мои длинные
И на них бы повесила колыбель,
Но не знаю, где искать кости,
Косточки обоих детей моих,
Люленьки-лю-лю...
Помогите, матери, помогите
Выкричать, выплакать мой напев!..
Помогите, помогите
Убаюкать, укачать Бабий Яр...
Люленьки-лю-лю...
*
И в переводе Генриха Сапгира:
======================================
Я бы привязала колыбельку к балке
И тебя б качала, мой ангел, мой Янкель.
Но мой дом как факел вспыхнул средь ночи,
Негде мне баюкать тебя, мой сыночек.

Я бы привязала к дубу колыбельку,
Пела б и качала дочку мою Эльку.
Но дотла сгорели все мои пожитки,
Не осталось даже от наволочки нитки.

Черные густые косы я отрежу
И на длинных косах колыбель подвешу.
Но кого баюкать? Где вы, мои дети?
Я одна осталась на всем белом свете.

Буду я по свету матерей аукать,
Приходите, матери, плакать и баюкать.
Матери седые, будем с вами вместе
Бабий Яр баюкать колыбельной песней.

===============================
Хэлфт мир, мамэс, хэлфт мир

Ойсклогн майн нигн,

Хэлфт мир, мамэс, хэлфт мир

Дэм Баби Яр фарвигн!..
==================================


Боже, ну куда деться!
Суд мой самому страшен.
Это Бабий Яр Детства.
Это плач сердец наших.
- Ал. Розенбаум.

 ...Сильва Михайловна М. рассказывала мне, что после войны по улицам Курска ходила еще совсем молодая седая женщина и спрашивала всех подряд, видели ли они ее Нохемку и  все звала его: "Нохем! Нохемка!"
У нее были мертвые глаза и люди боялись встречаться с ней взглядами.
Сколько их, помешавшихся от непомерного горя матерей, случилось  после тех безумных противоественных человеческому  естеству войн!..
 (Nokhemke mayn zun!)

...Посмотри, какая прелесть,
Вот оркестр играет «фрейлехс»…
Отчего так много здесь людей?
Мама, ну скажи мне, мама,
Кто тут вырыл эту яму
И зачем нас ставят перед ней?
...
Что ты плачешь, ты не видишь —
Их язык похож на идиш…
Но почему всё пьяные с утра?
Может быть, в войну играют,
Раз хлопушками стреляют…
Мама, это вовсе не игра!

Мама, отчего ты плачешь,
Мама, отчего ты пла…
(Нателла Болтянская)

 Сколько тех рвов, ям, оврагов по планете невыученных (и навегда, уверена: они уже  не  станут усвоенными) уроков! НИЧЕГО не ВПРОК!

"...Когда-то давно в Тель-Авиве я разговаривал с одной женщиной, уже не молодой, за семьдесят. Она напоила меня кофе. На руке у нее был номер. Синий кривой концлагерный номер.

-Тогда я тоже умерла на какое-то время- рассказывала она мне-Я была, как пустая погремушка. Маленькая восьмилетняя девочка попала прямо из краковской квартиры с пианино и хрустальной люстрой в серый барак. Я помню только холод и кашель. И кровь изо рта.

И голая мама, стоящая в толпе таких же же голых женщин. Она что-то кричала мне, а я не слышала. Стоял такой плач, даже вой, что я ничего не слышала. Я находилась за проволокой среди детей. А потом она ушла и больше не вернулась. Мне очень хотелось бы узнать, что она кричала. Наверное, когда-нибудь, я попаду на небо и спрошу ее об этом.

Понимаете? Она попадет на небо и увидит маму. И наверное увидит моих прабабушку и прадедушку и других родственников, которые погибли в концлагерях.

И брата моего деда, в честь которого назвали меня, она тоже увидит.

И не важно сколько миллионов погибло в Холокосте. Для меня достаточно и этого..."
 (Александр Гутин)

------------------------------------
"Медною всей плотью
Пой про мою Потьму!
Пой о моем брате —
Там, в ледяной пади!
Пой о моей маме —
Там, в выгребной яме!..
Тум-бала, тум-бала, тум-балалайка!.."

