Блаженны миротворцы - 5, Глава 11

Старый Айрин

Лес начал редеть, переходя в обширное не то поле, не то пастбище, за которым показались дома поселения Белые Росы.

Это – последнее, - подумала Нея. – Дальше меня ждут города...

За годы своих странствий она не раз слышала фразу, что города убивают. Так много рождённых в экопоселениях ушли туда в поисках лёгкой и красивой жизни. Ушли, чтобы сгинуть без следа.

Хватит ли у меня сил? – в отчаяньи размышляла Нея. - Я знаю, я должна... Но как?

Она остановилась перед кромкой леса, сняла рюкзак и опустилась на колени. Слои мироздания пронзила та видимая лишь духовным взором связь, что была разорвана в начале времен. Восстановить ее дано лишь тем, кто способен вместить в себя благодать Духа...

Нея шагала по траве, к счастью, не слишком высокой. Она свернула в сторону полосы кустов и деревьев, очевидно, окаймлявших протекавшую рядом с поселением реку, и наткнулась на тропинку. Она пошла по ней, радуясь такой удаче.

Вдруг впереди из зарослей со стороны реки вышел высокий мужчина с удочками и контейнером, очевидно, с рыбой. Он оглянулся, и Нея узнала знакомые черты.

-Папа! – с громким криком она бросилась в его объятия.

Совсем скоро она сидела за ломящимся от яств столом в просторном бревенчатом доме, украшенном традиционной резьбой по дереву. Две малышки-сестры не сводили с нее глаз, а младенец-брат примостился у нее на коленях, доверчиво прижавшись к ее груди.

Душа ее ликовала, она славила Бога за счастье, наполнявшее прекрасный дом ее родителей и за утешение видеть всё это своими телесными очами. Если бы только не долгие и настойчивые уговоры вернуться на Светлый Айрин, не слёзы матери...

Нор и Рита исчерпали всё своё красноречие. Если бы они могли понять! Нет, она слишком многого хочет.

Нея провела в Белых Росах целую неделю. В немногие свободные от своего служения часы она с упоением нянчила малышей, пекла хлеб и работала в огороде.

- Как ты думаешь,  – спросил её отец, – стоит ли нам обнародовать информацию о контакте с Иттаном?

- Не нужно этого делать, – ответила Нея. – Это случится само по себе, когда придёт время.

- И когда же оно придёт?

- Когда я закончу свой путь!

- Ты меня пугаешь! – озабоченно произнёс Нор.

- Не бойся, папа! Смерти нет! – улыбнулась в ответ Нея.

Светлый Айрин

-Твой Бог – теперь и мой Бог! – произнес Тео, когда мы садились во флаер, чтобы лететь в академию.

Я лишь улыбнулась в ответ.

Духовная академия состояла из нескольких сот филиалов, разбросанных по всему Айрину. Нашу тройку определили в тот, что располагался на окраине Надежды.

Почти все наши однокурсники были уже на месте и мы принялись знакомиться друг с другом. Я и Тео невольно привлекли к себе всеобщее внимание. Он из-за цвета глаз и волос, не встречающегося у арья, я же из-за того, что оказалась здесь единственной женщиной. Впрочем, это любопытство быстро улетучилось, всё-таки люди у нас доброжелательные и деликатные. Мы благополучно затерялись среди ожидающих в холле главного здания академии и непринужденно болтали с ними о том, о сём.

- Зачем ты пришла сюда учиться? – услышала я вдруг.

Того, кто спрашивал, звали Нейт. Я начала было формулировать ответ, но, поймав его взгляд, внезапно ощутила, что его это совершенно не интересует. И тут нас попросили пройти в зал на первую лекцию, общую для всего курса, где к нам, наконец, присоединился Дейн.

Кейн и Мари были, конечно же, удивлены нашим странным решением, но у нас принято уважать духовные искания близких. Кроме того, наши супруги видели, что после визита в систему Иттана мы с Дейном не могли уже жить, как прежде, и они радовались нашей надежде вновь обрести себя.

