***

   Так мы жили-выживали без отца, с очень больной мамой. Сестра, кроме той болезни, которая обезобразила её лицо, страдала от рахита. Она  сильно капризничала и без конца просила есть. Мама с огромной болью решилась продать последнюю дорогую вещь- костюм старшего брата. С этой вещью она хранила в своей душе тепло воспоминаний и надежду на светлое будущее. Вместо костюма в ломе появилась козочка, которая должна была спасти нас от голодной смерти. Это были 46-47 голодные послевоенные годы, и теперь ни семье, ни козе есть было нечего. Мама таяла на глазах", её называли "ходячий труп", но она всё искала малейшую возможность покормить нас троих. Наши друзья, услышав версию о том, что язву желудка можно вылечить мясом собак, закормили свою и, принесли нам в дом целое ведро крепкого бульона с хорошими кусками мяса. Следующей попыткой для матери оказалась совершенно невероятная для неё возможность-отправить своих старших просить милостыню. Этот день в моей памяти со всеми подробностями сохранился на всю жизнь. Моя больная, измученная, безутешно рыдающая мама и я. В то время детские учреждения не работали-деток нечем было кормить и следы голода в виде опухоли, появились на моём крохотном, худеньком тельце. Наши спасатели вернулись позним вечером измученные, голодные и уставшие. Им никто ничего не подал, хотяу людей были свои дома с землёй и хозяйством. Этой ночью я проснулась от горьких приглушенных рыданий мамы. Она, хотя и пыталась шептать и слова которые она произносила, были мне не совсем понятны, но конец разговора был произнесён чётко: "Ты должен мне поклясться в том, что когда мы умрём, и сам "встанешь на ноги" ,ты заберёшь её у стариков и воспитаешь сам, а мы на том свете будем молиться, чтобы у вас всё получилось". Клятву произнёс мой брат, стоя перед мамой на коленях. Это было слышно, потому что они оба плакали и успокаивали друг друга. Рано утром моя мама крепко целуя и  прижимая меня к себе, через улыбку попросила меня помочь  собрать урожай абрикос и яблок дедушке с бабушкой в деревне. Наешься. фруктов, попьёшь молока и будешь здорова. Побудешь там  пока садик не работает. Не плачь,всё будет хорошо.
 а


Рецензии