Г. Зиновьев. Крестьяне и Советская власть
СТАТЬИ И ОЧЕРКИ А. А. ДИВИЛЬКОВСКОГО
Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*
Р.С.Ф.С.Р
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
ПЕЧАТЬ И РЕВОЛЮЦИЯ
ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА, КРИТИКИ И БИБЛИОГРАФИИ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ
А. В. ЛУНАЧАРСКОГО, Н. Л. МЕЩЕРЯКОВА,
М. Н. ПОКРОВСКОГО, В. П. ПОЛОНСКОГО,
И. И. СТЕПАНОВА-СКВОРЦОВА
КНИГА ВТОРАЯ
АВГУСТ – ОКТЯБРЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА
1921
Редакция книги закончена 15 сентября.
Гиз. № 2376, (Р.В.Ц. Москва), Напечатано 10.000 экз.
1-я Образцовая типография М.С.Н.X., Пятницкая, 71.
Всего страниц: 264
107
ОТЗЫВЫ О КНИГАХ
Вопросы текущей жизни
А. Дивильковский
Г. ЗИНОВЬЕВ. Крестьяне и Советская власть.
(Беспартийные съезды крестьян)
Гос. Издат. Петербург 1920 г., 56 стр.
Число экземпляров не указано.
108
Брошюра воспроизводит две речи тов. Зиновьева на беспартийной конференции крестьян и рабочих Петербургской губ. 21 апреля 1920 г.
Брошюра безусловно понятна и убедительна для самого малоразвитого, самого захолустного читателя.
Её можно назвать образцом того, как следует агитатору подходить к массам.
Автор, с одной стороны, спускается по языку, по изложению, даже по нарочито упрощённым идеям до уровня самого серого «серяка», — что называется, «разжевал и в рот положил».
В то же время или — лучше — тем самым, он подымает его до высочайших и труднейших исторических задач современного момента, когда старая, тусклая, бездарная, вековечная каторга рабочего и трудового крестьянина превращается в свою противоположность — в социальную свободу, в коммунизм.
Посредствующим звеном, «родным термином» служит здесь доступное каждому крестьянину понятие «союза рабочих и крестьян».
Для полной наглядности оно поясняется еще и образными сравнениями то с брачным союзом мужа и жены (где, впрочем, не обходится без маленьких неприятностей, а иногда в русском быту и без маленьких потасовок), то с двумя конями «которые везут одну повозку и знают, куда везут, и дружно везут, не переминаясь с ноги на ногу».
Словом, все вещи, заимствованные из повседневного быта тех же трудовых масс, поэтому говорящие им родным, близким языком.
Между тем, ведь под этой формой внедряется неотразимо в их сознание величайшая практическая идея научного социализма — диктатуры пролетариата.
Доказательство необходимости «рабоче-крестьянского союза» ведется исторически, рассказом о развитии его в течение 15 лет, начиная с 1-й нашей революции, кончая нынешним моментом завершения вооружённой гражданской войны и перехода к собственному хозяйственному строительству.
Каждый этап этой истории — тоже наглядная иллюстрация живыми фактами.
Почти полное отсутствие союза в 1905 году, пример: удушение саратовско-нижегородского восстания крестьян руками таких же крестьян и рабочих-солдат по приказу «веселого» палача Столыпина.
Начало союза в момент февральской революции 1917 г.: хождение тысяч рабочих «в народ», в деревню, для левой пропаганды среди крестьян.
На вопрос, «что сказали окопы» в момент октября — двойной ответ двумя партийными параллелями: сперва в Смольном пачки угрожающих телеграмм якобы от народа, на самом деле от буржуазной интеллигенции, потом – живая почта, целые потоки ходоков от армии (крестьянской армии) загоревших, оборванных, говоривших одно: «Напрасно вы ждали до октября, надо было раньше прогнать эту шайку».
Ещё картины: на 2-м съезде Советов по поводу ареста министра с.-р. Авксентьева выступление седого, как лунь крестьянина, сказавшего просто: «Не только не выпускать этого шарлатана, который сажал крестьян в тюрьму, а нельзя ли их десяточек-другой ещё взять и посадить».
