О сновидениях

Обычно сон расслабляет тело: усмиряет отдельные его участки, приводя к отдохновению мышц, и в целом приносит душевное успокоение всей нервной системе.
Но случаются сны, в которых человек испытывает ещё большее напряжение тела, чем в бодром состоянии.
Это не судорожные явления, в которых присутствует большей частью боль, а некое безпокойство ума…

«Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание».
Святитель Игнатий Брянчанинов

Помню, как я вначале церковного пути – боролся с сонными кошмарами: хочу перекреститься в полусне, да не могу – правая рука, словно бы отнялась; тогда я левой рукой брал свою правую руку и наносил таким совместным усилием на себя крестное знамение и тут же засыпал спокойно.
Страшные кошмары вскоре покинули меня навсегда, но обольстительные сны ещё долго тревожили моё распутное естество.

«Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды… но миновала ночь… ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью».
Ефрем Сирин

Какое прекрасное состояние – совершенно без снов я испытывал сразу после того, как со мною случился инсульт. Я впадал в глубокое забвение, покой, и никакая иллюзия не проникала в моё сознание. Но это состояние длилось недолго, примерно с полгода – точно я сказать не могу, потому что не было резкого перехода в обычное сонное пребывание: оно происходило постепенно, и я опять вернулся своим сознанием в простые сны.

«Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, о них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями».
Святой Симеон Новый Богослов

После случившегося со мной апоплексического удара прошло почти пятнадцать лет: каких-либо особых физических забот я теперь иметь не могу (правая половина тела не подчиняется мне), и духовное внимание уже всё захватило меня.
Сны унялись в своих колебаниях и сейчас это просто атрибуты сонности, на которые я не обращаю никакого внимания.

«Совершенно не верьте никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы».
Блаженный Диадох Фотикийский

Май, 2024


Рецензии