Жила-была и живёт - 2

     Фото из интернета               
               
     С получением новых сведений о нашей героине, пришлось написать вторую часть (вернее - фрагмент) к первой публикации повести, изменив некоторые имена и добавив детали.
     Живём мы на нашей Земле в Северном полушарии. Ждём тепла, лета.
Не думаем о тех, которые живут в Южном полушарии. У нас 10 мая, значит, у них, как 10 ноября, осень. Странно, Земля одна, а на ней и холод, и тепло, то есть грустно и радостно одновременно. Взять нашу жизнь, семьи. У одних в семье тепло, у других – холодно. Одновременно. Нет, чтобы тепло было в каждой семье, у всех. Не получается, рушатся семьи. Конечно, таких меньше, чем устойчивых, но от этого не легче, не веселее. (Земля, естественно, придерживается равновесия: зима, лето, холод, зной, всё по очереди).
    
     У людей такой периодичности нет. Не успевают. Правда, по нескольку раз некоторые успевают-таки сыграть свадьбу, но там обстоятельства и причины иные, которые не входят в тему этого рассказа.
Не секрет, что даже семьи священнослужителей рушатся, но гораздо реже, чем семьи мирян, потому что священники в своём большинстве чтут Божьи заповеди и законы. Но у каждого своя причина для развода. 
               
     Война окончилась, город Орёл освободили, началась мирная, но трудная жизнь. Отец нашей героини, будучи подпольщиком, погиб при немцах на своём паровозе, подавая сигнал, куда стрелять. 
     Маме было трудно одной без мужа содержать троих детей.  Поэтому она решила отправить среднюю дочь Настю оканчивать школу в Ленинграде.  Там жила бездетная старшая сестра мамы, бывшая жена генерала.  Тётя была разведена с генералом, который на войне полюбил другую женщину, но постоянно помогал своей бывшей жене.  Тётя хорошо приняла племянницу, и они стали жить вдвоём в комнате коммунальной квартиры на Артиллерийской улице.
     Изголодавшаяся девочка, увидев впервые после голода батон, попробовала его с маслом и, не удержавшись, съела его целиком, пока тётя была на работе.   Тётя её не поругала.
    
     Окончив отлично школу в 1956 году, девушка сразу поступила в Ленинградский Государственный Университет на биолого-почвенный факультет. В 1957 году её отправили в Москву на всемирный фестиваль молодёжи и студентов, как участницу коллектива гимнасток.
     На третьем курсе студентов послали летом на практику на Кольский полуостров. Там в Териберке находился Биологический факультет ЛГУ.  Во время отлива студенты ходили на берег, собирали морских звёзд, ежей, моллюсков для института.  Хотя кругом ни деревца, тундра, но студентам осталась в памяти та практика.  На четвёртом курсе они опять ездили на практику, но уже в Киев.
     1961–м году Настя окончила учёбу в ЛГУ и некоторое время работала учительницей в пригороде Ленинграда.
    
     Однажды Рая, подружка по работе в школе, пригласила её поехать в отпуск к её родителям в Калинковичи, что в Белоруссии. Там намечалась свадьба брата Раи. Народу собралось на свадьбе уйма, в большинстве – евреи.   
     Как-то в жаркий день девчонки поехали на автобусе купаться на реку Припять. На одной из остановок девушки через окно встретились взглядом с красивыми парнями, которые заметили и их. Парни зашли в автобус и тоже поехали на пляж. Там они покупались, познакомились и этот парень пригласил девчонок к своим родителям в гости. Девчата согласились и пришли, благо дом Раи был рядом и все знали своих соседей. Там и произошло окончательное знакомство нашей героини с местным парнем. В ту пору он был чемпионом по классической борьбе в лёгком весе.  Его мама рассказывала, как Володя сгонял вес, пробегая в шубе 100-метровки весь в поту. Она беспокоилась, как бы его сердце выдержало.
    
     Ещё тогда Рая предупредила подругу, чтобы та была поосторожней с этим парнем, т.к. знала его раньше по его похождениям. Но этим словам влюблённая девушка не придала значения. А родители парня хорошо девчонок встретили, и все друг другу понравились. Тогда не обращали внимания на национальность.  У парня отец был русским, майор в отставке, а мать белоруска. Но все знали соседей-евреев и дружили.
     Провожая Настю в Ленинград, на вокзале Володя заявил:
     -- Жди меня, я приеду, и мы поженимся.
    
