Теория латентного безумия. 4. Психопатия, ред. 5

(Мои статьи на Дзен: dzen.ru/luchnikoff)

Продолжая тему юмора как наиболее наглядного, раннего и чувствительного симптома при расстройствах нервной системы и психиатрических диагнозах (читайте первую часть, посвященную преддеменции, и вторую часть, посвященную шизофрении), вне всякого сомнения, наиболее любопытным персонажами являются представители психопатического спектра, куда входят антисоциальное, параноидное, нарциссическое, зависимое и другие типы расстройств.

В статье приведены исследования в самом буквальном смысле слова последних лет. А понятия и угол зрения на ситуации в моих статьях и исходных исследованиях носят характер информации, с которой вы ранее никогда не встречались.

Но, забегая вперёд, хочу сказать, что причина "самого загадочного расстройства личности" больше не загадка. И впервые за всю историю человечества такие субъективные понятия, как "нормальность" и "ненормальность" оцениваются в измеримых величинах.


Теория латентного безумия и его влияния на социальные процессы. Часть 4 «Психопатия».

Эпиграф

"В каждом маленьком ребенке..."

В каждом маленьком ребенке
И мальчишке и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!

Должен он бежать и прыгать
Все хватать, ногами дрыгать
А иначе он взорвется, трах-бабах!
И нет его!

Каждый новенький ребенок
Вылезает из пеленок
И теряется повсюду
И находится везде!

Он всегда куда-то мчится
Он ужасно огорчится,
Если что нибудь на свете
Вдруг случится без него!

Эдуард Успенский


ВВОДНАЯ

Держу пари — думаю, что такое "зло" как психопатия вы представляли себе как-то совсем иначе, но многие аллегории для этого невесёлого, в целом, персонажа будут детскими. Психопат — это... ребёнок!

Большой (выросший), капризный, импульсивный, с большим количеством энергии, вертлявый (изворотливый) человек с мозгом ребёнка в теле взрослого. Как только мы осознаём это, "всё встаёт на свои места".

Интересно, что о "детскости" психопатов упоминали в своих работах ещё Э. Крепелин и П.Б. Ганнушкин.

По аналогии с прочими психическими расстройствами, общество обывательски относит психопатию к заболеванию, к которому личность человека "пришла" ситуативно, — как эксцесс, в то время как это изначально нарушенный процесс развития и состояния множества структур головного мозга.

На это указывают новейшие инструментальные исследования о дефицитарности (другими словами, недоразвитости) мозга психопатов, описанные в книге Кила Кента «Укротитель психопатов. Научные данные о людях без совести» от 2017 года, и существующая с 1936 года «Теория когнитивного развития» Жана Пиаже.

Дезориентируют нас в повседневности их природные адаптационные механизмы, в частности мимикрия, а также описанный ещё в 1907 году психологом Фредериком Уэллсом "Эффект ореола", — он объясняет через призму каких когнитивных искажений мы оцениваем того или иного человека.


Если вопросами, связанными с деменцией, занимаются по большей части неврологи и геронтологи, а шизофренией — психиатры, то психопаты интересны всем.

В разных ипостасях ими занимаются и медики, и специальные службы, и полиция, а также писатели, сценаристы и режиссеры, медицинская, психологическая, социологическая, историческая и художественная литература, блоги, многочисленные журналы и паблики, театр и конечно же кинематограф!

Они сочетают все признаки психически нездорового человека с ясностью ума, в повседневном понимании этого смысла.

Они и юридически вменяемы и дееспособны, без явной перспективы утратить и то и другое.

"Зябко подрагивая", преддеменция и шизофрения "нервно курят в сторонке", наблюдая, как лишенные клейма психически больных, "средь бела дня" эти люди буднично и повседневно творят совершенно сумасшедшие вещи.

Но в последние десятилетия, ставшие во всём мире вполне обыденными, нейробиологические инструментальные исследования мозга и их анализ, каждый год добавляют определённости в ответы на вопросы о деструктивном поведении психопатов, над разгадкой которых, люди бились столетиями.



ПОНЯТИЙНЫЙ КОНТЕКСТ

Латентное — скрытое, неявное.

Когнитивная эмпатия — то есть умение встать на точку зрения другого и определить психическое состояние и эмоции человека.

Клинические психопаты — значение по чек-листу Хаэра 30 и больше.

фМРТ — функциональная магнитно-резонансная томография.

сМРТ — структурная магнитно-резонансная томография.

Психоорганический синдром — характеризуется триадой признаков: ослаблением памяти, снижением интеллекта, недержанием аффектов.

Височный полюс — отвечает за интеграцию слуховой, зрительной, эмоциональной информации, понимание языка, метафор, высший уровень семантики, абстрактное мышление, социально-эмоциональный анализ.

Миндалевидное тело (амигдала) — часть лимбической системы мозга, которая играет важную роль в переработке эмоций, в научении условной реакции страха, вознаграждения, в социальных взаимодействиях и опознавании эмоциональных реакций людей.

Персеверация — навязчивое повторение какой-либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения. Например, упорное повторение какого-либо слова, мелодии или навязчивое выполнение уже неактуальной, не приносящей успеха деятельности, модели поведения.

Кора головного мозга (лат. cortex cerebri) — структура головного мозга, играющая важную роль в осуществлении высшей нервной (психической) деятельности. Это слой серого вещества толщиной 1,3-4,5 мм, расположенный по периферии полушарий большого мозга и покрывающий их.

Серое вещество — главный компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека, включающий клеточные тела нейронов, нейропиль (частично: дендриты, безмиелиновые аксоны, отростки глиальных клеток), глиальные клетки (астроциты и олигодендроциты), а также капилляры.

Белое вещество — не содержащему тел нейронов и состоит главным образом из пучков миелиновых волокон.

Дефицитарный — дефект, вызванный первичной недостаточностью отдельных систем.

Билатеральные — расположенные по обе стороны.

Научение избеганию — аспект выработки инструментальных условных рефлексов, когда организм учится избегать некой ситуации, реагируя на стимулы, предшествующие ей. Таким образом, организм предотвращает аверсивное событие, которое могло бы произойти в противном случае.

Неглект — форма психологического насилия, при которой имеющий власть человек не оказывает требующуюся от него помощь, намеренно отказывается удовлетворять жизненно важные потребности зависимого от него человека, не доводя до крайности (до смерти, например).

Обесценивание — механизм психологической защиты, при котором индивид приписывает преувеличенные или отсутствующие негативные качества другим для сохранения собственной позитивной самооценки.

Профанация — искажение, опошление чего-либо.

Делинквентное поведение — противоправное.

Другие понятия и определения смотрите в разделе "Тезаурус".



ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ

Психопатия — неофициальный диагноз, он не принят ни в одной классификации, он является таким-же собирательным, как и диагнозы деменции, шизофрении, аутизма и т.д.:
- в отечественной психиатрии — термин психопатия используется как общее название для обозначения расстройств личности;
- в американском справочнике психиатров DSM-5, использующемся в США с 2013 года — в описание привнесено несколько личностных характеристик. Наиболее близкое понятие, в соответствии с ним, — антисоциальное расстройство личности (социопатия);
- в Международной классификации болезней (МКБ) или ICD-11 — диссоциальное расстройство личности.
- впервые психопатическое расстройство было описано французским врачом-психиатром Ф. Пинелем в 19 веке. Он занимался изучением личностей, склонных к необъяснимым приступам насилия и агрессии, без наличия бредового симптома (потери осознанности);
- английский психиатр и антрополог Д.К. Причард называл подобные состояния "нравственным безумием". Он определял психопатию как болезненное нарушение характера и способов взаимодействия с окружающими при полном сохранении когнитивных способностей;
- само понятие "психопат" было введено в научную терминологию немецким психиатром А. Кохом в 1900 году. Руководствуясь пониманием, свойственным для этого времени, он полагал, что для диагностики состояния, "находящегося на незримой грани между здоровьем и болезнью", необходим тщательный анализ всей истории жизни человека и всех аспектов его личности;
- классик отечественной психиатрии П.Б. Ганнушкин создал концепцию малой психиатрии и в 1933 году ввёл учение о патологических характерах, которое использовалось в советской и российской психиатрии до перехода на Международную классификацию болезней (МКБ) в 1997 году;
- в DSM-2 психопатия была включена под названием "расстройство личности, антисоциальный тип";
- в DSM-3 и DSM-4 — больше концентрации на явных признаках поведения, которые легко опознать, таких как преступления, безответственность, обман.


П.Б. Ганнушкин определял такие группы конституциональных психопатов:
- циклоиды,
- шизоиды,
- астеники,
- параноики,
- истерики,
- антисоциалы,
- эпилептоиды,
- конституционально глупые.

В западной литературе психопатия — это одно из расстройств личности с нарушенными:
- межличностными,
- эмоциональными и
- поведенческими характеристиками, — то, что Ганнушкин относил к группе антисоциальных психопатов.

В итоге, являясь неофициальными диагнозами:
- психопатия — содержит больше личностных характеристик,
- антисоциальное расстройство личности (социопатия) — отражает явные поведенческие проявления.

Исследованиями Херви Клекли (проводившимися до использования МРТ) сформулирована современная концепция психопата, которая берет начало в его классической монографии «Маска нормальности», изданной в 1976 году, в которой он:
- рассматривал их не только с точки зрения преступности,
- не считал чрезмерно жестокими,
- полагал, что вред, который они несут, — это вторичные черты, и
- видел их позитивно адаптированными по сравнению с больными шизофренией.