Александр Галич
БАЛЛАДА О ВЕЧНОМ ОГНЕ

 ...любимой мелодией лагерного начальства в Освенциме, мелодией, под которую отправляли на смерть очередную партию заключенных, была песенка «Тум-балалайка», которую обычно исполнял оркестр заключенных.

Подождите, пока не поздно,
Не забудьте, как это было!
Как нас черным огнем косило
В той последней слепой атаке…
«Маки, маки на Монте-Кассино»,
Как мы падали в эти маки!..
А на ярмарке — все красиво,
И шуршат то рубли, то марки…
«Маки, маки на Монте-Кассино»,
Ах, как вы почернели, маки!

....
Тум-бала, тум-бала, тум-балалайка!..
==========
***
Вечер, как терпкий брют, В жёлтых цветах акации,
 Деточка, нас не убьют, Они просвещенная нация.
 В Лейпциге вновь балет, Простите меня, пожалуйста,
 У них же Вильгельм Арент, У них Мефистофель из Фауста.
Деточка, нас не убьют, Я вам говорил уверенно,
 Но стянут на горле жгут, Врал вам совсем не намеренно.
 В бараках туберкулёз, Бывшие люди в прострации,
Лучики жёлтых звёзд, Как лепестки у акации.
 Где-то скрипучий альт, Где-то акации веточка,
Станция Бухенвальд, Jedem Das Seine, деточка.
Там, над трубою, свет, В небо взлетаем где-то мы.
Деточка, нас больше нет, Нас не убьют поэтому.

Александр Гутин


kuk ikh troyerik mir arayn
in mayn mames oygn,
s’hot ir libshaft nit gelozt
vern mir a foygl…

 (Колыбельная на идиш Ицика Мангера, самая знаментая, и почти как все еврейские песни, грустнейшая, даже без всякого перевода).

 "Я когда-то читала об израильском репатрианте, у которого было прозвище «Миллион Детей». Он приехал в Землю Обетованную после Второй Мировой войны, чудом выжив в одном из концлагерей, но потеряв всех родных. Увидев на улице любого ребенка он говорил: «Миллион детей. Они убили миллион детей», ни на минуту не забывая об этой трагедии. Одним из этих детей был Иштван Рейнер, погибший в «Освенциме». На фотографии ему 4 года. Навсегда."

  Фото детей - милых, ухоженных, несчастных, изможденных, в прелестных платьицах и кое-в-чем, мальчиков со скрипочками и девочек с куклами - тысячи в музее Яд Вашем.  И  в инете.  И у меня в альбомах - много. Сердце разрывают все. Но этот мальчик с такой открытой бесхитростной счастливой улыбкой!... Иштван Рейнер!..Он погиб в печах Освенцима вместе со свой бабушкой... ("Шлоф Майн кинд, солст гликлех зайн!..")

Убитых в Холокост детей было больше, чем миллион...

«Шлоф майн кинделе, шлоф майн таяре»!
 
 Они нелюди. А  те, кто отрицает Холокост, кто  настолько, по невежеству и пещерным инстинктам,  ненавидят евреев, что даже в этой страшной Беде  кощунствует!?. Знаете,сколько раз приходилось читать: мало их в тогда!.. "Больно"? "Страшно"?.. Пока люди не станут людьми, Вселенная будет отвечать им  бедами и Катастрофами. И это уже не просто предсказания, а выводы ученых.

...Это я раньше писала (тот последний абзац)...  А сейчас...
Про новости... белгородские-курские... совсем рядом... И про реакции на них (... "а вокруг Средневековье, мракобесие и джаз!.." Слов нет и не будет никогда!..)

И... буквально сию минуту по какому-то кабельному каналу в фильме совсем о другом: "Поздно мы с тобой поняли... даже проплывать по небу..."

Бродят за тобой
Тученьки,
Около кружат
Они…
Протяни ж ко мне
Лучики,
Ясная моя,
Протяни!"

(12 май. 2024). День Генеалогии. Международный День Матери... Ну и так, по мелочи...(Про памятные даты..) Месяц Нисан... 5784.


Рецензии