О покровителях, ценном опыте и воздаянии за ошибки

Одна из сложнейших задач в исследованиях — это отделение себя от предмета исследования. Та самая беспристрастность. Так уж работает наш мозг, что проекции, интроекции, когнитивные ограничения и иже с ними здорово мешают. Они призваны объяснить и сделать понятным некое явление, сократить время анализа, помочь запоминанию и принятию решений, — и это прекрасно работало, когда наши предки еще были мохнаты или бегали в чьих-то добытых шкурах. Но сейчас нередко оказывается, что решение может быть принято неверное. Особенно с учетом того, что мы далеко ушли в эволюционной гонке от непосредственного столкновения с реальной опасностью. Конечно, в первую очередь я имею в виду рядового человека-горожанина, который сыт, обут, одет, имеет финансы и средства развлечений, его родственники более-менее здоровы, не требуют усиленного внимания, и все далеки от горячих точек. То есть человек с закрытыми базовыми потребностями.

Отделить свою личность и мировоззрение от реального мира порой не представляется возможным, и тогда мы получаем в лучшем случае странные, в худшем - откровенно вредоносные рассуждения. Их собрать можно в целую коллекцию, но сегодня хочу остановиться на одном. Как раз в тему статьи про покровителей.

В нашем обществе глубоко и широко распространено убеждение о страдании. Любая сфера пронизывается страданием и человек воспитывается в духе необходимого худа. Это проникает и в отношения, семью и маготему это тоже не обошло стороной.

Разберем последовательно.

Получается заблуждение в духе: «Покровитель может обучать вас через боль и лишения, испытания. Если с вами что-то случилось — это вас чему-то хотят научить». А боль адепты этого заблуждения расценивают как важный опыт, необходимый для духовного и энергетического развития.

Сама по себе боль — это не плохо и не хорошо. Это сигнал организма о неполадках. Боль помогает выявить проблемное место в организме или избегать опасности. «Огонь жжётся, больно, трогать нельзя!» В этом смысле, как сложный эволюционный механизм, она полезна. Но причинять себе боль намеренно или ещё каким-то образом звать её в свою жизнь — по меньшей мере, странно. И с точки зрения эволюции, и с точки зрения здравого смысла.

Боль и неприятности — это, безусловно, опыт. Но не всякий опыт одинаково важен, ценен и полезен. Знаете, какое из наиболее важных положений надо вынести из психологии? Не травмированный человек может добиться гораздо больших успехов, чем тот же самый человек, но травмированный. Ключевое слово — «тот же самый», так как у сравниваемых людей может быть разный уровень выносливости и ресурсов. Если один человек с травмой добился в итоге большего, чем другой человек без травмы, то он сделал это не благодаря травме, а вопреки. И без травматического опыта ему удалось бы достичь гораздо большего и сделать это быстрее, поскольку не пришлось бы тратить время и силы на восстановление. Иллюзия посттравматического роста проистекает из так называемой "ошибки выжившего" — когнитивного искажения, при котором в статистику попадает только одна группа объектов, а другая не попадает по той или иной причине. В данном случае, статистикой не учитываются те, кто в результате негативного опыта оказался на дне или вовсе погиб. Распространено мнение, что высшие силы не посылают человеку испытаний, которые он бы не выдержал. Это верно лишь потому, что те, кто не выдержал — умерли или сошли с ума. И некому теперь об этом рассказать.

Так вот. Нормальный покровитель никогда (никогда!) не сделает своему подопечному ничего плохого, не причинит ему боль и не станет намеренно ему вредить. Он будет заботиться о человеке и оберегать по мере своих сил. Он будет относиться к вам как родитель или как друг, а я плохо себе представляю родителя, который ломает ребёнку ноги, чтобы чему-то научить. Даже если тот объективно неправ. До адекватного человека, то есть человека, способного нести ответственность за свои слова, поступки и действия, в случае незнания или непонимания реалии астрала можно объяснить на словах, без необходимости жёстких методов. К жёстким методам могут перейти, если словами донести никак не получается. Но в этом случае у предполагаемого покровителя может возникнуть вопрос, а стоит ли держать при себе такого подопечного. Если вам кажется, что это неправда, то вам, скорее всего, не повезло с покровителями, и вы нарвались совсем не на тех людей. Или покровителей на самом деле нет, а вы объясняете жизненные неудачи действиями высших сил.
«Без боли не бывает изменений ни в энергетическом, ни в духовном плане». Если вдруг возникнет необходимость внести изменения в вашу энергетику, то нормальный покровитель также будет вносить их по принципу "не навреди". Наблюдая за общим состоянием и чтобы не покалечить. Если во время энергетических практик в целях "прокачать энергетику" вам стало больно и плохо, то это сигнал, что что-то пошло не так: неправильные действия, неподходящие энергии, непонимание строения энергетического тела, его энергоузлов, каналов. Скорее всего, в процессе упражнения вы нанесли себе травму.