Он разделил черты психопата на три категории:
- позитивная адаптация,
- поведенческие отклонения,
- эмоциональный и поведенческий дефицит.

В категорию "позитивная адаптация" входит:
- поверхностный шарм,
- хороший интеллект,
- отсутствие бреда,
- отсутствие иррационального мышления,
- отсутствие тревожности,
- отсутствие невротичных тенденций,
- низкая склонность к суицидам.

В категорию "поведенческие отклонения" входит:
- недальновидность,
- неумение учиться на своем опыте,
- ненадежность,
- фантастически навязчивое поведение (как с алкоголем, так и без),
- безличный, тривиальный и слабо интегрированный секс,
- неспособность следовать жизненному плану,
- лживость и неискренность.

В категорию "эмоциональный и поведенческий дефицит" входит:
- отсутствие раскаяния,
- отсутствие стыда,
- общая бедность в основных эмоциональных реакциях,
- отсутствие осознания своего расстройства,
- равнодушие во взаимоотношениях,
- патологическая эгоцентричность,
- неспособность к любви.


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

Около десяти процентов населения Земли проявляют, в какой-то мере, психопатические черты, а приблизительно два процента являются настоящими психопатами.

Как и в случае с деменцией и шизофренией исследования психопатии начались задолго до изобретения инструментальных методов диагностики. И изначально их определения и описания переплетались и противоречили друг другу.

Кратко напомню, что работы:
- Ф. Пинеля, А. Коха и К. Причарда — относятся к 19 веку;
- В.М. Бехтерева и Э. Крепелина относятся к концу 19 — началу 20 столетий;
- П.Б. Ганнушкина — первое издание было выпущено в 1933 году;
- теория когнитивного развития Жана Пиаже — к 1936 году;
- публикация работы Херви Клекли — относится к 1976 году;
- а массовое использование аппаратов МРТ по всему миру началось только в начале нового тысячелетия, то есть буквально 10-20 лет назад, в связи с чем и стали возможны масштабные исследования по МРТ-сканированию.

И, как один из подобных впечатляющих результатов — итоги исследования группы Кила Кента, описанные в его книге «Укротитель психопатов. Научные данные о людях без совести», вышедшей для англоязычной аудитории в 2017 году (в России она была издана двумя годами позже).

Ниже приведены результаты исследований с использованием аппаратов фМРТ и сМРТ-диагностики, произведённые по всему свету различными группами учёных.


Паралимбическая дефицитная модель

Всем тем, кто с детства взращен в парадигме волевого (своего и чужого):
- воспитания «душевных качеств»,
- изменения «черт характера»,
- «морального роста»,
- «морального выбора»
- и аналогичных категорий,

будет бесконечно трудно поверить, но по итогам исследования группы Кента Кила, описанных им в книге «Укротитель психопатов. Научные данные о людях без совести», и множества других исследований, длинный ряд личностных черт и качеств, которые мы привыкли оценивать в категориях:
- морали,
- нравственности и
- чувственности,

предопределены дефицитарной степенью развития комплекса мозговых структур и имеют количественный (!) эквивалент, измеряемый в прозаических:
- миллиметрах,
- граммах,
- единицах плотности,
- процентах.

Очевидно, что на эти черты также влияют:
- латентно протекающие инфекционные болезни (одна или несколько),
- тот или иной гормональный фон (соотносящийся со степенью инфекционного поражения),
- гены, которые «лишь» предопределяют уязвимость к той или иной болезни.

В результате взаимного влияния эти факторы начинают активироваться, развиваться и усугубляться на фоне стресса или длительного дистресса.


Исследования Кила Кента — в отношении заключенных-психопатов сформировали модель паралимбического дефицита, согласно которой в областях мозга у них снижены:
- толщина, плотность, вес корковых структур и серого вещества,
- функции не так эффективны, как у здоровых людей,
- активность

в областях, ответственных за:
- эмоциональные,
- моральные,
- когнитивные функции,
- контроль поведения.

Исследования показывают, что общее значение по шкале психопатии обратно коррелирует с объемом серого вещества (чем выше значение, тем меньше объем) в паралимбической системе, включая:
- орбитофронтальную кору,
- билатеральную парагиппокампальную систему,
- билатеральный височный полюс,
- миндалевидное тело,
- заднюю поясную извилину.

Эта система мозга отвечает за эмоциональные процессы, включая:
- эмоциональную осознанность,
- торможение эмоций,
- эмоциональную память,
- избегающее научение/избегание наказания,
- эмпатию.

У выраженных психопатов активность в паралимбической системе:
- снижена, и
- функции не развиты.

Это объясняет тот факт, что психопаты:
- не чувствуют многих эмоций,
- не понимают свои чувства,
- не могут контролировать вспышки гнева,
- не учатся на негативном опыте,
а продолжают делать то же самое, несмотря на негативные последствия.


Исследования Хаэра и Ньюмана — говорят, что психопатия — это клиническое понятие, характеризующееся набором межличностных характеристик:
- лживость,
- поверхностное очарование,
- грандиозное чувство собственной ценности;

аффективных:
- отсутствие эмпатии,
- раскаяния и
- вины;

особенностями стиля жизни, например:
- импульсивность,
- безответственность;

поведенческими чертами, например:
- социальная девиантность,
- противозаконные действия.

Инструментом для диагностики психопатии являются:
- «Чек-лист психопатии Хаэра» (PCL),
- «Пересмотренный чек-лист Хаэра» (PCL-R).

Чек-лист Хаэра:
- первоначально применялся в отношении заключенных с целью определения риска рецидивов,
- заполняется психологом на основании опроса людей, которые знают испытуемого,
- состоит из 20 черт, которые должны быть устойчивыми, то есть присутствовать во многих ситуациях.

Черты объединяют в два фактора:
- фактор 1 — межличностные и аффективные качества, которые включают поверхностный шарм, отсутствие раскаяния и эмпатии.
- фактор 2 — стиль жизни и антисоциальность, включает антисоциальное поведение, импульсивность, безответственность и делинквентное (противоправное) поведение в подростковом возрасте.

Фактор 1 более важен, чем фактор 2, поскольку определяет такие предрасположенности человека к психопатии, как:
- биологическую и
- генетическую.

Фактор 2 является следствием и манифестацией качеств фактора 1 и более зависит от:
- среды,
- социально-экономического положения,
- образования и
- воспитания.

В связи с этими двумя факторами психопатию разделяют на:
- первичную и
- вторичную.


ПЕРВИЧНАЯ ПСИХОПАТИЯ

Первичная психопатия характеризуется:
- антагонизмом,
- бесчувственностью,
- грандиозностью,
- манипулятивным поведением,
- эгоизмом,
- низкой тревожностью,
- харизматичностью.

Люди с высокой первичной психопатией более склонны к повышенной:
- инструментальной агрессии — намеренному причинению вреда через целенаправленные манипуляции в отношениях,
- отношенческой агрессии — которая имеет более скрытый характер.

Инструментальная агрессия включает в себя:
- целеполагание,
- спланированные действия,
- намеренное причинение вреда,
- создание себе выгодных условий.


ВТОРИЧНАЯ ПСИХОПАТИЯ

Вторичная психопатия напоминает традиционного невротика (мнение исследователей):
- импульсивного,
- взрывного,
- враждебного.

Они показывают больше поведенческих и антисоциальных характеристик:
- девиантное поведение,
- импульсивность,
- реактивную агрессию — открытую агрессию, возникающую в ответ на предполагаемую угрозу.

Все это дает понимание важности черт, задающих мотивы поведения:
- первичного психопата — при хорошем воспитании они хорошо адаптируются в обществе, тонко манипулируют, добиваются своих целей.
- вторичного психопата — открытые, взрывные, неуравновешенные, они сразу себя проявляют и поэтому часто не умеют адаптироваться в обществе и попадают за решетку.


НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Исследования Кента Кила, — в ходе которых было отсеяно влияние симптомов синдромов дефицита внимания и гиперактивности, говорят, что паралимбический дефицит у психопатов — наследственное (врожденное) качество, так как:
- наблюдается у подростков и детей с выраженными чертами бесчувственности и антисоциальным поведением;
- исследование 1865 однояйцевых близнецов в возрасте 9 лет показало, что антисоциальное поведение присутствует у обоих близнецов;
- у взрослых людей при поражении паралимбической системы не возникает внезапного проявления таких качеств, и для того, чтобы они начали проявляться, нужно время.


Чертами, при которых более выражено проявляется наследственность и наиболее валидным индикатором для раннего проявления антисоциального поведения являются:
- бессердечность и
- безэмоциональность.

Когнитивный дефицит
У психопатов наблюдается сниженная активность в районах мозга, отвечающих за когнитивные процессы:
- внимание,
- память,
- мышление.

Исследование Мартина с коллегами — установило, что у клинических психопатов, находящихся в тюрьме:
- кора тоньше везде, но особенно она тонкая в областях, ответственных за гибкость целенаправленного внимания,
- толщина височного полюса имеет негативную корреляцию с оценкой по Хаэру — чем тоньше височный полюс, тем выше уровень психопатии.


Моральный дефицит
Исследование Харенски с коллегами — они искали биологическое объяснение моральной (не)чувствительности психопатов.

Сравнивалась гемодинамическая активность мозга законопослушных граждан, то есть не психопатов, с заключенными — клиническими психопатами. Была обнаружена нетипичная активность мозга во время просмотра картинок:
- с нарушением моральных принципов,
- с аморальным поведением.

При просмотре картинок:
- у не психопатов — реакция мозга на те сюжеты, где нарушались моральные нормы, была гораздо сильнее, чем на нейтральные картинки.
- у психопатов — особого различия в активности мозга в целом между этими сюжетами не наблюдалось.