     Знакомство быстро перешло в любовь, и вскоре состоялась подготовка к свадьбе. Владимир приехал в Ленинград и некоторое время жил вместе с будущей женой Настей и её тётей Анной, в маленькой комнате. Спал жених на полу, т.к. тётя Анна была женщиной строгих правил. Тётя Соня, подруга тёти Ани, сказала невесте, чтобы та держалась этого парня, он порядочный человек.
     В один прекрасный день молодые пошли в ЗАГС регистрировать новую семью. Явились только молодые и две тёти. Володя сразу сообщил домой в Калинковичи родителям, чтобы готовили к 26 августа стол по случаю свадьбы. Придя домой, молодые собирались лечь спать вместе.

     «Они, ведь, уже муж и жена», -- сказала тётя Соня.
     «Нет, нельзя. Всё после свадьбы, -- настояла тётя Аня. – Так положено». 
     26 августа состоялась свадьба в Калинковичах. Съехались родные из Орла, две тёти, соседи. Руководить процессом взялась тётя Аня. За лень до застолья всех уложила спать тётя Аня. Сама легла в одной комнате с невестой, а жениха – в отдельную комнату.
     Тёмной ночью жених пробрался в постель невесты:
     -- У меня трусы скоро порвутся.
     Ничего поделать с молодыми сделать было невозможно.
     Спала ли тётя Аня, или нет, неизвестно.
     «Да ты ещё и девственница?» – удивился муж, увидев простыню.

     За столом тётя Аня села рядом с племянницей и продолжала её корить и ворчать про белое платье, ибо гостям показать нечего. А тут мама Раисы встала и сказала во всеуслышание:
     «Так она же прибегала к нам утром простыню застирывать».
     От этих слов Настя была готова провалиться сквозь землю. Кто-то улыбался, кто-то сидел нахмурившись, как тётя Аня, но всё уладилось. Хорошо погуляли и стали разъезжаться. Кто в Орёл, кто-то в Ленинград.  Теперь молодые спали вместе, а тётя Аня на диване. Успокоилась. 
      
     В 1963 году у молодожёнов родился сын, что было сразу сообщено в Калинковичи. Отец Анатолия обрадовался больше других и спросил невестку, что она хочет приобрести.
     «Шубку, чтобы гулять с сыном и не мёрзнуть, -- ответила она. Через несколько дней поступил перевод на 300 рублей. Но шубку не купили. Появилась возможность приобрести квартиру в кооперативе. Дед не возражал.
     Новоселье отмечали в пустой двухкомнатной квартире на мешках с бельём и посудой. Мебели ещё не было.  Оставалось только выплачивать взносы за квартиру.
    
     Просматривая объявления в газете, Настя увидела приглашение члена-корреспондента Абуладзе о наборе молодых сотрудников. Настю сразу же зачислили в штат Института экспериментальной медицины (ИЭМ) в 1963 году.  Работа и коллектив понравились Насте. Правда, добираться с Купчина до ул. Академика Павлова на перекладных было неудобно. В 1969 году молодая сотрудница защитила диссертацию кандидата наук, но старшего научного сотрудник с окладом 300 рублей получила лишь в 1989 году.   
     Тётя Анна, имея хорошие связи, поначалу устроила Владимира на завод ХХ11 съезда КПСС токарем. Владимир одновременно пошёл учиться во ВТУЗ.      
     Владимир хорошо себя зарекомендовал на работе, был партийным ещё в Белоруссии и руководство пригласило его поработать в Райкоме  КПСС. Затем он стал мастером.  А затем директором небольшого завода. Это помогло быстро расплатиться за квартиру.
      
     По своей натуре муж оказался умным и весёлым парнем с юмором, быстро вошёл в компанию ленинградских друзей жены. Знал много анекдотов, чем и покорял слушателей, и был любимцем компаний.
     Вот один из его анекдотов, как ловить льва.
     -- Сначала копаешь яму на пути льва, покрываешь её ветками, а сам прячешься в яме. Как только лев помчится и рухнет в яму, надо схватить его за яйца и быстро крутить, пока лев не отбросит копыта.
     -- А если это будет львица, тогда что? – задумчиво спросила одна слушательница.   
     -- Тогда уж крути себе яйца. Они тебе больше не понадобятся, -- заверял Владимир. Всем понравился анекдот.   
    
