Несколько рассуждений про карму

Неоднократно сталкивался с точкой зрения, что болезни, смерти, аварии даются людям, чтобы духовно расти. А если в жизни человека случилось какое-то страшное событие или, тем более, он с рождения оказался в очень неприятной ситуации, которую крайне сложно или невозможно изменить, то, якобы, это дано ему для того, чтобы он имел шанс «исправиться». И таким образом люди иногда объясняют даже самые ужасающие вещи. Мы с Ярославом это обсудили, и у нас родился такой текст.

Я не знаю, к сожалению это или к счастью, но если человек родился с какими-то серьёзными проблемами со здоровьем и генетическими нарушениями, то это вовсе не значит, что он где-то ошибся в прошлом и исправляет кармические долги. (Исключения бывают, но редко). Просто так получилось. Внезапная смерть в аварии или в результате нападения тоже не означает, что человек где-то накосячил в прошлом. Такие вещи просто случаются иногда, даже если ты ничего не сделал. Ни в этой жизни, ни в предыдущих.

Но вера людей в наказание за ошибки прошлого непоколебима. Они называют это кармой, законом бумеранга, но их сознание отфильтровывает тот факт, что эти законы срабатывают далеко не всегда, а в порядке, приближенном к случайному — либо сработает, либо нет. На этом основана «вера в справедливый мир» — когнитивное искажение, при котором человек верит, что его хорошие поступки обязательно принесут хорошие последствия, а за плохие поступки последует наказание, а люди, в целом, получают то, что заслуживают. И, хотя некоторые исследователи [1] считают это явление типичным скорее для западной культуры, само определение кармы намекает на развитость этой иллюзии и в восточном обществе.

"Карма — совокупность совершённых человеком поступков и их последствий, определяющая судьбу и характер его нового рождения, перевоплощения."
«Испытания, которые даются нам свыше, нужны для того, чтобы духовно расти» — это распространенное мнение, хотя ничего плохого в нём нет. Людям порой необходимо верить в то, что мир справедлив и предсказуем [2]. Для кого-то такое объяснение является стимулом не выброситься из окна от шока и стресса, а выдержать происходящее и жить дальше. Обычно людям страшно признать, что с хорошим человеком тоже могут случиться плохие вещи. Понимание этого делает человека уязвимым, ведь человек обычно считает себя хорошим. И ему страшно. То есть, такую фразу говорят ради себя, ради своего успокоения, а не ради того, кому её произносят. Эта фраза позволяет сказать себе: «Вот он плохой, и с ним это случилось, а я хороший, и со мной этого не будет».

А случиться, тем не менее, может всё что угодно.

«Лабораторная крыса виновата только тем, что её в своё время поймали, или тем, что она изначально родилась в лаборатории».

Развеивание веры в справедливый мир поможет человеку прийти к пониманию и готовности к тому, что плохие вещи могут произойти даже тогда, когда ты ни в чём не виноват. Это шаг к экзистенциальной бездне, но в ней же можно найти опору на себя, которая куда более устойчивая, чем внешние опоры. Это отменит необходимость годами обвинять себя, если такое с ним уже произошло. «Вот случилось то-то и то-то, что я буду делать и как буду реагировать? К чему меня это приведет в итоге?»

Таким образом, мы получаем свободу действий и решений в обоих случаях:

(1) Когда вы приходите к понимаю, что это не карма, предопределение и прочее, вы уже не можете обвинять бога или судьбу в том, что зависело лично от вас. И тогда появляется шанс этой опоры на себя - взять ответственность за свои эмоции, свою жизнь и реакции, а значит, и сделать себя более независимым и адаптированным.

(2) И второе — это те вещи, которые не зависят лично от нас. И тогда взять на себя ответственность - это понять, что я не могу на это повлиять, но я могу повлиять на то, как на это реагировать.

Список литературы:

[1] Корецкая Марина Александровна, Иваненко Елена Анатольевна, Савенкова Елена Владимировна Виктимблейминг и теодицея: теологические корни веры в справедливость страданий жертвы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2019. №2 (26).

[2] Ваганова, К. В. Виктимблейминг как причина латентности домашнего насилия / К. В. Ваганова // THE BEST RESEARCH PRACTICES : сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 08 ноября 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. – С. 122-132. – EDN NHRHSY.


Рецензии