Связь между активностью в миндалевидном теле и степенью нарушения моральных норм:
- у здоровых участников — позитивная, то есть чем более аморальный поступок, тем более сильная эмоциональная реакция в миндалевидном теле.
- у психопатов корреляция слабее, степень аморальности не вызывает эмоциональных реакций.


Исследования Харенски и коллег — обнаружили, что при решении моральных задач:
- у здоровых участников — была повышена активность в передней височной доле, которая связана с переработкой социальной информации, в частности, относящейся к общественному договору, социальным правилам.
- у психопатов — особой активности не наблюдалось, также как и в вентромедиальной префронтальной коре, которая ответственна за моральные решения у здоровых людей. Моральные дилеммы их не волнуют.

Всё вышеперечисленное совершенно обоснованно и предсказуемо трактуется исследователями в негативном ключе. Ведь взрослые люди оценивают взрослых людей по критериям, которым должны соответствовать взрослые люди.

Более того, в большинстве случаев исследуются люди, о которых заранее известно, что они преступники. В моральных категориях все оценки абсолютно естественно несут негативную окраску.

Но эти люди не являются взрослыми в привычном смысле слова. Из дефицитарной модели явствует, что несформированность отделов мозга даёт прямым следствием несформированность представлений о нравственности.

Так какую ещё реакцию можно ждать? Какой она ещё может быть у человека с мозгом и представлениями трех-шести-девятилетнего ребёнка? Он/она на физиологическом уровне неспособен отличить плохое от хорошего. Как говорится в старой поговорке, "мозгов не хватает"!

И когда кто-то грешит на "воспитание" и аномалии, когда в "хорошей семье" растёт ребёнок с девиантным поведением, возможно, не стоит винить несчастных родителей — мозг просто не оставил шансов развиться и сформироваться тем или иным чувствам.

Нижеприведённые исследования — ещё одно подтверждение этой тезе.


Исследования Де Оливера и коллег — обнаружили дефицит серого вещества в участке мозга, связывающем лобную и височную доли, который играет критическую роль в моральной чувствительности и моральном поведении.

Исследования Глена и коллег — подтвердили нейрологический моральный дефицит психопатов в процессе решения моральной дилеммы.

Активность миндалевидного тела снижается в ответ на мысль о том, чтобы навредить другим, когда перед психопатом встает моральная дилемма. Поскольку реакция миндалевидного тела снижена, эмоциональная реакция на аморальные поступки тоже снижена, поэтому психопаты имеют тенденцию к:
- обману,
- манипуляциям,
и предрасположены к:
- безответственным решениям,
- криминальному поведению без чувства вины и раскаяния.


Эмоциональный дефицит
Эмоциональный дефицит проявляется на уровне областей мозга, ответственных за эмоции.

Исследования Янг и коллег — проводили исследование сМРТ мозга 27 психопатов и 32 непсихопатов, которое показало, что у психопатов объем миндалевидного тела на статистически значимом уровне меньше по сравнению с мозгом непсихопатов:
- в левой части на 17,1%,
- в правой части на 18,9%.

Обнаружена прямая корреляция между объемом миндалевидного тела (чем оно меньше) и высоким значением психопатии по чек-листу Хаэра.


У психопатов все эти функции нарушены, а также наблюдается дефицит и в других областях мозга, ответственных за эмоциональные процессы. У лиц с высоким значением по шкале межличностных черт психопатии снижена функция в:
- медиальной префронтальной коре,
- задней поясной извилине,
- угловой извилине.

Это может означать дисфункцию в комплексных социальных процессах общения и морального поведения, так как эти области мозга вовлечены:
- в размышления о самом себе,
- умение прочувствовать точку зрения другого,
- воспоминания эмоционального опыта,
- интеграции эмоций в социальные отношения.

Исследования Джин Десети и коллег — состояло в изучении гемодинамической реакции мозга заключенных при рассматривании картинок с изображением страдающих людей.


Выяснилось, что у клинических психопатов, когда им дано задание представить самого себя в этой болезненной ситуации, активировалась нейронная сеть, ответственная за эмпатию, которая включает:
- переднюю островковую зону и
- переднюю средне-поясную кору.

Это было неожиданное открытие — оказалось, что они проявляют эмпатию хотя бы к себе. Ранее считалось, что психопаты равнодушны даже к собственной боли.

Но, как и предполагалось, эти же ситуации страдания в отношении других людей не приводили к активации зон мозга, ответственных за эмпатию, что подтверждает идею о том, что сопереживания к другим людям у них нет.

Словосочетание "хотя бы" в первоисточнике говорит о неком сопереживании исследователей к объектам исследования.

Не могу сказать, было ли это для них очевидно, но, на мой взгляд, как раз это "хотя бы" и составляет тот феномен эгоцентризма, наблюдаемый у психопатов.

Но, опять же, трактуясь в негативном ключе, говорит лишь о том, что вполне естественное, природное чувство самосохранения имеет приоритет перед "моральными настройками" по отношению к другим людям, которым ещё нужно развиться и сформироваться при достаточных для этого чисто количественных (!) показателях задействованных отделов мозга.

Фактически, при отсутствии прочих "инструментов", мозг психопата оперирует "тем, что есть". В данном случае — чувством самосохранения.

А фразу "сопереживания к другим людям у них нет", абсолютно верную по своей сути, как описывающую состоявшийся факт, нужно понимать, как "сопереживание к другим людям у них не сформировалось".

Попытки призвать к "совести", "нравственности" и прочим высоким материям в этом случае сравнимы с упрёком глухому от рождения, что он не слышит, слепому, — что не видит, а человеку без рук, — что он не может играть на рояле.

Никто из них элементарно не знаком с теми чувствами, которых они лишены.


Ещё одним, ключевым, аспектом исследования, на который стоит обратить пристальное внимание, явилось то, что у клинических психопатов становился активным вентральный стриатум — зона, отвечающая за радость от предвосхищения вознаграждения.

Исследователи составили представление, что психопаты не только не испытывают сочувствия к людям в беде, но и возбуждаются, чувствуют удовольствие, наблюдая за болью других.

И тут тоже, на мой взгляд, всё вполне понятно.

Все мы знаем, что более-менее подросшие дети любят запредельно яркие эмоции — яркие цвета, игры в догонялки-стрелялки-бегалки-прыгалки-пряталки, аттракционы и карусели, страшные рассказы и сказки, страшные маски, мистику, праздники наподобие Хэллоуина и так далее.

Если вы в последнее время заходили в крупные магазины игрушек, то, наверное, видели там полноростовые фигуры, как традиционных сказочных злодеев, так уже и вполне законченных маньяков из кино.

Даже я, который, откровенно говоря, устал удивляться, всё-таки был поражен, увидев ростовые фигуры Джокера и Харли Квинн в магазине игрушек.

Которые, напомню, являются — один — сумасшедшим убийцей, а вторая — сообщницей, принявшей участие в убийстве напарника Бэтмена, Робина.
Конечно, это вымышленные "киношные герои" и, тем не менее, нет слов...

Все ли дети таковы?

Конечно, нет, и это особенность определённого этапа развития детского мозга. Который в случае психопатии просто "застрял"/не доразвился и не сменил приоритеты.

Взрослый "ребёнок"-психопат просто не понимает, почему вокруг все такие скучные и трусливые, а такой щекочущий нервы праздник закончился?
И, видимо, подбирает ему замену...



Успешные и неуспешные психопаты
Однако все эти исследования проводились на преступниках, то есть на психопатах, которые настолько не могут контролировать свое поведение, что попадают в тюрьму.


У них ярко выражен фактор 2 — стиль жизни и антисоциальное поведение.

Но фактор 1 — эмоциональность и межличностные взаимодействия — более важный и диагностически значимый фактор психопатии.

А ведь есть и психопаты, которые хорошо контролируют себя. Эти расхождения в проявлении психопатов привели ученых к новой классификации.


Определены два типа психопатов:
- успешные — которые находятся на воле, и
- неуспешные — попадают в неприятности, сидят в тюрьме.

У успешных психопатов:
- больше выражены первичные факторы,
- меньше выражены вторичные,
- их адаптивный потенциал обнаруживается в исследованиях на другой выборке — уже не среди преступников, а среди законопослушных граждан.

Соответственно, когнитивные функции психопатов, не имевших криминального прошлого, даже выше, чем у тех, которые имеют более низкие значения психопатии.


У неуспешных или заключенных психопатов наблюдается:
- дисфункция автономной нервной системы,
- открытая агрессия,
- сниженные когнитивные функции.

Успешные психопаты:
- адаптивны,
- бесстрашны,
- у них низкая тревожность.

Исследование Арджун Сети и коллег — состояло в сравнении групп психопатов с преобладающими чертами:
- первичными (межличностно-эмоциональными) — фактор 1,
- вторичными (стиль жизни и антисоциальное поведение) — фактор 2.

Состав исследования

Для исследования были выбраны:
- обычные люди с психопатическими чертами, не заключенные;
- группа первичных психопатов — четверть всей выборки с самыми высокими показателями по фактору 1;
- группа вторичных психопатов — четверть выборки с самыми высокими показателями по фактору 2.

Участники заполняли опросники:
- «Самоотчет психопатии, короткая форма»,
- диагностирующие другие психологические расстройства.

По результатам — группа вторичных психопатов имела больше диагнозов:
- общей тревожности;
- депрессии;
- биполярного расстройства.