     Чем только ни развлекались молодые женатики. Однажды на день 8 марта ребята сочинили и защищали диссертацию на тему женских трусиков. Женщинам пришлось задирать юбки, чтобы у комиссии была возможность внимательно осмотреть и оценить, у кого самые модные и красивые трусы. Комиссия единогласно присудила Первое место знакомой хохлушке.   
     А ещё раз Володя явился в трусах, на которых было написано «Не тронь, а то въ…у», что вызвало у девчонок задорный смех. Собиралась компания то у одних, то у других друзей.
   
     Настя к этому моменту готовилась защищать диссертацию. Защита состоялась в момент, когда Володя закончил институт. Очередной отпуск втроём семья планировала провести в Белоруссии у деда.
     Однако муж отправил жену с сыном одних в Калинковичи к свёкру и свекрови в отпуск.  Сам обещал управиться с делами и приехать позже.   
     Встреча со свёкром показалась странной, Свёкор, последнее время не отказывал себе в выпивке. Свёкру убавили пенсию и ему пришлось подрабатывать в тире, куда заходила молодёжь пострелять и выпить. Доставалась выпивка и свёкру.
     Увидев невестку с ребёнком без своего сына, свёкор возмутился и заявил:
     -- Чего приехала одна без мужа? Пошла вон из моего дома!
     Молодая женщина от неожиданности побледнела и стала собираться обратно.  Свекровь, добрая терпеливая женщина, пыталась остановить невестку:
     -- Да ты не обращай внимания на него пьяного.  Он, как выпьет, всех из дому выгоняет.  Потом прощения просит.
     Так и произошло. Отрезвев на утро, свёкор всё же извинился за свою ругань. Но невестка уехала. Это был первый удар для Насти.
   
     Получив двухкомнатную квартиру, жизнь молодой семьи налаживалась. Живи – не хочу. Полный достаток, уют, сын и рядом любимый человек.
     Но вернувшись в Ленинград, Настя заметила, что муж даже не собирался приехать к родителям. Соседи подтвердили, что в новой квартире собирались компании и громко звучала музыка. Стало известно, что у мужа на работе завелась другая женщина. Об этой связи жена, не подозревая, узнала случайно. Это был второй удар в сердце молодой матери. К этому, на глаза Насте попалась записка с признанием в любви к Владимиру незнакомой женщины. Спокойная счастливая жизнь рушилась. Владимир стал часто отсутствовать по нескольку дней, якобы в командировке, и это был уже край.
     В семье начались нелады и в конце концов – развод.  Муж ушёл к своей новой любови. Однако, разведённая женщина не опустила руки. Воспитывала сына одна, ухаживала за престарелой тётей, купила участок в садоводстве.

     Состоялся развод после нескольких лет совместной жизни. Квартира осталась за Настей. К ней переехала постаревшая тётя Аня.  А Владимиру присудили комнату тёти Ани.  Владимир ушёл окончательно к другой женщине, оставив жену с сыном.
     Сын повзрослел, стал самостоятельным и однажды встретился с отцом.  Речь шла о комнате тёти Анны. Сын попросил там бывать, встречаться с друзьями. Но получил отказ от новой пассии Владимира:
     «Вам квартиры мало, ещё и комната вам нужна».
     Владимир заявил, чтобы к нему ни по каким вопросам впредь не обращались.
     Связи были полностью утрачены. С тех пор к бывшему мужу и отцу обращений не было. Что теперь с ним, где он, неизвестно. Семье он не помогал.
    
     В Орле тоже многое изменилось. Часть из родни ушли на тот свет. В коллективе на работе многие пожилые сотрудники тоже оставили белый свет. Пришла грамотная, продвинутая молодёжь, с которой рука об руку трудится более 50 лет без перерыва наша героиня.  За время работы в институте стала автором и соавтором более 160 научных работ, опубликованных в отечественных и зарубежных ведущих научных журналах.
     И такое бывает в жизни.
   
     С чего начался этот рассказ? Утром 03.04.2024 на кухне Настя рассказала свой необычный сон. Ей приснилась полностью её свадьба и все сопутствующие события того времени. Я попытался это записать. Но к чему этот сон? К добру, к беде, или просто так, пока не понятно. Ведь, связи у Насти не стало ни с кем из жителей Калинковичей. Теперь у неё летом дача, огород и любимый коллектив на работе.
               
                май 2024.               
               
    
   


Рецензии