Одержимость. Часть 1. Встань и иди

Как отличить одержимость от истерии?
Разговоры жуткими голосами, нечеловеческая сила, припадки, конвульсии, непереносимость святой воды и молитв — это самый верный признак того, что вы имеете дело с истерией. И направлять таких людей надо по адресу. С большей вероятностью, вы тут ничего сделать не сможете, если только не умеете в артистичность. Лукавить не будем, адреса у нас два: к психиатру (это адекватный адрес) и в церковь (это обывательский адрес). Как ни странно, второй адрес иногда справляется лучше первого. А вот почему, об этом тоже вкратце коснемся в этой статье. Нет, ЭМ не выступает против официальной медицины, а, наоборот, приветствует ее. В данном контексте я ссылаюсь скорее на привычки.

Если возникли подозрения насчет диагноза, стоит внимательно поговорить с пациентом и покопаться в его биографии. В большинстве случаев это будут крайне религиозные и/или внушаемые и повернутые на мистике люди.

Существует ли одержимость вообще?
Да, существует. Можно выделить два вида:

1) Добровольную, когда человек сам дает согласие на то, чтобы дух говорил через него

2) Насильственную, когда человека о его согласии не спрашивают.

Добровольная бывает на несколько порядков чаще. Если так посмотреть, любой человек, устраивающий прямой контакт, дает согласие на частичную одержимость. Частичную — потому что в большинстве случаев он продолжает контролировать происходящее частью сознания, отступая назад в камере сознания и не мешая говорящему, чтобы не сбить контакт.

В любом случае при одержимости точка сознания человека-медиума отходит вверх-центр - в зону полутрансового состояния, либо отходит назад к затылку — в этом случае переходит полное переключение и контроль над телом, а сам человек не будет помнить происходящего. Не просто не мочь контролировать свои действия и поведение, а вообще не помнить его. Для него это будет выглядеть как: «Отключился/уснул — проснулся: что тут происходит, где я?» Такие случаи сравнительно редки.

Разберем на примере.
Это видео интересно тем, что здесь сразу несколько случаев одержимости и «изгнания».
Видео 1.
1:10. Молодая женщина. Бес внушал ей, что она должна убить своего ребенка. Священник кладет ей руку на голову и именем Иисуса требует от бесов уйти. Хотя лицо в кадре замазано, мы можем посмотреть ее точку сознания. Помним, что при настоящей одержимости тс уходит как минимум вглубь вверх (макушка, зона транса), либо при полной — смещается далеко в зону затылка (два-три пальца от основания черепа). Здесь тс с самого начала находится в нулевой зоне — зоне активности — центр лба. И во время «обморока» и дальнейшего вещания, и после изгнания беса не изменяет свое положение, только немного колеблется, но не доходит даже до зоны транса.

Мнение клинического психолога:
«Можно предположить, что рождение ребенка, а, возможно, и сам факт беременности дал начало послеродовой депрессии, которая затянулась и усилилась в своих проявлениях. Возможно, психиатры сказали бы уже о психозе. Расстройство могло наложиться на истерическую акцентуацию личности (возможно, истерическую психопатию) и дать выход в виде конверсионного расстройства. Можно предположить, что женщина является достаточно религиозной. Все это в совокупности привело к тому, что конверсионное расстройство идет в рамках «одержимости». Вариантов причин много. Осуждение беременности, ее нежелательность, послеродовая депрессия, когда женщина считает себя плохой матерью и не справляется с ребенком и т.д. Что угодно. Но в основе в любом случае будет лежать сильный внутриличностный конфликт, а то, что мы видим — его «разрешение» или защита от него. Это ведь получается, что не она плохая мать, которая хочет смерти своего ребенка (это в обществе осуждается), а она стала жертвой беса и теперь ее нужно пожалеть или вылечить. Но в любом случае уделить ей внимание. Подобные истерические вспышки не происходят там, где нет зрителей».

4:35. Около десятка одержимых лежат на полу. Экзорцист подходит к лежащей девушке. «Бес» в ней кричит, что хочет видеть всех в аду. За счет массовости собравшихся и общей атмосферы «религиозного рвения» ее точка сознания более подвижна, но как и в первом случае, находится в рамках нормы: в зоне активности, незначительно хаотично отходя в сторону зоны транса, но не доходя до нее. Собравшиеся в церкви простирают руки в сторону одержимых. Священник говорит, что теперь все исцелены и могут встать.