Обе группы испытали больше неглекта по сравнению с контрольной группой, но вторичные:
- испытали неглекта больше, чем первичные психопаты;
- в детстве пережили больше насилия;
- в большей степени пережили сексуальное насилие;
- более травмированы в течение всей жизни;
- среда внесла свой вклад в проявление вторичных психопатических свойств.

И у первичных, и у вторичных были более выражены тенденции к выпивке и наркотикам по сравнению с контрольной группой.


Результаты МРТ мозга по сравнению с контрольной группой

У первичных психопатов значимого снижения не обнаружено, то есть у них когнитивная эмпатия развита так же, как и у здоровых людей. Это, возможно, объясняет, что, несмотря на отсутствие эмоциональности и эмоциональной эмпатии, они могут понимать состояние других на когнитивном уровне.


У вторичных психопатов выявлена более низкая активность отделов мозга в ответ на изображения лиц, выражающих:
- испуг — в верхней височной борозде/височно-теменном соединении, отвечающем за теорию разума или когнитивную эмпатию;
- страх — в миндалевидном теле, ответственном за эмоциональную реакцию, в том числе за эмпатию;
- гнев — в передней поясной коре мозга, отвечающей за регуляцию эмоций, что означает, что его контроль снижен.


К слову, — крайнюю степень подобных состояний представляет собой болезнь Урбаха-Вите. Это редкое генетическое заболевание полностью разрушает миндалевидное тело, что приводит больного к полной потере чувства страха. Страдающие этим синдромом совершают поступки, на которые из-за здорового чувства самосохранения никогда не решатся другие люди.


Компенсаторная модель успешных психопатов
Исследования Ласко и других — состояло в изучении феномена успешных психопатов. Ставилась задача прояснить:
- что позволяет им вести "успешную" жизнь,
- какие механизмы мозга отличают успешных психопатов от неуспешных.
В исследовании участвовали 144 студента университета с высокими значениями по шкале психопатии, которые были отнесены исследователями к успешной категории населения.


Студентам предлагался опросник «Темная триада», включающий 3 шкалы:
- нарциссизм,
- макиавеллизм,
- психопатия.

Значение по шкале психопатии показывает более высокую корреляцию с первичными факторами психопатии, чем со вторичными. Исследования на МРТ показали, что успешные психопаты имеют:
- более развитые нейронные структуры в вентролатеральной префронтальной коре, которая способствует успешной саморегуляции,
- плотность серого вещества в левой и правой частях в вентролатеральной префронтальной коре положительно связана с психопатическими чертами,
что означает:
- чем плотнее серое вещество, тем выше значение психопатии,
- у психопатов функции контроля даже более развиты, чем у непсихопатов.

Исследование Блэра — говорит, что вентролатеральная префронтальная кора участвует в регуляции:
- агрессивного и
- импульсивного поведения
и основная её роль в подавлении эмоций, что помогает регулировать эмоции в миндалевидном теле, в области, где генерируются негативные эмоции.


Исследование Ласко и коллег — говорит о более высокой плотности серого вещества в вентролатеральной префронтальной коре, поддерживает идею о компенсаторной модели первичной психопатии, которая помогает:
- подавлять импульсы и
- компенсировать антисоциальные тенденции.

Модель предполагает, что со временем развивается даже избыточный тормозящий механизм, компенсирующий антисоциальные импульсы и имеющий продвинутые способности к саморегуляции.


Исследование Янг — посвящено анализу объема серого вещества мозга у:
- успешных,
- неуспешных психопатов и
- непсихопатов, послуживших контрольной группой.

У неуспешных психопатов, как и в предыдущих исследованиях, по сравнению с контрольной группой наблюдается:
- сниженная толщина коры и объема серого вещества в средней фронтальной и орбитофронтальной коре,
- структурный дефицит миндалевидного тела.

Это показывает, что именно эти структуры мозга делают психопатов неуспешными и определяют предрасположенность к:
- слабому контролю поведения,
- недальновидным решениям и, в конце концов,
- к совершению преступлений.

Дефицит миндалевидного тела нарушает моральное развитие неуспешных психопатов, что и является причиной рецидивизма, они:
- не чувствуют эмпатии,
- не учатся на опыте и
- наказание не останавливает их от преступлений.


У успешных психопатов таких различий по сравнению с контрольной группой выявлено не было.



Исследования нейробиологов Оливии Чой, Адриана Рейна, Роберта Шуга — установили, что размер "полосатого" тела мозга у психопатов:
- почти на 10% больше, чем у контрольной группы,
- диагностически значим и
- может быть использован для различения психопатов от психически здоровых людей.

Увеличенный размер полосатого тела мозга, отвечающего за механизм вознаграждения, вероятно, играет существенную роль и может быть связан с нарушением (дисрегуляцией) нейрохимических систем, ответственных за:
- эмоции,
- поведение и
- принятие решений.

Успешные психопаты больше проявляют первичных черт психопатии или черт фактора 1 (эмоциональность — межличностные взаимодействия), что включает в себя:
- холодность,
- отсутствие страха,
- антагонизм,
- бесчувственность,
- грандиозность,
- эгоизм,
- низкую тревожность,
- харизматичность.


Такой нейронный механизм, вероятно развился у них в силу более благополучных условий среды, воспитания и обучения и позволяет им:

- скомпенсировать генетически обусловленные антисоциальные качества,
- скрывать свои злые намерения,
- подавлять открытую агрессию,
- выражать эмоции в более скрытом и завуалированном виде.


У неуспешных психопатов более выраженные вторичные черты или черты фактора 2 (стиль жизни — антисоциальное поведение):
- импульсивность,
- невротичность,
- слабый контроль эмоций и поведения,
- открытая агрессивность,
- антисоциальное поведение.

Эти отличия между двумя группами наблюдаются на нейробиологическом уровне и выражаются в:
- толщине коры,
- плотности серого вещества мозга,
- активности функционирования мозговых процессов.

Эти различия и делают первичных психопатов успешными, а вторичных — неуспешными.



ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВОЗРАСТА

Кил Кент в своей книге «Укротитель психопатов. Научные данные о людях без совести» описывает неспособность к абстрактному мышлению у преступников-психопатов:
- когда он наблюдал за сессией групповой терапии в тюрьме и терапевт оперировал метафорами или задавал какой-то абстрактный вопрос, на лицах у психопатов появлялся отсутствующий пустой взгляд;
- точно такой же взгляд был при вопросе о сопереживании. Тут Кил понял, что абстрактный уровень мышления психопатам недоступен;
- на вопрос «Любил ли он когда-нибудь?» психопат отвечал: «Конечно, я спал с ней».

Такое понятие, как любовь — слишком абстрактно для него и подменяется конкретным, — таким как секс.

Поэтому Кент считает, что:

«
- психопаты неизлечимы,
- терапия не дает результата в силу их неспособности обобщить опыт,
- оперировать высшими когнитивными и
- метакогнитивными функциями.
».

Профессор психологии Дьяченко Татьяна Михайловна, кандидат психологических наук из американского Глендейл Комьюнити Колледж, в своей работе "Особенности мозга успешных и неуспешных психопатов" пишет:

«
Эта сниженная способность может объяснить тот часто наблюдаемый факт, что психопаты:
- в социальных ситуациях демонстрируют мышление, подобное мышлению маленького ребенка на предоперационной или конкретной стадии когнитивного развития.
- не могут встать на точку зрения другого.
- так же, как и 6-летки, они не способны к логическому анализу в отношениях.
».

К терминам какой теории отсылает нас Татьяна Дьяченко, упоминая "предоперационную и конкретную стадии когнитивного развития?"

Это теория «Когнитивного развития», разработанная швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.

«Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.

Его эпистемологическая (философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие) теория дала множество основных понятий в области психологии развития и исследует рост разумности, которая, по Пиаже, означает способность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром.

Теория рассматривает появление и построение схем — схем того как воспринимается мир — в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге.

Теория считается «конструктивистской», в том смысле, что, в отличие от нативистских теорий (которые описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей) или эмпирических теорий (которые описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт), она утверждает, что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.

Пиаже в процессе когнитивного развития выделяет четыре стадии:
1. Сенсорно-моторная стадия — от рождения приблизительно до двух лет. 2. Предоперационная стадия — от 2 до 7 лет.
3. Конкретно-операционная стадия — от 7 до 11-12 лет.
4. Формально-операционная стадия — возраст старше 11-12 лет.

Стадии названы в соответствии с типом операций, которые индивид способен производить на данном этапе развития».

На приведённых выше примерах мы можем наблюдать, что теория когнитивного развития Пиаже относится не только к логике и зависящему от неё, как производная, "юмору" психопатов, но и также может служить для описания уже не стадий, а оформившихся вариантов развития (в смысле — состояния) психопатов.

Например. Существует тест для детей дошкольного возраста, позволяющий определить уровень развития личности. В нём предлагают две картинки с изображением ребёнка (в зависимости от пола испытуемого):
- на первой — ребёнок бежит в направлении стоящей скамейки,
- на второй — ребёнок падает, споткнувшись о скамейку.

Тестируемого ребёнка спрашивают — "Кто виноват в случившемся?"

Дети:
- 3 лет — обычно говорят, что виновата скамейка, поскольку она помешала бежать. В этом возрасте ещё нет критического отношения к себе, и ребёнок даже не представляет, что может быть в чём-либо виноват. Ассоциируя себя с ребенком на картинке, он считает, что тот не может быть виноват в падении.
- 5 лет и взрослее — обычно отвечают уже иначе и говорят, что виноват сам ребёнок, поскольку не смотрел, куда бежал. С этого возраста уже есть хотя бы минимальная способность к самокритике. Поэтому понимает, что это оплошность именно изображенного мальчика/девочки.