Мы изучали интереснейшие вещи, например, историю христианства, что точно не могло оставить меня равнодушной. Когда-то я держала в руках дневник одного из участников экспедиции к загадочной Эриде – прародине человечества. Это поистине странное место, некая пространственная аномалия. Я слышала от Неи, что там даже время течет иначе. Впрочем, стоит ли удивляться, ведь во Вселенной так много неразгаданных тайн.

Наши исследователи забрали с той планеты трех человек, которых их правитель приказал убить лишь за то, что те были христианами. Арья долго не могли понять, как такое вообще возможно, пока сами не столкнулись с гонениями на Церковь уже в своем родном мире.

Вполне вероятно, что христианство и государство как система насилия и эксплуатации в принципе несовместимы. По крайней мере, на Старом Айрине у них не получилось ужиться вместе. Арья-христиане покинули свою прежнюю родину и переселились на недавно открытую биосферную планету. Так возник Новый, или Светлый, Айрин – мир без денег и иерархии, живущий по закону Божьему.

Не менее жадно я впитывала лекции, посвящённые проблеме перевода с одного языка на другой текстов Священного Писания. Нам с Дейном, переводившим книги с языка тану, это было крайне интересно.

Мы никогда не задумывались о грандиозности взятой на себя миссии. А между тем апостол Павел, перечисляя дары Святого Духа, относит к ним и высокое искусство перевода, или истолкования языков. Точно перенести смыслы различных понятий из одной культурной среды в совершенно иную очень непросто. Даже перевод слов, обозначающих непонятные для твоего мира жизненные реалии – уже проблема, а переводить абстрактные понятия – о, это сущий кошмар! Мы подчас тратили много времени, изводя вопросами тану, чтобы уяснить для себя оттенки смысла какого-нибудь заковыристого философского термина и подобрать подходящий эквивалент на языке арья.

Кроме этого меня зацепили богословие и особенно апологетика, то есть навык вести дискуссии в защиту веры. Это было именно то знание, нехватку которого я так остро ощущала, когда слышала от самых разных людей и в самых разных обстоятельствах просьбу рассказать о своем Боге.

Тео, еще толком не освоившемуся в нашем мире, приходилось очень нелегко, но ему помогали и мы с Дейном, и другие учащиеся, и преподаватели. Впрочем, нам всем порой становилось трудно, потому что информации было очень много, а некоторые вещи требовалось буквально зазубривать. Правда после изучения теории межзвёздных прыжков это не выглядело чем-то запредельным.

Помимо лекций мы два раза в неделю летали в монастырь к нашему наставнику отцу Киру, и обсуждали с ним не только изучаемый материал, но и наши личные вопросы и недоумения. Общение с ним было, пожалуй, самым ценным для меня.

Кир был совершенно удивительным человеком. Я знаю, это прозвучит смешно и нелепо, но он почему-то напоминал мне одного великого волшебника из древних легенд, управляющего стихиями и познавшего почти все тайны мироздания.

Но главным было даже не это. Он любил нас, своих учеников, всем сердцем. Достаточно было услышать его приветствие, и на душе тотчас становилось легко и радостно. Я буквально купалась в этой любви, почти физически ощущая ее потоки.

При первой же встрече я засыпала наставника множеством вопросов. Он улыбнулся мне и сказал:

- Не всё сразу, Тэми! Даже если прямо сейчас вывалить на тебя все ответы, будет лишь каша в голове, и ничего больше. Просто иди своим путём и смотри повнимательней. Ты сама всё увидишь!

Твое стремление к познанию весьма похвально, но всему своё время. Тебе кажется, что люди так мало знают и могут, но ведь это совершенно не так.

Смотри, мы изобрели регенератор, и теперь не боимся болезней и травм. Нам не требуется убивать ради еды огромное количество животных, хоть мы и едим мясо больше, чем когда-либо. Наша наука настолько проникла в тайны живых созданий, что дала нам невиданную прежде безопасность и свободу. Я интересовался в детстве, как с этим было раньше. Ты знаешь, что первая экспедиция, посетившая биосферную планету, почти три месяца выдерживалась в карантине на орбите Старого Айрина? Все привезенные ею живые организмы, в том числе микробы, тщательно изучались на предмет потенциальной вредоносности. Сейчас мы даже не задумываемся о таких вещах, зная, что мгновенно справимся с любыми опасностями подобного рода, если они вдруг возникнут.

