Царский сын

У некоего царя был сын, единственный наследник, и вот, когда тому исполнилось достаточно лет, отец при-звал его к себе и сказал:
- Сынок, я уже в почтенных годах, а ты еще молод, посему хочу испытать твои способности. Зачем ждать, пока я умру? Вот тебе часть наследства, распоряжайся по своему усмотрению. Если справишься, передам остальное, а сам отойду от дел. Дерзай, сынок!
Через некоторое время царь опять призвал его к себе:
- Ну, сын мой, расскажи, как распорядился своим будущим наследством?
- Пока никак, отец. Все думаю, как бы не оплошать!
- Это похвально. И что решил?
- Думаю разделить всю сумму пополам. Одну часть оставлю про запас, а другую отдам торгующим, чтобы вернули с прибылью.
- Что же, мудрое решение, – улыбнулся царь. – Действуй!
Целый год не спрашивал сына, решив предоставить свободу. Пусть привыкает к самостоятельности, а потом опять призвал для ответа. Сын сказал:
- Знаешь, отец! Все твои деньги целы, я ничего не потратил, потому что боюсь ошибиться. Сам знаешь, торговые люди ненадежные, могут обмануть или нечаянно разориться, поэтому я думаю отдать для начала четвертую часть, а там посмотрим. Как считаешь?
Царь нахмурился.
- Пойми, я не требую отчета. Ты волен распоряжаться, как заблагорассудится, все мое будет твоим. Действуй, время идет!
Через год история повторилась. Сын сказал:
- Понимаешь, отец, я не могу решиться. Боюсь сделать что-то не так, ты прогневаешься, а я сын послушный и ничем не хочу сердить тебя. Но как я могу быть уверен, что верну деньги с прибылью, если кругом все крадут, и даже тебя, нашего государя, обманывают: от казначея до последнего приказчика. А меня и подавно обведут! Разве десятой частью рискнуть?..
Но царь все понял, и не дал ему продолжать.
- Хватит лукавить. Если бы ты что-то предпринял, пусть и ошибся, я бы помог советом, и научил, как следует поступать. Разве не для того я выделил тебе часть твоего же наследства, чтобы ты набирался опыта, пока я в силе и могу помочь. Ты говоришь, будто могут обмануть, поскольку меня самого сплошь и рядом обманывают, но разве наше государство не процветает? Разве я такой глупый царь, что и собственный сын надеется обмануть? Лучше бы ты промотал всю сумму или проиграл в карты, я бы решил, что ты еще молод, и через время снова допустил к делам. Но ты хотел показаться рачительным и бережливым, чтобы я уже сейчас передал тебе все царство. Но как ты надеешься управлять большим, если и малым распорядиться не можешь, не умеешь или боишься. Как доверить твое целое, если ты в малом и чужом был неверен?
Царь покачал головой и добавил:
- Не говори, что ты послушный сын! Ибо сын царя учится царствовать, а не лукавить подобно холопу. Посему я лишаю тебя царского звания и будущего наследства. Что получил, оставь при себе, и ступай, живи, как знаешь. И не надейся на прощение, пока не выправишь мысли и пути твои, не научишься истинному послушанию. А если явишься и вновь попытаешься обмануть, то останешься холопом до конца дней своих, а наследников я сыщу, ибо царство дороже крови!
Наследник опустил голову и вышел.


Рецензии