Но из жизни мы знаем, что есть люди, продолжающие считать, что виновата "скамейка" — звезды, положения планет, выпавшие карты, "магические" числа, другие люди, а сами они ни в чём и никогда не виноваты.

Соответственно, психопаты имеют все черты детей:
- вторичные — в предоперационной,
- первичные — в конкретной,
- а наиболее осознанные из первичных — в формально-операционной
стадии когнитивного развития.

На какой стадии развития "застрял" тот или иной человек? 3 года? 5 лет? 9? 13? При кратковременном контакте мы не знаем и составляем свои представления на основе его внешних проявлений.

Так формируется "эффект ореола", когда мы приписываем человеку те или иные "черты характера" или "душевные качества", опираясь, к примеру, на впечатления от внешности.

Более того, объективно мы можем человека никогда и не узнать.

И только наблюдая за отношениями в процессе и развитии, можно начать осознавать, что вы имеете дело с одним из этих "детей" — будь им двадцать лет, сорок, шестьдесят или восемьдесят.

И поговорка "неокрепший ум" заиграет для вас новыми красками.



ВЗРОСЛЕНИЕ И "ДУХОВНЫЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ"

Здесь нужно сделать оговорку.

У разных людей разные отделы головного мозга под влиянием длинного списка различных факторов (в том числе медикаментозных) могут созревать (могут и не созревать), как до:
- подросткового — 12-18 лет,
- раннего взрослого — 18-28 лет,
- так и вплоть до вполне зрелого возраста — 28-35 лет.

Например:
- лимбическая система. Эта система, включающая гиппокамп, амигдалу и другие структуры, регулирует эмоции и память. Созревание происходит в раннем детстве и достигает стабильного состояния к подростковому возрасту;
- темпоральная кора. Отдел, отвечающий за обработку зрительной и слуховой информации и формирование памяти, продолжает созревать до раннего взрослого возраста;
- лобные доли мозга. Продолжается до позднего подросткового периода и может быть завершено в раннем взрослом возрасте;
- гиппокамп. Играет важную роль в формировании памяти и обучении, продолжает развиваться до конца подросткового периода. Но нейрогенез гиппокампа продолжается на протяжении всей жизни человека;
- фронтальная кора. Развитие фронтальной коры, отвечающей за планирование, решение проблем и контроль импульсов. Созревает, в основном, в подростковом и раннем взрослом возрасте, но процесс может продолжаться и далее;
- нейрональные связи и развитие синапсов. Формирование связей между нейронами продолжается примерно в течение первых нескольких лет жизни ребенка и достигает пика в подростковом возрасте;
- миелинизация. Процесс образования миелиновой оболочки вокруг нервных волокон продолжается в течение всего детства и подросткового периода, а некоторые участки могут созревать и в раннем взрослом возрасте;
- ядра базальных ганглиев. Играют роль в движении и контроле привычек. Развитие ядер базальных ганглиев завершается во время подросткового периода, но со временем могут происходить некоторые изменения.
С этими процессами могут быть отчасти связаны различные "духовные преображения" вполне взрослого человека.


Насколько распространена и типична такая ситуация?

Позволю себе сделать такую же отсылку к будущим исследованиям и исследователям, как это сделали в своих работах и Бехтерев и Ганнушкин.

На эти вопросы ответит время, когда в течение всей жизни миллионам абсолютно рядовых здоровых людей будет назначаться прохождение МРТ мозга столь же регулярно и буднично, как сейчас это происходит с УЗИ брюшной полости или КТ грудной клетки.

Результатов осталось подождать всего каких-то тридцать-сорок лет.



ЮМОР ПРИ ПСИХОПАТИИ

В вопросе юмора психопатов я доверился мнению нашей соотечественницы — психолога и психотерапевта В. Бокаревой.

Приведены цитаты из статьи «Юмор, шутки психопатов и нарциссов». Под каждой цитатой я дал свои комментарии.

Главным выводом, который я хочу поставить вначале, является то, что приведённые примеры "юмора", юмором в общем-то и не являются. Это всё тот же самый "детский" юмор нелепости, который мы рассматривали в статье о шизофрении.



Итак, первая цитата:

«1) Шутка-унижение «Старая, страшная, никому не нужная» и т.д. Когда наедине или при других людях вас обзывают, оскорбляют. Высмеивают ваши недостатки, просто льют потоки гадостей. Так они вас пытаются загнобить, обесценить. Такие методы помогают им самоутвердиться на фоне вас».

Если к кому-то и можно отнести аллегорию "что видит, о том поёт", то это к психопату. Буквальное понимание всего, оценка внешнего, без привязки к прошлому и будущему, без учёта ещё каких-либо прочих качеств человека. О шизофрениках говорят, что у них конкретное мышление. Здесь оно же.

Те шутки, которые трактуются как унижающие — "старый/старая", "страшный" — отражают, что только это психопат и видит, только на это и обращает внимание и "конструирует" свои выводы только на основании "наблюдательных"/внешних, поверхностных характеристик и проявлений человека.


«2) Запугивание и шантаж через шутки «Я от тебя уйду, если не будешь делать по-моему», «Я буду вредить твоему бизнесу, если ты мне сейчас это не дашь» и прочее. Мало над чем здесь можно посмеяться. По факту под прикрытием шутки они на самом деле вас дрессируют и шантажируют».

Когда-то в детстве все мы устраивали "сцены" не желая, чтобы на работу уходили родители. Хотели большую коробку конфет с верхней полки, которую "нельзя". Сердились на родственников и друзей, "шантажируя" своим отношением к ним. И много, много чего ещё было с нами в детстве.

У психопатов эти детские манипуляции перекочевали во взрослую жизнь. Только угрозы стали весомыми и вполне реалистичными. Нас дезориентирует только то, что мы общаемся со взрослым человеком.


«3) Садистический юмор «Палец болит – отрежь», «Заболел, – может наконец меня сделаешь свободным» и т.д. Садизм чистой воды. В таких людях нередко действительно сидит очень много злости и негатива, вот всё это наружу и прорывается».

Эмпатичны ли дети? Обобщение, мол, все дети злы, не более чем дурное преувеличение, все развиваются по-разному.

Или не развиваются...

За подобными шутками нам видится злость и садизм. Он им и является, с той лишь оговоркой, что это и "злость" и "садизм" взрослого с мозгом ребёнка.


«4) В шутке истина: «Я с тобой только из-за твоего дома», «Закончатся твои деньги – я уйду» и прочее. Здесь оговорочка по Фрейду. Вам просто рассказывают об истинном отношении к вам, о своих подлинных мотивах».

"А что ты мне принёс?" — для всех, у кого есть дети, это очень знакомый вопрос.

Ещё в примерах присутствует всё то же отсутствие эмпатии, объектный подход, бесхитростная откровенность...

Но у взрослых эти милые в детстве черты называются инфантилизмом.


Чтобы подтвердить свои догадки, я обратился к самому близкому источнику — своей книжной полке. И снял с неё книгу известного классика советской детской литературы Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти», посвящённую детской речи. Впервые она увидела свет под названием «Маленькие дети» в 1928 году.


Вот цитаты из первой главы "Детский язык":

«Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. С большим удовольствием подслушал я такой диалог:
- Мне сам папа сказал...
- Мне сама мама сказала...
- Но ведь папа самее мамы... Папа гораздо самее.

И очень забавляли меня такие, например, детские речения и возгласы, подслушанные в разное время:
- Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
- Бабушка! Ты моя лучшая любовница!
- Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
- Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.
- Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.

- Бабушка, ты умрешь?
- Умру.
- Тебя в яму закопают?
- Закопают.
- Глубоко?
- Глубоко.
- Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!

Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.
- Зачем ты это сделал?
- Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.

Старуха рассказала четырехлетнему внуку о страданиях Иисуса Христа: прибили боженьку гвоздями к кресту, а боженька, несмотря на гвозди, воскрес и вознесся.
- Надо было винтиками! - посочувствовал внук.

Девочке четырех с половиною лет прочли "Сказку о рыбаке и рыбке".
- Вот глупый старик, - возмутилась она, - просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.

- Как ты смеешь драться?
- Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня!
- Няня, что это за рай за такой?
- А это где яблоки, груши, апельсины, черешни...
- Понимаю: рай - это компот».

Легко заметить, что в перечне и неологизмы, и прямота, и упомянутая бесхитростная откровенность, и "садизм", и "эмоциональная тупость". Глупо думать, что у ребёнка могут быть какие-то долговременные негативные мотивы — ребёнок говорит то, что думает. То же делает и психопат.


А в ситуациях, когда вами пытается "управлять" или "наставлять" ребёнок, это мило и смешно, но там, где это делает взрослый "ребёнок"-психопат, это, без тени сомнения и малейшего преувеличения, страшно. Ведь ресурсы у этого "ребёнка" уже совершенно иные.


Все мы время от времени можем обнаружить в себе подобные черты. Но отличить психопатию (как и деменцию, и шизофрению, и прочие расстройства) можно по тотальности и интенсивности проявлений.


«5) Демонстрация своего истинного уровня. Шутки ниже пояса, тупой, примитивный юмор. Типа, смеяться после слова «Х…» Так они расслабляются. Дают наружу выбраться всей той «начинке», которая в них есть. Собственно, показывают свой настоящий уровень. Без масок».