А сами межзвёздные путешествия? Или телепатия? Не это ли тот истинный язык первых людей, позволяющий постигать суть и обмениваться информацией без каких-либо искажений? Но если опять же вспомнить историю, то наше настороженное отношение к этому новому явлению уберегло нас от масштабной эпидемии психических расстройств, от которой в то время пострадали и даже погибли, подвергнувшись эвтаназии, десятки, если не сотни тысяч человек на Старом Айрине.

- Но почему телепатия появилась и у них? – с недоумением спросила я.

- Потому что мы – один народ! Невозможно провести границу, препятствующую распространению дара, который Творец ниспослал возлюбившим его детям.

- Но ведь они используют её для зла!

- Бог наделил человека свободой воли!

- Хорошо, а как тогда со свободой познания?

- Твой с Тео эксперимент с проникновением в сокрытые от восприятия человека сферы – он, как бы это получше выразиться, несколько не соответствует нынешнему уровню духовного развития человечества. Вы оба в высшей степени одаренные и сильные духом люди. Но даже для вас это было слишком опасно и могло закончиться гибелью.

- Да, но...

- Тебе понравилось видеть деморфов? Удачное же слово тану подобрали для наименования этих сущностей!

- Что ты! Я даже выразить не могу, настолько это было гнусно, больно и просто ужасно!

- Твой брат Тео до сих пор не может прийти в себя от радости, что он их больше не видит.

- Я поняла...

- Не печалься! Мир меняется, и тебе суждено узреть много невиданного прежде.

- Я жду ребенка и надолго буду выключена из активной жизни.

- Это только так кажется! Разве ты не знаешь, что посеянное в землю семя усердно развивается, сокрытое от глаз, прежде чем явить миру видимый росток, который даст цветы и плоды?

Мы с Дейном от души радовались новым знаниям и новому кругу общения, в котором быстро нашли себе друзей. Все было бы просто замечательно, если бы меня не донимал тот странный человек.

Большинство учащихся были семейными людьми, в духовную академию вообще не принимают тех, кто младше 35 лет. Одинокими были лишь единицы, ощущавшие призвание к монашеской жизни. Одним из них и был этот самый Нейт.

Он приводил меня в растерянность. Я часто замечала устремлённый на меня взгляд, полный не то презрения, не то какой-то странной неприязни. Я не могла понять, в чём дело, ведь я никогда не встречалась с ним прежде.

Однажды, улучив момент, когда я была одна, Нейт подошел, безукоризненно вежливо поприветствовал меня и спросил:

- Скажи, ты никогда не задумывалась о том, что твое обучение здесь бессмысленно и ты напрасно отнимаешь у людей время и силы?

Я не понимала, почему вдруг он прицепился именно ко мне. Только потому, что я женщина? Но в нашем мире уже давно никто не считает женщин неполноценными по сравнению с мужчинами. Да, такое бывало раньше, ещё на Старом Айрине. Но и тогда многие аристократки активно ломали эти стереотипы, становясь успешными коммерсантами, управленцами, учёными и деятелями искусства. Более того, хоть и намного реже, но среди них встречались и великие путешественницы, и даже полководцы.

Им ведь не нужно было, в отличие от остальных женщин, тратить большую часть времени на обеспечение быта своих близких в виде уборки, стирки и готовки, столь утомительных при отсутствии современных технологий. Не приходилось им также в одиночку ухаживать за детьми, больными и пожилыми.

Само собой разумеется, если женщина была вынуждена еще и сочетать вышеперечисленное с добыванием ресурсов на прокорм семьи, ни о каком серьёзном саморазвитии не могло идти и речи. В таких случаях сил обычно хватало только на пассивный отдых и примитивные развлечения. И тогда рождалось ложное представление о женской ограниченности и приземлённости, отсутствии креативности и стремления к самосовершенствованию.

Снисходительно-пренебрежительное отношение к женщинам начало меняться всерьёз только с распространением христианства. Большую роль здесь явно сыграло почитание Богоматери. Да и сама формула христианского брака «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» ставила женщину на более высокую ступень, нежели раньше. Именно тогда при замужестве многие начали сохранять свои прежние родовые имена.

