Про мистику и мистификацию. Зейтунское чудо

У Елены Блаватской в защиту спиритуализма приведен аргумент: миллионы людей, видевшие что-либо, не могут ошибаться.
Я покопался в памяти и вспомнил один интересный случай. Касаемо массового видения Девы Марии. Впрочем, изначально я искал португальскую историю в Фатиме, но Египет тоже ничего. Подобные случаи не единичны. Только все они довольно своеобразные.
Случай в Зейтуне замечателен тем, что оставил после себя фотографии и даже видео. Ну, и 1968 год, в конце концов.

И нет, речь тут идет вовсе не о случае массовой истерии. Правда, есть веское подозрение, что о христианском чуде здесь тоже говорить не приходится.

Самое странное в этой истории то, что полиция не смогла найти объяснений этим явлениям. Хотя, в общем, немудрено. В 1968 году только начали появляться... лазерные шоу.

История создания иллюзий должна была начаться сразу после того, как стало понятно, что у человека есть неистребимая вера в чудеса. И началась она задолго до двадцатого века.

Показ призраков был популярным театральным развлечением в конце XVIII и в XIX столетии. Устройства, создававшие такие иллюзии, были известны как машины для появления призраков, или фантасмагорий.
В 1863 г. Джон Генри Пеппер, лондонский химик, усовершенствовал метод показа призраков. С помощью большого посеребренного стеклянного листа он заставлял призраков двигаться. На закрытой части сцены или под сценой завернутая в белое фигура как бы купалась в лучах света, затем этот образ отражался в зеркале и переносился на наклонную стеклянную плоскость, которая была скрыта от глаз зрителей. С помощью такой техники создавалась наводящая ужас иллюзия: призраки вставали из могил и общались с живыми людьми. Позже такую технику стали называть «призраком Пеппера» («Pepper’s ghost»).

Ряд иллюстраций далее были взяты из открытых источников в Интернете и приведены в статьях на других ресурсах.
Текст далее приведен без иллюстраций.

Какое отношение все это имеет к Зейтунскому чуду? Если отойти от технической теории и поразмыслить, здесь настораживает несколько моментов. И первое - это каноничное изображение Девы Марии. Она как будто сошла с иконы, не меняются даже складки ее одежды - они статичны. Это видно даже на фото: симметричны и четко выверены, как у картинного изображения.
Дальше изображение начинает двигаться. Медленно и плавно. Но как это можно сделать, мы уже знаем.
Второе - явление святой девы было неоднократным. Есть даже любительские видеозаписи 2009 года. Но все они сделаны в темное время суток. Святая дева появляется только ночью. Потому что днем отраженные световые лучи не будет видно, а значит не будет видно и ее.

Вот что Лукас думает по части технической стороны этого вопроса:

Обратим внимание на дату первого явления девы Марии - 1968 год. 60-е годы - расцвет голографических технологий, так как в 1960-м был изобретён лазер, и работа над голографией пошла полным ходом.
На фото видны направленные пучки света, сходящиеся на проекции изображения девы Марии. Как видим, качество тут никакое, требований к разрешению изображения особых нет. Для восстановления голограммы (т.е. получения голографической проекции) достаточно одного пучка света.

При проекции изображения свет частично рассеивается и идёт дальше, поэтому получаются такие лучи. Если посмотреть фотографии лазерных шоу, которые распространены сейчас, то можно увидеть похожую картину.

Там, где эти лучи, которые я выделил красным, пересекутся, там и будет это устройство. На последней картинке с орлом это, кстати, прекрасно видно. Так что да, на одном из ярусов или на куполах и будет.

Для восстановления голограммы (получения голографической проекции) не обязательно даже использовать лазер, возможны «простые» источники светового излучения, если голограмма записывалась при использовании схемы со встречными пучками света (когда источник опорного излучения и волна, отражённая объектом, находятся по разные стороны от голограммы).

К наиболее ранним примерам применения лазерных эффектов в искусстве можно отнести эксперименты Leo Beiser в 60-х годах. Шведский художник Carl Frederick Reuterswald использовал лазеры в опере "Фауст" в Стокгольме в 1968 г. Примерно в это же время француз Joel Stein создал систему для проекции лазерных образов на сцену в балете Opera Comique в Париже. В 1968 г. Lloid Cross (США) создал и запатентовал систему лазерной визуализации звука "Sonovision". Система состояла из громкоговорителя с отражателем, закрепленным на диффузоре. Луч гелий-неонового лазера направлялся на поверхность отражателя, создавая световые образы на экране под музыку в соответствии с звуковыми колебаниями. Позднее система использовалась с аргон- и криптон- ионными лазерами, создавая разноцветные картины.

Первой большой выставкой лазерного искусства стала "Laser Light: A New Visual Art" в музее искусств в Цинциннати в декабре 1969 г. Специальный черный кабинет с зеркалами и дымом для визуализации лазерных паутин, названных 3D-light sculpture, демонстрировался публике в 1971 г. на выставке "Art and Technology" в County Museum of Art в Лос-Анжелесе. При этом применялись аргоновые и гелий-неоновые лазеры.

Если бы такая установка правда была, с большой вероятностью она стояла бы не на соседних зданиях и не внизу, а на одном из ярусов церкви, сравнительно недалеко от места появления светящегося силуэта. Возможно, в том числе и поэтому она не была найдена в 1968-ом.
Хотя, должна ли она была быть найдена? Разгар Холодной войны в мире, собственная проигранная война Египта с Израилем в 1967-ом... Миру нужно было чудо. Свое чудо мир получил.


Рецензии