Конечно, тупой и примитивный — он у детей другим быть и не может. Здесь хочу особо подчеркнуть ряд совершенно неочевидных, "непроговорённых" для большинства моментов:
- мат, оскорбления, упомянутые шутки "ниже пояса" — не юмор,
- цинизм, за который часто принимают "шутки" из примера 3, часто относимый к юмору, — юмором является далеко не всегда,
- равно, как и "весёлость", застывшая полуулыбка — не юмор и не свидетельство адекватности!

Это как раз та, упомянутая Килом, "маска нормальности". Такой гримасой психопаты просто мимикрируют под реакции нормального человека.

Читайте об этом в моей статье "Адаптивность, мимикрия и "сверхспособности" психически больных людей".


«6) Самовозвеличивание: «Я король/королева», «Все предо мной преклоняйтесь» и прочее. Попытки хоть как-то подпитать свою грандиозность, продлить пребывание в своих фантазиях. Плюс вам внушить свою значимость. Как-то не смешно от их шуток. Особенно на стадии, когда уже демо-версия прошла, когда уже вы достаточно сблизились. В их юморе они истинные, в их юморе отношение к вам и к жизни».

Здесь всё также просто. Человек вырос, а пластмассовая корона... и мозг остались как у ребёнка.


Как явствует из приведённых исследований, типичные черты психопатов — невозможность осмыслить эмоции другого человека, эгоизм, эгоцентризм.

В силу особенностей строения мозга у них нет абстрактного мышления, проблемы с памятью — для них не существует ни вчера, ни завтра. И привязаны они только к своему эго.

Что очень характерно в описанной Пиаже концепции для детей на предоперационной стадии. Больших, капризных детей.

Весь мир для них берёт своё начало от их ног. Ветер дует, птицы летают, солнце светит, люди знакомятся, женятся, ходят на работу, рожают детей и так далее — всё с их милостивого дозволения.

Если что-то произошло без их ведома, то только потому, что они спали, отвернулись, моргнули. Недоглядели.


Их главный принцип — мне можно, другим нельзя!


Для внешнего наблюдателя такое отношение — это деструктивный моральный выбор взрослого человека, который вроде бы должен быть ответственен за своё поведение.

В то время как в силу описанного выше дефицитарного развития другие люди для этих "взрослых детей", не больше чем точки приложения усилий, игрушки, — как конструкторы, солдатики, машинки, куклы.

Этот "объектный" подход практически нереально понять нормальному человеку, который понимает свои границы и границы других людей!

К слову, — те, кто судит о "человечности" по наличию у него/неё животных, должны понимать, что бессловесное животное в руках психопата — это практически идеальный объект для манипуляций. И оружие.

Учится ли человечности ребёнок, играющий с животным? Вне всякого сомнения, он учится коммуникации, но нужно сознавать, что это по большей части объектная, односторонняя коммуникация.

Сама манипулятивность имеет некий ореол превосходной, более продвинутой степени управления реальностью. В то время как это, вероятно, во многом возврат к базовым инстинктам или же банальная органическая ограниченность.

А иногда мы отступаем только потому, что не в состоянии вообще что-либо объяснить этому взрослому ребёнку, — как говорится, "найти общий язык". Думаю, любой может вспомнить несколько подобных примеров из собственной жизни.

Некоторые понятия элементарно недоступны к пониманию/неинтересны для детей тех или иных возрастов. С этой особенностью связаны, к примеру, ограничения для показа той или иной информационной продукции, для которой, напомню, введена возрастная классификация: 0+, 6+, 12+, 14+, 16+, 18+.

Люди, удивляясь манипулятивности психопатов, соотносят это не с уровнем развития их мозга, а с "характером", "душой" или, как максимум, с абстрактным "психическим заболеванием".

Ведь приведённым в этой работе исследованиям от силы 10-15 лет!

Не выросли ещё поколения, для которых эта информация из разряда само собой разумеющейся. По сути, впервые за всю историю человечества такие субъективные понятия, как "нормальность" и "ненормальность" оцениваются в измеримых величинах!

Не правда ли, интересно?

И если вы с момента выхода книги «Происхождение видов путем естественного отбора» Чарльза Дарвина в 1859 году или «Общей теории относительности» Альберта Эйнштейна в 1915 году не находили достойной вашего внимания чтения, то книга Кента Кила «Укротитель психопатов. Научные данные о людях без совести» — это как раз то, что вам нужно!

На какие вопросы не ответило исследование Кента Кила?

О пересечении проблематики психопатии с вопросами генетики, инфекционного заражения, среды (в том числе изначально благоприятной) как на этапах онтогенеза, так и в дальнейшем на всех стадиях развития человека.

Но полагаю, что не всё сразу...


Другие признаки, в которых вы моментально опознаете детское поведение:
- переход личных границ, с присущей детям, непосредственностью;
- размытые понятия "чужого" и "своего";
- неуёмная активность — ребёнок может бесконечно делать одну и ту же вещь и падает только от усталости.

Обычно перенос активности относят к сублимированному сексуальному желанию — привет дедушке Фрейду! Но то, что это не так и секс — всего лишь один из вариантов выхода психической энергии, можно проследить по детям.

Никаким сексом там "и не пахнет", а детская психофизиология наглядно демонстрирует, что если энергия не "сбрасывается" в физическую активность, то уходит в моральные глупости;
- слабый контроль эмоций и поведения — переключаемость, любопытство, импульсивность, болтливость, нытьё, фантазийность, лживость, агрессивность и тому подобное;
- то, отмечаемое многими исследователями психопатии в контексте нарциссического или пограничного расстройства, восприятия доброты как слабости, верно как формула внешнего проявления.

За этой "формулой" стоит то, что психопат не понимает примирительного тона точно так же как дальтоник не видит того или иного цвета;
- невозможность договориться. Достаточно вспомнить, удавалось ли вам договориться о чём-либо с ребёнком "навсегда"? Естественно, нет!

Он/она без "задней мысли" повторят "плохое" поведение снова и снова. И это плохое поведение для него/неё столь же естественно, как для вас какое-либо другое;
- нас смущает иждивенчество психопатов и мы ставим им это в вину. Но в некотором смысле это попытка заставить работать ребёнка с соответствующим результатом. Полагаю, что у всех есть примеры подобных "коллег";
- примерно та же ситуация обстоит с приспособленностью к жизни, способностью соблюдать режим, пищевым поведением и другими подобными проявлениями;
- и хотел бы особо отметить такую "черту характера" (которая вовсе не черта), как полярность реакций, переключаемость!

То, что для ребёнка вполне естественно по типу: слёзы — радость, крик — молчание, активность — сон, любовь — ненависть и так далее, для взрослого становится элементом психиатрического диагноза в контексте всё тех же нарциссического или пограничного расстройства под названием "дихотомия".

То, что расценивается нами как:
- сознательный выбор вести себя таким образом, является "всего лишь" особенностью восприятия и поведения, основанных на описанном выше дефицитарном органическом строении или поражении/травме мозга. В некоторых случаях — на заболевании обмена веществ;
- попытку самоутвердиться за наш счёт, является "всего лишь" аномалией психоорганического состояния. По аналогии с физическими аномалиями — как шестой палец на руке, два влагалища, дальтонизм, альбинизм, плоскостопие, заячья губа и тому подобные.

Вот только эта физическая аномалия находится в головном мозге, а сталкиваемся мы с ней через общение с человеком!



ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Добавлю в этом разделе к приведённому перечню "юмора" психопатов ещё один, не описанный у В. Бокаревой, не вполне очевидный пример, относящийся к существенной разнице между "мужским" и "женским".

Представьте себе человека, который в ответ на обращенные к нему слова повторяет их с усмешкой или "комично".

Сначала мужчину. Потом женщину.

В русских реалиях, скорее всего, мужчина будет определён как так называемый "гопник"*, то есть человек не особо умный, возможно, опасный.

Этот человек:
- не смог интерпретировать информацию и развить мысль "на своей стороне";
- не смог понять паралингвистику, достроить ассоциативный ряд — он "посмеялся" над внешней формой, над оборотами речи. Весь его "юмор" в повторении и насмешке.

Это можно считать обесцениванием в его примитивнейшей форме — профанации. То есть искажении, опошлении чего-либо;
- не смог ответить. Фактический диалог, обмен мыслями не состоялся.

Что может быть очень характерно для продолжения в подобной ситуации?

Далее такие люди переходят на описание вашей внешности, прочих (любых!) характеристик. В своём детстве я застал период, когда такой "обмен любезностями" сопровождался эмоциональной фразой: "А ещё шляпу (как вариант — очки, пиджак, галстук) надел!".

И это было бы смешно, если бы такой человек действительно шутил!

И не было так грустно, так как это один из характернейших симптомов расстройства мышления — "соскальзывание" на второстепенные признаки.

И вот какое расстройство у такого человека?
Шизофрения? Психопатия? Биполярное расстройство? Начинающаяся деменция? Кто знает...

Крайне интересно, что и по этому поводу в исследовании UCL есть пара абзацев:
«
В то время как оценка фарсового юмора обычно влечет за собой выявление несоответствий:
- поверхностных и
- физических,
оценка сатирических и абсурдных комедийных сценариев требует:
- модели нашего места в мире,
- с пониманием социальных норм
- и часто убеждений и намерений других ("теория разума").

...

У пациентов с поведенческим вариантом лобно-височной (фронто-темпоральной) деменции (bvFTD) и семантической деменции (SD) этот поведенческий алгоритм решения головоломок:
- не просто дефектен,
- но и неразборчив,
так как такие пациенты склонны придавать юмористическое значение в крайне неподходящих контекстах.
»

С мужчиной разобрались, это было предсказуемо несложно.

А теперь представьте аналогичную ситуацию с женщиной.

