О конфликте двух принципов
Хочется осмыслить слова Юрия Олёши "Ни дня без строчки", вынесенные им в одноимённое название его книги. К тому же и конкурс под таким названием есть имени Юрия Олёши в Союзе писателей Северной Америки. Так вот скажу о конфликте двух принципов творческой или псевдотворческой, или околотворческой работы. Первый принцип я уже назвал "Ни дня без строчки". Второй принцип, тоже широко известный, "Если можешь не писать не пиши". "Исток её уходит к письму Льва Толстого от 1908 г., который написал в письме к Леониду Андрееву так: «Думаю, что писать надо [...] только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя». Как видите, первый принцип подтверждённый принципом Николая Заболоцкого "Не позволяй душе лениться" направлен против застоя мысли в сознании и принципом "Не ошибается тот, кто ничего не делает" (Итальянская сентенция получила развитие в Германии XVII века: «Кто ничего не делает, не ошибается; а кто не ошибается, не продвинется дальше» (Пауль Винклер, «Три тысячи хороших мыслей», 1685). Не менее популярное суждение «На ошибках учимся» представляет собой перевод с латинского «Errando discimus». ). Добавим сюда и мысль Жульена де Фолькенаре. "Не позволяйте мыслям оседать в памяти, они не всплывут больше". И у меня есть две мысли на сей счёт («Он ловил золотых рыбок методом проб и ошибок» и «Он так талантливо заблуждался, что даже в истинах не нуждался»). А что подтверждает слова Л.Н.Толстого? И рекомендация Козьмы Пруткова «Если у тебя есть фонтан, заткни его, дай отдохнуть и фонтану», и пословица «утро вечера мудренее». И рассказ А.П.Чехова о вреде изнуряющего творчества. И наш личный опыт, исходящий из рекомендации врачей сменять вид деятельности, для плодотворности творчества.
Вывод: всё хорошо в меру. Не выходите за предел своих возможностей в творчестве и старайтесь успеть сделать нечто важное для вас, чтобы потом не сожалеть оа бесцельно прожитых годах.
Рецензии