Заблуждение про боль может сопровождаться верой в мудрых высших сложноорганизованных существ, которые всегда лучше знают, как надо. Якобы все разумные существа оттуда — по умолчанию более развитые в интеллектуальном и моральном смысле и лучше знают, что делать с заблудшим путником. Они знают лучше, и у них другие методы, потому что «другая логика», которую земным людям невозможно постичь.

Тяжело представить, что у нормальных астральных такая логика, которая позволяет причинить другому существу боль без всякой на то причины. Конечно, встречали мы там и таких. Но все они никак не тянули ни на "высших существ", ни на хотя бы просто сложноорганизованных.
Если не брать в расчёт возможные садистские наклонности астрального, то никто обычно не нападает без причины. Паразит или хищник хочет сожрать, сразу или кинуть привязку и "отложить на потом". Разумные астральные и божества не будут вас бить и гадить в вероятности, если вы не влезли куда не нужно, ничего не испортили или не украли. Опять-таки, садистов, отморозков, преступников и маргиналов, которых хватает и на физе, и в астрале, в расчёт не берём.
Сложность организации существа здесь тоже особой роли не играет. Если брать не антропоморфных, но при этом полностью разумных существ, то... Их логика, на самом деле, в этом отношении не сильно отличается. Примерно такие же понятия выгоды, симпатии и антипатии, пользы и вреда.

И давайте будем честны. Если вы практикуете магию и прочие тонкие вещи и работаете с людьми, подумайте - не тянете ли вы в работу свои когнитивные искажения и негативные установки? Представьте себе психолога, который на приеме говорит клиенту: «Это вы сами виноваты, это вас высшие силы испытывают». Больше похоже на бабку у подъезда. Возможно, прозвучит жестоко, но подобная картина — противопоказание к работе с людьми и публикации каких бы то ни было собственных исследований.

Если практик не в состоянии отделить свое мировоззрение от того, с кем и чем он работает, о критичности и беспристрастности говорить не приходится. Это вред. Прямой или косвенный, в большей или меньшей степени, но вред.

Представьте себе ситуацию: к практику обращаются, чтобы снять порчу / провериться на негатив / узнать про проблемы со здоровьем / удачей / финансами и прочим, а он в ответ: это вам заслуженно / это бумеранг / это вас испытывают / если вы пронесете свой крест до конца / будете раздавать милостыню бедным, вам потом воздастся.

Нет, не воздастся. И копаться в морально-нравственных причинах произошедшего, тем более высказывать собственные мировоззренческие идеалы — непрофессионально.

Ни одно живое, нормальное существо не будет терпеть или желать страдания с мыслью, что потом воздастся. Нормально — это искать способы убрать страдание. Нормально — это подумать, что и как привело к страданию и впредь профилактировать или придерживаться рекомендаций. Нормально — это иметь представления о возможных рисках и принимать превентивные меры.

Ситуация из мира нейропсихологии и нейрохирургии: рисковый человек, любящий адреналин и экстремальные увлечения, попадает в связанную со своим увлечением катастрофу, получает травму мозга и итоговые выраженные нарушения с речью и движениями. Как отделить субъективное от объективного? Объективно только одно: занятия экстремальными увлечениями повышают в жизни риск попасть в катастрофу, особенно в рамках этого увлечения. Всё. Грубо говоря, рядовой человек, не увлекающийся прыжками с парашютом, имеет околонулевой риск получить травму вследствие такого прыжка. Рассуждения в духе: кара / крест / бумеранг и прочее — остается за дверью.

В психологии есть четкое правило: не работать с людьми, исходя из собственного личного опыта и мировоззрения. И это правило так часто нарушается, что психологическое консультирование в последнее время очень дискредитировано в странах СНГ. Во многом из-за того, что никак не проработана на законодательном уровне, в отличие от европейского / американского зарубежья.

Про магию вообще молчу. Но давайте будем стараться топить за объективность.


Рецензии