Есть вероятность, что ответной реакции просто не будет или вы на неё не особо и обратите внимание — настолько невысоко ожидание в вопросе юмора у общества от женщины.

Никакой опасности вы, скорее всего, не ощутите, а женские реакции, скорее, будут упрощенными, смазанными, поверхностными и "милыми".

К слову, подобный описанному, "эффект ореола" продемонстрировало исследование, проведенное американскими психологами Д. Лэнди и Г. Сигал среди обоих полов.

В суждениях об интеллекте и компетентности, в решении академических задач, интеллект:
- у женщин - не явился фактором, повышающим их привлекательность,
- у мужчин - они были оценены, как более умные, дружелюбные, забавные.
То есть красота у женщин является "ведущим фактором", затмевающим собой и интеллект, и компетентность, и юмор.

В принципе, конечно, ничего неожиданного.

Полагаю, что именно такая разница в оценках и является причиной того, что аутизм, шизофрения, преддеменция, психопатия другие расстройства у женщин диагностируются гораздо позже, чем у мужчин.

Либо не диагностируются вовсе и не получают диагноз ни-ког-да!

Повторюсь в уже сказанном выше — внешняя энергичная "весёлость", усмешка, примитивная насмешка, застывшая полуулыбка — это не проявления юмора!

Такой реакцией, гримасой психопаты мимикрируют под реакции нормального человека.

Не так уж и часто в своих статьях я ставлю восклицательные знаки. Обратите внимание на далеко не очевидный, практически для всех, момент: внешний наблюдатель (то есть мы с вами) путает своё:
- отношение,
- переживание/эмпатию,
- ассоциации

к ситуации с её:
- истинной,
- болезненной,
- абсолютно не комичной природой!

Часто эти и другие расстройства могут быть совершенно незаметны окружающим, так как есть такая вещь, как социальная мимикрия, которой эти люди осознанно или неосознанно учатся с самого детства, наблюдая за другими людьми.

Читайте об этом в моей статье "Адаптивность, мимикрия и "сверхспособности" психически больных людей".


В продолжение темы мужского и женского — ученые выяснили причины симпатии женщин к психопатам:
Женщин привлекают "плохие парни" из-за их уверенного и спокойного поведения, речь идет в том числе о мужчинах с различными психопатическими расстройствами. К такому выводу пришли специалисты из университета Брока в Канаде.

В исследовании приняли участие 46 мужчин. С каждым из них был записан двухминутный видеоролик, в ходе которого они рассказали о том, как хотели бы провести свое первое свидание и что они ищут в отношениях. Затем тех же самых мужчин протестировали на наличие определенных психопатических черт.

Ролики показали 108 женщинам, которые оценивали привлекательность потенциального партнера в целом, его сексуальность и уверенность в себе. Выяснилось, что самые высокие оценки получили те мужчины, у кого был высший балл в тестах на психические расстройства.

Подробнее об исследовании:

По всей видимости, на мужчин их мозгом расставлена та же "ловушка" — скупые на эмоции, с бесстрастным лицом, "холодные" женщины представляются как более "качественные", хотя, вероятно, имеют те же психопатические черты.

Выбирая подобных партнёров, люди чуть раньше или чуть позже с удивлением осознают, что у такого поведения есть оборотная сторона.

А если носители таких типажей "совпали", то агрессивность и виктимность в таком союзе, полагаю, являются взаимосвязанными величинами, при этом периодически меняясь местами. Они существуют в одном "смысловом поле", которое отчасти описано в теории "Треугольника Карпмана".



ИСКАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Крайне интересным является аспект исследований, говорящий, что психопаты "лгут как дышат", соответственно, сказанное ими относится к категории "бреда без потери осознанности", который в отличие от:
- развития мысли или
- фантазии

мы можем назвать:
- домысливанием и
- приписыванием.

То есть опять же оценивается только "внешнее", представление ваших мыслей, побудительных мотивов и поступков в негативных коннотациях.

И то, что:
- у мужчин — носит характер выраженной вербальной агрессии,
- у женщин — носит характер слухов, сплетен и "художественных пересказов" разной степени эмоциональности.

Соответственно, в отличие от мужчины, у нас минимальные шансы, по приведённым критериям, связанным с:
- отсутствием/утратой операций абстрагирования (см. статьи про шизофрению и расстройство мышления),
- чувством юмора,
- пониманием сарказма,
- и т.д.,

распознать женщину с:
- преддеменцией,
- шизофренией,
- психопатией,
- аутизмом,
- другой психической болезнью,
- расстройством (биполярным, пограничным, нарциссическим)
- и т.д.

И если:
- мужчины с такими расстройствами в силу склонности к импульсивному физическому действию совершают преступления поодиночке, сбиваются в преступные группы и явно преступают общественные законы;
- то женщины и поодиночке, и в составе группы очень долго остаются социализированными и манипулируют и вредят окружающим, переступая скорее нравственные законы.

Часто являясь осознанными или неосознанными провокаторами для совершения преступлений уже мужчинами.

Вызывая яркие, острые эмоции, жертвами которых становятся другие люди, но, что примечательно, порой и они сами.


ВЫВОДЫ

Развитие интернета, соцсетей, общественных передач, формата интервью привело к тому, что люди абсолютно "добровольно признаются" в своих болезнях, дефектах, особенностях, слабостях и промахах. Порою это очень личные, интимные и нетривиальные истории!

И выясняется, что все мы так или иначе осознанно или неосознанно играем и заигрываемся, манипулируем и ошибаемся. Дефект в степени осознанности, выраженности и тотальности проявлений.


Снова хочу обратиться к цитатам из выводов UCL относительно деменции:
- «Повышенная глупость и относительная склонность к детскому юмору ... были характерными чертами всех синдромов деменции, ...».
- «... неуместный юмор в ответ на неприятные или безличные стимулы был отличительной чертой лобно-височной деменции и синдрома депрессии».
- «Сюда входил смех над событиями, которые другие не сочли бы смешными, такими как плохо припаркованная машина или лающая собака. Анкеты и анекдоты показали, что люди с поведенческим вариантом лобно-височной деменции часто неуместно смеялись над трагическими событиями в новостях или в своей личной жизни».

Как выясняется из приведённых выше исследований, характерность подобных реакций в отношении абстрактного мышления, эмоций в целом и чувства юмора в частности роднит их, помимо состояний преддеменции и шизофрении, ещё и с психопатами.


ИСТОКИ БРЕДА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Но наиболее ценным, на мой взгляд, является аспект результата исследования, который говорит о том, что у психопатов есть нарушения в задней поясной извилине, которая отвечает за автобиографическую память.

Психопаты просто-напросто быстро забывают о своих словах, оскорблениях, проблемах с импульсивностью, агрессивных действиях, скандалах, драках и т.д. — автобиографическая память у них элементарно стирается!

И всё это очень напоминает элементы преддеменции, о которых я писал в первой части. А также объясняет их проблемы с планированием, обобщением опыта и эмоциональным интеллектом, что, в свою очередь, напоминает элементы шизофрении, о которых я писал во второй части.

То есть они не только органические преступники, но и умственные инвалиды. И тут, вполне естественно, вспоминается незаслуженно превращенная в анекдот теория Ломброзо.

Из всего этого следует, что их:
- ощущения,
- воспоминания,
- причинно-следственные связи,
- побудительные мотивы
- и обусловленные ложными выводами следующие за этим поступки,
- да и картина мира в целом,

отличается от того, что:
- видели,
- чувствовали,
- запомнили и
- захотели/не захотели предпринять здоровые люди, находящиеся в самом буквальном смысле рядом.

С наслоением одной искаженной реальности на другую!

И так изо дня в день!

В итоге, их представления о реальности и сама их "реальность" совершенно иные и носят характер бреда интерпретации!


Соответственно, у человека при:
- деменции — постепенно утрачивается моральный компонент в принятии решений на горизонте от среднего возраста до старости,
- шизофрении, аутизме, черепно-мозговой травме — моральный компонент нарушен болезнью, и логические построения имеют изначально ложную основу,
- психопатии — моральный компонент в логических построениях на протяжении жизни неизменно (в разной степени) дефицитарен.

Как отличить в жизни?

Очень легко! Психопаты — это как раз те люди, которые не извиняются за то, как они обошлись с вами, но обвиняют в том, как вы отреагировали.


То есть свои поступки они не оценивают, саморефлексии нет. А в окружающих оценивается только внешнее, причём в силу описанной выше органической ограниченности оценивается критически.

Кто является таким человеком для вас? Родственник? Супруг? Сосед? Соседка? Коллега? Начальник? Начальница?


Что мешает нам сделать соответствующий вывод в случае с психопатией?

В длинной чреде выделю два основных фактора:

1. Возраст и/или контекст отношений.

Невероятно сложной для восприятия является мысль, что взрослый человек, который имеет любой приходящий на ум атрибут "взрослости", который выглядит взрослым, который занимается (возможно, с вами) сексом, ходит на работу, покупает недвижимость, имеет счёт в банке, воспитывает детей, водит машину и так далее... может быть дееспособным человеком с сознанием ребёнка, не будучи при этом идиотом или олигофреном.

Да, мы можем употреблять выражение: "Он/она, как ребёнок!", но ОСОЗНАВАТЬ, что этот человек ментально и есть ребёнок... Как говорится, совершенно другие ощущения!

2. Женский пол. И, как неотъемлемый элемент — внешность женщины.

