Демьян Бедный. Царь Андрон. А. Дивильковский

Анатолий Авдеевич Дивильковский

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ А. А. ДИВИЛЬКОВСКОГО

Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко* 

     

                РСФСР

             ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

                ПЕЧАТЬ И РЕВОЛЮЦИЯ

ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА, КРИТИКИ И БИБЛИОГРАФИИ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ
А. В. ЛУНАЧАРСКОГО, Н. Л. МЕЩЕРЯКОВА,
М. Н. ПОКРОВСКОГО, В. П. ПОЛОНСКОГО,
И. И. СТЕПАНОВА-СКВОРЦОВА.

                КНИГА ПЕРВАЯ

                ЯНВАРЬ – МАРТ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА
1922

Редакция книги закончена 15 февраля.
Гиз. № 2709.
(Р.Ц. Москва) № 203.
Напечатано 12.000 экз.
1-я Образцовая тип. М.С.Н.X., Москва, Пятницкая, 71.
Всего страниц: 368

   290

                ОТЗЫВЫ О КНИГАХ

                ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

                А. Дивильковский

ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ. Царь Андрон, апокалиптическая повесть с послесловием К. Радека 
                Государственное Издательство, 1921 г.
                Стр. 107
                Тираж 50.000 экз.

   ///


   Как будто вознамерившись опровергнуть свой собственный псевдоним,
   Демьян Бедный без устали дарит нас в последнее время обильными и обширными плодами творчества. И, как кому, а пишущему эти строки, признаться, больше по сердцу был Демьян «первоначальных лет» – сжато-крепкий, истинное воплощение быстрого и меткого, как стрела, мужицкого и рабочего юмора. Дух частушки, дух «политического» лубка, казалось, сидел в нем...
   Но, как говорится, «на вкус и на цвет товарища нет». 
   Самому поэту, очевидно, кажется лучше выражающим свойственное ему вдохновение пространно-широковещательный стиль.
   Его дело. Он – законодатель в кругу своих стихов.
   Будем считаться с его «верховной волей». «Царь Андрон» написан под очевидным влиянием Кронштадтских событий нынешней весны. Внезапный взлёт анархическо-мелкобуржуазной стихии в этих событиях многим сверкнул в глаза, как молнией, вопросом: что было бы в самом деле, если бы кронштадтская бунтующая «братва» осуществила свой нелепо-пошехонский лозунг: «да здравствуют советы без коммунистов».
   Ответ был ясен. Он дан был заранее столетней историей европейских революций, где тёмная крестьянская масса бросала рвущийся из цепей  капитала рабочий класс под ноги этому самому капиталу, чтобы и самой  затем задыхаться в тех же цепях. Таков приблизительно и ответ Демьяна, конечно, в игриво-фантастическом виде, подобающем «пророческому наитию» или «апокалиптическому сну».
   В трёх частях «повести» автор изображает, как мужицкая свобода от «коммунии» постепенно обволакивается кадетско-меньшевистско-эсэровскими шайками, единственная задача которых – восстановить царство златого тельца и фабрично-помещичьей эксплуатации. Сперва мужицкий диктатор Андрон Хмурый, прогнав и казнив большевиков, созывает Учредиловку. В нее, понятно, пробирается подавляющее большинство кулачья, которому для полной «слободы» живодерства нужно лишь одно: сильная власть, т. е. царь. И вот Андрон – царь «народною волею».  Разливанное море, пир горой для спекулянта, крупного жулья, вроде эсэра Виктора Чернова, попадающего в министры, и прочего воронья.  Города голодают, промышленность лопается, рабочие разбегаются. Большевикам, в подполье — непочатый угол для агитации.
   Все кончается новой мировой войной и всемирной революцией, которая приводит с собою возвращение большевиков и Советской власти в России.  Хмурый Андрон исчезает обратно в своей стихии, как пузырь, вскочивший в бурю на воде.
   Все хорошо, что хорошо кончается – как в старинных романах.
   Можно было бы, разумеется, спорить с поэтом насчет обязанности такого оптимистического исхода дела. Можно было бы сказать, например, что большевизм или, точнее, революционный марксизм больше рассчитывает на сознательное, т. е. намеренное «изменение бытия» рабочим классом, на прямую организацию, на строительство коммунизма, чем на автоматически-благоприятный объективный фактор.
   Такая розовая надежда на последний несколько грешит преклонением перед тою самой стихийностью, которую автор клеймит в своем «Царе Андроне». «Бедненький, мол, ох, а за бедненьким Бог».
   Но... но опять-таки вспомним, что ведь все это – «поэтическая вольность», и не будем слишком придирчивы. Автор, очевидно, хотел дать нечто агитационное, и агитацию представляет себе только в такой форме: большевик – он в море не тонет и в огне не горит. До известной степени это, пожалуй, и верно, но... лишь до известной степени. Все-таки надо и в агитации меру знать. В этом смысле, может быть, не худо было бы в другом  каком-либо «сне» показать: почему мы все-таки избегли кронштадтской опасности, и как надо впредь ее избегать. 
   А то какая-то выходит «самогонка» революции. 
   Это скорей философия истории Мартова и

   291

   мадам Любови Аксельрод, хотя и в «боевом» наряде.

   Меньше приходится сказать, собственно, о «поэтической» форме «Царя  Андрона». Буду тут говорить просто с точки зрения рядового читателя. Слишком уж Демьян Бедный вдается здесь в тягуче-широковещательную, почти прозаическую речь стародедовских притчей и причитаний. Почти лишь одна рифма на конце стихов напоминает о том, что это писал поэт, и притом – какой подчас, бывало, звучный, какой умелый в перезвоне русской речи!

   Конечно, хороши иногда бывают стихотворные демьяновы «передовицы» и «ноты», но на многих страницах это, в конце концов, утомляет. Хорош, стилен в своем роде «Андрон», даже для массового читателя во многом поучителен.

   Но все же лучше Демьяновы басни, острые, сногсшибательные.

   Или вот этот боевой марш красноармейцев, что начинается словами:

      Левой, правой, левой, правой.
      Через горы и леса.
      Иль погибнем мы со славой,
      Иль покажем чудеса!..

                А. Дивильковский
                Примечания


      * Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит.

   Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – публицист, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. В Цюрихе познакомился с В. И. Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича с 1919 по 1924 год.


Рецензии