Граф Шереметев. Часть 9. Петербургские новости

«Кто вперся в чин лисой,
тот в чине будет волком.»
В.А.Жуковский.

Вчерашний вечер Уваров провел дома,жена поехала на бал с сестрой и ее мужем.На следующий день с утра шел дождь, он задержался дома и решил ее расспросить о вчерашнем вечере.

-Как бал,понравилось тебе у княгине?
-Все как обычно: все ели,пили,веселись и танцевали.
-Шереметев приехал в столицу?
-На балу его не было,я видела его друга Азенина,который сейчас у него гостит.Все только и говорили о графе.Жуковский поведал,что Пушкин даже написал стихи «На выздоровление Лукулла»,их напечатали в «Московском наблюдатели»
-Как только их могли пропустить в печать. Он решил посмеяться надо мной,я разберусь с ними.
- Знаешь,лучше слушать обличения от мудрого,нежели слушать песни глупых. Ты слишком строг с Пушкиным, не разрешаешь все печатать , он злится на тебя за это.
-С ним у всех нас еще будут проблемы, ты еще увидишь,не купил бы Петр1 его прадеда за бутылку рома,жили бы все сейчас спокойно.
-Положение в обществе у нас с тобой сейчас не из лучших, зря ты не посоветовался со мной ,принимая такое решение.
-Я хотел сохранить дворец Шереметева от воров и всяких зевак, поговорят неделю,две и успокоятся,переключатся на что либо другое.
- Пусть так как ты говоришь,-недоверчиво сказала жена.-Все в нашем мире скоротечно и непостоянно. После приезда Дмитрия в столицу, нам необходимо будет нанести ему визит и объяснить,что ходящие слухи о тебе, это происки твоих врагов,и что ты действовал из лучших побуждений.
-Катя, ты как всегда у меня права,-сказал Сергей Семенович,целуя жену в щеку.

 Поговорив с женой, Уваров, немного успокоившись, посмотрел в окно. На улице распогодилось,выглянуло солнце,лужи от дождя начали подсыхать, настроение у него улучшилось и он отправился на службу.

Шел октябрь 1835 года. В одном из залов Зимнего дворца государь Николай Павлович беседовал с Бенкендорфом,шефом жандармов и главным начальником Третьего отделения собственной его императорского величества канцелярии.

-Александр Христофорович, я вчера прочитал стихотворение Пушкина,занимательная сатира. Никак он не успокоится, уже глава семейства,а из головы никак дурь выбросить не может.
-Он сердит на Уварова ,что тот подверг его сочинения общей цензуре.
-Этим стихотворением Пушкин ничего не выиграл в общественном мнении, которым при всей своей гордости и независимости он так дорожит. Если у него талант от бога ,то это вовсе не значит,что я позволю ему вести себя как он захочет,чтобы другим не повадно было.
-Вчера по выходу из департамента Уваров встретил в канцелярии цензора Гаевского и
 велел передать князю Дондукову-Корсакову сделать распоряжение Цензурному комитету, о назначении нескольких цензоров на сочинения Пушкина. Мне доложил об этом князь сегодня,- сказал граф Бенкендорф.
-Уваров поступил верно, дополнительный контроль пойдет ему только на пользу. А что касательно этого дела,то Уваров всегда был скуп и жаден. Он показал себя во время болезни Шереметева не с лучшей стороны,но службу он свою знает исправно и никому я не позволю высмеивать своих министров и выставлять их на всеобщее посмешище. Общество должно уважать законы и людей их представляющих, иначе в государстве не будет порядка.
-Надо было отпустить ваше величество Пушкина в имение,как он просил год назад,может и проблем с ним поубавилось бы.
-Нет граф,лучше пусть остается при дворе.Человек он талантливый,но самодур большой ,навряд ли он долго в деревне своей спокойно писать будет,то и гляди что нибудь да выкинет.За такими людьми присмотр должен быть,где как не здесь он у нас на виду, да и Уваров теперь с большим пристрастием следить за его литературной деятельностью будет,-улыбнувшись сказал государь.
- Ваше величество, против ваших аргументов трудно устоять, у вас есть дар убеждения.

Шеф корпуса жандармов давно научился с полуслова понимать Николая 1. Знал все его как положительные, так и отрицательные стороны. Интуитивно чувствовал когда следует поддержать разговор,а когда лучше его прекратить. В этому случаю ,он вполне был согласен с государем.

В зал вошел офицер и сказал:

-Ваше величество карета ждет.
-Пойдемте, Александр Христофорович.,- сказал Николай 1 и первый вышел из зала.
Спускаясь по лестнице дворца вниз они увидели Уварова ,шедшего им на встречу.
- Ваше величество здравствуйте. Здравствуйте Александр Христофорович. ,-сказал Уваров слегка наклонив голову.
-Вы шли ко мне, Сергей Семенович?-спросил государь.
-Да я хотел лично доложить вам о последних стихах Пушкина,напечатанных
в Москве.
-Мне уже Александр Христофорович все рассказал. Оба вы с Пушкиным хороши, никак поладить не можете между собой. Я сейчас спешу, но не волнуйтесь,для Пушкина это незамеченным не пройдет. Александр Христофорович,- обратился он к Бенкендорфу. -Завтра пригласи поэта к себе и вырази ему мое недовольство,пусть объяснит на кого написал свои сатирические стихи,а затем доложите мне.
-Все будет исполнено,- сказал Бенкендорф.
-Ваше величество спасибо, я всегда знал, что смогу найти в вашем лице защиту, вернее и преданнее чем я вам не найти.

Николай 1 похлопал министра по плечу и сказал:

-Не надо меня благодарить, я это делаю не столько ради вас,а для блага го -сударства ,которому вы добросовестно служите.
Простившись с Уваровым, государь с Бенкендорфом вышли на улицу,где их ждала карета.
-Как только возвратится граф Шереметев в Петербург, обязательно скажи при встречи,что ему пора уже жениться и обзавестись детишками. А то какую кашу он нам здесь заварил своей болезнью,-улыбнувшись сказал государь.
-Я слышал у него есть девица на примете,дальняя родственница Шереметева
м-ль Анна,- вспомнил Бенкендорф.
-Семья хорошая, хороший выбор,ты его поторопи.
-Семья у его будущей невесты не так богата как он,но не всегда деньги в радость бывают,а бывают и в тягость,особенно чужие,бедняга Уваров.

Николай 1 и шеф жандармов рассмеялись и сели в царскую карету.

Оставшись во дворце Уваров встретился с несколькими знакомыми, поговорив с ними о делах и через четверть часа уехал. Настроение его заметно улучшилось,самолюбие его было удовлетворено.Разговором с государем он остался вполне довольный.
 Во дворце Уваров видел Жуковского и подумал, что он вновь будет заступаться и выгораживать своего друга Пушкина перед царем.Быть только талантливым человеком не достаточно,необходимо умело талант еще и использовать на благо,так считал Уваров,думая о Пушкине. Представляя как тот завтра будет оправдываться разговаривая с Бенкендорфом, о своем новом сочинении,жалея что не сможет присутствовать при этом разговоре.

 Теперь ему осталось уладить еще одно дело, прекратить разговоры в обществе,о неудавшемся наследстве. Необходимо в ближайшее время съездить с визитом к графу и убедить его,что действовал из лучших побуждений. В этом деле ему должна была помочь жена,которая была в хороших отношениях с кузеном. Так размышлял Уваров, отправляясь домой.


Рецензии