6:33. Несколько человек крепко держат молодого мужчину. Экзорцист кладет руку ему на голову и обращается к бесу. Бес кричит, что он здесь для того, чтобы разрушить его (мужчины) брак. Экзорцист обращается к толпе с призывом совместно изгнать беса.
Точка сознания в рамках нормы, как и в предыдущих случаях.

Мнение клинического психолога:
«Возможно, у него имеются трудности, связанные с семейной жизнью и браком или конкретной женщиной, что привело к существенному нервно-психическому напряжению. Невозможность выразить имеющиеся проблемы или неудачи при попытке наладить отношения, неумение, непонимание, как это сделать и т.д. (возможен какой угодно вариант, все индивидуально) привело к накоплению внутреннего напряжения, что при учете его большой религиозности, как и во всех предыдущих случаях вышло в форме «одержимости».

Как работает механизм такого «изгнания»:
Такой экзорцизм дает хорошую возможность истерическим личностям получить «излечение» от своего «недуга». Подобные личности отличаются повышенной внушаемостью. Должны сложиться следующие условия:

Соответствующая обстановка в церкви (запахи, сама обстановка, мероприятие, о котором заранее знают эти люди, большое количество собравшихся),
Авторитарная, властная, внушающая уважение личность — экзорцист;
Их знание о том, что это им поможет и исцелит, поскольку они считают себя одержимыми;
«Пассы» или «внушения» с определенным ритмом и тембром голоса, которые проводит и говорит экзорцист,
Все это дает лечебный эффект и, как следствие, выход из истерического состояния.

В идеале, такими случаями должен был бы заниматься психиатр (психотерапевт, клинический психолог — на стадии реабилитации и социализации пациента). Но поглядим на вещи здраво: чтобы сильно религиозный человек на территории стран СНГ и конкретно России пошел к психиатру («я что, псих какой, что ли?») -должно случиться что-то невероятное. Другое дело — священник. Такой пациент уже подсознательно знает то единственное лекарство, которое ему поможет: священник, реже — знахарь, колдун, маг.
Пока искал видео для разбора в статье, наткнулся на репортаж о башкирском священнике-экзорцисте. И сотнях, если не тысячах «бесноватых», которые стекаются к нему со всей страны в поисках исцеления. В репортаже прозвучала фраза в духе: и бесноватых становится с каждым годом все больше и больше.
Что послужило причиной: ускорившиеся темпы жизни, а вместе с ними — увеличившийся объем информации, давящий на психику, количество проблем на фоне различных политических и экономических кризисов, усилившееся влияние РПЦ или тот простой факт, что мы, люди со стороны, стали более информированы о таких случаях, я не знаю. Знаю только одно: из многочисленных видео, которые нам удалось сегодня просмотреть, только два отдельных случая показались специфичными, но и там именно об одержимости как таковой речи не шло.

О фактической одержимости, когда речь действительно идет о влиянии извне, речь пойдет дальше.
А пока еще одно видео, на этот раз о православных экзорцизмах. Поведение и припадки «бесноватых» очень характерны.

Обратите внимание на красивый кувырок на 3:31 минуте.
Видео 2.
О чем хочу сказать в заключение. Когда речь идет о подобных «изгнаниях» большинство работающих не разбирают, с чем имеют дело. В случае с истерией всегда есть конфликтная ситуация. Всегда! Пока конфликтная ситуация не разрешится, «одержимость» рано или поздно будет повторяться. Если вы были внимательны, митрополит Герман 3:01 минуте как раз об этом и говорит: «Я уйду, уйду, но потом все равно вернусь». Вот это «все равно вернусь» — и есть бессознательный намек о том, что священник только снимает психическое напряжение, но суть конфликта не решает. Отдадим должное, психиатрия острых состояний этим тоже не занимаются. Они так же снимают острое состояние, выводят человека из него медикаментозно. А вот дальше идет краеугольное отличие экзорцистов от адекватной психиатрической помощи: во втором случае после снятия острого состояния обязательно должен идти психотерапевтический процесс, направленный на выяснение конфликтных ситуаций и их разрешение, помощь в выстраивании новых адаптивных взаимоотношений с окружающими и с семьей (системная семейная психотерапия), профилактика и предупреждение последующих срывов. Разница налицо.


Рецензии