О фильмах про школу и мысли об образовании

Мой учитель истории давал мне "тренироваться" в педагогике на классах коррекции, где "трудные подростки", родители не следят за детьми, бухают, семьи не полные и т.п. Я с досадой спросил, почему мне приходиться работать с подобными слабыми классами. На что он ответил: научись работать со слабыми классами, с трудными детьми, потом уже не будет иметь значение, с кем работаешь, со слабым или сильным классом. Со слабых классов легко переключиться на сильные, а вот наоборот уже гораздо сложнее. Действительно, в чем-то истина есть. В начале 2000-х я только закончил школу и мне было проще быть некоторого рода авторитетом для подростков, потому что я сам не успел стать окончательно взрослым, сам был вчерашним школьником, которого они могли видеть в этой же самой школе. А младшие дети на старших, особенно, прилично старших, но еще не совсем взрослых, смотрят всегда снизу вверх, прислушиваются, если перед ними не какой-то дохлый очкарик. Тем более, последний год в школе у меня получился трудным. Так что, у меня и опыта было больше и даже любому старшекласснику по шее мог надавать, в случае чего, меня не связывали никакие педагогические обязательства. Некоторое время я помогал вести уроки, когда классы получались сдвоенными, даже работал на дому с травмированным ребенком. При этом в школе официально я не отработал ни одного дня. Но мне было интересно наблюдать за почти взрослыми людьми, старшеклассниками, за детьми из неблагополучных семей, как мой наставник ко всем им подбирал ключ; и в каких-то чумазых, неопрятных детях пробуждался интерес к учебе, они показывали свои знания (а у них они, оказывается, были), раскрывались по-человечески. Вот тогда я раз и навсегда понял, что школа (остатки еще той, советской Школы) - последнее прибежище в деле воспитания и образования ребенка. На первом месте именно воспитание, потому что существует такая категория граждан, которые не занимаются своими детьми (а зачастую это еще и многодетные "неблагополучные" семьи). Школа это последнее место, где еще могут учителя проявить свои человеческие качества и что-то вложить человечное в ребенка, раскрыть его к миру, чем-то заинтересовать, показать, что в жизни может быть еще что-то, кроме безрадостного дома.

С тех пор проблема трудных подростков (мне понравилась и "Педагогическая поэма" Макаренко), школы, изнанка общества меня интересует. Мне нравится смотреть о проблемах американской молодежи, как у молодых людей берут интервью, как делятся своими мыслями. Благодаря Ютубу сейчас многое доступно. Я вижу наше будущее, к чему мы идем. Кстати, известная игра ГТА "Сан-Андреас" построена в общих чертах на "разборках" банд Лос-Анджелеса. В Ютубе тоже интересно смотреть об этом видео, где члены банд сами рассказывают о себе, о взаимоотношениях между бандами.

Но то, что показывается в американских нормальных, драматических фильмах, поражает своей жестокостью и цинизмом. К счастью, мы не доросли до такого...пока...Просмотренный фильм "Школьные джунгли" (в оригинале: "Blackboard Jungle") еще 1955 года, снятый по рассказу Эвана Хантера, спустя много лет любопытно смотреть, сравнивать с обстановкой в школе более новых времен. Сюжет фильма таков. Молодой учитель, после демобилизации, заканчивает колледж и идет по призванию работать в школу. Школа достается, как можно понять, в криминальном районе, дети, соответственно, под стать своей среде, в которой растут и воспитываются (вернее, воспитывает и учит их улица). Молодой учитель сталкивается с детской жестокостью, с подростковым бандитизмом. После столкновения учителя с подростками, разногласий, учителю в конце концов удается найти подход к подросткам и найти с ними общий язык. Самое интересное, что в фильме показывается такой уровень образования почти 18-летних американских школьников, который не достигает даже того, что называется у нас "начальной школой". В общем-то, все говорят и пишут, что среднестатистический американский школьник выходит из школы с очень низким уровнем образованности. В США до сих пор никто не знает точный процент безграмотных американских подростков.

В этой связи вспоминается другой, более впечатливший меня, фильм "187" (В оригинале: "One eight seven") К. Рейнольдса,1997 г. выпуска. В фильме показаны жестокость и насилие трудных подростков. Фильм выглядит достаточно правдоподобно, наверное, потому что сценарий писал сам учитель, который знает школу и подобный мир, так сказать, не по разговорам, а изнутри. Концовка получилась мощная. Я специально не пересказываю подробно сюжеты фильмов, чтобы, если кто захочет посмотреть, не знали концовок и было интересно смотреть.

Американская школа и идущая по её стопам европейская (и мы пытаемся бежать впопыхах следом, дабы не отстать от благословенного Запада... да и сами через капитализм и подражательство к тому идем), весьма показательны. В первом фильме педагог сокрушается на низкую зарплату учителей, во втором несколько другая ситуация, но в целом, видимо, показательная ситуация: нежелание учиться американских подростков, не видящим смысла в знаниях, в низком социальном статусе учителя. Доминирует бесправность учителя в первом и во втором случаях. И мы мчимся в том же направлении, к тем же результатам, когда сами отреклись от "выстраданной" своей советской школы, от отделенности государства от религии, от светскости образования, и идем следом непонятно за кем и для чего...


Рецензии