Потом — съезд в первую годовщину революции в октябре 1918 г. крестьянской бедноты от восьми губерний Севера, единогласно постановивший добровольную мобилизацию своих полков, сверх общей мобилизации; явились три громадных полка по нескольку тысяч каждый. Это были лучшие наши полки, вся крестьянская молодежь, и они дрались, как львы, против белых; молодые люди жертвовали собой, не задумываясь ни на минуту.
Всё это — не только яркие факты, примеры для «озарения мозгов» крестьянина (выражение автора), но и драгоценные для будущего историка революции свидетельства очевидца и близкого участника великих моментов.
Кроме исторического обзора автор подходит к вопросу и путем доказательств трезво-практической, житейской выгоды союза.
Он зовет его «товариществом на вере», убеждает — по следам Ленина — крестьян «дать в ссуду» продовольствие и сырье рабочему классу для подъёма промышленности, так как «рабочий — верный должник, вернее банка», и воздаст потом сторицею фабрично-заводскими продуктами своего труда и т.д.
Можно быть уверенным, что брошюра сделает своё дело в умах и сердцах деревенской массы и тех рабочих, которые тянутся ещё к деревне.
Можно отметить разве лишь один недостаток в изложении: классовая борьба в деревне затронута, пожалуй, слишком уж «слегка».
Говорится лишь о кулаке, как вра-
109
ге и рабочего, и крестьянина-бедняка, и середняка, почему все неудовольствия крестьянской массы на Советскую власть объясняются не классовыми мотивами, а «темнотой», «неорганизованностью» деревни и т. д.
Остаются вовсе в тени мелкобуржуазные элементы в социальном облике всякого, даже беднейшего крестьянина, как мелкого собственника и хозяйчика. Это чрезмерное упрощение вопроса чревато само по себе новое серией недоразумений.
А между тем из 2-ой речи т. Зиновьева видно, что вопросы, ему задававшиеся на конференции, довольно выпукло показывали именно эту мелко-буржуазную подоплёку самих вопрошавших беспартийных массовиков.
И в своих ответах автор скорей стратегически обходит этот подводный камень, чем «озаряет» середняка самопознанием, так сказать, врага внутри него самого.
Впрочем, всё это объясняется скорей всего самой природы массовой агитации: разрушить в данную секунду лишь одно-другое звено предрассудков, дать лишь пару-другую простейших новых идей, остальное – дело последующей углубляющей агитации и пропаганды.
Нужна, конечно, и подобная углубляющая литература.
Но, для вовсе начинающего читателя и для неграмотного слушателя, настоящая находка – такая именно сугубо-элементарная, нарочито-упрощённая вещь, как «Крестьяне и Советская власть».
А. Дивильковский**
------------------
Для цитирования:
А.Дивильковский, Г. Зиновьев. Крестьяне и Советская власть, ПЕЧАТЬ И РЕВОЛЮЦИЯ, Книга вторая, Август–Октябрь, Государственное издательство, М., 1921, Стр. 107–109.
Примечания
* Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит, по той же причине опускаю немецкие умляуты, чешские гачки, французские и другие над- и подстрочные огласовки.
**Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – публицист, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. В Женеве 18 марта 1908 года Владимир Ильич Ленин выступил от имени РСДРП с речью о значении Парижской коммуны на интернациональном митинге в Женеве, посвященном трем годовщинам: 25-летию со дня смерти К. Маркса, 60-летнему юбилею революции 1848 года в Германии и дню Парижской коммуны. На этом собрании А. А. Дивильковский познакомился с Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича и Николая Петровича Горбунова с 1919 по 1924 год. По поручению Ленина в согласовании со Сталиным организовывал в 1922 году Общество старых большевиков вместе с П. Н. Лепешинским и А. М. Стопани. В семейном архиве хранится членский билет № 4 члена Московского отделения ВОСБ.
Свидетельство о публикации №224051200082