И... чувства добрые я лирой пробуждал...

        Абсолютное большинство выбравших для себя непредсказуемо сложную профессию учителя именно так и реагируют на неё: "и...чувства добрые я лирой пробуждал..." (А. С. Пушкин, располагая при этом понимание "лирой" как "словом")...

         Как бы Вы внимательно ни читали хорошо известные всем классические произведения, у Вас при внимательном прочтении возникнет Ваше личное понимание текста, поведения героя и тех обстоятельств, в которых он оказался...

         Моя фамилия, имя, отчество, по мужу, - Хныкина Галина Владимировна, и я четырнадцать лет старалась сохранить семью, дети должны жить с родителями. Но чудо не произошло, к сожалению...Но так хочется сказать "спасибо" тем, кто поддерживал в самых сложных ситуациях, не предавал и помогал... Помню Вас и берегу воспоминания...

       В 2002 году выпустила свой 9Д в 58 школе другого города... Один из завершающих уроков литературы, много оценок за чтение текстов наизусть и ответы на вопросы по их художественному своеобразию... И вдруг рукописный листок А4, написана фамилия ученика, но стихотворение - классика, Фёдор Иванович Тютчев... "Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса..." "Это для Вас,"- так было сказано... Воспоминания незабываемы и согревают душу...

      Впереди экзамены, а меня предупреждали в начале учебного года, что класс будет расформирован. Многие уходят в техникумы, училища, меньшинство остаётся в старших классах школы. Мне не было стыдно ни за кого. За пять лет дружной совместной учебной работы они научились делать  правильный выбор в сложившихся непростых ситуациях, принимать необходимые решения...

     Больше всего всех радовала рабочая тишина на всех уроках, понимание необходимости уважительного отношения к учителям-труженикам. Ко всем и по всем предметам...

     Класс "Д", как только "нежно" не обзывали их товарищи из параллели, получил абсолютно честную Грамоту, как "Лучший классный коллектив" на выпуске из 9 класса...
    Ученица класса Юлия (фамилию не пишу) сделала всё и по всем показателям, их было много, чтобы все расстались, но никогда не забывали...

      Родительский комитет, да и большинство родителей класса, помогали, предлагали, и когда нужно, советовались со мной, а я советовалась с ними...

    За год до выпуска по обоюдному согласию и два года подряд (седьмой и восьмой класс) мы заключили договор с Художественным музеем города и раз в месяц-в два месяца нам готовили программу на 45 академических минут. Слайд-шоу всегда оставляло непередаваемое впечатление...

    Какими бы яркими впечатлениями для нас не были выставки музея, но перед выпуском так хотелось бы ярких музыкально-поэтических впечатлений... И они пришли... Песни очень интересной и талантливой Людмилы Каюковой, как и встреча с ней, неравнодушной исполнительницей своих песен, помогла найти свою дорогу в жизни и своё место в ней...

   Искреннее спасибо хотелось бы сказать Алексею Владимировичу Кулику, ученику 9Б класса и дублёру классного руководителя.

    Что такое Литературный КВН? Это подготовленное заранее шоу с заданиями. И минимальное число экспромтов... Убеждена... Рада была, что в нём победила дружба... Часто в конце урока были задания яркие и интересные,на оценку, а здесь конкурс среди трёх классов и в актовом зале, что крайне редко бывало, актовый зал большой школы  часто был занят в мероприятиях... 

      Участие и понимание Лёши Кулика своих одноклассников оказали самую конкретную помощь во всем и во всех мероприятиях следующего выпуска девятиклассников.Это следующий класс после "Д". Но ещё более сложный. Невозможно находиться с классом, а тем более классом выпускников, постоянно. А пример Алексея Кулика, его учёба и поведение, стал образцом для многих...

   Директор школы, Раиса Ивановна Королёва, завуч по внеклассной работе, Наталия Николаевна Диогенова, завуч по учебной работе, Галина Евгеньевна Павонская, были максимально внимательны к выпускникам, спасибо им... Точно также огромное спасибо Елене Иосифовне Ильиной, Валентине Николаевне Осокиной, Светлане Викторовне Масловой, которые своей методической помощью на заседаниях МО раз в квартал делали нашу учительскую жизнь словесников непередаваемо высокой...

