Г. Зиновьев. Крестьяне и Советы. А. Дивильковский

Анатолий Авдеевич Дивильковский

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ А. А. ДИВИЛЬКОВСКОГО

Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*


            
                Р.С.Ф.С.Р

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

                ПЕЧАТЬ И РЕВОЛЮЦИЯ

ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА, КРИТИКИ И БИБЛИОГРАФИИ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ

А. В. ЛУНАЧАРСКОГО, Н. Л. МЕЩЕРЯКОВА,
М. Н. ПОКРОВСКОГО, В. П. ПОЛОНСКОГО,
И. И. СТЕПАНОВА-СКВОРЦОВА

                КНИГА ВТОРАЯ

                АВГУСТ – ОКТЯБРЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ИЗДАТЕЛЬСТВО

МОСКВА

1921

Редакция книги закончена 15 сентября.
Гиз. № 2376, (Р.В.Ц. Москва), Напечатано 10.000 экз.
1-я Образцовая типография М.С.Н.X., Пятницкая, 71.
Всего страниц: 255

   107

          ОТЗЫВЫ О КНИГАХ

       Вопросы текущей жизни

             А. Дивильковский

Г. ЗИНОВЬЕВ. Крестьяне и Советская власть.
                (Беспартийные съезды крестьян)
                Гос. Издат. Петербург 1920 г., 56 стр.
                Число экземпляров не указано.

   108

   Брошюра воспроизводит две речи тов. Зиновьева на беспартийной  конференции крестьян и рабочих Петербургской губ. 21 апреля 1920 г. Брошюра безусловно понятна и убедительна для самого малоразвитого, самого захолустного читателя. Её можно назвать образцом того, как следует агитатору подходить к массам.

   Автор, с одной стороны, спускается по языку,  по изложению, даже по нарочито упрощённым идеям до уровня самого серого «серяка», — что  называется, «разжевал и в рот положил». В то же  время или — лучше — тем самым, он подымает его до  высочайших и труднейших исторических задач современного момента, когда старая,  тусклая, бездарная, вековечная каторга рабочего и трудового крестьянина превращается в свою противоположность — в социальную свободу, в коммунизм. Посредствующим звеном, «родным термином» служит здесь доступное каждому крестьянину понятие «союза рабочих и крестьян».

   Для полной наглядности оно поясняется еще и образными сравнениями то с  брачным союзом мужа и жены (где, впрочем, не обходится без маленьких  неприятностей, а иногда в русском быту и без маленьких потасовок), то с   двумя конями «которые  везут одну повозку и знают, куда везут, и дружно  везут, не переминаясь с ноги на ногу».

   Словом, все вещи, заимствованные из повседневного быта тех же трудовых масс, поэтому говорящие им родным, близким языком.

   Между тем, ведь под этой формой внедряется неотразимо в их сознание величайшая практическая идея научного социализма — диктатуры пролетариата.
 
   Доказательство необходимости «рабоче-крестьянского союза» ведется исторически, рассказом о развитии его в течение 15 лет, начиная с 1-й нашей революции, кончая нынешним моментом завершения вооружённой гражданской войны и перехода к собственному хозяйственному строительству. Каждый этап этой истории — тоже наглядная иллюстрация живыми фактами. Почти полное отсутствие союза в 1905 году, пример: удушение саратовско-нижегородского восстания крестьян руками таких же крестьян и рабочих-солдат по приказу «веселого» палача Столыпина. Начало союза в момент февральской революции 1917 г.: хождение тысяч рабочих «в народ», в деревню, для левой пропаганды среди крестьян.

   На вопрос, «что сказали окопы» в  момент октября — двойной ответ двумя партийными параллелями: сперва в Смольном пачки угрожающих телеграмм якобы от народа, на самом деле от буржуазной интеллигенции, потом – живая почта, целые потоки ходоков от армии (крестьянской армии) загоревших, оборванных, говоривших одно: «Напрасно вы ждали до октября, надо было раньше прогнать эту шайку».
 
   Ещё картины: на 2-м съезде Советов по поводу ареста министра с.-р. Авксентьева выступление седого, как лунь крестьянина, сказавшего просто: «Не только не выпускать этого шарлатана, который сажал крестьян в тюрьму, а нельзя ли их десяточек-другой ещё взять и посадить».

   Потом — съезд в первую годовщину революции в октябре 1918 г. крестьянской бедноты от восьми губерний Севера, единогласно постановивший добровольную мобилизацию своих полков, сверх общей мобилизации; явились три громадных полка по нескольку тысяч каждый. Это были лучшие наши полки, вся крестьянская молодежь, и они дрались, как львы, против белых; молодые люди жертвовали собой, не задумываясь ни на минуту.

   Всё это — не только яркие факты, примеры для «озарения мозгов» крестьянина (выражение автора), но и драгоценные для будущего историка революции свидетельства очевидца и близкого участника великих моментов.

   Кроме исторического обзора автор подходит к вопросу и путем доказательств трезво-практической, житейской выгоды союза. Он зовет его «товариществом на вере», убеждает — по следам Ленина — крестьян «дать в ссуду» продовольствие и сырье рабочему классу для подъёма промышленности, так как «рабочий — верный должник, вернее банка», и воздаст потом сторицею фабрично-заводскими продуктами своего труда и т.д.

   Можно быть уверенным, что брошюра сделает своё дело в умах и сердцах деревенской массы и тех рабочих, которые тянутся ещё к деревне. Можно отметить разве лишь один недостаток в изложении: классовая борьба в деревне затронута, пожалуй, слишком уж «слегка».

   Говорится лишь о кулаке, как вра-

   109
   
   ге и рабочего, и крестьянина-бедняка, и середняка, почему все неудовольствия крестьянской массы на Советскую власть объясняются не классовыми мотивами, а «темнотой», «неорганизованностью» деревни и т. д.

   Остаются вовсе в тени мелкобуржуазные элементы в социальном облике всякого, даже беднейшего крестьянина, как мелкого собственника и хозяйчика. Это чрезмерное упрощение вопроса чревато само по себе новое серией недоразумений.

   А между тем из 2-ой речи т. Зиновьева видно, что вопросы, ему задававшиеся на конференции, довольно выпукло показывали именно эту мелко-буржуазную подоплёку самих вопрошавших беспартийных массовиков. И в своих ответах автор скорей стратегически обходит этот подводный камень, чем «озаряет» середняка самопознанием, так сказать, врага внутри него самого.

   Впрочем, всё это объясняется скорей всего самой природы массовой агитации: разрушить в данную секунду лишь одно-другое звено предрассудков, дать лишь пару-другую простейших новых идей, остальное – дело последующей углубляющей агитации и пропаганды. Нужна, конечно, и подобная углубляющая литература. Но, для вовсе начинающего читателя и для неграмотного слушателя, настоящая находка – такая именно сугубо-элементарная, нарочито-упрощённая вещь, как «Крестьяне и Советская власть».

                А. Дивильковский

                Примечания


      * Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит.

   Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – публицист, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. В Цюрихе познакомился с В. И. Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича с 1919 по 1924 год.


Рецензии