"Психопатка" в обиходной речи звучит как оскорбление, несмотря на некоторый тренд на употребление феминитивов. Несмотря на то, что, на мой взгляд, в любом другом случае их использование уродливо для русского языка, термин "психопатка" не только уместен, но и желателен для употребления, так как даёт понимание, что проблема и определение/диагноз "психопатия" не относится исключительно к мужчинам.

Скорее, наоборот.

Очевидно, что вне зависимости от пола мы выбираем для взаимодействия преимущественно милых, приятных, красивых женщин и приписываем им лучшие душевные качества. Есть ли в том или ином случае психоорганический дефект или нет, проявится ли он со временем? Мы не знаем и раз за разом "спотыкаемся" о прекрасных внешне, но совершенно деструктивных для нас людей.

О женщинах-психопатках немного опубликованных исследований и данных по МРТ-нейровизуализации. Количество психопаток среди осуждённых женщин-преступниц составляет около 20 процентов, как и у мужчин.

Кил считает, что женщины-психопатки в обществе встречаются намного реже мужчин-психопатов (речь идёт об американской статистике) — на десятерых психопатов-мужчин приходится по одной психопатке, которые так же, как и мужчины, в конце концов сталкиваются с законом и попадают в тюрьму.

Но есть и другой взгляд на женскую психопатию.

Доктор Клайв Бодди (данные из доклада от 24 февраля 2024 года) говорит, что тестирование/оценка психопатов обычно смещается в сторону очевидных мужских личностных черт, в то время, как женская психопатия более тонкая.

По словам эксперта, число женщин с нервно-психическим расстройством может быть намного больше, чем считалось ранее.

Хотя представление о психопатах как о жестоких, антисоциальных преступниках уступило место более тонкому взгляду, представления о том, что в основном это мужчины, осталось.

"Поведение женщин-психопаток является достаточно тонким и менее очевидным, чем мужчин-психопатов, и поэтому их не так часто узнают", — сказал Бодди.

"Небольшое, но растущее количество свидетельств описывает женщин-психопаток как склонных к выражению насилия словесно, а не физически, причём насилие носит характер отношений и эмоциональной природы, более утонченное и менее очевидное, чем то, которое выражают мужчины-психопаты", — отметил он, добавив, что это может включать распространение слухов и лжи ради личной выгоды.

Бодди сказала, что одна из проблем заключалась в том, что часть оценки, используемая для выявления психопатических черт, известная как шкала самоотчета о психопатии Левенсона (LSRP), была смещена в сторону мужчин.

Это, по его словам, объясняется тем, что в то время как в первой части оценки рассматривалось, насколько эмоционально отстраненным, эгоистичным, безразличным и манипулятивным был человек, вторая часть, которая охватывала психопатический образ жизни, была сосредоточена на насилии и антиобщественном поведении.

"Второстепенный элемент и меры для его устранения были в значительной степени основаны на исследованиях преступников, которые в то время находились в тюрьме и были психопатами — поэтому среди исследователей в наши дни сложилось ощущение, что эти меры просто не подходят для выявления женской психопатии".

Также было проведено меньше исследований, посвященных психопатии у женщин, чем у мужчин, сказал он, и эксперты, возможно, неохотно относят женщин к психопатам.

По некоторым оценкам, соотношение мужчин и женщин-психопатов может составлять 10:1 (по всей видимости, упомянуты оценки Кента Кила, данные им в его книге), но работа Бодди, использующая только первую часть LSRP, показала, что цифры сильно отличаются.

“Это почти один к одному”, — сказал Бодди, хотя и отметил, что для получения более точной картины потребуются крупномасштабные исследования случайно выбранных взрослых.



Отличия в подходах к оценке психопатии в зависимости от пола

Мужчине-психопату с описанным набором дефицитарных личностных черт сложно находиться в обществе — он очень явно выделяется постоянной физической и вербальной агрессией, а также пьянством, наркоманией, воровством и тому подобными проявлениями.

Эти проявления очевидны и оцениваются окружающими, обществом, правоохранительными и судебными органами более строго, нежели чем в случае с женщиной. Эти люди и живут плохо, и умирают, в силу описанных причин довольно рано. Или с небольшими перерывами на рецидивы попадают и содержатся в тюрьме.

В психологии давным-давно "общим местом" является тезис, что в силу физического строения и психологического развития агрессия мужчин и женщин кардинально различаются:
- у мужчин — открытая, физическая, импульсивная и демонстративная,
- у женщин — скрытая, по большей части длительная и психологическая.

В конфликтных ситуациях, где мужчина был бы вынужден найти пути для продолжения взаимодействия или его закончить, женщина остаётся в нейтральном положении.

Там, где мужчина давным-давно был бы покалечен, подвергнут преследованию, следствию, заключен под стражу, убит, женщина остаётся безнаказанной.

И если совершается правонарушение/преступление, то с этого момента пути женщин и мужчин расходятся кардинально. Мужчина после таких эксцессов часто становится инвалидом, попадает в тюрьму, умирает. Женщина-психопатка идёт по этому пути только в самых крайних случаях.

Полагаю, что из-за описанного выше "естественного отбора" соотношение мужчин-психопатов (с их открытым девиантным поведением) и женщин-психопаток (с их латентным девиантным индуцирующим влиянием) в обществе и их опасность для общества меняется уже после 35-40 летнего возраста в пользу женщин-психопаток.

Срабатывает "Эффект ореола".

Обычное женское, не вполне уравновешенное поведение, списываемое на физиологию и приписываемую (!) всем женщинам поголовно "повышенную эмоциональность" и такое же тотальное желание представить себя в качестве жертвы, позволяет выйти практически из-под любой ответственности.

Девиантное поведение женщины с психиатрическим расстройством или заболеванием подобно "кэбмену/таксисту" из детективов остаётся незамеченным, хронически недооценённым и невыявленным.

Подробнее читайте в статье "Женщина как спецсубъект. Последствия и ловушки общественного восприятия."

Она продолжает оставаться в социальном пространстве, имеет полный спектр возможностей на него влиять и более того — её "природные данные" многократно усиливаются всей мощью современных коммуникационных технологий.


Лучников Андрей Леонидович
+7 977 143 62 73 (только СМС/WhatsApp)

23 декабря 2023 год
Москва — Назарьево


ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ

* — Как появилось слово "гопник".

В конце 19 века в здании, располагающемся на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге, было организовано Государственное общество призора, где содержали беспризорных детей и подростков.

После Октябрьской революции в этом здании было организовано Государственное общежитие пролетариата с той же аббревиатурой ГОП и для тех же целей.

Так как и до революции, и после неё беспризорники занимались в основном мелким грабежом и хулиганством, количество преступлений с их участием выросло в несколько раз.

Так среди жителей района, потом города, а после и всей страны появилось слово «гопник».

ПСИХОПАТИЯ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Как "играют" с людьми-куклами? В подборке об описании психопатов в массовой культуре я подобрал несколько примеров того, как это делают взрослые дети-психопаты:
- присваивают себе, подчиняют — "Мизери" (фильм);

- устраивают "чаепитие", дают наставления — "Степфордские жёны" (книга, фильм);

- рассаживают в кружок, устаивают "представления" — "Почему женщины убивают" (сериал, второй сезон);

- "лечат" — "Пролетая над гнездом кукушки" (книга, фильм), "Сестра Рэтчед", приквел "Пролетая над гнездом кукушки" (сериал);

- одевают, раздевают, переодевают — "Девять с половиной недель" (книга производит более сильное впечатление чем, сильно смягченный, сценарий фильма);

- женят, разводят — "Если свекровь - монстр", только одно из бесчисленного количества произведений на подобную тему;

- смотрят "как устроены" — масса литературы, фильмов, передач на тему маньяков;

- "наказывают", выкидывают — "Милые кости" (фильм).

Источники:
Работа: Особенности мозга успешных и неуспешных психопатов.
Материалы международной научно-практической конференции, с. 220-237.
«Ценности, институты и процессы в эпоху постглобализации». Белгород.
Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права.
Автор: Дьяченко Татьяна Михайловна
Профессор психологии
Кандидат психологических наук
Гленлдэйл Коммунити Колледж, Аризона, США

Книга: «Укротитель психопатов. Научные данные о людях без совести».
Автор: Кент А. Кил

Книга: «Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика». (1933)
Автор: П.Б. Ганнушкин

Издание «Daily Mail»

Журнал «Journal of Psychiatric Research»

Книга: «От двух до пяти»
Автор: К.И. Чуковского

Статья: «Юмор, шутки психопатов и нарциссов».
Автор: Психолог и психотерапевт Вера Бокарева.
https://dzen.ru/a/ZE2WR2NBsnxG5tIe

Теория Когнитивного развития
Автор: Философ и психолог Жан Пиаже

Журнал «Болезни Альцгеймера», ноябрь 2015 год.
Статья: «Altered Sense of Humor in Dementia» («Измененное чувство юмора при деменции»).
Авторы: Камилла Кларк, Дженнифер Николас, Элизабетa Гордон, Ханна Голден, Мириам Коэн, Феликс Вудворд, Кирстиa Макферсон, Кэтрин Слэттери, Кэтрин Маммери, Джонатан Шотт, Джейсон Уоррен.
Authors: Clark, Camilla N., Nicholas, Jennifer M., Gordon, Elizabetha, Golden, Hannah L., Cohen, Miriam H., Woodward, Felix J., Macpherson, Kirstya, Slattery, Catherine F., Mummery, Catherine J., Schott, Jonathan M., Rohrer, Jonathan D., Warren, Jason D.
Affiliations:
- Dementia Research Centre, UCL Institute of Neurology, UCL, UK
- London School of Hygiene and Tropical Medicine, University of London, London, UK
www.pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26444779/


Рецензии