Пушкин Гомер Мораль чести
Объект эпоса Гомера – грек Герой
Фундамент этого Героя – гомеровская мораль
Анри-Ирене Мару пишет об этом так:
«Ее нравственный идеал достаточно сложен: во-первых, он включает в себя несколько стеснительный для нас образ «многохитростного мужа», ;;;;;;;;;; ;;;;, смахивающий на знакомую подозрительную фигуру восточного пройдохи. Таким предстает иногда Одиссей в своих морских приключениях. Сметливость и ловкость гомеровского героя сближаются здесь, как уже было замечено, с практической мудростью восточного писца: они превращаются в умение выпутываться из любых обстоятельств. Нашу совесть, облагороженную веками христианства, все это приводит порой в некоторое смущение: чего стоит, к примеру, снисходительное удовлетворение Афины по поводу особенно удачной лжи ее ненаглядного Одиссея
Но, к счастью, это не главное. Благородный и честный образ Ахилла воплощает нравственный идеал гомеровского рыцаря гораздо полнее, чем Одиссей Возвращения. Этот идеал легко определить одной фразой: героическая мораль чести. В самом деле, именно у Гомера каждое античное поколение обретало стержень этой аристократической этики — любовь к славе.
Она основана на коренном пессимизме греческого духа, так глубоко прочувствованном молодым Ницше: печаль Ахилла!
Жизнь коротка, смерть неотступна, загробная жизнь не сулит особого утешения. Идея блаженства избранных на Елисейских полях еще не утвердилась, а что до общей судьбы теней, их неясного и зыбкого существования, — как оно жалко!
Мы знаем, как его оценивает сам Ахилл — вспомним его знаменитые слова, обращенные из Аида к Одиссею, восхищенному уважением, с которым расступаются простые тени перед тенью героя:
О Одиссей, утешения в смерти мне дать не надейся:
Лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле,
Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный,
Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать мертвый
Наши герои страстно любят земную жизнь, столь краткую, а для них, воинов, особенно ненадежную. Любят той откровенной, простодушной любовью, которая и знаменует для нас особую атмосферу языческой души. И все же, как ни драгоценна эта жизнь — она не высшая ценность в их глазах. Они готовы — и с какой решимостью! — пожертвовать ею ради чего-то высшего.
Именно это делает гомеровскую мораль моралью чести
Идеальная ценность, которой приносится в жертву и самое жизнь — это ;;;;;, непереводимое слово; было бы смешно пытаться передать его, следуя нашим словарям, как «добродетель»
(vertu ), разве что оживив эту бесцветную вокабулу всем, что современники Макиавелли вкладывали в свое virtu.
это, в самом общем виде, доблесть, а в рыцарском употреблении — то, что делает человека храбрецом, героем. «Он пал как храбрец, каким он и был», ;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;; — эта
формула повторяется без конца, чтобы почтить смерть героя, смерть, в последнем самопожертвовании в самом деле исполняющую его судьбу: гомеровский герой живет и умирает, воплощая в своем поведении определенный идеал, определенный способ жизни, символизируемый словом ;;;;;.
И вот слава, известность в компетентном кругу храбрецов — это мера, объективное признание доблести. Отсюда страстное стремление прославиться, добиться первенства, лежащее в основе этой рыцарской нравственности.
Гомеровский герой, а по его п р и м е р у и всякий грек, может быть поистине счастлив, только если чувствует и утверждает себя первым в своем роде, выдающимся и непревзойденным.
Эта идея — безусловно основополагающая в эпосе, где дважды повторен один и тот же стих, одно и то же наставление — один раз устами Гипполоха, обращающегося к своему сыну Главку, другой раз — мудрого Нестора, передающего Патроклу напутствие Пелея Ахиллу: «всегда быть лучшим и превосходить других», ;;;; ;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;; .
В Илиаде:
785 Но Менетий тебе заповедовал так благородный:
— Сын мой! Пелид Ахиллес тебя знаменитее родом,
Летами старее ты, у него превосходнее сила;
Но руководствуй его убеждением, умным советом;
Дружески правь им; всегда он на доброе будет послушен. .
//см. https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1344000011#780//
Образ Ахилла обязан своим трагическим благородством и величием именно этой безраздельной устремленности души к единой цели: он знает от Фетиды, что, победив Гектора, сам должен погибнуть, однако отважно устремляется навстречу своей судьбе. Речь для него идет не о преданности ахейской родине, не о спасении находящегося в опасности войска, но только о мщении за Патрокла, о том, чтобы избежать грозящего позора.»
//см. H.-I. Marrou Histoire de l';ducation dans l'antiquit; Paris, 6 1965, ;d. revue et augment;e ('1948) или ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ В АНТИЧНОСТИ (Греция) \ «Греко-латинский кабинет» .А.Шичалина М о с к в а 1998//
Из этого фрагмента выделим важное для темы Дуэльной истории Пушкина и его гибели от руки им же выбранного наемного стрелка и жиголо, которым увлеклась кстати женка поэта:
Герой тот, кто горячо любит жизнь, но готов пожертвовать ею ради чего-то высшего. Герой живет и умирает, воплощая в своем поведении определенный идеал, определенный способ жизни, символизируемый словом ;;;;;. Это и есть МОРАЛЬ ЧЕСТИ.
Лермонтов возможно потому в Смерти Поэта назвал Пушкина «невольником чести»
Вслушался бы Пушкин в молитву Ахиллеса из ада Аида:
О Одиссей, утешения в смерти мне дать не надейся:
Лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле,
Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный,
Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать мертвый
Пушкин вслушался.
Но он был аристосом духа и воспитал себя по нормам греческой арете …
Он боготворил честь и обожал месть
Он мстил самому себе за неудачу с Натали и молву о рогачестве и семейном кокюаже
Свидетельство о публикации №224051200353