Чуть позже женщины показали себя более стойкими в гонениях на христиан. На фоне этого даже разгорелись жаркие дискуссии, можно ли им наравне с мужчинами быть священниками. Правда, в результате к этому так и не пришли, то ли сочли преждевременным, то ли в принципе невозможным. Действительно, хоть во Христе и нет разницы между полами, но в нашей земной жизни она вполне себе есть и очень даже значима.

Я попыталась вызвать Нейта на откровенный разговор, чтобы прояснить причину его недоброжелательного внимания ко мне. Но ничего хорошего из этого не вышло.

- Скажем так, мне не слишком приятно находиться рядом со столь бездуховной особой! Может, расскажешь, за что тебя отстранили от профессии?

Услышав это, я ужаснулась. Откуда он мог узнать?

В конце концов я решила посоветоваться с Дейном:

- Ты же знаешь, что я никогда не освещаю в своем аккаунте ничего, что касается моей профессии! Чтобы выяснить такие вещи, надо либо пообщаться с тем, кто меня хорошо знает, либо запустить специальную программу, которая по крупицам соберет в инфосфере разрозненную информацию и сложит ее в целостную картину.

- Так а в чём проблема и тебе сделать то же самое? – удивился брат. - Изучи для начала его аккаунт, посмотри, что у него с образованием, семьей, выясни, где он трудился!

- Но мне неприятно заниматься такими вещами, я не хочу шпионить за моим ближним! – возразила я. – И потом, использовать программы поиска информации для сбора данных о людях – аморально, все знают об этом с детства.

- Но всё равно используют!

- Немногие и очень редко!

- Если хочешь, я могу с ним поговорить. Обещаю, что после этого он будет обходить тебя стороной!

- Давай пока подождём.

- Как скажешь! – ответил Дейн.

Вскоре я пожалела, что к нему обратилась. Потому что желание мне помочь в сочетании с привычками, вынесенными со Старого Айрина, сподвигло его поинтересоваться личной жизнью моего загадочного недоброжелателя.

- Этот Нейт – тот ещё фрукт! – заявил мне Дейн. – Отучился первый курс в лицее кшатри, потом ушел. Видимо, не выдержал трудностей.

- Погоди, нельзя так думать о людях! – возмутилась я. - Наверняка он просто понял, что это не его. У нас многие меняют лицей после первого года учёбы.

- Заключил помолвку, а меньше чем через год она была расторгнута! Ты опять назовешь это случайностью?

- Конечно! Для того и существует помолвка, чтобы люди убедились, смогут ли они прожить вместе всю жизнь. И если поймут, что нет, они спокойно расстанутся.

- Выучился на социолога, преподавал в образовательном сообществе. Хотел пойти в учительскую академию, но не пошел. Не дали рекомендаций?

- Может, просто передумал! – не согласилась я.

- Потом был ещё один лицей, на этот раз информационные технологии.

- И что? Больше половины взрослого населения имеют как минимум два разных профессиональных образования!

- Не понимаю, почему ты всё выворачиваешь в его пользу? – удивился Дейн.

- Но ведь неправильно думать о людях заведомо плохо! – ответила я.

- Ладно, я понял, у нас среди молодежи тоже зародилась такая тенденция, – вздохнул Дейн.

- Ты считаешь, что это нехорошо?

- Да нет, не то, чтобы нехорошо. Но ведь надо видеть реальность, как она есть. Лучше горькая правда!

- Правда, конечно же, всегда лучше. Только почему сразу горькая? Да, люди иногда делают ошибки, но ведь не потому, что сознательно хотят творить зло. Где-то не додумали, где-то оступились или проявили слабость...

- Светлый Айрин во всей красе! – констатировал Дейн.

- Меня во всем этом больше всего смущает одно, – заметила я. – Как же так получилось, что ему никто не помог?

- Может, и помогали, – возразил Дейн. – Наверняка даже, судя по тому, как вы тут живете. Но ты же понимаешь, что человека нельзя спасти насильно!


Рецензии