Граф Шереметев. Часть 9. Петербургские новости
тот в чине будет волком.»
В.А.Жуковский.
Вчера Уваров провёл вечер дома. Ему не хотелось ни с кем встречаться, и он решил побыть в одиночестве и отдохнуть. Его жена отправилась на бал в сопровождении своей сестры и её супруга. На следующий день с самого утра лил сильный дождь. Он решил немного задержаться дома и расспросить жену о том, как прошёл вчерашний вечер.
— Как прошёл бал? Тебе понравилось вчера у княгини?
Всё было как обычно: мы ели, пили, веселились и танцевали.
— Шереметев уже прибыл в столицу?
— Его не было на балу, но я видела его друга Азенина, который сейчас гостит у него. Все только и говорили о нашем графе. Жуковский поведал,что Пушкин даже написал стихи «На выздоровление Лукулла», их напечатали в «Московском наблюдатели»
— Как они могли это напечатать? Он просто хотел посмеяться надо мной, но я с ними разберусь.
- Знаешь, лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых. Ты слишком строг с Пушкиным, не позволяешь все печатать, он злится на тебя за это.
- У нас с ним ещё будут проблемы, вот увидишь, не купил бы Петр 1 его прадеда за бутылку рома, жили бы все сейчас спокойно.
-Положение в обществе у нас с тобой сейчас не из лучших, зря ты не посоветовался со мной, принимая такое решение.
-Я хотел сохранить дворец Шереметева от воров и всяких зевак, поговорят неделю, две и успокоятся,переключатся на что либо другое.
- Пусть так как ты говоришь,-недоверчиво сказала жена.- Все в нашем мире скоротечно и непостоянно. После приезда Дмитрия в столицу, нам необходимо будет нанести ему визит и объяснить,что ходящие слухи о тебе, это происки твоих врагов, и что ты действовал из лучших побуждений.
— Катя, ты, как всегда, права, — произнёс Сергей Семёнович, нежно целуя жену в щёку. — Я понимаю, что в жизни совершил много ошибок и, вероятно, совершу ещё. Однако я стараюсь ставить государственные интересы всегда превыше личных.
После разговора с женой Уваров почувствовал облегчение и его настроение заметно улучшилось. Он посмотрел в окно и увидел, что на улице прояснилось и засияло солнце. Лужи, оставшиеся после дождя, начали подсыхать. В хорошем расположении духа он отправился на службу.
Наступил октябрь 1835 года. В одном из залов Зимнего дворца император Николай Павлович разговаривал с Александром Христофоровичем Бенкендорфом — шефом жандармов и главным начальником Третьего отделения собственной канцелярии императора.
-Александр Христофорович, я вчера прочитал стихотворение Пушкина,занимательная сатира. Никак он не успокоится, уже глава семейства, а из головы никак дурь выбросить не может.
-Он сердит на Уварова, что тот подверг его сочинения общей цензуре.
-Этим стихотворением Пушкин ничего не выиграл в общественном мнении, которым при всей своей гордости и независимости он так дорожит. Если у него талант от бога,то это вовсе не значит,что я позволю ему вести себя как он захочет, чтобы другим не повадно было.
-Вчера по выходу из департамента Уваров встретил в канцелярии цензора Гаевского и
велел передать князю Дондукову- Корсакову сделать распоряжение Цензурному комитету, о назначении нескольких цензоров на сочинения Пушкина. Мне доложил об этом князь сегодня,- сказал граф Бенкендорф.
-Уваров поступил верно, дополнительный контроль пойдет ему только на пользу. А что касательно этого дела, то Уваров всегда был скуп и жаден. Он показал себя во время болезни Шереметева не с лучшей стороны,но службу он свою знает исправно и никому я не позволю высмеивать своих министров и выставлять их на всеобщее посмешище. Общество должно уважать законы и людей их представляющих, иначе в государстве не будет порядка.
— Ваше величество, если бы год назад вы отпустили Пушкина в имение, как он просил, возможно, проблем с ним было бы меньше.
