Горькая память
ГОРЬКАЯ ПАМЯТЬ
3 декабря 2023 года страна отмечала горький День своей не менее горькой истории: - День Неизвестного Солдата. Городская газета накануне откликнулась статьей «ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО. ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН…». Автор создал проникновенную, сердечную публикацию. При этом используя стихи известных и мало известных поэтов.
Однако у меня воскресла собственная память об участии в операции поиска советского летчика и самолета МИГ-!5, сбитого американцами над морем в войне с Северной Кореей в октябре 1952 года.
Завершалась военно-морская кампания Тихоокеанского флота 1952 года. Для меня этот год был чрезвычайным. Это был первый год полноценной службы мотористом на торпедном катере. Такое произошло после разных видов обучения и тренировок. В конце успешного года я стал командиром отделения мотористов. Наш дивизион создавался заново и его корабли первый год бороздили Дальневосточные пределы. Свежая техника и молодые команды создали повод для обильной морской работы. В том числе: стоять в дежурном звене 25 Краснознаменной дивизии ТК ТОФ.
. «Дежурное звено» - это три катера с полным боевым вооружением, в том числе и двумя боевыми торпедами. Эти восьми метровые смертоносные армады несли в себе по 350 килограммов тротила. Их мощью можно сдвинуть с места приморский город средней величины. Заряд в торпедном аппарате стоял на палубе и приходился над кубриком. В первый раз я не мог под ним уснуть. В метре надо мной центнеры тротила, когда граммы его валят в кювет железнодорожные вагоны. Привык…. Команда в дежурном звене была всегда в повышенной готовности к немедленному выходу в море.
Кромка вод у берегов уже покрылась первым льдом, и все другие катера огромным краном ставились на киль-блоки на бетонных причалах. И только нас держали на плаву до последнего дежурства.
Наше звено только вышло из дежурства и мы надеялись, что в этом году нас больше не призовут. Однако на одном из катеров дежурного звена у моториста что-то случилось дома, и ему разрешили отпуск раньше. А заменили его мной. Из двух десятков свободных мотористов выбрали первогодка. Я беспрекословно собрал необходимые бытовые вещички и пришел на новый для меня катер. Мы хорошо знали друг друга, и никакой новизны не было. В кубрике занял указанную мне койку.
Однако через пару спокойных дней нам сыграли боевую тревогу. Все звено построили на причале и перед нами офицер штаба дивизии капитан III ранга Орел (фамилия, внешность и боевитость гармонировали!) , зачитал приказ. Суть его такова: южнее мыса Гамова, недалеко от советско-корейской границы, произошел воздушный бой наших и американских самолетов.
Американцы подбили наш МИГ-15 и нас срочно отправляют на поиски самолета и пилота. У пилота есть надувная лодка и средство для быстрой накачки. Может быть, нам удастся его спасти. Раздалась команда, и мы разбежались по катерам. До мыса Гамова нашим быстроходным корабликам часа три хода. И хотя уже морозило и капли воды на палубе становились льдинками, дул ветер и гуляли волны, мы вышли на предельную свою скорость. Нужно честно заметить, что верхняя команда бала хорошо одета: тепло и защищена от влаги. А мотористам в своем отсеке при работе трех тысячесильных дизелей было слишком тепло.
В положенное время и месте катера сбросили скорость, начались регулярные повороты, пошло прочесывание не спокойного моря. Катера перестроились в шеренгу в пределах видимости друг друга. Трудная и нудная работа. На верхней палубе все следят за своими секторами моря, до ряби и боли в глазах. Я сочувствовал своим друзьям наверху. Тяжело, утомительно и опасно….
Когда после пары часов поиска я открыл палубный люк и до пояса из него поднялся, разглядел «белый свет», меня охватило волнение и жалость. В такую погоду, на такой волне летчику вряд ли удастся уцелеть. Мне не жалко было наших трудов, мне больно стало за пилота, моего ровесника. Ведь где то дома его ждут мама с папой…. За что ему это ненастье. И мучительно каверзный вопрос: Кто они нам, эти корейцы? После нескольких часов безуспешного поиска мы завернули в бухту Витязь к рыбацким причалам. Они были расхлябаны как все рыбацкое в те годы. И команда в полном составе взялась убирать, точнее, скалывать лед. Такое повторилось несколько раз.
Когда старшина группы мотористов с мостика управления спустился к нам в отсек, он сказал, что мы безуспешно повернули домой, к родным причалам. Поиски ничего не дали, да и странно было ожидать, как при такой волне и температуре можно выжить. Не произнося вслух, каждый понимал, что ищем хотя бы труп. Однако море не оставило нам: ни следов самолета, ни, тем более, человека. Где то в полночь мы ошвартовались и нас вновь построили на пирсе. Командир похода поблагодарил за службу и сказал, что самолет и пилота нашел десантный корабль. Летчик и самолет как могли тянули к родному берегу и дотянули: насмерть разбились о его гранитные берега. Имя и фамилию пилота командир похода не знал.
В доцентские годы мне довелось оказаться на курсах повышения квалификации в Воронежском сельскохозяйственном институте. Одно из военизированных занятий вел педагог в форме военного летчика, но без погон. Он представился, генерал, командир дивизии истребителей и начал со своего боевого пути. Назвав при этом и Северную Корею. В перерыве я спросил, не его ли самолет мы искали? Он уточнил дату и сказал, что его дивизия уже вернулась домой, а сменила их дивизия генерала Ивана Кожедуба. Так я случайно узнал о мере участия в этой чужой войне нашей авиации.
Прошли годы, и годы… Я не мог расстаться с памятью о том безвестном летчике и написал статью - «Безвестная война» с эпиграфом Александра Твардовского «На той войне не знаменитой…» Статья была опубликована в Самарской газете «Волжская коммуна» 11 июня 2005 года. А в номере от 18 июня был опубликован отзыв на мою статью. Оказалось, что районном центре Кинель – Черкассы живет Гришин Василий Михайлович, майор в отставке, техник-механик авиационного полка, где служил погибший пилот. Он знал эту историю и знал летчика. И назвал его; старший лейтенант Пожидаев… Имя и отчество он не помнил.
Однако, пусть поздновато и у меня появился компьютер. Я медленно овладевал управлением новации. Компьютер удовлетворяет мои обильные и разносторонние интересы. Он помог мне найти информацию о наших авиационных потерях в той войне: самолетах и полным списком имен погибших летчиков. Да вот история: Пожидаева среди них нет:
БЕЗВЕСТНАЯ ЖЕРТВА, БЕЗВЕСТНОЙ ВОЙНЫ
Свидетельство о публикации №224051301062