     Ну а встреча с Татьяной Яковлевной Фроловой, создательницей комплекса "Мы пишем без ошибок", и её рассказ о значении изучения правил в схемах и таблицах, и её выступление на курсах повышения квалификации по предмету показали возможности изучения русского языка...

     Завершая разговор о хороших людях, поддержавших меня уже здесь в тяжёлые времена , хотелось бы сказать о мариупольском исполнителе песен Владимира Семёновича Высоцкого - Юрии, о стихотворениях и встречах с мариупольским поэтом Евгением Фёдоровичем Шендриком... Интересно и ярко прошли творческие встречи...

      Их помогала организовать моя родственница, Виктория Вячеславовна... Она же помогала мне во второй, но уже заочной учёбе, абсолютно также, как и моя непередаваемо замечательная группа, с которой я училась три года, а первый курс был зачтён 23 предметами...

     Когда я пришла на первую сессию на втором курсе, ко мне подошла староста группы Любочка и спросила:"Зачем Вам ещё один диплом? Вы же уже учились и с дипломом?..." На это я честно сказала: "Это же было так давно..." Спасибо всем тем, кто поддержал...

   Возвращаемся к Фёдору Ивановичу Тютчеву и к его поэтическим словам: "Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса..."   А верит ли? Жизнь изменилась.

    В нынешний прохладный май вспомнились мне визиты классов, в которых я работала в Мариуполе, из школы в библиотеку Андерсена (Светлова, и так тоже она называлась)и очень интересно подготовленные сообщения по истории города, о выдающихся его личностях в самых различных областях науки и искусства...Оксана Юрьевна рассказывала, а потом проверяла внимание слушателей серией вопросов по подготовленному материалу. Темы мы знали заранее, готовились. И я уверена, что - то было особенно интересным в её рассказах  для каждого...
   
   Развитие устной речи проходило творчески увлекательно... Выстраивало вертикаль оценок по литературе и краеведению... Имена и фамилии тех, кто был особо смышлёным, не называю, но помню...

    Почему мне очень нравится встреча как классный час.?. Разбирая свои записи, нашла очень интересную встречу-воспоминание. Это была годовщина вывода войск из Афганистана в феврале 1989 года. В самом начале встречи первоклассница-дочка учителя математики школы сыграла на флейте небольшую грустную мелодию...

    Нам очень повезло,- на открытый классный час пришёл отец ученика, Константин Вадимович...Доброжелательно и серьёзно общался он с учениками класса... С огромным уважением смотрели и слушали все...Рассказывая, Константин Вадимович берёг чувства всех, кто находился в кабинете...Мы все это чувствовали...

   Нужно сказать, что и дедушка одного из учеников тоже проходил службу в Афганистане. Мать и сыновья,семья,сделали газету из цветных листовок, которые у него остались, а мама передала посмотреть "дембельский альбом", который я на протяжении всей встречи держала на руках, как маленького ребёнка... Посмотрели уже после встречи все...Особенно хочется сказать, что все стихи и прозу готовила командир девятого класса Александра. Она же распределяла и репетировала с одноклассниками...Всем моя благодарность...

         Жизнь сложна, поэтому не всегда здесь есть имена и фамилии...

       Редактирование продолжается...Давным-давно в городе Таганроге вместе с литфаком ТГПИ было национальное отделение по две группы на курс...В общежитии на этажах проживали смешано комната национального отделения (двухместка, трёхместка) и комната литфака (тоже двухместка, трёхместка, по интересам)...Пару раз учили готовить меня узбекский плов... Иногда получалось...

      Когда вижу другое поколение "национального отделения", вспоминаю молодость свою... Нет Советского Союза, восстановили после Ташкентского землетрясения места печали и горя... Но первыми пришли на помощь, как когда-то, те, у кого в группе крови память о давних событиях...

    
      


Рецензии