-Нет граф, лучше пусть остается при дворе.Человек он талантливый, но самодур большой, навряд ли он долго в деревне своей спокойно писать будет, то и гляди что нибудь да выкинет. За такими людьми присмотр должен быть,где как не здесь он у нас на виду, да и Уваров теперь с большим пристрастием следить за его литературной деятельностью будет,- улыбнувшись сказал государь.
- Ваше величество, против ваших аргументов трудно устоять, у вас есть дар убеждения.
Шеф корпуса жандармов давно научился с полуслова понимать Николая 1. Знал все его как положительные, так и отрицательные стороны. Интуитивно чувствовал когда следует поддержать разговор, а когда лучше его прекратить. В этом вопросе он полностью разделял мнение государя.
В зал вошёл офицер и сказал:
— Ваше Величество, карета подана.
— Идёмте, Александр Христофорович,- сказал Николай 1 и первый вышел из зала.
Спускаясь по дворцовой лестнице, они заметили графа Уварова, который направлялся им навстречу.
— Здравствуйте, ваше величество. Здравствуйте, Александр Христофорович, — произнёс Уваров, слегка наклонив голову.
— Вы направлялись ко мне, Сергей Семёнович? — спросил государь.
-Да я хотел лично доложить вам о последних стихах Пушкина, напечатанных
в Москве.
-Мне уже Александр Христофорович все рассказал. Оба вы с Пушкиным хороши, никак поладить не можете между собой. Я сейчас спешу, но не волнуйтесь,для Пушкина это незамеченным не пройдет. Александр Христофорович,- обратился он к Бенкендорфу. -Завтра пригласи поэта к себе и вырази ему мое недовольство, пусть объяснит на кого написал свои сатирические стихи,а затем доложите мне.
-Все будет исполнено,- сказал Бенкендорф.
-Ваше величество спасибо, я всегда знал, что смогу найти в вашем лице защиту, вернее и преданнее чем я вам не найти.
Николай I похлопал министра по плечу и произнес:
-Не надо меня благодарить, я это делаю не столько ради вас, а для блага го-сударства, которому вы добросовестно служите.
Попрощавшись с Уваровым, государь и Бенкендорф вышли на улицу, где их уже ждала карета.
-Как только возвратится граф Шереметев в Петербург, обязательно скажи при встречи,что ему пора уже жениться и обзавестись детишками. А то какую кашу он нам здесь заварил своей болезнью,-улыбнувшись сказал государь.
-Я слышал у него есть девица на примете, дальняя родственница Шереметева
м-ль Анна,- вспомнил Бенкендорф.
— Это хорошая семья, правильный выбор. Пожалуйста, поторопите его.
— Семья его будущей невесты не так богата, как он. Но не всегда деньги приносят радость, порой они становятся обузой, особенно когда они чужие. Бедный Уваров.
Николай 1 и шеф жандармов рассмеялись и сели в царскую карету.
Оставшись во дворце, Уваров встретился с несколькими знакомыми, обсудил с ними дела и через четверть часа уехал. Настроение его заметно улучшилось,самолюбие его было удовлетворено. Разговором с государем он остался вполне довольный.
Во дворце Уваров встретил Жуковского и предположил, что тот снова будет просить за своего друга Пушкина перед царём.Уваров считал, что быть просто талантливым человеком недостаточно, необходимо также умело применять свой талант на благо общества. Представляя, как Пушкин завтра будет оправдываться перед Бенкендорфом за своё новое сочинение, он жалел, что не сможет присутствовать при этом разговоре.
Теперь ему осталось уладить еще одно дело, прекратить разговоры в обществе, о неудавшемся наследстве. Необходимо в ближайшее время съездить с визитом к графу и убедить его, что действовал из лучших побуждений. В этом деле ему должна была помочь жена, которая была в хороших отношениях с кузеном. С такими мыслями Уваров отправился домой.
Свидетельство о публикации №224051301019
Я тронут Вашим почерком и слогом!
Понравилось!
Зелёная!
Варлаам Бузыкин 22.09.2024 15:22 Заявить о нарушении